Подготовка лидеров школьного самоуправления

Обновлено: 05.07.2024

Школьное (ученическое) самоуправление – это возможность для обучающихся самим планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране.

Участие в школьном самоуправлении – это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

Автор: Гладких Диана Владимировна

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: приобщение обучающихся к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни класса через формирование социальных компетенций и навыков.

Задачи:

  • расширение представлений школьников о деятельности органов ученического самоуправления образовательной организации;
  • выявление лидеров, формирование навыков конструктивного взаимодействия в классе, повышение уровня сплоченности детского коллектива;
  • определение направлений работы будущего Совета класса.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Слайд1

Задание № 1. Понятие самоуправления.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Самоуправление – это демократичный способ организации общественной жизни.

- Что такое школьное (ученическое) самоуправление?

Школьное (ученическое) самоуправление – это способ организации школьной жизни, в которой каждый ученик может реализовать свои способности.

- Как вы считаете, а в нашем классе может быть организовано самоуправление?

Давайте познакомимся с принципами школьного самоуправления, узнаем, кто его организует, и решим, какие дела интересны нашему коллективу.

Слайд2

Задание № 2. О ком идёт речь?

Прочитайте предложенные на слайде характеристики. Как вы думаете, о ком идет речь?

Лидер – это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит.

Также лидером мы называем тех, кто активно принимает участие в общественной работе, в делах коллектива. Для того чтобы Совет класса работал эффективно, нужно, чтобы в его состав вошли лидеры.

- Как вы считаете, какими качествами должен обладать лидер? Назовите их. Аргументируйте свой ответ.

Задание № 3 (рабочий лист). Формула 10-У.

- Запишите слово напротив каждого высказывания.

Слайд3

Задание № 4. Проверка выполнения задания.

Все эти качества очень важны для лидера школьного самоуправления.

- Проверьте, все ли качества вы определили правильно.

- Какой афоризм вам понравился больше всего? Как вы его понимаете?

Задание №5. Как вы считаете, какие правила должны действовать в коллективе, чтобы лидеры школьного самоуправления работали эффективно и вместе могли решать все задачи и проблемы? Аргументируйте свой ответ.

Слайд4

Задание № 6. Прочитайте основные принципы самоуправления. Поясните, почему эти принципы важны при организации самоуправления в классе.

Задание № 7. Игра-представление.

- Кто, на ваш взгляд, лучше всех представил своего соседа? Кто это сделал ярко и необычно?

По итогам игры ученики определяют тех, кто сделал представление ярко, необычно и корректно. Эти обучающиеся могут стать лидерами команд для дальнейшей работы в группах.

Слайд5

Задание № 8. Групповая работа.

На экране представлены различные направления работы ученического самоуправления в классе.

- Разделитесь на несколько групп по количеству лидеров, выберите или придумайте не менее пяти направлений работы классного самоуправления, которые важны и интересны нашему коллективу.

- Обсудите в группах, какие дела и важные направления должны курироваться классным самоуправлением.

- Составьте список этих направлений и придумайте для них свои названия.

Задание № 9. Представление результатов работы группы.

Лидеру каждой группы необходимо представить те направления, которые были придуманы, и пояснить, какие дела класса могут быть реализованы в этих направлениях.

Задание № 10 (рабочий лист). Заполнение анкеты и подведение итогов.

- Заполните анкету, которая поможет нам определить тех, кто пользуется большим уважением в классе, а также понять, какие направления интересны каждому из вас.

Результаты анкеты по усмотрению учителя могут быть использованы в последующих классных часах с целью формирования актива класса и создания модели классного самоуправления.

В завершение классного часа хотелось бы услышать ваше мнение о том, для чего нужно развивать ученическое самоуправление.

Методические материалы могут быть использованы как для проведения отдельного классного часа, так и стать частью комплекса внеклассных мероприятий по развитию школьногоу самоуправления.

Цель: создание условий для развития лидерского потенциала личности. Ознакомление с понятием ученического самоуправления.

Ход занятия

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. -

Комментарий. Такое предложение вызывает оживление и улыбки. Некоторые сразу же задают вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Безусловно, человек вправе оставить за собой любое имя. В тренинге могут возникнуть случаи, когда кто-либо из участников требует, чтобы к нему обращались по имени и отчеству. Ведущий и в этом случае не возражает. Скорее всего, если все остальные участники выбирают для себя не совсем обычные игровые имена, то участник, к которому все вынуждены обращаться официально, скоро начнет испытывать некоторый дискомфорт Интересно, что использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя.

Комментарий. Большое значение имеет то, какое имя предлагает первый из участников: если он не побоялся рискнуть, то и другие выберут необычные, яркие имена. Поэтому тренер может первым назвать свое игровое имя.

Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с новым игроком. Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими. В конце можно предложить участникам поздороваться своим способом.

III Основная часть занятия

Лидерам школьного самоуправления дается информация об учреждении, на базе которого будут происходить зональные семинары-тренинги.

Участники тренинга письменно отвечают на несколько вопросов:

1. Что вы хотели бы узнать о самоуправлении и лидерстве?

2. Назовите ярких лидеров в современном российском обществе.

3. Сколько времени вы состоите в Президентском совете вашей школы?

4. Нравится ли вам работать в команде?

5. Как вы относитесь к критике в свой адрес?

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в парах коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.

Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе других участников.

Ведущий спокойно и четко произносит вслух один слог: "Ха". Далее по кругу следующий гость громко и внятно произносит два следующих слога: "Ха-ха". Третий участник поддерживает двух предыдущих и продолжает: "Ха-ха-ха". И так далее!

Задача: внести творческое разнообразие: говорить с пафосом, торжественно и внушительно, поправлять воображаемый галстук и так далее.

Я - лидер? – очень часто этот вопрос задают. Тест, который находится ниже, поможет вам узнать – Лидер ли я. Надо же понимать, куда двигаться дальше.

Ребята, ваша задача честно отвечать на вопросы: да или нет.

1. Я несу ответственность за все, что случается в жизни у меня.

2. В моей жизни было бы меньше проблем, если бы мое окружение изменило бы отношение ко мне.

3. Я сначала размышляю над причинами своих неудач, а потом действую.

4. Я думаю, иногда, что родился под несчастливой звездой.

5. Люди, у которых алкоголизм, сами виноваты в этом.

6. Бывает так, я думаю, что за большинство ситуаций в моей жизни несут ответственность те люди, под влиянием которых я нахожусь.

7. Если я простужаюсь, то предпринимаю решение о самостоятельном лечении.

8. Из –за того, что я такая (ой) вспыльчивая (ый) – это вина других людей.

9. Все проблемы можно решить.

10. Мне нравится помогать разным людям, потому что чувствую искреннюю благодарность от них.

11. Если происходит конфликт, то при размышлении о том, кто виноват – я начинаю поиски с себя.

12. Если вдруг черный кот перешел мне дорогу, то я тут же перехожу на другую часть улицы.

13. Любой человек, всегда должен быть сильным, и не важно, что у него случилось в жизни.

14. Даже со знанием всех своих недостатков, мне хочется, что мое окружение относилось ко мне снисходительно.

15. Если я не могу повлиять на ситуацию, то я мирюсь с этим.

Более 100 баллов – вы капиталист, собственник жизни, с чувством ответственности, многое берете на себя, не преувеличивая ничего.

До 100 баллов – вы охотно бываете рулевым, но в нужный момент можете передать руль. Гибкость и рассудительность – ваши союзники.

Меньше 50 баллов – вы довольно легко подчиняетесь внешним факторам. И вам очень сложно будет вести свой бизнес.

А теперь, готовы ответить на вопрос: "Я - лидер?"

У каждого игрока есть шесть палочек, одинаковых по размеру. Задача игроков – составить из палочек четыре одинаковых треугольника.

Если вы не знали этой задачи раньше, вам пришлось изрядно поломать голову: вы не один раз перемещали злополучные спички по поверхности стола и уже отчаялись найти решение. Но вдруг ваш взгляд случайно упал на забытый на столе пакет молока; и вы увидели, что перед вами не просто продукция молочной промышленности в удобной упаковке, а геометрическая фигура, имеющая четыре треугольника и шесть граней — треугольная пирамида, именуемая тетраэдром. И ваши спички сразу выстроились: три образовали треугольник, лежащий в основании, три другие поднялись над столом, образуя грани пирамиды, сходящиеся в одной точке — вершине.

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: "Это мой нос", но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить "Это мой подбородок", показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: "Это моя левая ступня", показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: "Это моя правая ладонь", указывая на свою левую ступню и т. д.

Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

Анкета обратной связи

1. Как Вы оцениваете прошедшее занятие (1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10)

2. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии___

3. Что бы хотели узнать на следующих занятиях___

11. Домашнее задание

Ребятам предлагается подготовить к следующему семинару ответ на вопрос : какими качествами обладает современный человек в нашем обществе?

13. Книга ярких впечатлений

Участники тренинга вписывают в страницы книги свои впечатления и пожелания.

Отчет о проведении дня Самоуправления

Отчет о проведении дня Самоуправления Подготовила: воспитатель Царан Александра Владимировна 16.10.2019 г в группе № 5 прошел День самоуправления. Целью данного мероприятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления.

Программа "Школа Лидер"

Пояснительная записка

Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.

Программа определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления.

Программа разработана и составлена для учащихся 10-11 классов и предусматривает возможность решения задач, вытекающих их стратегической цели школы.

​ Формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим;

​ Участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения;

​ Развитие навыков самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах ученического самоуправления.

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются:

Закон РФ "Об образовании".

Самоуправление. Общая характеристика. Для чего необходимо развитие самоуправления в условиях, характерных для современной России. Знакомство с понятием ученического самоуправления, определение основных целей и приоритетных задач, рассмотрение основных проблем и трудностей при формировании самоуправления в школе.

Практические занятия. Формирование нового актива школьного самоуправления. Создание собственных законов.

Лидер и руководство. Знакомство с основными понятиями лидера и руководства, определение видов лидера. Рассмотрение темы менеджмента в контексте ученического самоуправления.

Практические занятия. Моделирование образа лидера в условиях школьного самоуправления, тестирование на определение лидерских черт в каждом из учащихся.

Самоорганизация, организация управления. Одна из наиболее фундаментальных тем в формировании образа лидера школы. Рассмотрение вопросов, связанных с организацией личного времени. Знакомство с темой делегирования в группе, основных правил.

Практические занятия. Развитие умений по распределению целей и задач по степени важности и приоритетам; по путям выхода из конфликта.

Психология делового общения. Определение роли психологии в деловом общении. Рассмотрение различных сторон и стилей общения. Символы невербальной коммуникации.

Практические занятия. Игровые тренинги на тему стилей общения, преодоление барьера общения. Расшифровка символов невербального общения путём анализа всех жестов и поз в целом.

Навыки успешной коммуникации. Формирует определённую культуру образа лидера. Развитие навыков работы с аудиторией, определение понятий деловой риторики, дизайна выступления.

Практические занятия. Работа с пространством, преодоление страха, разработка дизайна выступления на публики, применение смысловых моделей, импровизация. Развитие красноречия. Деловая переписка, её основные правила. Деловое общение по телефону.

Психология работы в группе. Рассмотрение понятия коллектива и рабочей группы, их характерных черт и отличий, социально-психологического. Выявление уровня сплочённости коллектива ученического самоуправления.

Практические занятия. Рассмотрение понятия уровня подчинённости, служебной субординации. Выявление в ходе практических занятий оптимального поведения человека в рабочем коллективе.

Методы повышения результативности работы.

Практические занятия. Сплочение, увеличение работоспособности команды через игру. Выявление генераторов и исполнителей идей. Создание новых видов игр, проведение игр среди младших школьников.

Мотивация. Рассмотрение понятий мотивации, её роли в ученическом самоуправлении.

Практические занятия. Формирование мотивации школьников к присоединению к работе в школьном самоуправлении.

Организация и проведение культурного досуга. Знакомство с культурно-массовым досугом школы, основными критериями для проведения мероприятий, формирование схемы создания школьного мероприятия, привлечения средств к проведению мероприятия, контроль за качеством проводимого мероприятия.

Практические занятия. Создание, разработка и проведение планового мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками.

Модернизация образования ставит перед школой задачу воспитания свободной, активной, инициативной, самостоятельной личности. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы современный ученик, живя в эпоху демократии, научился быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным и активным членом общества.

Но как научиться предъявлять и отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина? И не только отстаивать, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Самоуправление обучающихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива, которая выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений, что способствует самовоспитанию и развитию их личных качеств, формированию активной гражданской позиции!

Именно детские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его жизненный опыт как один из источников развития личности.

От понимания и признания активной роли подростков в организации жизни школы мы пришли к необходимости создания условий, при которых обучающиеся будут включены в жизнь школы как организаторы самоуправления. Ребята раскроются только в том случае, если убедятся, что они значимы, их уважают, ценят их деятельность, инициативу, их хотят увидеть и услышать, они – союзники взрослых.

Созданная обучающимися и доработанная в процессе совместного обсуждения с педагогами модель ученического самоуправления в нашей школе предусматривает:

- определенную совокупность прав и обязанностей членов школьного коллектива, - систему постоянных и временных поручений, которые позволяют обучающимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную, гражданскую активность.

В школе сосуществуют два коллектива: учащиеся и педагоги, и для того чтобы школа благополучно функционировала, необходимо сотрудничество и взаимодействие между ними, поэтому правильно было бы называть совместную деятельность по самоуправлению школой соуправлением.

Являясь составной частью воспитательной системы учебного заведения, ученическое самоуправление направлено на реализацию целей и задач в области воспитания молодого поколения граждан России и действует в рамках содружества и сотворчества обучающихся, педагогов и администрации школы.

Принципы, на которых основывается деятельность ученического самоуправления:
• принцип равноправия – все должны иметь право решающего голоса при принятии решения;
• принцип выборности – полномочия приобретаются в результате выборов;
• принцип законности – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
• принцип целесообразности – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся;
• принцип ответственности – необходимо регулярно отчитываться в проделанной работе и её результатах перед своими избирателями;
• принцип творчества и активности;
• принцип гласности – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся.

При создании ученического самоуправления в его основу была положена модель, которая имеет свою структуру.

Первичным коллективом в структуре самоуправления является Совет класса, который выбирается на первом классном ученическом собрании. Совет класса работает совместно с классным руководителем. Каждый рабочий орган (микрогруппы, на которые делится класс) выбирает из своего состава ответственного. Из числа ответственных в микрогруппах, а также старосты и формируется Совет класса.

Классное ученическое собрание:
• обсуждает и принимает решение о деятельности классного коллектива;
• проводит выборы Совета класса;
• заслушивает отчёты о выполнении решений класса старосты и ответственных микрогрупп.

Рабочие органы самоуправления (микрогруппы класса):
• организуют подготовку и проведение КТД;
• анализируют эффективность проведения КТД.

Совет класса:
• осуществляет анализ, контроль, регулирование и оценку проводимых мероприятий рабочими органами в классе;
• представляет класс на общем собрании.

Высшим органом ученического самоуправления школы является общее собрание обучающихся, которое собирается 2 раза в год. Делегаты на общее собрание избираются открытым голосованием в своих классных коллективах.

Высшим органом ученического самоуправления в период между общими собраниями является Совет лидеров. Состав Совета лидеров избирается сроком на год. Структура Совета лидеров: глава, заместитель главы, руководители комитетов по отдельным направлениям деятельности (культуры и спорта, образования и науки, молодежной политики, пресс-центр).

Заседания Совета лидеров проводятся 2 раза в месяц. Расширенный Совет лидеров, в который входят и члены комитетов (всего 20 человек), собирается 1 раз в месяц.

Общее собрание:
• рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
• формирует органы самоуправления в школе;
• решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
• заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Совет лидеров:
• координирует деятельность всех рабочих органов самоуправления обучающихся;
• планирует и организует внеклассную работу; подводит итоги;
• заслушивает отчёты о деятельности комитетов;
• решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями.

Комитет науки и образования:
• организация классных часов в области науки и образования;
• сбор информации об учебных достижениях обучающихся школы;
• проведение интеллектуальных КТД;
• помощь педагогам в подготовке и проведении предметных недель.

Комитет культуры и спорта:
• планирование, организация и проведение внеклассных мероприятий;
• организация на всех ступенях творческой и спортивной деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского и физического воспитания;
• координация работы по подготовке и проведению КТД.

Цель программы – создание условий для получения школьниками компетенций в области ученического самоуправления. В течение года подростки получают практические знания по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования, политологии и права, обучаются игровым и организаторским технологиям. Занятия проходят в форме тренингов, деловых и ролевых игр, дискуссий, лекций, практических занятий в группах.

В качестве примера приведу некоторые высказывания участников программы:

Большое значение в формировании активной жизненной позиции имеет участие лидеров в социально – значимых проектах. По мере участия школьников в такой деятельности процесс становления и развития личности насыщается собственным опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Учащиеся получают возможность осваивать новые виды деятельности, пробуют свои силы в её различных формах, что обусловливает формирование у них более четкого понимания своих целей и путей их достижения. Вовлечение обучающихся в социальное проектирование способствует освоению ими различных социальных ролей, развитию их социальной активности, нравственных качеств, приобретению навыков общения и работы в команде, умения принимать решение, искать и обрабатывать информацию.

Но, создавая условия для реализации потребностей обучающихся в различных видах социально-значимой деятельности, прежде всего внимание акцентировалось на школьных коллективно – творческих делах. Ведь коллективно – творческое дело, организаторами которого являются подростки, обладает большой силой влияния на развитие личности, т.к. формирует умение воздействовать на окружающие объекты реальной действительности, закрепляет навыки ответственного поведения, вырабатывает умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми. Это происходит через планирование, организацию и проведение КТД. Подростки пробуют себя в роли организатора, руководителя мероприятия, ведущего, оформителя, ди-джея, корреспондента и других.

Лидеры школьного самоуправления не только поддерживают традиции школы, но и смело предлагают свои идеи. Лидер - инициатор многих новых и интересных конкурсов: Конкурс талантов, День цвета, День наоборот, День стран, День ретро. Все общешкольные дела, придуманные и организованные лидерами самоуправления – это яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие из которых стали уже традиционными, ожидаемыми и любимыми. Такие мероприятия собирают большое количество участников и болельщиков.

Планирование общешкольных коллективно - творческих дел имеет также большое значение в ученическом самоуправлении. Все предложенные мероприятия обсуждаются и утверждаются на общешкольной конференции непосредственно самими обучающимися. Для каждого подростка участие в планировании общешкольных дел очень важно. Ведь мероприятия не навязываются сверху, а идут от самих обучающихся, а потому и реализуются ребятами с желанием и энтузиазмом. И, конечно же, имеющийся четкий план внеклассной работы на год – это половина успеха всей воспитательной деятельности школы.

Каждое школьное коллективно – творческое дело от задумки до реализации проходит несколько этапов. Сначала тщательно составляется план, затем распределяются обязанности, идет подготовка сценария и оформления, а только потом проведение с обязательным анализом мероприятия (кому сказать спасибо, что удалось, а что не удалось и каковы причины).

Еще одним действенным приемом рефлексии является синквейн, который нравится и мне, и моим ученикам. Более 95% обучающихся оценивают интерес к синквейну на "5”. Эта технология универсальна. Она применима и в воспитательном, и в образовательном процессе, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – очень важное умение. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. При их написании подростки обучаются концентрации знаний, ассоциаций, чувств; сужению оценки явлений и событий, выражению своей позиции, взгляда на событие, предмет. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Важно только делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это особое стихотворение, состоящее из пяти строк, без рифмы, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие в рамках этой темы.

Четвёртая строка - короткое предложение из 4 слов, в котором автор выражает своё отношение (это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой).

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


Полный текст материала Статья "Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Читайте также: