Подготовка ребенка к школе и детскому саду медицина здоровый ребенок

Обновлено: 30.06.2024

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:

  • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
  • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
  • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.

Лабораторное исследование включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, педиатр должен помнить о том, что целесообразно начать посещение ДОУ не ранее чем через месяц после последней прививки. По результатам осмотров проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется эпикриз для ДОУ с комплексной оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями на период адаптации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию и закаливанию.

Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2–3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и витаминов (особенно группы В) в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание родителей на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3–4 недели до поступления в ДОУ рекомендуется увеличить на 10–15% возрастную норму содержания белков в суточном рационе, обязательно также использование йодированной соли [1].

Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.

ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ

Для детей ясельного возраста:

  • частые заболевания матери во время беременности;
  • несоответствие домашнего режима ясельному;
  • возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
  • токсикоз 2-й половины беременности у матери;
  • асфиксия при рождении;
  • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
  • злоупотребление родителей алкоголем;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
  • раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
  • рахит 2–3-й степени;
  • наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
  • масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
  • содержание гемоглобина менее 116 г/л.

Для детей дошкольного возраста:

  • частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
  • неудовлетворительная адаптация к яслям;
  • злоупотребление родителей алкоголем;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • неправильное домашнее воспитание;
  • отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
  • мужской пол ребенка;
  • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
  • осложнения в родах;
  • масса тела при рождении менее 2500 г;
  • отклонения в физическом и психическом развитии.

При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога ДОУ с первых дней посещения учреждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.

Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и вегетативной нервной системы ребенка, следует обеспечить состояние теплового комфорта (одевать малыша так, как он привык дома, следить за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следить за реакцией крохи, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.

Особое внимание воспитатель и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:

Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней – у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода – не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ

Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с затрудненной адаптацией к ДОУ рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [2]. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.

Для детей со сниженным иммунитетом рекомендуется использовать растительные адаптогены (элеутерококк, аралия, китайский лимонник) в виде настоя или экстракта из расчета разовой дозы 1–2 капли на год жизни (но не более 10 капель) 2–4 раза в день (развести в молоке), курс – 10–15 дней. Использование адаптогенов не рекомендуется детям с гипертоническими реакциями, нарушениями сна и гиперактивностью. Для повышения неспецифической резистентности рекомендуется прием аскорбиновой кислоты и витаминов А и Е в профилактической дозе в течение 10–15 дней. С целью улучшения фагоцитоза и белкового обмена (особенно у детей с дефицитом массы тела) целесообразно применение оротата калия из расчета 10–20 мг на 1 кг массы тела за 2–3 приема в течение 10–20 дней, эндоназальное введение интерферона, лизоцима, оксолиновой мази [1, 4]. В случае отсутствия терапевтического эффекта целесообразно назначение фармацевтических иммуномодуляторов с учетом возраста и сопутствующих заболеваний ребенка. Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. Обязательное УФО детей должно проводиться в районах севернее 57,5° северной широты и в районах со значительным загрязнением атмосферного воздуха [4, 7]. При наличии физиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятия по физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [4].

Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют состав воздуха, повышают содержание кислорода. Всероссийским НИИ лекарственных и ароматических растений разработаны и апробированы специальные фитомодули для образовательных учреждений [4]. Предложены четыре варианта композиций (табл. 1).

Таблица 1. Фитомодульные композиции

Композиция 1 Композиция 2 Композиция 3 Композиция 4
Хлорофитум-1
Базилик Кипр-1
Мята Кипр-2
Мелисса-1
Герань душистая-1
Пилея-1
Пеларгония-1
Каланхое-1
Гипоэстер-3
Базилик Кипр-2
Спатифиллум-1
Базилик Кипр-2
Мята Кипр-2
Мята Кипр-2
Мелисса-1
Пеларгония-1
Ректантера-1
Спатифиллум-1

При использовании комнатных растений следует размещать их так, чтобы не ухудшалась инсоляция и освещенность в групповых помещениях. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Более высокие растения рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65–70 см от пола [7].

Для детей с патологией носоглотки и гипертрофией лимфоидной ткани рекомендуется эндоназальное введение ряда метаболитов - ингаляции 4%-ного раствора пантотената кальция, ионофорез липоевой кислоты, тепловлажные ингаляции с настоем эвкалипта, шалфея, отваром коры дуба [4].

Для уменьшения психоэмоционального напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций могут быть рекомендованы седативные средства растительного происхождения, глицин, янтарная кислота. Для детей раннего возраста могут применяться ванны с использованием отваров валерианы или пустырника [1].

В случае диагностики неблагоприятного течения адаптации ребенок должен быть поставлен на диспансерный учет, а при невозможности посещения ДОУ медико-психологическая реабилитация должна быть продолжена в поликлинике по месту жительства. После ее завершения можно попытаться записать ребенка в другое ДОУ либо в группу кратковременного пребывания детей, либо организовать воспитание в учреждениях дополнительного образования с учетом возраста ребенка. Сведения о неблагоприятной адаптации к яслям и детскому саду обязательно должны быть отражены в выписном эпикризе при поступлении в школу, так как это является фактором риска нарушения адаптации к школе.

Анализ эффективности всей системы профилактических мероприятий по предупреждению нарушений адаптации в ДОУ, проводимый педиатром, рекомендуется осуществлять по следующим показателям: число детей с различными видами адаптации; сравнение данных прогноза и реальной адаптации. Эти показатели следует анализировать по отдельным возрастным группам и в динамике работы ДОУ.

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

Сведения об авторах:

Начало занятий — это не только умственные нагрузки и смена образа жизни, но и повышенный риск заболеть. Из-за нового окружения возрастает количество столкновений с незнакомыми иммунитету возбудителями. Рассказываем как подготовить ребенка к выходу в коллектив правильно и что делать и не делать, если он заболел.

Почему дети болеют часто

По меркам ВОЗ часто болеющим ребенок считается, если болеет чаще 8 раз в год. На первом году занятий в детском саду или в школе, особенно если ребенок не ходил в детский сад, инфекции случаются даже чаще.

Дополнительные причины частых простуд:

Смена режима и недосып. Дома дети часто поздно встают и поздно ложатся, поэтому резкий переход к ранним подъемам может привести к недосыпу. В таком случае лучше постепенно готовить ребенка: начинать будить на 15 минут раньше каждые два–три дня, пока не дойдет до нужного времени подъема.

Адаптация к новым условиям. Ребенок, оказываясь в незнакомой среде, привыкает к ней и если адаптация проходит с осложнениями или затягивается, может появиться хронический стресс, который негативно влияет на иммунитет. Чтобы этого избежать, лучше заранее рассказывать, что ожидает в школе, а детям младшего возраста можно показать устройство сада с помощью ролевых игр с игрушками.

Начало занятий совпадает с приходом осени и холода , из-за которого дети больше времени проводят в замкнутом малопроветриваемом помещении. Да и вирусы в холодное время года активнее.

Нехватка важных микроэлементов, например, цинка . При полноценном питании ребенок получает все необходимые витамины и другие вещества из пищи. Как говорит Анна Редина, принимать витамины нужно, е сли ребенок плохо питается или есть подозрение на нехватку микроэлементов — слоятся ногти, выпадают волосы, шелушится кожа или трескаются уголки губ. Если принимать витамины без показаний, можно получить передозировку, которая опаснее дефицита и сложнее лечится.

Как болеть реже

Совсем избежать ОРВИ при поступлении в детский коллектив вряд ли получится, но можно снизить частоту и длительность инфекций.

Лучше поддерживать дома прохладную температуру и постоянно проветривать. В сухом воздухе вирусы и бактерии легче проникают через потрескавшиеся слизистые оболочки. А проветривание уменьшает количество микроорганизмов в помещении.

Если у ребенка есть хронические болезни, то перед началом занятий стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

«Если у ребенка нет жалоб, скорее всего, его не стоит показывать врачу. — рассказывает оториноларинголог, хирург и ведущий специалист GMS Clinic Олег Абрамов . — Другое дело — дети с аденоидными проблемами, такими как храп во сне и постоянная заложенность носа. Их состояние может ухудшиться после попадания или возвращения в детский коллектив, поэтому к врачу нужно обращаться заранее, до начала учебного года.

Лучший способ профилактики ОРВИ и осложнений — вакцинация. Анна Редина рекомендует завершить перед школой плановые календарные прививки: ревакцинация ККП — корь, краснуха, паротит. Эти болезни крайне заразны и тяжело протекают, а заболеваемость корью растет. Также в 7 лет нужно делать ревакцинацию от дифтерии, столбняка и коклюша. Для этого есть комбинированные вакцины .

Не стоит игнорировать и ежегодную вакцинацию против гриппа. А из дополнительных прививок полезно вакцинироваться от менингококковой инфекции — быстро развивающегося, смертельно опасного заболевания и от гепатита А, который лечится только симптоматически.

Также стоит привить ребенка от ветряной оспы — это защитит от тяжелых форм ветрянки или от осложнений заболевания. Кроме того, после перенесенной ветряной оспы, вирус в дальнейшем может вызвать опоясывающий лишай.

Во время сезона ОРЗ сложно избежать заражения, особенно если ребенок постоянно находится в детском коллективе. Но если часто мыть руки, умывать лицо, менять одежду сразу по приходу домой и промывать нос физраствором или солевыми растворами, то это механически уменьшит количество вирусов и бактерий на коже и слизистых и помешает им проникнуть в организм.

Если ребенок все-таки заболел

Для начала нужно убедиться, что это обычная простуда без особенностей, для этого стоит обратиться к педиатру. Обычная тактика лечения сезонных ОРВИ включает в себя обильное питье в виде воды, морсов, компотов или чая с лимоном и лечение симптомов. Сбивать температуру стоит, только если ребенок вялый и жалуется на самочувствие. Не стоит этого делать, опираясь только на значения термометра.

Сосудосуживающие капли давать ребенку следует с осторожностью, только перед сном, чтобы насморк не мешал спать. И не дольше трех дней подряд. Антибиотики может назначить только врач, после осмотра и проведения необходимых анализов. Если ребенку не становится лучше через три–четыре дня с начала появления симптомов или состояние ухудшается, то обязательно нужно проконсультироваться с педиатром.

Консультация врача необходима при каждом новом случае простуды, если ребенок склонен к осложнениям после ОРЗ. К ним может привести, например, самолечение.

Что не надо делать

Ставить банки, обтирать ребенка спиртом или дышать паром вареного картофеля. Эти способы не помогают в лечении болезни и даже могут навредить. Пар обжигает дыхательные пути, а обтирание спиртом приводит к отравлению ребенка этанолом через кожу.

Принимать разрекламированные стимуляторы иммунитета, иммуномодуляторы и другие препараты для усиления иммунитета ребенка. Они не помогают бороться с инфекциями и врачи, работающие в сфере доказательной медицины, не назначают такие препараты детям без иммунодефицита

«Иммуностимуляторы и модуляторы не нашли доказательного подтверждения своей эффективности и безопасности, — говорит Анна Редина. — Они не нужны, потому что дети прекрасно справляются с вирусной инфекцией без дополнительных вмешательств.

Оставаться дома после выздоровления тоже не стоит. Обычно ребенок заразен для окружающих за два–три для до появления симптомов и не заразен после их исчезновения.

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Что надо сделать перед поступлением

Главный педиатр департамента здравоохранения Москвы Исмаил Османов рассказал , как подготовить ребенка к поступлению в детский сад или школу. В первую очередь нужно укрепить здоровье малыша, включив в рацион продукты, содержащие витамины и минералы. Также по рекомендации врача можно давать ему специальные витаминные комплексы.

А вот проведением вакцинации, по словам педиатра, следовало озаботиться заранее: многие прививки (от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, ветряной оспы) вводятся в несколько этапов, между которыми должен быть соблюден определенный интервал.

Профилактика болезней

— Учитывая сложную ситуацию, связанную с пандемией COVID-19 , научите ребенка простым гигиеническим правилам — чаще мыть руки, соблюдать социальную дистанцию, избегать контактов с очевидно простуженными людьми, — добавляет Марк Пружинин.

Для повышения сопротивляемости вирусам важно, чтобы ребенок достаточно двигался, почаще гулял на свежем воздухе и сбалансированно питался, употребляя свежие овощи и фрукты.

Если ребенок впервые отправляется в школу, не относитесь к подготовке с большой серьезностью, призывает педиатр Марк Пружинин. Не стоит сразу сажать первоклассника за стол и заставлять выписывать прописи — так он быстро заскучает.

— Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм. Важно делать все в меру и не бояться, что вы теряете время, потому что торопиться некуда. В конце концов, официальных требований к умениям будущего первоклассника нет, — резюмирует педиатр.

Основа подготовки ребенка к школе — привить здоровое отношение к учебе. Если мама быстро начинает сердиться и ругает за каждую ошибку, у ребенка сформируется страх перед первым классом, а ведь ошибки, считают эксперты, важная часть познавательного процесса.

Хорошим способом привить ребенку интерес к учебе станет личный пример, с чтением например. Многие родители в процессе подготовки к первому классу беспокоятся, что малыш еще не научился читать или читает плохо. В этом случае им следует больше читать самим — как только малыш заметит, что родители в свободное время берутся за книжку, он невольно скопирует поведение.

— Поделитесь с ребенком, как интересно было в вашей школе, как вы играли в детском саду. Приоткройте завесу, расскажите, что будет происходить, чтобы сложилось понимание, чего ожидать, — говорит нейропсихолог. — Порассуждайте о том, что все дети разные, и у всех могут быть свои особенности, но у каждого можно найти хорошую черту, которая понравится и поможет наладить контакт. Научите ребенка самого проявлять инициативу, и с ним обязательно захотят дружить.

Первое время ребенку может понадобиться активное внимание родителей: больше разговаривайте, поддерживайте и помогайте настроиться на новый распорядок дня и новые активности. Психолог советует постараться заранее настроить режим сна, чтобы ребенок мог с легкостью вставать по утрам.

— С малышом, который идет в детский сад, вы можете разыграть несколько сценок знакомства или совместных игр, чтобы помочь ему адаптироваться, и убедиться в том, что ребенок готов к выходу в социум, — добавляет собеседница Елена Данилова.

— Не ругайте ребенка, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить его к детскому саду или начальной школе не так уж сложно, — резюмирует Марк Пружинин.

Первое время в детском саду иногда становится настоящим испытанием для детей и родителей. Расставание с близкими людьми, новое окружение и незнакомое помещение могут испугать и встревожить даже самых общительных и самостоятельных детей. Поэтому родители задаются вопросом о том, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла легко и незаметно.

Готовность к детскому саду

медицинская подготовка

Психологи отмечают сразу несколько фактов, подтверждающих готовность крохи к посещению детского сада:

  • отсутствие страха перед посторонними людьми, новыми местами и впечатлениями;
  • стремление к общению с детьми и взрослыми;
  • умение играть совместно с другими детьми;
  • способность в течение некоторого времени занимать себя самостоятельно – лепкой, рисованием, игрой с конструктором и т.д.;
  • удачный опыт кратковременного пребывания без родителей – с родственниками, няней;
  • развитые навыки самообслуживания – кроха самостоятельно ест, ходит на горшок, моет с мылом руки и т.д.;
  • идея посещения детского сада вызывает интерес и положительные эмоции у ребенка.

Большинство детей приобретают все вышеописанные признаки ближе к трем годам, чем и обусловлен традиционный возраст выхода в детский сад. Можно получить путевку с двух лет в ясли, если в детском дошкольном учреждении они предусмотрены. Это специальная группа для самых маленьких, еще не способных обслуживать себя. Двухлетнему ребенку также могут предложить кратковременное пребывание. Это посещение садика с утра до обеда с целью адаптации к дошкольному учреждению и развития социальных навыков.

Медицинская подготовка

Для начала посещения детского сада родителям требуется оформить медицинскую карту и форму №026/у-2000. Это можно сделать в поликлинике, где наблюдается ребенок. Медицинская карта содержит информацию о состоянии здоровья малыша, пройденных анализах и прививках.

Перед получением карты ребенку нужно пройти ряд специалистов:

  • педиатр;
  • хирург;
  • ортопед;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • окулист;
  • дерматолог;
  • психолог.

Каждый врач обследует ребенка, после чего пишет рекомендации и заключение о возможности посещения дошкольного образовательного учреждения. Непосредственно перед посещением детского сада малышу необходимо пройти исследования на дифтерийную палочку и кишечные инфекции, сдать общий анализ крови и мочи. Список врачей, сроки прохождения диспансеризации и требования к оформлению медицинской карты варьируются в зависимости от региона проживания семьи и конкретного учреждения, в который ребенок был распределен.

иммунитет ребенка

Рекомендуется заранее начать закаливание, чтобы укрепить иммунитет ребенка и минимизировать риски заболеваний в детском саду. Самые простые методы:

  • ходить босиком в помещении и на улице – по траве, песку;
  • обливаться водой с постепенным снижением температуры;
  • посещать бассейн или купаться в природных водоемах в летнее время.

Полезны продолжительные прогулки, активные игры и сон на свежем воздухе. К каждому виду закаливания нужно приступать постепенно, желательно в летний период, ребенок при этом должен быть здоров.

Иммунитет малыша перед детским садом можно также поддержать с помощью витаминов. Восполнить запас необходимых веществ поможет сбалансированный рацион с достаточным количеством ягод, фруктов и овощей. В некоторых случаях педиатр может порекомендовать ребенку отдельные поливитаминные комплексы.

Психологическая подготовка

Чтобы морально подготовить ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения, необходимо заранее позаботиться о некоторых нюансах:

  • Рассказать крохе про детский сад. Важно говорить позитивно и подчеркивать моменты, которые могут заинтересовать ребенка (много новых игрушек, увлекательные занятия, компания для игр и т.д.). Хорошими помощниками могут стать фильмы, мультфильмы и книги, где главные герои посещают детский сад. Можно вовлечь малыша в игру, в которой его игрушки будут ходить в садик.
  • Заранее показать ребенку детский сад, чтобы он мог к нему привыкнуть. Можно пройтись на площадке у сада, посмотреть на гуляющих детей. При возможности малышу показывают будущую группу, раздевалку и спальню.
  • Постепенно вводить режим в жизнь ребенка. Нужно, чтобы новое расписание соответствовало распорядку детского сада. Надо четко определить время подъема и отбоя, приемов пищи, активных игр и прогулок. Не стоит отказываться от режима даже в выходные дни. В таком случае малышу будет легче привыкнуть к новому месту.
  • Поработать над навыками самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельно есть и ходить на горшок, либо унитаз. Желательно, чтобы он умел самостоятельно мыть руки и умываться, снимать и надевать базовые предметы гардероба. Перед посещением детского сада нужно заранее отучить ребенка от таких привычек, как укачивание перед сном, ношение памперсов, сосание пустышки, бутылочки с соской.
  • Познакомить ребенка с будущим рационом. Меню в детском саду состоит из каш, запеканок, супов, тушеных овощей, рыбных и мясных котлет. Не всем детям нравится питание в детском саду, поэтому желательно заранее ввести новые для малыша блюда в рацион семьи.
  • Регулярно гулять с малышом на детской площадке. Не стоит ограничивать общение с другими детьми. Важно, чтобы перед посещением детского сада ребенок умел выстраивать отношения с ровесниками. Возможно, с кем-то из ребят в дальнейшем ребенок попадет в одну группу.

Не менее важно и общение ребенка с взрослыми. Надо как можно чаще ходить вместе с детьми в гости, общаться с родственниками. Это поможет ребенку легче привыкнуть к воспитателям в детском дошкольном учреждении.

как подготовить ребенка к детскому саду

Особое внимание стоит уделить развитию речи малыша. Можно отдельно потренировать с ребенком некоторые фразы и просьбы попить, сходить в туалет. Чем лучше говорят дети, тем увереннее они чувствуют себя среди нового окружения.

Не стоит забывать, что дети слышат и понимают все, происходящее вокруг них. Поэтому, в первую очередь, подготовиться к новому этапу в жизни ребенка должны сами родители. Даже в разговорах с посторонними людьми важно положительно отзываться о детском садике. Малыш чувствует и видит настрой и эмоции. Уверенность и спокойствие мамы передается ребенку.

Желательно запланировать начало посещения детсада на лето. В этот период в садик ходит не так много детей, группы часто гуляют, а в помещении тепло. Это уменьшает шансы заболеть и облегчает адаптацию.

Перед первым посещением детского сада нужно заранее поговорить с малышом. Родители помогают выбрать любимую игрушку, которую ребенок возьмет с собой, и одежду для садика. Знакомые вещи помогут малышу чувствовать себя спокойнее и быстрее освоиться в новой обстановке. В некоторых случаях возможно на первых порах посещать садик через день или проводить там только половину дня.

Самые важные моменты при поступлении в детский сад: малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания и не бояться новых людей. При подготовке к поступлению в ДДУ необходимо уделить внимание оформлению медицинской карты и психологическому настрою ребенка. Желательно, чтобы кто-то из родителей взял отпуск на первые недели посещения детского и помог малышу быстрее адаптироваться в новой среде.

Читайте также: