Взаимодействия школы и семьи в японии

Обновлено: 16.05.2024

История развития системы образования, в том числе дошкольного уходит корнями в эпоху Мэйдзи. В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей. Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствует здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях. Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.

Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка. В последнее время ситуация меняется, японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до 3-х летнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для, так называемой, социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии рассмотрим ниже.

Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом:

  • детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,
  • детские сады (幼稚園) yōchien,
  • специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校)

Несмотря на то, что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.

В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

В детские ясли (центр по уходу за детьми) р ебёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли). Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников дошколят поступают в начальную школу.

Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:

  • государственные, префектурные, муниципальные
  • частные

Так же существуют детские сады при школах и университетах. То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.

Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную школу, в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.

Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.

Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.

Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.

Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру г осударственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.

Сейчас молодые мамы для развития своего ребёночка покупают или шьют самостоятельно умные красивые книжки из фетра. Они очень красочны, приятны на ощупь и безопасны. У детей развивается моторика и воображение. Книги предназначены для ребятишек от года и старше. Они хороши тем, что готовятся индивидуально и могут быть выполнены под заказ на любой возраст и любой комплектации. Посмотреть и приобрести можно в инстаграме ymnaya kniga — Развивающие книжки для детей

В детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.

В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают "мамские" комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.

Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то. Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.

Основы воспитания, заложенные в семье развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.

В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это:

  • социальные отношения
  • здоровье, безопасность
  • язык
  • окружающая среда
  • выражение чувств

благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.

Регулярные коллективные походы на целый день, проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона. Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны праздники и фестивали, деревьев, природных явлений и другие национальные праздники. Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы проносят это через всю свою жизнь.

Предлагаю Вашему вниманию детские игрушки, произведенные в Японии.

Моделирование, аптечка доктора (материал — дерево), стоимость — 2212,88 руб.

Моделирование, кухня, пирамидка мороженое (материал — дерево), стоимость — 1643,42 руб.

Маленькие японцы своим поведением мало чем отличаются от взрослых соотечественников – она такие же спокойные, приветливые, и наделены отличным самообладанием. Редко когда можно увидеть в этой стране рыдающего горькими слезами малыша – как в людном месте, так и в домашней обстановке. Все это является следствием особого воспитания, модель которого значительно разнится от нашей, украинской. Что такое воспитание детей в Японии, и в чем его суть, каковы методики – именно об этом и пойдет речь в нашей статье.

воспитание детей в Японии

Как воспитывают детей в Японии

как японцы воспитывают детей

Ступени японского воспитания

Подходы к воспитательной системе практически идентичны для всех регионов Японии. Повсюду – в крупных мегаполисах и в небольших провинциях любой малыш изначально получает одинаковую толику любви и уважения от родителей и старших братьев-сестер. Обычно воспитание по-японски предусматривает постепенное прохождение трех основных этапов:

японский метод воспитания

Все методы, применяемые в Японии, зиждутся на прислушивании к эмоциям и разуму наследника. Огромное значение родители отводят вырабатыванию навыков спокойствия и правильным манерам. Также не менее важной задачей является приучение ребенка правильно общаться с окружающими их людьми любого возраста.

воспитание по Японски

Все это время к малышу действительно относятся как к маленькому божеству – ему потакают, выполняют все прихоти, и не наказывают за недостойные поступки. Примечательно, что в Японии даже груднички почти не плачут, поскольку их мамы всегда настороже, и хорошо знают, что малышу потребуется в данный момент. Со стороны это кажется неразумным потаканием маленькому человечку, но японцы придерживаются совершенно иного мнения. Они уверены в том, что таким образом родители демонстрируют безграничную любовь к своим детям.

воспитание детей в Японии

Этот период начинается с шести лет, и совпадает с походом в школу. Малыши отправляются на уроки, меняется их образ жизни, они обретают навыки коллективизма. Здесь нет хороших и плохих, поскольку все равны, а самым страшным наказанием является отстранение от коллектива. Взаимоотношения в семье обретают совсем другой характер – от детей требуется ответственное отношение к учебе, в приоритете находится команда – как в виде школьного коллектива, так и в виде семейных отношений. Личное отводится на второй план, но при этом родительская любовь никуда не исчезает, она просто обретает другой формат.

как японцы воспитывают детей

В это время подросток уже становится равноправным членом коллектива, с ним начинают считаться, доверяя самостоятельное принятие решений в разных ситуациях. Дети сами выбирают себе профессию, тем самым формируя в дальнейшем свою судьбу.

Методики раннего развития

Современные методики раннего развития в Японии – это огромный вклад в науку и медицину в виде исследований в сфере психологии, педагогики и старых традиций. В этом плане наиболее известными и распространенными не только в своей стране, но и в Европе, являются разработки японских педагогов:

Методы Макото Шичида – для детей от 6 месяцев до шести лет, основными принципами которой считаются:

  • все дети – гении;
  • крайне важна крепкое взаимоотношение в семье между взрослыми и подрастающим поколением;
  • стимулирование детей к учебе должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;
  • воспроизведение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.

Методы доктора Сузуки, секрет успеха которых состоит в следующем:

  • у всех людей есть способности к музыке, которые нужно развивать с раннего возраста;
  • настоящее желание наставника оказывать помощь;
  • вовлеченность взрослого в учебу наравне с ребенком.

японский метод воспитания

Методы воспитания Масару Ибука с главными принципами:

  • искренняя любовь к маленькому человечку;
  • возможность по достоинству оценить все желания и стремления ребенка.

Любая система воспитания, характерная для Японии, предусматривает периодичность и постоянство, но при этом самое главное в ней — родительская любовь и поддержка.

В чем состоит “угроза от отчуждения” по японским традициям

Традиции Японии сложились так, что общество этой страны состоит из не отдельных личностей, а определенных групп. И это вполне закономерно с точки зрения совместного выживания – в группе гораздо проще и легче решаются многие проблемы. Одиночество – это страшный бич как для взрослых, так и для детей. Поэтому самым действенным наказанием в этой стране считается отлучение от коллектива – как дома, так и на работе либо в школе. Наказывать или порицать ребенка посторонними в Японии не заведено – для этого есть родители. Если малыш плохо себя ведет, маме стоит лишь сказать, что над ним все будут смеяться – и этого будет вполне достаточно для того, чтобы ребенок успокоился.

Весьма показательна в этом плане одна традиция. В роддоме сохраняется кусок пуповины, ее высушивают и хранят в особой деревянной, красиво декорированной шкатулке. Она и есть символическим знаком взаимосвязи между мамой и дитям.

воспитание по Японски

Детские сады в Японии

Специфика воспитательного процесса в японских детских садах существенно отличается от наших. Ключевые особенности состоят в следующем:

  • скромная обстановка в учреждении;
  • оптимально сбалансированное и специально разработанное меню, где больше всего овощей, фруктов, злаков и молочных продуктов;
  • незначительное количество детей в группах - до 8 человек, причем их постоянно переформировывают с целью лучшей социализации малышей;
  • периодическая смена воспитателей, чтобы исключить личную привязанность.

воспитание детей в Японии

Главная цель формирования детского характера в этот период – воспитание ключевых качеств. Помимо подготовки к школе, большая часть времени уделяется изучению основ коллективного поведения.

Школы в Японии

Школа для ребенка – чрезвычайно важный момент. Здесь происходит их превращение из Божества в Слугу, а окончание учебного заведения символизирует переход во взрослую жизнь. Дисциплина и традиции – ключевой слоган учащихся в Японии. Также очень важно искреннее желание учиться. Для обучения в хорошей школе с шести лет следует изначально поступить в хороший садик.

как японцы воспитывают детей

Далее следует обучение в средней и старшей школе, после чего открыта дорога в престижное высшее учебное заведение. Начальная школа в Японии – бесплатная, есть также и частные заведения, где уровень преподавания намного лучше. Среднестатистический день обычного японского школьника выглядит приблизительно следующим образом:

Кроме обычных занятий, начальная школе предусматривает уроки каллиграфии и развитие в сфере искусств. В общем дети учат государственный язык – современный и древний, также у них есть занятия по этике, социологии, политологии, экономике, и по разым ремеслам.

Отношение к здоровью ребенка

Японские дети – рекордсмены по здоровью. Растить самых здоровых детей на Земле японским родителям помогает природная мудрость, подкрепленная историческими традициями. Японцы практикуют семейное пищевое воспитание: проявляя максимальную гибкость и терпение, они прививают детям уважительное и грамотное отношение к еде.

японский метод воспитания

Много внимания уделяется закаливанию – грудничков там не кутают, а носки детям надевают в крайнем случае. Примечательно, что о наличии простуды родителям указывает холодный живот малыша. В такой ситуации им требуется теплый пояс. Кашель, повышенная температура и насморк – не повод считать ребенка заболевшим. Лечатся все, в основном, антибиотиками. Весьма популярные в Японии прививки, включительно с противораковыми. Такой подход к воспитанию здорового образа жизни позволяет японцам называться самой здоровой нацией на земле.

Принципы японского воспитания

Подводя итоги, можно отметить кардинальное отличие принципов японского воспитания детей от более привычного, европейского. Говоря кратко о его главных нюансах, можно сказать:

  • до 5 лет детей нельзя ругать;
  • недопустимо выражать свою власть над детьми;
  • воспитание любви к матери;
  • право на самостоятельное формулирование своих оценок;
  • воспитание коллективистов, где все равны;
  • развитие личных талантов.

Воспитание ребенка начинается даже до рождения – этим родители показывают, насколько желанный и любим их будущий ребенок.

Мальчики и девочки

Здесь отдельно стоит отметить еще одну характерную черту японского воспитания детей – разделение по гендерному признаку. К воспитанию девочек и мальчиков в семьях разный подход. Ребят не допускают на кухню, также им запрещено участие в хозяйственных делах. В школьном возрасте нагрузка и них намного больше, чем у девочек - у них есть дополнительные занятия в клубах и кружках. Девочки в это время гуляют со своими подружками в развлекательных парках, и болтают о своем, девичьем.

воспитание по Японски

Икудзи — непривычная и очень часто удивительная система воспитания. Так считают многие наши соотечественники. Но тем не менее, она действительно апробирована временем, и показала отличные результаты, с чем нельзя не считаться.

3035399_800pxLittle_japanese_girls_wearing_sailor_fuku_uniforms (700x525, 75Kb)

Уже не одно десятилетие Япония поражает мир своими успехами в различных областях жизни, в том числе и в образовании. Однако, сами японцы относятся к ним весьма критично.

Особую неудовлетворенность результатами образования ученые и общественность стали проявлять в конце 80-х-начале 90-х годов. Именно в этот период началась третья радикальная реформа образования современной Японии. Потребность в ней обусловлена не столько кардинальными социальными переменами, сколько осознанием ответственности перед новым XXI веком. В этой связи текущая реформа направлена на прогнозирование и активную адаптацию к постоянно меняющимся требованиям времени.

Базовые принципы образовательной реформы Японии предполагают развитие структуры непрерывного образования, создание гибкой системы образования, актуализацию личности учащегося, воспитание уважения к ней.

3035399_6a00d8345206dd69e20105356eadce970c800wi (700x525, 50Kb)

Несмотря на реформирование, японская школа остается верна педагогическим традициям. Однако педагогические традиции не однородны ни в педагогическом, ни в социальном отношениях. Поучительного и самобытного в японском образовании немало: во все времена ему отводилась самая почетная роль. В знании, мудрости и нравственности видели могущество нации.

Образовательная система этой страны учреждена в 1947 году и представляет пять ступеней от детского сада до университета со следующей продолжительностью обучения : 3-6-3-3-4. Структурно она напоминает американскую, но наполнена своим специфическим содержанием. Японская школа использует передовой зарубежный опыт воспитания, профессионально приспосабливая его к своим национальным условиям и особенностям.

3035399_800pxhorikoshi_high_school_school_building (700x525, 86Kb)

Школа в Японии

Главной целью японской школы является воспитание "уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократичного общества, уважающих права человека, любящих мир и правду". Основной Закон об образовании определяет необходимость развития политического кругозора и религиозной терпимости у учащихся, но запрещает учебным заведениям любые связи с политическими партиями и религиозными организациями.

3035399_Japanese200703 (680x453, 219Kb)


Детские сады Японии - первая ступенька системы осознанного формирования гражданина Отечества. Большое внимание уделяется здесь формированию ценностного отношения к здоровью, окружающей природе и людям, развитию чувств.

Обращается внимание и на формирование навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности. И за этим стоит не декларация, а хорошо отработанная технология, предполагающая обучение детей анализу возникающих в играх конфликтов и поиска способов выхода из них.

Немаловажным в данной технологии является и "научение" детей избегать прямого соперничества, так как даже детское сообщество должно быть единым, а победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого. Формируется оно всем укладом жизни: от традиции иметь и носить униформу до тщательной подготовки и проведения совместно с родителями незабываемых ежегодных фестивалей, пикников, дней рождений.

3035399_800pxSchoolgirls_in_Asakusa (700x525, 92Kb)

Известно, что японская мораль не стимулирует личной инициативности, что и определяет интенсивное обучение традиционным основам общения и деятельности.

3035399_6 (640x450, 51Kb)

Помогает в этом и семья, которая традиционно достаточно дружна. И сегодня несколько поколений проживает под одной крышей. Таких семей, состоящих из трех и более поколений, насчитывается около 12%. Редкими являются разводы. Так, статистические данные за 1996 год говорят, что на 1000 человек в Японии приходится 1,57 разводов, что значительно меньше, чем во многих западных странах. Средний возраст вступающих в брак для мужчин составляет 29,7 года, а для женщин - 27,1 года. Это обстоятельство способствует формированию осознанного отношения к созданию семьи и ответственности за воспитание детей.

Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его. Поэтому для ребенка самым тяжелым наказанием является отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома.

Во взаимоотношениях родителей с детьми невозможно заметить в общественных местах, на улице громкого требовательного или осуждающего обращения, угроз, шлепков, подзатыльников. Нет и практики "безобидного" материнского крика из окна дома по поводу возвращения загулявшегося ребенка домой.

Опыт организации взаимодействия с ребенком в детском саду и дома помогает достаточно мягкой адаптации ребенка к школе, где его ждут бесконечный экзаменационный марафон и равнение на престижное образование в престижной школе.

3035399_0_857e4_28e9eb78_orig (700x634, 60Kb)

Процесс становления человека как личности, вхождение его в традиционную культуру народа, приобщение к принятым нормам в раннем детстве даёт свои положительные результаты. В Японии проводятся целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Третьего марта по всей Японии проходит "хинамацури" - праздник кукол для девочек. В этот день в домах появляются многоярусные подставки красного цвета, на которые выставляются изящные куклы, символизирующие императорскую семью. А для мальчиков пятого мая проводится праздник "кодомо но хи". В этот день на крышах домов и в садах вывешивается большое количество флагов и знамен, по форме очень похожих на карпа. Их количество зависит от числа проживающих в доме мужчин.

3035399_3045zPV (640x480, 37Kb)

3035399_st_55bd7c04479009bc84936afb8e8dc4be (518x700, 117Kb)

Традицией можно назвать и церемонии по случаю достижения детьми трех, пяти и семи лет. Они проводятся 15 ноября в синтоистских или буддийских храмах. Именно в этот день девочек одевают в кимоно, раскрашивают им щеки, пышно украшают волосы. Мальчики надевают "монцуки" - короткое верхнее кимоно с фамильным гербом и "хакама" - часть японского официального костюма в виде широких шаровар. Пышное богослужение завершается молитвой о ниспослании детям крепкого здоровья.

Особенностью приобщения детей и подростков к нормам поведения в обществе можно назвать ориентацию на развитие группового сознания. Эта задача с успехом решается в современной японской школе.

3035399_post211165874732 (634x476, 49Kb)

3035399_800pxJapanese_gray_uniform_ (700x525, 76Kb)

Первое апреля - начало учебного года и своеобразная "инициация" на право быть японцем. Индивидуальность, какой бы она ни была яркой, не привлекает учащихся, а скорее отторгается детским коллективом. В школе должны быть все похожи, а потому даже "нестандартный" цвет ранца и школьного костюма может стать дополнительным риском для его хозяина. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. В начальной школе количество детей в классе может достигать 40 человек. Поэтому школьные группы класса играют важную роль как в учебном процессе, так и вне его. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора, что помогает формировать такие качества личности как трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.

Предпочтение в начальной школе отдается моральному воспитанию и организованной внеучебной деятельности. Традиция приоритетной роли воспитания поддерживается семьей. Японский язык является важной частью как образования, так и воспитания подрастающего поколения. Чтобы уметь писать по-японски, необходима постоянная практика и аккуратность. Известно, что в японском языке присутствует три алфавита. Помимо китайских иероглифов "кандзи", пришедших в Японию в VI веке, существует ещё две системы письменности: "хирагана" и "катакана", каждая из которых имеет по 46 букв. "Кандзи" используется для выражения не только слов, но и целых понятий. По окончании начальной школы дети должны знать прочтение и написание около тысячи кандзи.

Единообразие, унификация, единство содержания образования и воспитательная направленность обучения до недавнего времени оставались определяющими характеристиками современной начальной и неполной средней школы Японии. Сегодня учеными и практиками бурно обсуждаются проблемы индивидуальности и развития способностей.

До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. И это вполне объяснимо, ибо система образования была ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие "острой потребности в творческой личности" и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Для японского учителя все дети равны, среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные, что и объясняет отсутствие специальных программ как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и "второгодников". Помогают "выравниванию" детей "дзюку" или "ёбико" - репетиторские школы, весьма популярные в Японии. Около 80% детей старших классов начальной школы и 95% средней школы посещают в вечернее и воскресное время "дзюку", ибо японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университеты или другие учебные заведения.

Это приводит к вовлечению учащихся, учителей и родителей в нездоровую и необоснованную соревновательность вступительных экзаменов, что порождает серьезные стрессы среди школьников. Именно это обстоятельство подтолкнуло к реформе высшего образования. Так, в ряде университетов Японии вводятся плюралистические критерии отбора поступающих, развивается компьютерная система предоставления вузовских учебно-методических и инструктивных материалов старшим средним школам, совершенствуется методика предоставления возможности сдавать несколько вступительных экзаменов в государственные и муниципальные вузы.

Третья реформа образования в Японии в качестве ключевых понятий обозначила такие, как "развитие способностей", "разнообразие", "индивидуализация", "непрерывное образование". Для реализации поставленных целей была создана система экспериментальных учебных заведений, некоторые из них работают при государственных университетах.

Интересен опыт новых образовательных учреждений для молодежи: старшие средние школы с зачетной системой, позволяющие индивидуализировать программу изучения и режим обучения; Открытый университет с современными видеообразовательными центрами.

3035399_4206 (700x525, 86Kb)

3035399_JEF_054889_sm (690x627, 90Kb)

Работая в режиме эксперимента, японские педагоги творчески осваивают заимствованные идеи как классической педагогики прошлого, так и современных образовательных площадок Европы и Америки. Министерство просвещения Японии организационно и финансово поддерживает и комплексные историко-педагогические исследования, касающиеся феномена российской школы и педагогики. Так, Хоккайдский государственный университет работает над проблемами советской педологии и историко-сравнительного анализа образования в России в послереволюционный и перестроечный периоды.

Анализ современного состояния реформ японской школы, очевидность выхода её на новые уровни, технологии говорят и об удивительной способности японского народа в большом и малом сохранить свою историю, культуру, всё то, что определяет их самобытность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – главная ячейка общества. Это высказывание особенно важно для японской семьи и японского общества, где развит дух коллективизма.

Японская семья имеет свои уклады и устои. Японское современное общество становится всё более и более демократично в своих взглядах на то, какой должна быть семья. Однако во многих ячейках общества до сих пор соблюдаются тысячелетние традиции, да и на самых передовых японских семьях не мог не отразиться японский менталитет и японский уклад жизни.

Японская семья за всю историю развития цивилизации перетерпела множество изменений. Так в некоторых источниках говорится, что до эпохи Мейдзи японки сами выбирали себе мужа. Иными словами, когда дело касалось брака, инициатива исходила всегда от женщины. Мужчина мог, конечно, ответить отказом, но не более трех раз. В эпоху Мейдзи такой обычай был официально упразднен, но, тем не менее , в некоторых регионах Страны Восходящего Солнца традиция выбирать себе жениха сохранялась вплоть до Второй Мировой Войны.

Японская семья за всю историю развития цивилизации перетерпела множество изменений. Так в некоторых источниках говорится, что до эпохи Мейдзи японки сами выбирали себе мужа. Иными словами, когда дело касалось брака, инициатива исходила всегда от женщины. Мужчина мог, конечно, ответить отказом, но не более трех раз. В эпоху Мейдзи такой обычай был официально упразднен, но, тем не менее , в некоторых регионах Страны Восходящего Солнца традиция выбирать себе жениха сохранялась вплоть до Второй Мировой Войны.

Однако в высших сословиях Японии всё происходило несколько иначе. Брак заключался посредством смотрин – миай. Родители жениха выбирали невесту и засылали в ее семью своего свата – накоодо. Интересен тот факт, что миай сохранился в Японии и по сей день. Около 30% японских семей образуются благодаря этой древней традиции. Правда, происходит это в основном в семьях аристократов, которые с почтением относятся к своему роду и уважают традиции. В современном обряде миай принимают участие и жених, и невеста. Без их взаимного согласия брак невозможен. Роли накоодо (сватов) теперь берут на себя специальные фирмы, которые помогают подыскать клиентам идеальных спутников жизни и организуют ужин-смотрины в ресторане.

Однако в высших сословиях Японии всё происходило несколько иначе. Брак заключался посредством смотрин – миай. Родители жениха выбирали невесту и засылали в ее семью своего свата – накоодо. Интересен тот факт, что миай сохранился в Японии и по сей день. Около 30% японских семей образуются благодаря этой древней традиции. Правда, происходит это в основном в семьях аристократов, которые с почтением относятся к своему роду и уважают традиции. В современном обряде миай принимают участие и жених, и невеста. Без их взаимного согласия брак невозможен. Роли накоодо (сватов) теперь берут на себя специальные фирмы, которые помогают подыскать клиентам идеальных спутников жизни и организуют ужин-смотрины в ресторане.

Прочие 70% браков Японии заключаются по любви. В моде свадебные церемонии в европейском стиле, поэтому многие молодые пары клянутся друг другу в вечной любви в специальных зданиях – макетах католических церквей, а после отправляются в медовый месяц (так же заимствованный с Запада).

С давних времен в японском доме под одной крышей жило сразу 3-4 поколения семьи. Бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки жили вместе со своими детьми и внуками. Самый старший мужчина в этом доме, как правило, был главой, и ему подчинялись все остальные. До 1947 года женщина в Японии и японской семье практически не имела прав. И только после принятия новой конституции были провозглашены равные права между мужчинами и женщинами, а также были введены принципы равного наследования между детьми и свободного выбора карьеры и супруга.

С давних времен в японском доме под одной крышей жило сразу 3-4 поколения семьи. Бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки жили вместе со своими детьми и внуками. Самый старший мужчина в этом доме, как правило, был главой, и ему подчинялись все остальные. До 1947 года женщина в Японии и японской семье практически не имела прав. И только после принятия новой конституции были провозглашены равные права между мужчинами и женщинами, а также были введены принципы равного наследования между детьми и свободного выбора карьеры и супруга.

Сейчас дедушки и бабушки редко живут в одной семье с молодыми. Особенно если речь идет о больших городах и маленьких японских квартирках. Всё чаще престарелые родители живут либо в отдельной квартире или доме, либо в специальном Доме Престарелых. Дело в том, что в современной японской семье часто заняты целый день оба супруга: и у них просто нет возможности приглядывать за престарелыми родителями. А если старички имеют проблемы со здоровьем и нуждаются в уходе и присмотре, то Дом Престарелых становится наиболее приемлемым решением. Тем более что многие заведения подобного плана позволяют приводить бабушек и дедушек на день: этакий детский сад для старичков. Здесь за ними присмотрят, здесь их накормят и развлекут. В конце концов, здесь бабушки и дедушки могут общаться со сверстниками. Вечером же их забирают домой дети.

Сейчас дедушки и бабушки редко живут в одной семье с молодыми. Особенно если речь идет о больших городах и маленьких японских квартирках. Всё чаще престарелые родители живут либо в отдельной квартире или доме, либо в специальном Доме Престарелых. Дело в том, что в современной японской семье часто заняты целый день оба супруга: и у них просто нет возможности приглядывать за престарелыми родителями. А если старички имеют проблемы со здоровьем и нуждаются в уходе и присмотре, то Дом Престарелых становится наиболее приемлемым решением. Тем более что многие заведения подобного плана позволяют приводить бабушек и дедушек на день: этакий детский сад для старичков. Здесь за ними присмотрят, здесь их накормят и развлекут. В конце концов, здесь бабушки и дедушки могут общаться со сверстниками. Вечером же их забирают домой дети.

Несмотря на бурное влияние Запада, в Японии по-прежнему существует патриархат. Муж и его интересы всегда на первом месте, именно он принимает самые главные решения, касающиеся жизни его семьи. Как правило, муж выступает основным кормильцем, поэтому часто работает столько, что появляется дома только глубокой ночью. Многие современные замужние японки работают, однако большинство из них оседают дома с появлением на свет ребенка. Причин этому две. В Японии не принято отдавать ребенка в детский сад, поэтому большинство женщин опекает своё чадо до 5 лет. Вторая причина – как ни крути, а патриархальный японский муж имеет определенные запросы.

Несмотря на бурное влияние Запада, в Японии по-прежнему существует патриархат. Муж и его интересы всегда на первом месте, именно он принимает самые главные решения, касающиеся жизни его семьи. Как правило, муж выступает основным кормильцем, поэтому часто работает столько, что появляется дома только глубокой ночью. Многие современные замужние японки работают, однако большинство из них оседают дома с появлением на свет ребенка. Причин этому две. В Японии не принято отдавать ребенка в детский сад, поэтому большинство женщин опекает своё чадо до 5 лет. Вторая причина – как ни крути, а патриархальный японский муж имеет определенные запросы.

А именно: дома должно быть прибрано, ужин всегда должен быть готов, дети должны быть помыты-накромлены – иными словами, работающей японке бывает не по силам приглядеть за всем сразу, поэтому японские женщины часто предпочитают посвятить себя ведению семейного быта. Если говорить о типичном японском папе и типичной японской маме, то можно в двух словах описать их так: типичный японский папа много работает, много устает и видит своих детей и супругу фактически только по выходным; типичная японская мама наполняет японский дом уютом и теплом, она готовит, убирает, шьет, занимается воспитанием детей и решением всех прочих бытовых проблем, создавая тем самым атмосферу, необходимую для комфортного возвращения домой супруга и прочих домочадцев.

А именно: дома должно быть прибрано, ужин всегда должен быть готов, дети должны быть помыты-накромлены – иными словами, работающей японке бывает не по силам приглядеть за всем сразу, поэтому японские женщины часто предпочитают посвятить себя ведению семейного быта. Если говорить о типичном японском папе и типичной японской маме, то можно в двух словах описать их так: типичный японский папа много работает, много устает и видит своих детей и супругу фактически только по выходным; типичная японская мама наполняет японский дом уютом и теплом, она готовит, убирает, шьет, занимается воспитанием детей и решением всех прочих бытовых проблем, создавая тем самым атмосферу, необходимую для комфортного возвращения домой супруга и прочих домочадцев.

И уже в 5 лет ребенок, отправляясь в школу, постепенно погружается в атмосферу запретов, ограничений и строгих правил, коими живет всё японское общество. Теперь меняется и его положение в семье. Он более не король и не божество, а помощник.

Читайте также: