Подготовка младшего обслуживающего персонала в коррекционной школе 9 класс

Обновлено: 16.05.2024

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.

В 5 – 7 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.

В 8 -9 классах школьники специализируются на определенных работах согласно условиям базового учреждения и предполагаемому трудоустройству. Программа нацелена на подготовку уборщиков, дворников, рабочих в прачечных.

Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольном участке.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

- Обслуживание себя (домашний труд).

- Обслуживание других, профессиональный труд.

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

Воспитание уважения к рабочему человеку;

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

Формирование у школьников эстетического отношения к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

К концу обучения учащиеся должны

а) как младший обслуживающий персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим местам. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных. Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе .

Уборка пришкольной территории

Объекты работы. Дорожка, газон, спортплощадка, территория вокруг школьных строений.

Теоретические сведения. Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки), устройства, назначения, рабочие позы, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.

Практические работы. Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в валки и в кучи, переноска мусора. Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов, сгребание граблями, удаление с газонов. Уборка спортплощадки и других участков пришкольной территории. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.

Работа с бумагой

Теоретические сведения. Бумага, виды ( писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка. Ее устройство ( начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские, устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.

Практические работы. Разметка деталей по длине. Проверка выполненной разметки. Вырезание и наклеивание деталей.Рисование элементов мебели цветными карандашами.

Работа с картоном и бумагой

Изделие. Макет комнаты из тонкого картона и бумаги в виде пространственного угла ( двух стен и пола) с прорезами для дверного и оконных проемов. ( Пол раскрашен акварельной краской. Мебель выполнена аппликацией. Стены оклеены обоями.)

Теоретические сведения. Картон: применение и свойства. Обои. Нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование. Акварельные краски и кисть. Нанесение клея на большие поверхности.

Практические работы. Изготовление шаблонов заданной ширины. Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Учебник: Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала, учебник для 9 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам / А.И. Галина, Е.Ю. Головинская. Самара: Современные образовательные технологии, 2019 г.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области



РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей математики и ПТО

Руководитель МО ___________/Кияткина Г. А./

Зам. директора по УР

Адаптированная рабочая программа

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Конституция Российской Федерации;

Устав ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный;

Обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической дифференциации. По возможностям обучения обучающиеся делятся на четыре группы (для оценивания обучающихся по результатам достижения планируемых предметных результатов: минимальный и достаточный):

Группы по возможностям обучения

Общая характеристика обучающихся

Дифференцированный подход на уроках ПТО

ФИ обучающегося

Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие обучающиеся успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, Могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических

карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Указанные качества дают им возможность усваивать программный материал по ПТО. При изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих обучающихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им бывает, нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.

В заданиях предполагается воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях, конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением обучающимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.

Практическое задание по готовому образцу-эталон с устной инструкцией

Получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.

Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков.

Самостоятельная работа - вариативного характера с элементами творческого.

Достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.

В заданиях предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент).

Практическое задание с составлением плана предстоящей работы.

Возможностям соответствуют более расчлененные вопросы /С чего начать работу?, Что будем делать потом?, Что уже выполнено?, Что осталось сделать?/.

Упражнения применяются для закрепления знаний.

Самостоятельная работа – репродуктивного характера с элементами вариативного.

Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения низкий. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Низкая способность обучающихся обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбирать нужное и применять адекватно поставленной задаче.

В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого обучающиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

Испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.

Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.

У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам.

Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, обучающиеся называют меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.

Перед выполнением практического задания повтор всего хода предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов и подробного описания каждого этапа (предметно-операционный план).

Использование динамических графических пособий по ходу беседы учителем или обучающимся таблички расставляются на магнитной доске в определенной последовательности и соединяются стрелками-указателями, показывающими связь между ними.

Требуется объяснение с опорой на технологическую карту.

Возможностям соответствуют более расчлененные вопросы /С чего начать работу?, Что будем делать потом?, Что уже выполнено?, Что осталось сделать?/.

Помощь в паре по типу предъявления образца действия.

Можно использовать приём - Комментированное управление.

Задания к упражнениям расчленяются. Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью обучающихся.

Рабочая программа по подготовке младшего обслуживающего персонала для 9 класса раскрывает содержание учебного материала по предмету, содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям обучающихся

Оценить 2032 0

Рабочая программа

по подготовке младшего обслуживающего персонала

Разработала: Дурандина С.В.

учитель профильного труда

Пояснительная записка

к рабочей программе для 9 класса по профильному труду

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за больным в неврологическом, хирургическом, терапевтическом отделениях больницы, уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, рабочих прачечной, санитаров.

Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными профессиями по уровню сложности. Предусмотрен дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия. Практическое обучение осуществляется в школе, в медицинском блоке, на пищеблоке, на пришкольной территории.

На изучение данного предмета в 9 классе отводится 12 ч в неделю, ______ ч в год.

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования I-го варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой для 5-9 классов).

Учебник составляет учебно-методический комплект с рабочей тетрадью по математике для 9 класса авторов М.Н. Перовой, И.М. Яковлевой.

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует и реализует требования адаптированной основной программы в предметной области «Язык и речевая практика

В учебнике представлены произведения устного народного творчества, художественные произведения классиков русской и отечественной литературы, а также зарубежных писателей. Изучаемые тексты сопровождаются краткой биографией писателя, вопросами и заданиями, направленными на понимание и усвоение материала школьниками. Методический аппарат учебника нацелен на формирование читательской деятельности школьников, обеспечение коммуникативного подхода в обучении.

В состав учебно-методического комплекта входит рабочая тетрадь.

Учебник составляет учебно-методический комплект с рабочей тетрадью по географии для 9 класса автора Т.М. Лифановой.

В учебнике рассматривается история Российского государства с 1917 года до наших дней. Обучающиеся получат представление о таких важнейших событиях XX века, как Великая российская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, перестройка, распад СССР и преобразование РСФСР в Российскую Федерацию. Изучение данного курса поможет обучающимся определить ценностные приоритеты путем осмысления исторического опыта своей страны, научит их применять исторические знания в учебной и социальной деятельности, будет способствовать формированию их нравственного сознания.

В учебнике представлены: информация об организации труда и производства на швейной фабрике; сведения о синтетических волокнах и тканях, их свойствах и особенностях обработки; материал по конструированию и разработке фасонов платья, использованию готовых выкроек и чертежных швейных изделий; технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий и технология изготовления платья и брюк.

Галина А. И., Головинская Е. Ю.

Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам / элина, Е. /О. Гэловинская, - Самара: Современные образовательные технологии, 2019. - 96 с.

Пособие

Изображение материала

Наименование, аннотация

Функционал

Галле А. Г., Кочетова Л.Л.

Рабочая тетрадь по обслуживающему труду предназначена для подготовки к итоговой аттестации учащихся коррекционных школ VIII вида. Она содержит вопросы, задания и схемы, которые помогут учащимся качественно подготовиться к экзамену, а также повторить и закрепить пройденный на уроках труда теоретический материал.

Содержание рабочей тетради соответствует разделам учебни­ка по географии для 9 класса и включает систему заданий для самостоятельной работы учащихся. Сочетание различных зада­ний (вопросы, ребусы, кроссворды, загадки, выполнение зари­совок, составление рассказов по картинкам и т. п.) обусловле­но индивидуальным подходом к обучению детей с нарушением интеллекта и способствует более глубокому и прочному усвое­нию учащимися географического материала, развитию их уст­ной и письменной речи. Тетрадь может быть использована как на уроке для выполнения заданий под руководством учителя, так и во внеурочное время.

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комп­лекта по географии для 9 класса.

Математика. Рабочая тетрадь. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. / Т.В. Алышева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 120 с.

Читайте также: