По способу примыкания слова связаны в словосочетании идти в школу
Обновлено: 05.07.2024
сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
956. Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, называется
957. По способу согласования слова связаны в словосочетании
на наше поколенье.
958. По способу согласования слова связаны в словосочетании
959. По способу согласования слова связаны в словосочетании
960. По способу согласования слова связаны в словосочетании
961. По способу согласования слова связаны в словосочетании
в пустыне мрачной.
962. По способу согласования слова связаны в словосочетании
963. По способу согласования слова связаны в словосочетании
964. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
Там некогда гулял и я…
965. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
Горит восток зарею новой.
966. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
Дубовый листок оторвался от ветки родимой.
967. Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже, называется
968. По способу управления слова связаны в словосочетании
969. По способу управления слова связаны в словосочетании
записать в тетрадь.
970. По способу управления слова связаны в словосочетании
971. По способу управления слова связаны в словосочетании
972. По способу управления слова связаны в словосочетании
973. По способу управления слова связаны в словосочетании
974. По способу управления слова связаны в словосочетании
975. По способу управления слова связаны в словосочетании
976. По способу управления слова связаны в словосочетании
прошептать на ушко.
977. По способу управления слова связаны в словосочетании
опоздать на урок.
978. По способу управления слова связаны в словосочетании
идущий по переходу.
979. По способу управления слова связаны в словосочетании
980. По способу управления слова связаны в словосочетании
идущий на работу.
981. По способу управления слова связаны в словосочетании
сидеть под деревом.
982. Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
983. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
984. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
985. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
986. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
987. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
988. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
989. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
990. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
991. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
992. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
993. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
994. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
995. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
996. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
997. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
998. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
999. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
1000. По способу примыкания слова связаны в словосочетании
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Слова в словосочетании связываются грамматически и по смыслу либо только по смыслу. При этом одно слово является главным, а второе — зависимым. Между словами различают три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
- солнечным утром
- белых лебедей
- легкомысленный человек
- длинная дорога
- через новую ступеньку
- у соседнего прохода
- на высоком крыльце
- с веселой песней
- певучая речь.
Существительное + причастие:
- у рокочущего моря
- зеленеющим лугом
- перед цветущим деревом
- плавающей лодкой
- опавшей листвой
- запеченное яблоко
- на вымытом столе
- прерываемая беседа
- описываемый круг
- разбросанные вещи
- перед навешенной калиткой.
Существительное + порядковое числительное:
- на седьмое небо
- до третьих петухов
- первая скрипка
- во втором вагоне
- возле пятого дома
- через шестой этаж
- на восьмой странице
- с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
- вкусное мороженое
- горячим жарким
- в чистой столовой
- в голубой ванной.
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
- о ком-то чужом
- возле некого прохожего
- с чем-то веселым
- в чем-либо тонком
- над чем-нибудь неясным
- с нашим знакомым
- с тем отдыхающим
- около какого-то встречающего
- перед этим загорающим.
Существительное + существительное (приложение):
- мышь-полевка
- художник-старик
- белка-хлопотунья
- журналист-международник
- слесарь-инструментальщик
- дуб-великан.
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
- рассердиться на шутку
- купить хлеба
- составьте кроссворд
- расположились на ночлег
- любуюсь городом
- вернемся на рассвете
- плаваю в бассейне
- бегу в куртке
- приступил к работе
- беседуем с друзьями
- занимаюсь с неохотой.
Прилагательное + местоимение:
- никому не рад
- не согласен ни с кем
- не согласен с ним
- не должен никому
- уверен в нём.
прилагательное + существительное:
- румяный от мороза
- красный от смущения
- застенчивый от внимания
- интересный ученикам
- понятный детям
- сладкий на вкус
- злой на сына
- довольный результатом.
Существительное + существительное:
- сбор грибов
- директор театра
- побелка потолка
- увлечение охотой
- радость от встречи
- платье в клетку
- продолжение жизни
- поле пшеницы
- луг за деревней
- рожь по пояс
- грязь по колено
- шляпка с ленточкой
- грудь в медалях
- рубашка в краске
- альбом на столе
- ложечка из серебра
- миска с молоком
- скатерть изо льна
- катание с горы.
Наречие + существительное:
числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
- стоя на вахте
- идя по двору
- переплыв реку
- шагая по тропинке
- вернувшись в дом
- обращаясь к нему
- следя за ним
- отбросив от себя
- разговаривая с ней
- любуясь ею.
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
- позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;
- наука мыслить, решение отдохнуть, желание прилечь, стремление уйти;
- намерен читать, должен договориться, рад встретить, согласен отвечать, готов помочь.
Глагол + наречие:
- читать медленно
- ответил впопыхах
- стоим рядом
- вернемся поздно
- уедем завтра
- сказал сгоряча
- произнес громко
- ехал шагом (на лошади)
- вернулась домой
- поплывём наперегонки.
Глагол + деепричастие:
- рисовал стоя у мольберта
- ушел благодаря хозяйку
- ответил улыбаясь мне
- кашлянул отвернувшись в сторону.
Существительное + наречие:
- пальто нараспашку
- взгляд исподлобья
- усмешка невзначай
- игра втёмную
- (люблю) кофе по-венски
- поворот налево
- борщом по-украински
- с разговором начистоту.
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Загрузить презентацию (447 кБ)
Цели урока:
- актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
- формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложения;
- учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутьё;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение систематизировать изученный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
II. Тема урока, постановка целей.
(Слайд 2)
III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
- 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
- 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
- 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
- 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
- 19) весело и быстро;
– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Не являются словосочетаниями:
- сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
- сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
- подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
- составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
- однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.
Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.
IV. Закрепление.
– Работа с учебником
Упражнение 57, стр. 30
(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).
- Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
V. Тест.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Ключ к тесту
Взаимопроверка
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Словосочетание. Тип связи – примыкание.
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
E) Необыкновенно яркий.
Правильный ответ: E
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
E) Говорить по-казахски.
Правильный ответ: E
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Приехать учиться.
E) Чудесная долина.
Правильный ответ: C
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Рассказать сказку.
E) Идти разговаривая.
Правильный ответ: E
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Мясо по-казахски.
E) Необыкновенная история.
Правильный ответ: D
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
E) Необыкновенная история.
Правильный ответ: D
Словосочетание связано способом примыкания:
A) Целебный напиток.
C) Уставший от забот.
D) По-осеннему пасмурно.
E) Степные просторы.
Правильный ответ: D
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
E) связью между компонентами грамматической основы.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.
Правильный ответ: A
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.
Правильный ответ: A
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.
Правильный ответ: E
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) поздний вечер.
B) прийти поздно.
C) опоздать на урок.
D) на последний урок.
E) опоздавший ученик.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти не спеша.
B) идущий пешеход.
C) пойти в кинотеатр.
D) идущий по переходу.
E) по пешеходному переходу.
Правильный ответ: A
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) интересная книга.
C) внимательно читать.
D) читающий в автобусе.
E) внимательный читатель.
Правильный ответ: C
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) рабочий человек.
B) идущий на работу.
C) рабочая атмосфера.
D) выполненная работа.
E) работающий допоздна.
Правильный ответ: E
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зеленая крона.
B) зеленеть вдали.
C) древесная кора.
D) сидеть под деревом.
E) под развесистым деревом.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
B) очень красивый.
C) красота пейзажа.
D) чувство красоты.
E) красивейшее озеро.
Правильный ответ: B
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) вернуться поздно.
B) вернуться на родину.
C) позднее возвращение.
D) вернувшись из странствий.
E) вернувшийся путешественник.
Правильный ответ: A
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 591 858 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 20.12.2015 995
- DOCX 16 кбайт
- 0 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Асаинова Айнур Кабиденовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии
Время чтения: 1 минута
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также: