Поделки для аутистов в школе

Обновлено: 07.07.2024

После довольно близкого общения с детьми с РДА, я поняла что к таким детям нужно использовать особый подход. И никакие стандартные программы не подойдут для продуктивной работы.

Мое общение с такими детьми началось с иппотерапии. Мною была разработана специальная программа, подобранны и воспитаны свои собственные лошади. Исследована группа детей. Но этого оказалось мало, да и использование лошадей это довольно затруднительно и порой невозможно.

Чтобы было понятнее, я расскажу о самых значимых подходов в работе с детьми с РДА:

Рисование

Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством. На уроках можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, быть может, ребенок вам сам подскажет чем ему приятнее рисовать.

Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Всем известно что ребенок-аутист мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.

Сенсорика

Во всем свою работу нужно направлять на развитие сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше развиты органы чувств, тем легче ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Можно проводить занятия в сенсорной комнате. Там можно не только играть, но и применять различные методики арт-терапии, сказкотерапии, музыкальные занятия, игры с песком и водой, аромотерапия.

Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Используйте природный материал, различные крупы, семена, каштаны, жёлуди. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.

Физическая культура

Для ребенка-аутиста очень полезны занятия спортом. Но спорт должен быть не командным, а индивидуальным, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. В этом отношении хороши разные виды восточных единоборств типа карате и ушу, они не агрессивны, развивают сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Полезны и плавание, велоспорт, коньки, лыжи.

Так же на занятиях по физической культуре для ребенка нужно подобрать индивидуальную программу упражнений. Начать стоит с самых легких занятий, затем постепенно усложнять и добавлять различные упражнения с использованием каких либо предметов.

Из других занятий им полезны танцы и хоровое пение. В хоре они не смущаются, часто хорошо поют. А со временем, если разовьются голосовые данные, могут солировать. Пение заметно уменьшает аутизм, поскольку аутисты начинают себя слышать.

Анималотерапия

Анималотерапия – метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами.

Задача анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности человека, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

Анималотерапия делится на два направления:

  1. Естественная анималотерапия – взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения.
  2. Направленная анималотерапия – процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем.
  1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
  2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
  4. Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", является одной из важнейших потребностей человека.
  5. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
  6. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

Существует специальная программа анималотерапии “ Ребята и зверята “ для детей 4-10 лет с эмоционально-личностными проблемами создана Н.Л. Кряжевой, В.Е. Орлом, З.Л. Рыжковой. Эта программа предназначена для коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении, страхи, замкнутость, чувство одиночества и отверженности. Программа включает в себя игры и упражнения, арттерапевтические и телесно-ориентированные техники, предложенные в качестве развивающих и корректирующих методов. Все эти программы рассчитаны на детей с сохранным интеллектом, воспитывающихся в семье.

Анималотерапия как метод коррекции личностной сферы существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало, а с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома, а также для детей с задержкой психического развития, ранним детским аутизмом вовсе отсутствуют.

Для организации анималотерапевтических занятий, важно знать как и с кем построить занятия:

  1. Группа учеников. Разница в возрасте участников не должна превышать один год, количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей, рекомендуется не приглашать в группу детей с одинаковыми эмоционально-личностными проблемами.
  2. Индивидуальные ученики. Может быть любой ученик, любого возраста. Главное перед первым занятием провести вводный урок по знакомству с животным. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.

Дальше следует выбрать какое животное использовать на занятиях:

  1. Выбор животного. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в “быту” и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья.
  2. Тренировка животного. Или предварительный настрой. Выбранное животное стоить познакомить с детьми, посмотреть на его реакцию. Если нужно почистить или вымыть. Подготовить к самому занятию, если нужно будет использовать дополнительные материалы (поводок, щетка, прищепка, коврик и т.п.). Нужно чтобы животное хорошо знало эти предметы. Так же следует познакомить животное с помещением или вольером, в котором будут проходить последующие занятия. Но лучше всего, если имеется такая возможность, воспользовать специально обученными животными для анималотерапии.

Такие животные как собаки позволяют надолго умерить страх, депрессию, напряжение, снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции. Неразговорчивые начинают больше говорить. Используемые как один из компонентов терапии, они могут оказать огромное влияние на поведение детей-аутистов. Для детей с серьезными психологическими проблемами необходим дружелюбный, спокойный пес. В этом смысле идеальны лабрадоры, золотистые ретриверы и шарпеи.

Так же можно использовать кошек. У них очень мощное лечебное биополе. Чаще всего используют именно кошек черных окрасов, считается, что у них намного сильнее энергетика, нежели у других сородичей. Для занятия с детьми-аутистами подойдут кошки таких пород, как сиамская, ориентальная, европейская короткошерстная, ангорская, сфинкс, русская голубая. Сфинкс способен забирать сразу много отрицательной энергии и считается одним из самых талантливых лекарей среди кошек.

Можно обойтись и простыми аквариумными рыбками, попугаями или канарейками. За птицами можно наблюдать или же их можно слушать. Это благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм. Общение с грызунами помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению. “Общение” с рептилиями укрепляет нервную систему, упорядочивает эмоции, укрепляет нервную систему, помогает при неврастении, хронической пневмонии, врожденном слабоумии, эпилепсии, нейродермите.

Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:

  1. Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
  3. Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
  4. Игры и упражнения на отработку двух позиций жизненной активности, расширение поведенческих механизмов адаптации.
  5. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
  6. Прощание – отработка механизмов расставания.

Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели: совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям; развитие активного отношения к жизни; отработка механизмов межличностной коммуникации; развитие воли и навыков самостоятельности; коррекция самооценки; отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки; снятие психо-мышечного напряжения; обучение навыкам саморегуляции; развитие эмоциональной сензитивности.

Итак, в работе с детьми-аутистами лучше всего подходить индивидуально. Не стоит гнаться за другими, наиболее успешными программами, педагогами. Стоит лишь чуточку уделить внимание самому ребенку, разобраться, что ему ближе, интереснее и начать с этого работать. Главное во всем подходить творчески, не бояться перемен и необычных подходов в работе. Кому то может показаться странным ваше занятие, зато ребенок получит желанный результат.

Я периодически пишу о том, что сама придумываю пособия.

И сейчас приведу пример того, что я имею ввиду.

Гриша с учительницей на -Технологии- раз в неделю клеит аппликации. Суть в том, что ему даётся шаблон итоговой работы, и шаблоны для того, чтобы обвести, вырезать и наклеить. Всё.

И вот уже три таких занятия прошло. Я на на них присутствую как второй ученик. Тоже вырезаю, клею и стараюсь молчать.

Но вот наблюдая за Гришей и видя, с какими проблемами он сталкивается, решила сделать отдельно для него занятие по аппликации.

В силу того, что различных занятий у нас великое множество, я давно поняла, что любой процесс должен быть один раз создан, организован и забыт навсегда. То есть он не должен требовать от меня постоянного внимания. Необходимость лазить в интернет, искать шаблоны каждый раз, думать, а что нам понадобится.

Повторюсь. Занятий очень много. И если подготовке к каждому каждый день уделять хотя бы десять минут, никакого времени не хватит.

Поэтому я очень стараюсь на этапе первоначальной подготовки сделать так, чтобы всё, что от меня требовалось бы в последствии, это взять конспект открыть в начале урока, пробежать глазами и начать занятие. Всё.

Проблема у Гриши следующая:

Как все, читающий этот канал, могут догадаться, он не может организовать свои действия в нужной последовательности (здравствуй, диспраксия ).

Выглядит это так — обвёл деталь карандашом, бросил карандаш прямо перед собой, собирается вырезАть, карандаш мешает. Намазал клеем, надо приклеивать, а одна рука занята, потому что (привет) в ней клей.

Вот проблема, которую я хочу решить с помощью аппликации.

Всё остальное по отдельности Гриша отлично делает: и собирает фигуру, и обводит шаблоны, и вырезает, и наклеивает (с успехом борясь с брезгливостью по отношению к клею).

Но вот эта вот организация последовательности у него вызывает трудности. И он даже сам этого не понимает. Сейчас он стабилен. И это не приводит к раздражению. Но раньше вот этот вот карандаш с клеем, которые мешают ему, могли вызвать истерику. Хотя он сам может и должен их убрать в сторону. Он просто не понимает, что это надо сделать.

Вот такие задачи.

Но всем, кто читает этот канал, известно, что мы ничего не делаем просто так. И в любой деятельности обязательно будет решение не только прямых больших проблем, но и косвенных.

Цветочки? Домики? Лебеди?

1. Я нашла танграм.

Всем, надеюсь, известно, что это головоломка, которая что-то там развивает. В общем, не просто цветочки с бабочками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дети с аутизмом на занятиях изобразительной деятельностью

и прикладным творчеством

С ним много занимаются дома родители и сестра , он знает много стихотворений, в пять лет уже хорошо читал и умел считать до ста, не смотря на то, что говорить начал только в четыре года.

На занятиях Эдик попробовал рисовать восковыми мелками, и не только, а в сочетании с акварелью. Если при рисовании гуашью он всегда уверенно держит в руках кисть, причем как правой, так и левой рукой, то при работе с мелками приходилось иногда использовать метод " рука в руке".

На занятиях в сочетании использую словесные, наглядные, практические методы обучения. Каждое действие проговариваю, побуждаю говорить ребенка. При объяснении материала фразы использую короткие и четкие. Использую наглядность, вызывающую интерес ребенка, побуждающую его к действию. Обучая ребенка, леплю, рисую или делаю аппликацию сама, рядом с ним на своем материале, так как метод непосредственного показа учит детей технике обращения с материалом и инструментами.

На занятиях применяю игровые технологии, использование игровых ситуаций, делает увлекательным учебный процесс, способствует появлению активного познавательного интереса.

Большое значение имеют здоровьесберегающие технологии. Организация динамических пауз в процессе занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности. Чтобы детям было интереснее, упражнения показываю не только я, но и они сами.

Работая с детьми, я ориентируюсь, прежде всего, на интерес ребенка, стараясь выявить его сильные стороны, использовать его мотивацию в развивающих целях. Я знаю, что для успешной педагогической деятельности, должен быть большой интерес к ребенку, желание познавать его неповторимые особенности, стремление ему помочь и действительно доброе, душевное отношение.

АУТИЗМ 11

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

АУТИЗМ 11

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ:
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

АУТИЗМ 11

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.
Их удобно использовать не только в стоящей машине. В любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после (прямо, как прием таблетки:), как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

ФОНАРИКИ
Фонарики зажглись!
( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.

МЕСИМ ТЕСТО
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем
(делаем движения, как будто лепим снежки)

ЕЖИК
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!

Читайте также: