Марковская уголок природы в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Марковская М.М., Уголок природы в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М : Просвещение, 1989 Книга призвана помочь организации живого уголка в детском саду. Книга будет полезна всем кто хочет научить ребенка бережному обращению с природой.

Повести и рассказы [1982] Автор: Лесков Николай Семенович Художник: Годин Игорь Михайлович Издательство: Детская литература Содержание: Волшебник слова (М. Горячкина) Однодум Чертогон Несмертельный Голован Белый орел Левша Путешествие с нигилистом Тупейный художник Отборное зерно Грабеж Человек на часах Административная грация Продукт природы Комментарии

Комедии [1950] Автор: Фонвизин Денис Иванович Художник: Муратов Николай Евгеньевич Издательство: Детгиз Содержание: Бригадир Недоросль Всеобщая придворная грамматика Д.И. Фонвизин послесловие А. Западова

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду

В книге даны рекомендации по содержанию растений и животных в детском саду. Раскрывается методика ознакомления детей разных возрастных групп с постоянными и сезонными обитателями уголка природы; даются примерное программное содержание, приемы и методы работы с детьми.

Содержание:
Предисловие
Условия содержания растений и животных в детском саду
Комнатные растения в уголке природы
Агротехника растений
Виды садовых земель
Уход за растениями
Вегетативное размножение комнатных растений
Растения, рекомендуемые для содержания в уголке природы
Ознакомление детей с комнатными растениями
Животные в уголке природы
Аквариумное рыбоводство
Млекопитающие
Ознакомление детей с животными уголка природы
Сезонная работа в уголке природы
Расширение знаний детей о природе
Иллюстрации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2000.- 319 с.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.,1999.- 184 с.

Литература дополнительная:

Ванин С.А. Зоосад – в детский сад. – СПб, 2005. – 112 с.

Живой уголок в детском саду. – Мн., 2000. – 144 с.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989. – 144 с.

Вопрос 1. Значение уголков живой природы

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных. растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

В д/у создаются уголки природы для:

1. Организации деятельности детей

постоянного общения детей с растениями и животными

проведения интересных наблюдений за растениями и животными,

организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.)

для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения)

для организации экспериментальной деятельности детей.

2. Умственного воспитания детей:

в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание

в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),

дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности

на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе

формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.

3. Нравственное воспитание детей:

формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.

формируются нравственные (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к природе

дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.

4. Эстетическое воспитание детей:

красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия.

эстетические чувства

5. Трудовое воспитание детей

формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными

формируются навыки и умения ухода за растениями и животными

6. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.

Вопрос 2. Требования к подбору объектов для уголков

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

Растения и животные должны быть внешне красивыми, яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей, т.е. не должно быть ядовитых, колючих, агрессивных, и т.д.

Животные должны быть здоровые и иметь справку от ветеринара.

Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.

Подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей.

При отборе объектов уголка природы важно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты.

Вопрос 3. Размещение объектов в уголке живой природы

1. В д/у уголок природы организуется для каждой группы отдельно. Расположить его можно в групповой комнате или в раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители могут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и д/у.

2. Объекты уголка природы размещаются в светлой части комнаты так, чтобы они хорошо были освещены. Окно для уголка природы должно быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток.

3. Объекты уголка природы размещаются на низких столах и подоконниках, чтобы они не загораживали свет из окна.

4. К каждому объекту должен быть свободный подход для наблюдений и ухода за ним.

5. Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

Так, одни комнатные растения – растения субтропиков и пустынь (герань, кактусы и др.) нуждаются в большем количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие – обитатели тропических лесов и болот (например, традесканция, аспидистра, плющ, узамбарская фиалка, бегония) плохо переносит прямые солнечные лучи, их помещают в затененное место, около окон северной стороны, в простенках между окнами.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой – в прохладное и затененное место.

Растения уголка не следует располагать около открывающихся для проветривания окон, форточек, около источников отопления, так как резкие колебания температуры вредны для них.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.

Клеточки с птицами держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.

Вопрос 4. Оборудование для ухода за растениями и животными уголка природы

должно быть следующее оборудование

Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума

Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума

Кормушка для рыб

Мотыльница для кормления рыб живым кормом

Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума

Оргстекло для предохранения воды от пыли

Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды

Термометр для измерения температуры воды

Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания

Пульверизатор для опрыскивания растений

Щетка для мытья цветочных горшков

Совок для насыпания земли

Палочка деревянная для рыхления земли

Кисточка для очистки растений от пыли

Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов

Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень

Теплица для содержания черенков комнатных растений

Лупа школьная для осмотра растений

Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой

Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма

Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки

Емкости для хранения корма разного вида

Сито для просеивания песка

Клетка для содержания мелких млекопитающих животных

Ящик для хранения песка и опилок

Дощечки, ножи для нарезания корма животным

Терка для овощей и фруктов

Губки жесткие для мытья поддона

Клеенка размером 2 х 2 м

Паспорт растения для детей представляет собой схематическую карточку на которой указывается:

Показатель светового режима:

Показатель способа размножения

Высадка растения в емкость с грунтом

Высадка растения в емкость с водой

Показатель водного режима

Поливка в зимнее время

Поливка в летнее время.

Показатель способа ухода

Опрыскивание, рыхление и притирание листвы тряпочкой

Опрыскивание, рыхление и обработка листвы или стебля кисточкой

Запрещается опрыскивать и поливать водой листву, стебель.

Паспорт растения для педагога содержит

Паспорт животного для педагога содержит

Вопрос 5. Сезонные изменения в уголке природы

Всех обитателей уголка природы в д/у можно условно подразделить на постоянных и временных.

Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).

Временные - лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)

В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.

Осень:

В уголок переносят растения:

пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры, бархатцы, левкои и др. цветущие растения).

букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников

овощи, фрукты, плоды

зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.

оживление веток

Для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 мес. После опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Хорошо цветут в комнате ветки яблони, вишни, черемухи, сирени, рябины, калины, боярышника. Чтобы ветки зацвели они должны быть достаточно длинными (не короче 1 м) и не тоньше пальца и иметь цветочные почки. Если ветка выбросит много бутонов, надо снизу обрезать лишние. Срезанные ножом ветки ставят в воду. Место среза должно быть косым (ветка будет всасывать больше воды). В сосуд следует поместить несколько угольков. Лучше всего ветки распускаются в воде температура, которой 16-20 гр. Воду надо менять лишь тогда, когда она замутиться или на концах веток образуется студенистый налет. В этом случае концы веток обтирают тряпочкой и отрезают тонкий ломтик, затем вновь ставят в воду.

Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина.

Работа с детьми.

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста выбирают быстрораспускающиеся ветки тополя, на которых крупные, гладкие душистые листья, или ветки сирени. Для сравнения помещают контрастные ветки березы: листья на них маленькие, морщинистые. Ближе к весне ставят ветки черемухи, на которых распускаются цветы. Педагог дает задания детям понаблюдать, как будут развиваться ветки, в беседах подчеркивает, как ветки выглядели, когда их поставили в воду и когда начали распускаться листья. Дети рассматривают появившиеся листочки, трогают их поверхность, нюхают.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать кроме названных веток, ветки менее контрастные, например, липы, осины, клена, длительно за ними наблюдать. Можно поместить ветки не только с лиственными, но и цветочными почками (они более крупные и округлые). Например, ветки ивы бредины, вербы. Перед тем как поставить растения в воду, проводится занятие, на котором дети рассматривают ветки, сравнивают их между собой, закрепляют умение узнавать разные растения, когда на них нет листьев. В результате длительного систематического наблюдения за развитием веток дети узнают, что почки набухают, сбрасывают чешуйки, из них появляются листочки, а из некоторых распускаются цветы (цветы у некоторых деревьев собраны в сережки). Свои наблюдения за ходом распускания веток дети отражают в рисунках.

выращивание лука на перо

Для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга.

Работа с детьми

Подготовка земли для зимних посадок (увлажнение, размельчение, иногда добавление песка) проводят накануне работы.

В младшем и среднем дошкольном возрасте посадка лука проводится на занятиях, в старшем дошкольном возрасте это могут выполнить дежурные или те дети, которым воспитатель дает индивидуальные поручения. Подготовленную почву заранее насыпают в ящики или коробочки, старшие дошкольники это делают самостоятельно.

выращивание рассады томатов, перца

К выращиванию рассады этих огородных культур привлекаются дети старшего дошкольного возраста на занятии. Для посева педагог подготавливает ящики (стаканчики, коробочки). Старшие дошкольники наполняют их почвой самостоятельно в ходе занятия.

Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место.

Когда появятся 3-4 листочка, рассаду пикируют: из предварительно политой земли растения осторожно вынимают и отщипывают у них самый кончик главного корня – это вызовет рост боковых корней, которые распространяются в верхнем, более питательном слое земли. Пикированные растения высаживают в другие ящики на достаточном расстоянии друг от друга. Примерно через 2 недели после пикировки растения можно высадить в грунт Долго держать рассаду в помещении не следует, так как переросшая рассада плохо приживается.

проращивание корнеплодов

В течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем.

проращивание кочерыжки капусты

Можно посадить кочерыжку капусты. Дети с интересом будут наблюдать за появлением плодов (стручков) с семенами. При вырезании кочерыжки из кочана капусты надо следить за тем, чтобы не обрезать сидящие вокруг почки. Каждая такая почка дает пучок листьев, стеблей и цветы. Сажают кочерыжки неглубоко (на 2-3 см) . После посадки кочерыжки дней на 10 ставят в прохладное место (температура 6-8 гр.). Когда у кочерыжки зазеленеют почки, ящик или горшок с ними надо поставить на светлое и теплое окно.

выгонка луковичных растений

В комнатных условиях лучшими для зимней выгонки растений являются гиацинт, тюльпан, и нарцисс.

Луковицы тюльпана и нарцисса в августе-октябре высаживают по три штуки так, чтобы они не соприкасались. В прикопке луковицы держат 1,5-2 мес. Уход за тюльпаном в комнате такой же, как и за гиацинтом.

выращивание салата, укропа, редиса

выращивание овощной рассады

Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты.

выращивание цветочной рассады

Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста высевают садовые бобы, настурции, с детьми среднего дошкольного возраста – душистый горошек, с детьми старшего дошкольного возраста высевают семена бархатцев, циннии, космеи, астры, петунии, табака душистого.

Младшие и средние дошкольники на занятиях сеют семена одних и тех же растений, осваивают один агротехнический прием: делают лунки, в которые кладут по одному семечку. Старшие дошкольники могут сеять семена разных растений, например, одни сеют циннии, другие – бархатцы. Используют уже иной прием: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном расстоянии друг от друга. При посеве мелких семян (например, петунии) дети осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

В уголке природы можно временно содержать

- из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочек.

Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать

В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых:

Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь.

Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.

Читайте также: