Подготовка к школе детей с нарушениями речи
Обновлено: 16.05.2024
Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно. Традиционно выделяются несколько аспектов школьной готовности.
Оценка готовности к школе детей с речевыми нарушениями
Подготовка детей к школе является одной из тех проблем, интерес к которой не иссякает.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Показателем образовательной работы ДОУ является качественная подготовка детей к школьному обучению.
Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно. Традиционно выделяются несколько аспектов школьной готовности.
Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям, умение принять учебную задачу. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевая готовность – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять задание, умение ставить цели и принимать решения.
К социально-психологическая готовности относится умение выполнять требования учителя, умение подчиняться интересам группы и умение общаться, а также умение контролировать свое поведение.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие ребенка, состояние его здоровья.
Это только основные параметры готовности. В общем виде, готовность к школе можно представить в виде вот такого могучего, многоветвистого дерева.
Задачи, стоящие перед логопедической группой:
- обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
- устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух;
- развить навыки звукового анализа и синтеза, сформировать навык чтения;
- уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
- сформировать грамматический строй речи;
- развить связную речь.
Решая эти задачи, мы предупреждаем возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы детей.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий и обязательное осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.Особое место в практике занимаетиндивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. К школе ребенок должен владеть правиль-ным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Они часто ослаблены физически. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Школа заинтесована в том, чтобы в нее пришли ученики, способные позаботиться о сохранении и укреплении своего здоровья.
Поэтому, воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Проводятся мероприятий для повышения педагогической компетентности родителей.За основу своей деятельности взяли следующиевиды организации работы с семьей:
практические занятия для родителей;
индивидуальные занятия с родителями и их детьми.
Родители увидели приемы самомассажа и взаимомассажа, которыми владеют их дети, зрительную и дыхательную гимнастику, кинезиологические упражнения, су-джок терапию. Все это, несомненно, будет полезным не только детям, но и взрослым и явится еще одной возможностью для общения родителей с детьми.
Индивидуальная работа с родителями служит основой установления личного контакта между педагогом и родителем, а также психологически подготавливает родителей к поступлению их детей в школу.
Читайте также: