Поделки ко дню толерантности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста ; приобретение педагогами знаний и практических навыков по формированию толерантности через игровую деятельность.

Оборудование и материалы: мешочек чудесный, мольберт, панно с картинками, маркеры.

Участники занятия-тренинга: педагоги, гости

Продолжительность тренинга: 15-20 минут.

Приветствие педагогов, гостей.

Добрый день, друзья!

Он наступил такой прекрасный!

Потому что в нем вы и я!

Всем разным, но равным!

Всем желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!

Всем мечтающим жить в согласии с собой, и посвящается этот мастер – класс!

Цель: учить представлять себя коллективу.

Ход: будем передавать сердечко волшебное друг другу и нужно представить себя, назвав своё имя так, как вам больше всего нравится, и не забудьте улыбнуться друг другу.

-Вот мы с вами и познакомились.

-А насколько мы разные, сейчас узнаем.

-Давайте поприветствуем аплодисментами тех, кто живёт в Нижневартовске;

-Давайте поприветствуем тех, кто живёт в Нижневартовском районе;

- поприветствуем тех, у кого светлые волосы;

- поприветствуем тех, кто воспитывает сына;

- поприветствуем тех, у кого темные волосы;

- поприветствуем тех, кто любит конфеты;

- поприветствуем тех, кто любит арбуз;

-поприветствуем тех, кто

- поприветствуем тех, кто воспитывает дочь;

-Ну а теперь хорошенько подумайте и скажите: какие мы все? (разные). Да, мы все разные, но мы – вместе . И это очень здорово. Но мы с вами чем-то и схожи, все собрались на мероприятии – Воспитатель года, испытать себя и узнать что-то новое и поделиться опытом.

- Человек приходит в эту жизнь, для того, чтобы после себя что-то оставить: построить дом, вырастить сына, посадить сад.

- У вас уже есть свои дома, дети, внуки, чего не хватает, на нашем панно, я предлагаю вырастить в нашем саду необычное, а может даже и волшебное Дерево доброты, уважения, понимания, дерево толерантности.

- Семечко мы с вами уже посадили: мы с вами собрались все вместе, познакомились, узнали насколько мы разные.

-А вырастет ли дерево, узнаем позже.

Педагог: Присаживайтесь за столы, вам нужно дописать пропущенное слово.

Например: Готовность ……….. с чужим мнением.
1) мириться 2) покоряться 3) сопротивляться

1.Готовность мириться с чужим мнением.
2.Уважение человеческого достоинства.
3.Уважение прав других.
4.Принятие другого таким, какой он есть.
5.Способность поставить себя на место другого.
6.Признание равенства других.
7.Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Пока участники готовятся, мы с вами поиграем.

Игра с залом “Волшебный мешочек”.

  • продолжать закреплять понятие «толерантность
  • работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;
  • развитие фантазии, творческого мышления, развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Не заглядывая в мешочек, берете один предмет. Вам нужно найти связь между этим предметом и понятием толерантности. Вам нужно вспомните пословицу или поговорку, связанное с толерантностью, с компонентами толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

Участники уже готовы? Давайте прочитаем, что у вас получилось? Как вы думаете, что мы с вами прочитали? Конечно это основа понятия толерантность. Вот и наше семечко проросло и превратилось в могучий ствол с ветками, это основа нашего дерева.

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива

будем говорить друг другу комплименты, и дарить листочки с волшебного сундучка.

Ой, какие молодцы. А теперь листочки прикрепите к нашему дереву.

Мастер-класс будет интересен воспитателям подготовительной группы детского сада и учителям начальных классов.
Цель проведения:
Воспитывать чувство уважения друг к другу
Продолжить формирование толерантного отношения между ребятами.

Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Школа, быт наш и уют.

Дорогие друзья! В детских коллективах в ноябре пройдут мероприятия по толерантности. В ходе бесед, занятий можно провести мастер-класс "Дружба крепкая"

Для проведения мастер-класса необходимо приготовить: альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей






4.Включаем фантазию, творчество!Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды,обувь




6. Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.



Мастер-класс "Дружба крепкая" был так же проведен в начальной школе Финляндии в рамках международного проекта "Общение без границ"


Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Мила, замечательный проект. Очень интересный творческий подход. Я обязательно, с Вашего разрешения, возьму себе в закладки для предложения своим коллегам в школе. Классные получились работы! И тема очень актуальна сегодня! Не хватает доброты и отзывчивости.
Идея международного проекта "Общение без границ" просто правильная и нужная.
И еще мне понравились Ваши слова:
"Я уверенна, если каждый будет друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!".
Спасибо большое за прекрасный материал.

Спасибо,Мила,за нужный и интересный МК!Обязательно попробую со своим дошколятами провести его!
Воспитание толерантности последнее время стало актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей.
Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Мила!Спасибо за интересный материал!Обязательно воспользуюсь им в работе с детьми. Я думаю, что им это будет интересно.Замечательные работы получились у Ваших ребят!Еще раз благодарю Вас за МК!

Мила! Очень интересная идея. Все просто, но в тоже время огромная работа с детьми. Толерантность , прекрасное качество, но увы не всем присущее. Наша задача раскрыть детям смысл толерантности, помочь находить решения проблем. Дружба и доброта всегда ценились, а в наше время тем более. Участвуя в таких проектах мы становимся светлее и добрее. Спасибо за материал.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Спасибо за идею!

Мила, впервые вижу мастер-класс по толерантности. Необычное, светлое чувство возникает при его просмотре. Во-первых, меня поразила техника выполнения рисунка, до конца было интересно наблюдать процесс появления обнимающейся пары друзей. Видно, что и детишки с удовольствием выполняют свои работы. Во-вторых, мастер-класс получился добрый, да и у детишек умиротворённые лица.

Мила, очень позитивный МК! Теплый такой!
Я люблю работы с ладошками:))) Завтра с детками пробуем рисовать ладошками птиц:)))Нам до Вашего МК надо еще 2 года, пока моим малышам не под силу такое нарисовать! С удовольствием использую его при нашем взрослении.

Замечательная идея! Мы с детьми часто говорим о толерантности, но куда нагляднее и интереснее вот так создавать пары друзей! Такое превращение обычной ладошки вижу впервые. Легко, быстро и, главное, запомнится детям на всю жизнь. Большое спасибо!

Очень интересный мастер-класс! Спасибо! Воспитание толерантности начинается уже в детском саду. Очень актуальная тема. Наши дети в детском саду очень любят рисовать ладошками, попробуем использовать ваш мастер-класс в своей работе.

Мила,спасибо за интересную идею.Отличная тема.Чувство радости возникает ,смотря на работу и работы детей.Очень добрый позитивный МК!

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.Очень важная тема.

Какая интересная идея! Действительно,очень нужная в наше время тема.С удовольствием использую ваш МК в своей работе!Спасибо!Творческих вам успехов!

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.
Мне МК безумно понравился, а идея с ладошками натолкнула меня на новые свершения. Обязательно расскажу своим коллегам о них!
Спасибо!

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Мила, спасибо за нужный в нашей работе МК! Обязательно использую в своей работе!

Мила, очень интересный МК. Я работаю педагогом дополнительного образования с детками 6-10 лет и с Вашего разрешения Ваш МК я применю на своих занятиях. Уверена, что такие забавные человечки понравятся всем ребятам. Очень интересная идея с ладошами. В наше современное время надо приучать деток к терпимости. Вы затронули очень интересную тему. Спасибо Вам и творческих Вам успехов.

Дорогие друзья! Хочу выразить слова благодарности всем, кто заглянул ко мне на "огонек" и посмотрел мастер-класс "Дружба крепкая". Мне очень приятно, что вы отметили в работе простоту изготовления дружных ребят и актуальность темы. Радостно от того, что мой мастер-класс вам поможет в работе. Всем желаю счастья, удачи и безграничного творчества. Пусть вас окружает только ДОБРОТА!
ДОБРОТА НУЖНА ВСЕМ ЛЮДЯМ.
ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ДОБРЫХ БУДЕТ!
ГОВОРЯТ НЕ ЗРЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ:
"ДОБРЫЙ ДЕНЬ!" И "ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!"
И НЕ ЗРЯ ВЕДЬ ЕСТЬ У НАС
ПОЖЕЛАНЬЕ "В ДОБРЫЙ ЧАС!"!
ДОБРОТА ОНА ОТ ВЕКА -
УКРАШЕНЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


Быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Притча- 'Все оставляет свой след'.3gp

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.docx

МАСТЕР -КЛАСС

Цели мастер-класса:

развить коммуникативные навыки и сформировать умения реализовывать полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях;

повысить уровень информированности педагогов по вопросам межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия;

инициировать разработку и реализацию проектов по формированию культуры толерантности в школьном сообществе;

содействовать распространению полученного в ходе мастер-класса опыта по воспитанию толерантного сознания и поведения у школьников и педагогов;

передать опыт организации интерактивной деятельности учащихся в целях формирования толерантности.

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее.

В нашей жизни за последние двадцать лет постоянно встает вопрос: возможно ли говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может быть к террористам, убийцам ни в чем неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Однако данный вопрос не может остаться и не остается риторическим. Его решают многие ученые-теоретики и практики, люди, не равнодушные к тому, что происходит с родом homo sapiens. Попытаемся внести и свою лепту в решение этого вопроса и начнем с определения основополагающей категории.

«Всё утро дождик… Ничего весёлого.

Но есть у солнца друг — один из лучших.

Упрямо поворачивая голову,

Солнечный, теплый, яркий подсолнух – эмблема нашей встречи. Да и символом воспитательного процесса его тоже можно назвать: разве не мечта каждого воспитателя вырастить огромное поле подсолнухов, для которых ты и твои слова, поступки, наставления и пример – солнце?!

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

C:\Users\Наталья\Desktop\толерантность\img1.jpg

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, использовать возможности коллектива для противодействия вредным националистическим влияниям.

Согласитесь, что в обществе бытует мнение, что чукчи не совсем умные, а японцы – интеллектуалы; украинцы – жадные, а казахи – непунктуальные; грузины – любвеобильные без всякой меры, а англичане – чопорные и педантичные. Этот ряд можно было бы продолжать еще очень долго.

Чтобы разрушить сложившиеся стереотипы в обществе по восприятию национальностей, можно предложить старшеклассникам следующий вид работы.

Тренинг 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. (Работа над анкетой.)

Задание.

Анонимно заполнить анкету.

Определить интеллектуально-культурный уровень разных национальностей (от 1 до 10 баллов).

Анкетный лист.

АНАЛИЗ РАБОТЫ НАД АНКЕТОЙ.

Анонимно заполненные анкеты сдаются без обсуждения.

? Вопросы участникам.

Было ли легко выполнить данное задание? Почему?

Какие обстоятельства повлияли на выставление вашей самой высокой оценки?

Какие обстоятельства повлияли на выставление вашей самой низкой оценки?

Есть ли в анкете национальности, интеллектуально-культурный уровень которых вы не смогли определить? Почему?

Появлялись ли у вас затруднения при заполнении анкеты? Почему?

Считаете ли вы этичным проводить такую анкету? Почему?

На глазах у всех разорвать анкеты и выбросить в урну.

Также можно найти те "элементы", которые разрушают толерантность или в значительной степени ослабляют ее:

Вспоминать прошлое. Это ведет к большим потерям ментальной энергии. К прошлому необходимо правильное отношение: извлекли урок и забыли.

Смотреть на зло, замечать недостатки и слабости других. К этому можно отнести фильмы, литературу, материалы СМИ, которые пропагандируют насилие;

Слушать зло (слухи, сплетни, неправильные вещи);

Говорить пустое и плохое (грубая, нецивилизованная речь, "закулисные" разговоры и т.п.).

Одной из наиболее распространенных проблем классных руководителей является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые далее приемы и упражнения, надеюсь, пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины. Учитель может попросить детей продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость. Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Тренинг 3. Камушек в ботинке.

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей . Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей . Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей . Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей . Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Я перечислю знакомые, самые обычные для Вас слова. Повседневность – это кофе или чай, пицца, автомобиль, мобильный телефон, компьютер…

Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром – кофе, в обед – пицца, летом – отпуск, каждый день автомобиль.

Приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Он убедителен для людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

И символ веры православных и католиков, Иисус Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Алхимия толерантности

В средние века ученые искали способ, как обычное железо или другой металл превращать в золото. Если мы за "золото" примем наше хорошее здоровье (в обиходе - "нервы"), стабильное эмоциональное состояние ("настроение"), наши дружеские отношения с другими, способность легко разрешать свои проблемы, то толерантность выступает тем "философским камнем", который способен совершать чудесное превращение "ржавого железа" в настоящее "золото".

В одной древней притче говорится о том, что главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту. С тех пор в мире многое изменилось, однако задача осталась прежней и даже обрела имя – толерантность.

Наверное, прежде всего, следует вспомнить, что одно из главных человеческих качеств – это доброта. Именно доброта отличает человека от животного. Уважение к другим, к чужому мнению и чувствам – основа того, что делает человека Человеком. Об этом сегодняшняя притча – притча о толерантности, о том, что все оставляет свой след.

Помните об этом, потому что ненависть, обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться, не избавившись от груза прошлого негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения…

Формы работы по воспитанию толерантности

Составление таблицы антиподов

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса”

Просмотр и обсуждение кинофильмов:

Чтение и обсуждение притч, сказок, рассказов , таких, например, как:

Где в Интернете прочитать о толерантности? Полезные сайты:

Проект Что значит быть толерантным?

Урок толерантности/10 класс

Классный час Воспитание толерантности

Комплект ЦОР к учебнику обществознания под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.

Толерантность. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Толерантность (А.Б. Орлов, А.З.Шапиро. Энциклопедия "Кругосвет")

Сайт "Толерантность: декларация принципов"

Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с. ISBN 5-250-01874-2

Как воспитать толерантность

Толерантность. Программа правительства Санкт-Петербурга

Уроки толерантности в начальной школе

Игра-дискуссия на развитие толерантности для учащихся 5–6-х классов

Классный час толерантности в 6 классе "И на солнце есть пятна"

Классный час "Межэтническая толерантность — путь к миру и согласию"

Формирование толерантных отношений в классе

Формирование толерантности "Толерантность – гармония многообразия"

Тематика докладов по проблемам толерантности для секции классных руководителей:

Два друга

Однажды два друга поспорили, и один из них ударил другого. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: “Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину”. Они продолжали идти, и нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда тонувший пришёл в себя, он написал на камне: “Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь”. Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выбить это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Пожалуйста, помните о том, что учителя много сделали для вас хорошего.

Конечно, сегодня мы не решим всех проблем, такие сложные дела быстро не разрешаются. Вы это тоже понимаете, т.к. уже взрослые люди. Но я все же расскажу вам притчу, рассказанную маленькому индейцу.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”. Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”. Я очень надеюсь на то, что мы вместе кормим доброго волка. Потому что согласны с выражением Марка Твена: “Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой”. И наша с вами дружба тому доказательство.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 че ловек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на чертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Понятие толерантности в свете последних событий в мире становится особенно актуальным. Нетерпимость к другим точкам зрения, религиям, мировоззрениям порождает боль и насилие, жестокость и непонимание. Для детей крайне важно уже в раннем возрасте усвоить это понятие и внедрять в своей жизни.

Что означает это слово?

Толерантность в словаре обозначает принятие, понимание другого мировоззрения, образа жизни, мыслей, религии. Для школьников, возможно, эти понятия будут трудны. Для этого беседу на тему толерантности в нашей жизни для детей следует начать с простого примера.

Мы знает, что далеко не всегда получается поддерживать хорошие отношения со всеми вокруг. Дружба возможна только с близкими по духу и интересам людьми. Однако это не означает, что с остальными необходимо ссориться.

Толерантность – это попытка принять другого человека таким, какой он есть. Такой подход к людям обеспечивает желанный мир на нашей планете.

Также для школьников ситуация будет более понятной, если перенести ее в рамки класса. Побеседуйте с малышами, которые все время ссорятся и дерутся. Если дружба между ними невозможна, то вполне реально установить мир. Пусть ребята поразмышляют: как можно понять своего одноклассника, можно принять его таким, какой он есть.

Конечно, толерантность не ограничивается рамками исключительно одного сообщества: это понятие гораздо шире. В планетарном масштабе оно касается принятия существования других культур и религий. Это гарантирует существование мира и порядка.

Чтобы это понятие не исчезло из людских умов, а мир и дружба не стали понятиями нарицательными, школьников необходимо познакомить с таким праздником, как Международный день толерантности. Он отмечается 16 ноября. Декларация ЮНЕСКО утвердила Международный день терпимости в 1995 году.

Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Однако путь толерантности – не новшество нашей цивилизации. Еще Будда в древнеиндийской цивилизации проповедовал путь смирения и принятия всего окружающего. После него мир посещало множество ученых и пророков, подхвативших эту идею. Учение о толерантности дошло до наших дней и подтолкнуло современных людей установить Международный день терпимости 16 ноября.

Рекомендации по толерантности

: Способность резюмировать информацию, – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

– три глагола по теме,

– осмысленная фраза на данную тему,

– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально пишут синквейны, потом по группам – общий

Педагогические приемы по формированию толерантности.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины… (далее дети сами продолжают ряд).

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость… (далее дети сами продолжают ряд).

Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице – активен; вчера я был здоров, а сегодня – болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом – биология; с другом я добр, а с предателем… Предложить ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я – о’кей, ты – о’кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я – о’кей, ты – не о’кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я – не о’кей, ты – о’кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я – не о’кей, ты – не о’кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Предложить ребенку сделать рисунок для каждой позиции.

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Задача занятия:

исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы — догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? Нарисовать? какие слова удались легче, какие — труднее?

Подборка материалов по теме

Другие символы и детские картинки по теме













Цель: привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам толерантного воспитания и инклюзивного образования.

1. Создать условия для привлечения внимания к воспитанию толерантного отношения к людям, в том числе к людям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Привлечь внимание и заинтересовать в самостоятельном поиске решений поставленной проблемы.

Участники: педагоги дошкольного учреждения.

Осознание участниками мастер класса значимости поставленной проблемы и основных принципов толерантного воспитания:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

6. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

1. Компьютер, мультимедиа.

2. Заранее заготовленный плакат с изображением нашей планеты (ватман)

3. Листы чистой бумаги по количеству участников

4. Фломастеры, клей и ножницы по количеству участников;

5. Столы и стулья по количеству участников;

6. Заранее заготовленные буклеты.

Как пользоваться материалами?

Международный день толерантности 16 ноября не празднуется с особой роскошью. Тем не менее, в детских садах, эстетических центрах, для школьников необходимо провести тематический день, чтобы познакомить ребят с этим понятием.

Кроме традиционных стихов, рассказов, можно предложить детям нарисовать эмблему, которая бы представляла собой символ этого дня. Эмблема для школьников может представлять собой цветок, дерево, планету. Символ терпимости часто рисуют с помощью отпечатков рук которые объединяются в цветок, а также из отпечатков рук можно сделать дерево. Множество рук символизируют равенство людей в этом мире.

Поделки на тему толерантность

Когда увижу солнышко, спросила у врача. А жизнь такая тонкая, как по ветру свеча. И врач ответил девочке, когда прийдет весна. И тысячу журавликов ты сделаешь сама.

Но девочка не выжила и вскоре умерла И тысячу журавликов не сделала она Последний журавленок упал из детских рук И девочка не выжила как многие вокруг.

Тебе я бумажные крылья расправлю Лети не тревожь этот мир, ах этот мир. Журавлик, журавлик японский журавлик Ты вечно живой сувенир.

Читайте также: