Поддержка одаренных детей в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Филимонова Мария Евгеньевна

Организация: МБДОУ д/с №49

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Назарчук Наталья Викторовна

Организация: МБДОУ д/с №49

Населенный пункт: г. Белгород

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне государства, так и на уровне региона. Одаренность в дошкольном возрасте следует рассматривать в качестве потенциала развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования. Решающая роль в развитии одаренности детей принадлежит сфере дошкольного образования. Педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации должна строиться методически грамотно.

Проблема одаренных детей в дошкольной образовательной организации является одной из главных задач дошкольного образования, так как взгляд на одаренность детей с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы выявления и развития одаренных детей в дошкольной образовательной организации. В трудах И.Е. Емельянова, Л.В. Пасечник, В.С. Юркевич и др. раскрыты основные характеристики и признаки одаренности детей.

Под одаренностью понимается совокупность способностей, направленных на освоение ребенком определенных достижений. Компоненты различных видов одаренности у разных детей могут быть выражены в разной степени, а проявление таких компонентов возможно только при условии, если резервы самых разных человеческих возможностей позволяют дополнить недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для правильного и успешного осуществления деятельности.

Проблема организации педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, рассматривается в работах И.Е. Емельяновой, А.М. Матюшкина, И.Ю. Тишиной, А.В. Хуторского и др.

Особенности педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста заключаются в том, что педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо быть в центре проблемы развития одаренности, понимать актуальные вопросы, связанные с ней, понимать принцип совместной деятельность и важность создания особой предметной среды для развития одаренности детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

По мнению О.С. Газмана, рассматривая педагогическое сопровождение как особую целостную систему педагогической деятельности, следует обратить внимание, прежде всего, на триаду обязательных взаимосвязанных между собой компонентов, которые составляют структуру педагогического сопровождения:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания.

С момента вхождения ребенка в образовательный процесс, в его сознании начинает собираться и накапливаться информация о различных сторонах общественной жизни, об окружающем мире. Поэтому возникает необходимость создания таких условий, в которых ребенок будет продуктивно повышать личностный рост и увеличивать свои личностные качества в образовательном пространстве. Для сбора и впоследствии анализа полученной информации используются особые методы диагностики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка в образовательном процессе.

Благодаря полученным данным диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы педагогического сопровождения различных субъектов образовательного процесса, с их помощью определяются условия для успешной социализации и развития ребенка, уточняются цели и задачи в соответствии с исходными данными, осуществляется подбор методов и средств работы с конкретным ребенком. Реализация этого компонента предполагает, что образовательный процесс должен быть построен по гибким схемам, которые могут быть изменены в соответствии с различными задачами и запросами, может трансформироваться и подстраиваться под особые способности и особенности каждого ребенка.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи ребенку, имеющим проблемы в психосоциальном развитии и обучении, а так же другим лицам, взаимодействующим с ними.

В данном направлении мы говорим о том, что деятельность должна быть ориентирована на тех детей, у которых с помощью различных диагностик были выделены и определены особые проблемы, например: с усвоением материала в процессе развития и обучения, вопросы, касающиеся социальной жизни, общения со сверстниками или усвоению социально принятых норм поведения и пр.

Целью педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольное образование в данном случае характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, нацеленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Важной частью процесса формирования интеллектуального потенциала государства является выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Поэтому среди основных задач дошкольного образования выделяются такие, как создание условий, способствующих выявлению и развитию талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей. Педагогическое сопровождение одаренных детей призвано решать следующие задачи:

– формирование системы выявления одаренных детей;

– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

– формирование адекватной самооценки;

– охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;

– контроль за положением одаренных детей в группе сверстников;

– развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В дошкольных образовательных организациях Белгородской области работа с одаренными детьми базируется в условиях ФГОС ДО и строится на основе образовательной программы ДОО. При этом следует соблюдать основные принципы организации занятий в дошкольной образовательной организации:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей, способов действий и доводов по поводу решаемой задачи.

Все перечисленные принципы находят отражение в основных идеях ФГОС ДО. Кроме того, среди современных педагогических технологий наиболее эффективными в работе с одаренными детьми являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода, проектного подхода. Использование данных технологий помогает увидеть интересующие стороны объектов с точки зрения одаренных детей и использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Организация работы по повышению качества педагогического сопровождения одаренных детей сводится к следующему:

– систематическое обучение педагогов и родителей (курсы, семинары, мастер-классы, самоподготовка);

– проведение промежуточных и итоговых обсуждений по результатам работы (педагогические советы).

В дошкольной образовательной организации для выявления и развития способностей детей создаются следующие условия:

− работа педагогов ДОО направлена на развитие самостоятельности, эмоциональности , инициативности, творческих способностей каждого ребенка;

− проведение анкетирования родителей и грамотное педагогическое наблюдение – основа для выявления способностей детей;

− организация кружковой работы, способствующая развитию как специальных, так и общих способностей дошкольников;

− привлечение родителей к активному участию детей в соревнованиях, творческих конкурсах, интеллектуальных турнирах.

Работу в дошкольной образовательной организации необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:

- повышение педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

- создание системы выявления, поддержки и педагогического сопровождения одаренных детей;

- создание педагогически эффективность условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам;

- организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников.

Результатом эффективности работы по выявлению и сопровождению одаренных детей является удовлетворенность детей их деятельностью, которая способствует повышению индивидуальных показателей детей: увеличению количества участников фестивалей и конкурсов, что отражается в личном портфолио воспитанников.

В дошкольных образовательных организациях Белгородской области приедается большое значение педагогическому сопровождению одаренных детей, которое предполагает индивидуально ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, творческих способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида.

Также работа по педагогическому сопровождению детей в дошкольной образовательной организации проводится при тесном контакте с родителями.

Значительно повышает эффективность образовательного процесса с одарёнными детьми, помогает созданная в ДОО система дополнительных образовательных услуг по различным направлениям:

В данной дошкольной образовательной организации педагогами эффективно осуществляется педагогическое сопровождение одаренных детей: ведутся кружки, проектная деятельность, проводятся различные конкурсы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Изучив опыт педагогического сопровождения одаренных детей в дошкольных образовательных организациях с помощью персональных сайтов, было установлено, что в каждом детском саду работа педагогами проводится надлежащим образом: с помощью диагностических методик выявляются одаренные дети, с которыми впоследствии педагогами проводится целенаправленная работа по педагогическому сопровождению детской одаренности.

Говоря о специфике педагогического сопровождения по развитию одаренности детей дошкольного возраста, следует отметить что в дошкольной образовательной организации должно процесс сопровождения должен осуществляться целенаправленно, обеспечивая максимально свободную реализацию креативности, нравственной основы жизнедеятельности, самостоятельности и воли в исследовательской, творческой, игровой деятельности, как базовых для раскрытия и развития одаренности, и тех индивидуальных природных потенциалов и качеств личности, которые обусловлены фенотипом: физический, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический, аксиологический, духовный и другой. Педагогическое сопровождение в своем своеобразии имеет определенную структуру, цели и задачи. Планирование работы по сопровождению одаренных детей начинается с диагностирования потенциально способных детей. Одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях. Поэтому существует особая необходимость обогатить процесс развития личности со всеми ее качествами системой взаимодействия с социальной, окружающей и благоприятной психологической средой.

Одаренные дети являются ценнейшим генофондом российского общества и мирового пространства. Благодаря реализации ресурсов способных детей происходит полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка, что является важной задачей не только для него самого, его родителей, но и специалистов в области педагогики и психологии. Педагогическое сопровождение одаренных детей является неотъемлемым элементом гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в дошкольном возрасте берет начало для полного развития и раскрытия потенциала по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, а выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Богоявленская Д.Б. Современные концепции творчества и одаренности / Д.Б.Богоявленская. - М.: БЕК, 2011. – 203 с.

3. Боева Е.Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей / Е.Л. Боева. – М.: Астрель, 2014. – 178 с.

4. Галянт И.Г. Проблемы развития детской одаренности / И.Г. Галянт //

5. Дошкольное учреждение – семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: примерная программа самообразования для педагогов и родителей / под ред. Е.А. Панько. – М.: Проспект, 2014. – 116 с.

6. Емельянова И.Е. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И.Е. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-31.

8. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2017. – 312 с.

9. Тишина И.Ю. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ: автореф. дис. канд. пед. наук / И.Ю. Тишина. – Челябинск: Глобус, 2017. – 226 с.


Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческость, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка.

Работа с одаренными детьми — процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка.

Для педагогической поддержки важно, чтобы в решении собственной проблемы ребенок мог проявить себя максимально самостоятельно. Педагог не действует за ребенка, не подменяет его действия в поиске и выборе приемлемого варианта решения, направляя свои усилия на создание условий, при которых ребенку хотелось бы пробовать свои силы в решении проблемы.

Л. В. Мардахаев определяет социально-педагогическую поддержку как деятельность социального педагога по оказанию превентивной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности [4].

С учетом специфики проблемы можно сказать, что социально-педагогическая поддержка возможна там и тогда, где и когда есть содействие (сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности, ее индивидуальности, ее самопроцессах: самодеятельности и саморазвития, самопознания, самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, самовыражения, самореализации, то есть на самодвижении индивида в решении конкретной задачи.

В качестве цели социально-педагогической поддержки одаренного ребенка можно назвать создание в рамках объективно данной среды условий максимального в данной ситуации личностного развития, а также облегчение педагогом процесса преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих успешной социализации. Достижение поставленной цели имеет свою специфику в разных регионах РФ, разных типах учреждений и сопровождается рядом трудностей.

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. При этом работу нужно выстраивать с учетом особенностей проявления одаренности у детей раннего и дошкольного возраста.

Таким образом, наличие одаренных ребят в большинстве образовательных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности этих детей.

Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т. / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. — М., 1994. — 889 с.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М., 1996. — С. 7.

Сидорина Н. А. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков во временном детском объединении // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2005. — № 10. — С. 60–61.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, город Костромы, социально-педагогическая поддержка, Центр развития, одаренный ребенок, дошкольный возраст, опорная площадка, педагог, создание условий.

Похожие статьи

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале.

ребенок, способность, детский сад, одаренный ребенок, создание условий, творческий потенциал, дошкольный возраст, детская одаренность, изобразительное искусство, различный вид деятельности.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала.

ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, педагог, создание условий, одаренность ребенка, интерес, обучение.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста. Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности.

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях.

В условиях модернизации образования педагогический процесс в центрах помощи детям имеет свои особенности

‒ воспитание детей-родственников в одной социальной семье

‒ создание условий выбора в повседневной жизни ребенка (формирование личности ребенка).

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как.

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст, образовательный процесс, начальное общее образование, учитель. Современные подходы к организации взаимодействия.

Организация социального партнерства дошкольной организации.

Основные условия социально-коммуникативного развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО направлены на

Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на 2015 – 2016 учебный год.

1. Пояснительная записка.

Таланты редки и их надо беречь

и сохранять, в них настоящая сила нации.

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

  • Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
  • Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
  • Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
  • Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.

Программа рассчитана на 2013 - 2017 учебные года.

Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;

- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;

- интеграция основного и дополнительного образования;

- разработать план мероприятий для развития творческой и

психомоторной (спортивной) одаренности детей;

- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по

вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

2. Нормативно – правовая база программы.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 – р от 29 декабря 2001 г.;

3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;

- принцип развивающего обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип возрастания роли дополнительного образования.

- изучение продуктов детского творчества;

- ведение индивидуальных карт развития.

- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;

- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);

- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;

- организация системы дополнительного образования;

- обогащение предметно – развивающей среды;

- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;

- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о работе с одарёнными детьми в детском саду

1. Общие положения

  • более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
  • доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ.
1.7.

  • выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности воспитанников;
  • составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
  • работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
  • использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности детей;
  • организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
  • поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.

1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации

  • принцип расширения образовательного пространства;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей воспитанников;
  • принцип добровольности;
  • принцип создания ситуации успеха и уверенности.
  • администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель);
  • воспитатели;
  • специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре);
  • воспитанники;
  • родители (законные представители) воспитанников.
  • конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии с планом работы);
  • проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями (законными представителями);
  • творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
  • тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых воспитанников

  • создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
  • создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
  • мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
  • организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными учреждениями;
  • создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными воспитанниками;
  • участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
  • активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными воспитанниками;
  • развитие проектной деятельности воспитанников;
  • подготовке материалов для сайта ДОУ;
  • привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
  • проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными воспитанниками;
  • создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений, форм массовой работы и др.).
  • организация мастер-классов;
  • тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка.
  • создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное образование;
  • организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
  • организация проектной деятельности с воспитанниками;
  • организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных представителей);
  • поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
  • педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
  • помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных воспитанников;
  • проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию.
  • тематические конкурсы, выставки;
  • проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в конкурсах.
  • для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и отдела образования;
  • для одаренных детей: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
  • беседы с родительской общественностью;
  • беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов), индивидуальных предприятий.

4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками

4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
4.2.

  • конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
  • музыкальные шоу;
  • спортивные соревнования;
  • викторины, интеллектуальные игры и др.
  • планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной деятельности;
  • материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными воспитанниками.
  • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности;
  • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми;
  • подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
  • помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
  • сбор информационных данных по одарённым детям;
  • оформление нормативной документации;
  • планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п.
  • планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности;
  • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией данного Положения;
  • руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными воспитанниками;
  • организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными воспитанниками;
  • координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
  • помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых воспитанников;
  • сбор информационных данных по одарённым детям;
  • подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
  • сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме;
  • подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками;
  • определение критериев эффективности работы;
  • оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом кабинете;
  • размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте ДОУ.
  • выявление одаренных детей;
  • участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для
  • одаренных детей;
  • планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
  • подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах,
  • выставках, соревнованиях разного уровня;
  • предоставление необходимой информации заведующему, старшему
  • воспитателю;
  • создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
  • консультирование родителей одаренных детей.
  • выявление одаренных воспитанников;
  • мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
  • корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней;
  • организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
  • подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
  • оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете;
  • создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
  • консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам развития способности их детей.
  • выявление одаренных детей;
  • заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
  • планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
  • предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с одаренными воспитанниками.



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

5. Направления работы с одарёнными воспитанниками в ДОУ

  • работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований;
  • работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
  • работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах;
  • за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г


скачать: Документация по Пожарной безопасности в ДОУ
38 документов с учетом законов на 8 сентября 2021 года!

Читайте также: