Подготовка к школе интересные факты

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня мы поговорим с вами о важности подготовки ребенка к школе и о мифах, распространенных среди родителей дошколят.

Миф № 1. В школе всему научат.

В наше время мы можем наблюдать противостояние родителей во взглядах, и именно в том, а необходимо ли готовить ребенка к такому важному событию как школа.

Одни берут дело в свои руки и начинают готовить ребенка к школе. Другая же часть родителей уверены, что детей всему научат в учебном заведении ( ведь именно так было в их детстве). А пока пускай они наслаждаются свободой, отдыхом и играми.

Но раньше дети и родители с большим нетерпением и радостью ждали момента, когда же начнется школа. А сегодня все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. И со страхом ждут школу именно те родители, чьи дети не готовы к школе.

И так происходит потому, что современная школа предъявляет к ребенку очень высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, то будет трудно всем: и родителям, и ребенку, и учителю. А современные реалии таковы, что для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков.

Поэтому можно отметить, что да, в школе, конечно, будут учить, но причиной отставания ребенка в начальных классах является именно низкий уровень подготовки к школе.

Миф № 2. К первому классу ребенок должен уметь читать и считать.

Миф № 4. Отдали на подготовку, заплатили деньги. Вот пусть и учат.

Отдав на подготовку к школе, родители не должны снимать с себя ответственности за подготовку. Родители ответственны прежде всего за выполнение рекомендаций, которые дает педагог, за регулярность выполнения домашних заданий.

Миф № 5. На курсах при школах дают лучшую подготовку.

Да, на курсах при школах ребенок может адаптироваться к школьным условиям, познакомиться с будущими одноклассниками, но в школе никто не будет обращать на психологическую подготовку ребенка, уроки будут проходить традиционно, а не в игровой форме.

Например, в нашей онлайн - школе "СОтворчество 2100" на курсе подготовки к школе занятия с педагогом проводятся онлайн по понедельникам в 10.00 и в 11.30. и длятся 20-25 минут (все друг друга видят и общаются).

Например, на занятиях в нашей онлайн - школе " СОтворчество 2100" педагог разбирает материал, пройденный на прошлой неделе, дает рекомендации по обучению. Родители получают план работы на следующую неделю по пособиям, каждый день — одно пособие. Родители могут лично задать интересующие их вопросы и получить подробные советы и рекомендации по выполнению домашних заданий. Ежедневно в игровой форме проигрываются с ребёнком различные ситуации, тем самым мотивируя его на получение новых знаний и развития необходимых умений.

В нашей онлайн - школе "СОтворчество 2100" занятия с педагогом проводятся онлайн по понедельникам в 10.00 и в 11.30. и длятся 20-25 минут (все друг друга видят и общаются).

Родители занимаются с детьми 4 дня в неделю самостоятельно — 20-25 минут по пособиям с рекомендациями педагога.

И в заключении, хотелось бы вспомнить слова Л.А. Вагнера, замечательного детского психолога: " Быть готовы к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит, быть, готовым всему этому научиться".

Анастасия Колпакова, руководитель онлайн - школы " СОтворчество 2100", мама четверых детей на семейном обучении.

10. Начните с себя


Вы будете удивлены, но первое что вы должны сделать – это подготовить себя. Людям вообще очень сложно менять свою жизнь. Подумайте о том, что ваш ребенок повзрослел, это уже не тот розовощекий малыш, которого вы забирали из роддома. И хотя дети для родителей всегда будут оставаться детьми, не показывайте ребенку, что вы беспокоитесь. Отбросьте все страхи и переживания, ваш ребенок справится. Доказано, что, когда родители переживают, адаптация к школе происходит более длительно и тяжело. Они словно посылают ему мысли о неготовности к взрослой жизни. Ребенок все чувствует, излучайте уверенность. Тогда и он станет уверенным, не будет бояться изменений в жизни.

9. Не идеализируйте


Не стоит идеализировать. Не рисуйте ребенку радужные картины, где он приходит в школу, находит друзей, учится на одни пятерки. В вашем воображении он уже окончил школу с золотой медалью и поступил в институт. Вот только ребенок может не оправдать ваших ожиданий. Возможно, что первое время ему будет нелегко, он не сразу подружится с ребятами или не поймет учебный материал. Тогда он подумает, что не справился. Мама и папа ждали от него успехов, а у него не получилось. Он расстроится, учеба будет вызывать у него отрицательные эмоции.

8. Не надо пугать


7. Больше правдивых историй


6. Взращивайте чувство здоровой гордости


Научите ребенка гордиться. Тогда он станет более целеустремленным, а его достижения будут радовать не только вас, но и его самого. Пусть он будет гордиться удачном рисунком, идеальным порядком на рабочем столе или 5 за домашнее задание. Покажите, что и вы гордитесь им. Только не переусердствуйте, все хорошо в меру. Не возносите своего ребенка выше других. Хвалите его за достижения, а не за то какой он умный и красивый. Вы должны научить его оценивать свои силы. Не акцентируйте внимание на том, что ребенку дается легко. Похвалите его, но немного. Он должен понимать, что гордятся достижениями, а не красивой внешностью, голосом или физическими данными.

5. Сделайте неизвестное понятным и знакомым


Даже взрослые люди боятся перемен, что уж говорить о ребенке. Чтобы адаптация в школе прошла комфортно, нужно подготовить ребенка заранее, познакомить его с ней, с некоторыми школьными правилами. Если есть возможность, ходите гулять по дороге, которая ведет в школу. Показывайте ребенку ее, пусть он знает, что это школа, и 1 сентября он пойдет туда учиться. Дома поиграйте в учителя и ученика. Пусть у вас будут уроки, перемены, даже школьный завтрак. Позволяйте ребенку рассматривать школьные принадлежности, не отбирайте их со словами, что еще рано, и пускай подождет до начала учебного года. Так ребенок подготовится психологически, и страх отступит.

4. Подготовка как праздник


Подготавливайте ребенка к школе как к празднику. Поделитесь с ним своей радостью, расскажите как вы рады, что он скоро начнет учиться. Ну а первый учебный день непременно должен запомниться надолго. Украсьте комнату шарами и надписями, выберите памятный подарок, сводите ребенка в парк аттракционов. Атмосфера праздника позволит ребенку настроиться на хорошее. Но будьте искренни, если вам это неинтересно или вы переживаете, ребенок сразу почувствует ваше настроение. Тогда от праздника не останется и следа.

3. Детство продолжается

Существует мнение, что когда ребенок пошел в школу, детство заканчивается. Если вы согласны с ним, то срочно меняйте свою точку зрения. Ваш ребенок все еще маленький, посмотрите какой он беззащитный, вы должны ему помогать. Пусть он ходит в школу, выполняет домашние задания, соблюдает дисциплину, но он все еще ребенок. Он нуждается в ласковых объятиях мамы, веселых играх с папой или братом. Детство продолжается. Только теперь к веселью и играм добавились новые обязанности. Научите ребенка совмещать их.

2. Важность режима


Ну а совместить учебу и отдых поможет режим дня. Составьте его вместе с ребенком, ему будет интересно. Напишите от руки или напечатайте на компьютере, украсьте, повесьте над столом. За соблюдением его придется следить вам. Пусть ребенок встает в одно и то же время, выделите ему полчаса на сборы в школу. После занятий ему нужно отдохнуть. Это самое время для выполнения несложных домашних обязанностей или небольшой прогулки. После – выполнение домашнего задания. Вечером ребенок может поиграть, посмотреть телевизор, погулять вместе с вами. Не нагружайте ребенка дополнительными кружками и секциями. Пусть он сначала привыкнет к школе, а потом сам выберет, что ему по душе, два-три занятия будет вполне достаточно для первоклассника.

1. Главное не оценки


Донесите до ребенка информацию об оценках, пусть он знает заранее, что его знаниям каждый день будут проводить проверку. Нужно научить ребенка не отчаиваться в случае неудачи. Скажите ему, что учиться он для знаний, а не для отметок. Можно списать и получить 5, но толку от этой оценки не будет. Но и не позволяйте расслабляться, а то ребенок подумает, что стремится к хорошим оценкам вовсе не обязательно. Не рассказывайте ему историй о двоечниках, бросивших школу, которые гораздо лучше устроились в жизни чем отличники.

Теперь вы знаете, как безболезненно подготовить ребенка к школе. Постарайтесь психологически помочь ему, ведь от этого зависит его отношение к школе и учебе в целом.

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня я хочу подробнее рассказать о важности подготовки ребёнка к школе. Какие компоненты в себя включает подготовка к школе? Кому нужны занятия по подготовке к школе. Обо всём этом вы узнаете, познакомившись с распространёнными мифами о готовности к школе.

Миф 1: Готовность к школе — это умение читать и считать до 20

Да, умение считать до 20 и читать — это одни из требований к знаниям и умениям поступающего в 1 класс, но не этого недостаточно! На психолого-педагогической комиссии вашего ребёнка будут тестировать на наличие у него различных знаний и умений по чтению, грамоте, развитию речи, математике, окружающему миру, а также будут проверять на предмет психологической готовности к школе. Ниже в статье я подробно расскажу о компонентах готовности ребёнка к школе. А в следующих постах напишу о требованиях готовности по грамоте, письму, чтению, математике и окружающему миру.

Миф 2: "А школа для чего? Пусть там сами и учат! С нами так никто не возился, выросли же!"

Всё верно, ещё 20 лет назад всех принимали в школу — и тех, кто умеет писать и читать, и тех, кто не умеет. Однако современные реалии таковы, что школа ведёт психолого-педагогический отбор учеников, которые уже готовы к началу обучения. С одной стороны, можно возмутиться этому факту, ссылаясь на то, что представители старшего поколения выучились, и ничего страшного не случилось. Но есть и другая сторона этого явления: во-первых, в классах учатся по 30 учеников, и каждому уделить внимание в классе учителю просто нереально. Учитель выдал тему, сделал свою работу и ушёл. И отстающие ученики не всегда получаются из-за низкого профессионализма учителей. Часто причиной отставания в начальных классах является низкий уровень готовности к школе. Это и познавательный компонент (сюда же относиться умение читать, счёт до 20 и обратно, умение делать звуковой анализ слова, развитые фонематический слух, память, логика, мышление, речь, внимание и т.д.); коммуникативный компонент (умение устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, умение сотрудничать и разрешать конфликты, умение взаимодействовать в паре и группе, сюда же я отнесла бы сформированность таких качеств как вежливость, знание базовых основ этикета — приветствие, прощание, обращение ко взрослому на Вы, использование форм спасибо, пожалуйста при просьбах, а также умение постоять за себя, умение обратиться ко взрослому за помощью и др.), регулятивный компонент (умение ставить и выполнять учебную задачу, умение выполнять задание и быть в него вовлечённым от начала до конца в течение 15 минут как минимум, умение подчинять своё желание поиграть и поорать на весть класс необходимости учиться, умение справляться с неудачей и др.), личностно-мотивационный компонент готовности к школе (сформированность желания учиться, получать новые знания, внутренняя позиция школьника — "Теперь я ученик, хожу в школу учиться и получать новые знания". Желание приобщиться к миру взрослых через обучение в школе — "Так я стану взрослее и буду много знать".) Психолого-педагогическая комиссия существует для того, чтобы выявить на ранних этапах проблемы, с которыми может столкнуться будущий ученик — выявляются разные трудности — отставание по психомоторному развитию, неумение держать в памяти учебную задачу (несколько заданий одновременно), двигательная расторможенность, слабый самоконтроль, неумение устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками (к нам обращаются дети 6 лет, которые, увидев чужого взрослого или своего ровесника — закрывают лицо руками, топают ногами, не знают, как подружиться и пригласить в игру, соответственно, чтобы вовлечь такого ребёнка в процесс игры или обучения, требуется очень много времени и работы, и при всём при этом ребёнок умеет читать и писать!). Что же будет, когда ребёнок пойдёт в первый класс? Сможет ли он легко, наряду со всеми учениками, погрузиться в процесс обучения или будет испытывать стресс от незнакомой ему обстановки и чужих взрослых и детей? А стресс, между прочим, затормаживает психические процессы, и успешного обучения, увы, не получится.

Я хочу выразить своё мнение о том, что эту самую психолого-педагогическую комиссию на предмет готовности ребёнка к школе необходимо делать не на начало обучения, а за год-два до поступления в школу, поскольку у родителя ещё будет время, чтобы при наличии различных проблем, из-за которых ребёнка не принимают в школу, успеть скорректировать их, обратившись к психологам и педагогам. Всё-таки лучше, когда ваш ребёнок вовремя пошёл в школу, легко овладевает знаниями, у него хорошие отношения с учителями и одноклассниками, в школе есть друзья, он самостоятельно справляется с домашними заданиями, чем такая ситуация, при которой ребёнок пошёл в школу позже своих сверстников в 8–10 лет, вас постоянно вызывают в школу, учителя жалуются на плохие отметки и поведение, и что ваш ребёнок отвлекает весь класс своим поведением, вам приходится часами орать, делая уроки, вы нанимаете репетиторов, и учёба в итоге превращается в одно сплошное мучение. А потом и ярлыки, которые навешиваются на вашего ребёнка: двоечник, неудачник, хулиган, не буду всё перечислять — и в итоге с этими ярлыками ребёнок, вырастая, идёт по-жизни, неся внутри себя неуверенность в себе и собственных способностях.

Миф 3: "Мой ребёнок в 7 лет не хочет учиться — это нормально, вес дети не хотят учиться! В 6–7 лет не слушается, капризничает, ничего страшного — в школе непременно будет учиться!"

Этот миф могу развенчать — к 7 годам у ребёнка формируется познавательный интерес, желание учиться и получать новые знания. Если такового не произошло — необходимо разбираться, что является причиной несформированности познавательного интереса. Причиной может быть неправильное преподнесение знаний родителем или педагогом в детском саду, обучение могло сопровождаться стрессом — на ребёнка кричат, если он что-то не понимает. Или у ребёнка несформированные психологические функции — память, внимание, мышление, речь, что не позволяет ему полноценно и легко усваивать познавательный материал. Есть ещё одна особенность, на которую я не могла не обратить своё внимание — это то, что в дошкольном возрасте у ребёнка должна быть сформирована развёрнутая сюжетно-ролевая игра и воображение. Это также необходимые условия для безболезненного перехода ребёнка на новый психологический уровень — уровень учебной деятельности. Воображение, речь, мышление — все эти функции отлично развиваются в игре, особенно в сюжетно-ролевой. Если ребёнок не "доиграл", то и познавательного интереса как естественного процесса на пути к обучению от ребёнка ждать не приходится.

Миф 4: "Мой ребёнок гиперактивен!" Бросьте, он просто плохо воспитан!

Сейчас мы будем говорить с вами не о детской шалости и невоспитанности как таковой (этот компонент тоже может присутствовать, и с ним также надо работать). Сейчас речь пойдёт о симптомах СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность как комплекс неврологических симптомов). Таким детям диагноз не ставят до 12 лет, однако его симптомы, такие как ММД (минимальные мозговые дисфункции), двигательная расторможенность, низкая концентрация внимания, низкая произвольность психический функций являются серьёзными препятствиями для овладения школьной программой. Таким детям необходимо двигаться (это естественный лечебный процесс при ММД, так как только при наличии движения ребёнок может оставаться в сознании и концентрировать внимание, а значит и усваивать информацию, поскольку в движении воссоздаются повреждённые нейроны в головном мозге, из-за отсутствия необходимого числа которых возникают проблемы с концентрацией и произвольностью психических функций). Учебный процесс для детей с СДВГ должен строиться особым образом, где обучающие методы включены в подвижные игры, несут активный характер и применяется специальная нейрогимнастика, которая восстанавливает повреждённые нейроны, устраняя последствия ММД у ребёнка. Должна вестись специальная коррекционно-развивающая работа по устранению пробелов в воспитании таких детей, работа по развитию произвольности психических функций, развитию концентрации и устойчивости внимания, привитию навыков саморегуляции. Общие занятия по подготовке к школе таким детям не подходят, и чем раньше родитель такого ребёнка обратится к педагогам-психологам, тем лучше и успешней будет проходить его обучение в школе. Необходимо заметить и то, что СДВГ само по себе не проходит, никуда не исчезает, если его не корректировать, то гиперактивные дети вырастают в гиперактивных взрослых. Потом о таких взрослых, в лучшем случае, говорят как о непостоянных, ветреных, не умеющих сдерживать слово людях, не умеющих строить семьи и благоприятные отношения, в худшем — формируются различные социальные девиации. Поэтому родителям детей с симптомами СДВГ настоятельно рекомендую позаботиться о будущем ребёнка заранее, ещё до школы и обратиться к специалистам.

Миф 5: "Я его (её) сама всему научу!"

Сейчас много мамочек грамотных, умных — это может только порадовать! В продаже и интернете множество пособий о том, как самому подготовить ребёнка к школе. Но давайте не забывать про коммуникативный компонент готовности ребёнка к школе. Каким бы вы прекрасным родителем-учителем не были, ребёнок в школе общается с другим чужим взрослым, с разными детьми, и ему необходимо найти контакт с каждым. На занятия по подготовке к школе у него будет прекрасная возможность общаться с другими детьми, с учителем (другой взрослый). Он научится решать учебные задачи в парах, в малых группах. А преподаватель сможет вовремя выявить и скорректировать возникающие трудности во взаимодействии с другими.

Миф 6: "Отдам ребёнка за 3 месяца до начала школы, и всё будет хорошо!"

Как ни странно, но 3 месяца — очень маленький срок. Конечно, научить читать, писать, считать ребёнка можно за такой короткий срок, но как для него пройдёт такое экспресс-обучение? Смогут ли у него сформироваться все предпосылки к учебной деятельности? Сможет ли он психологически подготовиться к школе? Не будет ли для него стрессом резкий переход от игры к учебной деятельности? Даже если и можно ребёнка научить всем необходимым знаниям и умениям, то на психолого-педагогической комиссии выявятся те компоненты, которые не успели сформироваться за такой короткий срок. А если у вашего ребёнка ещё и выявились коммуникативные трудности или трудности в овладении познавательным материалом (из-за разных причин)? Позаботьтесь о благополучии вашего ребёнка заранее — проведите диагностику готовности ребёнка к школе как минимум за год до начала поступления в школу. Если же вы уже знаете о возможных трудностях вашего ребёнка, обратитесь к специалистам — педагогам-психологам заранее — за год-два.

Миф 7: "Отдам ребёнка на подготовку, и пусть сами учат. Я же заплатила деньги специалистам! Могу ребёнком не заниматься"

В этой статье я постаралась резюмировать лишь несколько мифов о подготовке к школе.

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…


Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.

Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.

Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.

Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:

  • Развивают зрительную и слуховую память;
  • Развивают воображение и фантазию;
  • Развивают мышление (анализ, синтез, классификация, логическое рассуждение);
  • Развивают зрительно-моторную координацию (система "глаз-рука");
  • Развивают внимание и усидчивость;
  • Учат ребенка, взаимодействовать в коллективе;

Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:

  • Обучают чтению и письму, развивают фонематический слух;
  • Обучают ребенка счету;
  • Развивают мелкую моторику и готовят руку к письму;
  • Формируют пространственно-временные отношения;
  • Развивают речь.


Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!





Победитель Международного заочного конкурса "Надежда планеты" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).

Читайте также: