Плюмбум или опасная игра краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Пятнадцатилетний Руслан выбрал себе кличку Плюмбум. Утверждает, что ему 40 лет. Отлично учится в школе, к нему неравнодушна красивая одноклассница, у него чудные, милые родители. Он не пьет, не курит, мечтает стать… оперативником. Все свободное время посвящает борьбе с преступным миром, получается весьма неплохо. Плюмбум входит в доверие к выслеживаемым, вызывает оперотряд, и воры, бомжи и прочие нарушители попадают за решетку. Он ловит собственного отца, попавшегося на браконьерстве, и невозмутимо составляет протокол, выписывает штраф. Создается впечатление, что ему доставляет удовольствие унижать людей. Он заставляет манекенщицу, за любимым которой охотится, кричать петухом в кафе, раздеться у реки, и кажется, что авторы вот-вот перешагнут через грань… Отец говорит о развращающей опасности власти, и действительно есть в фильме что-то отвратительное - да и мальчик подобран какой-то неживой. Странные глаза, не жизнь в них, а полная бездуховность. В конце картины (мощнейшая сцена) мучительно долго, но красиво падает с крыши дома красивая одноклассница и… разбивается. Оказалось, Плюмбум попросил ее последить за домом, где живет хулиган, отнявший у него магнитофон. Самонадеянно возложив на себя миссию борца за… чистоту общества, Плюмбум бездумно вмешивается в жизнь людей и сам становтся вершителем зла. Фильм не дает однозначных выводов, он заставляет задуматься. На душе становится жутко и… гадко. Страшная необратимость саднит в сердце. Сильный фильм, но не ждите от него развлечения. (М. Иванов)

Постеры




Фильмы, похожие на Плюмбум, или опасная игра

Хочу в кино

Хочу в кино —
приложение для киносвиданий Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино

Предложить материал

Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Вспомним сюжет фильма. Руслан – школьник 15 лет, который практически навязывает милиции свои услуги в разоблачении противозаконных действий разных лиц. При этом он использует самые разные, нечистоплотные методы, шантажирует одних, обманом входит в доверие к другим и попросту следит за третьими. Его болезненное желание покарать зло происходит из самого, казалось бы, обычного случая: однажды у него отобрал магнитофон обыкновенный подросток. Такое происходит сплошь и рядом во все времена, но на Руслана это оказало странное, с первого взгляда, воздействие. И вот он фактически становится внештатным сотрудником милиции, несмотря на столь юный возраст.

У Плюмбума своя, странная по меркам общего мировоззрения мораль. Он не выбирает ни способов, ни слов, он на отца родного составляет протокол за браконьерство, он использует одних людей как инструмент, других как точку опоры.

Вот это вот всё и послужило в те времена определенному всплеску обсуждений вокруг картины. Хорошо помню, что тогдашние ровесники Руслана-Плюмбума относились к нему с некоторым восхищением. Оно и понятно, подросток, вне контроля взрослых, более того, решающий судьбы этих взрослых, для таких же подростков обладает непонятным могуществом.

А что же на самом деле? Вот тут мнения делятся… Исполнитель одной из ролей в фильме, Владимир Стеклов, считает Плюмбума отражением Раскольникова, в сознании которого главенствует та же мысль о твари дрожащей. А сам же режиссер, известный своими антикоммунистическими взглядами, называет его мутантом, порождением советской системы, эдаким гибридом Павлика Морозова и Иуды, выведенным в реторте коммунизма.

Но самое-то интересное заключается в том, что вольно или невольно, об этом вслух никто не упоминает в интервью и воспоминаниях, авторы фильма показывают нам становление личности совсем не идейного коммуниста-милиционера, будущего оперативника кристальной честности.

Это личность психопата, маниакального психопата, которому присущ нарциссизм и стремление добиться всеобъемлющего контроля над личностями других. В соответствующих исследованиях, применяющихся в изучении логики действий массовых и серийных убийц личность подобного типа – один из самых частых персонажей. В данном случае, механизм поломки психики напрямую запущен моментом ограбления, когда у Плюмбума отняли магнитофон. Это триггер. У каждого человека, получившего травматический опыт, можно обнаружить некое событие, после которого расстройство получило резкий толчок к развитию.

Это подтверждается еще и тем, что Руслан нарушает социальные нормы поведения, несмотря на свою болезненную тягу к правде и соблюдению правил. Это хорошо видно в его манере общения с людьми намного старше его, в моменте, когда он остановил машину посреди улицы – он просто игнорирует рамки, которые его не устраивают.

Отношение его к женщинам весьма своеобразно. Ярко, просто очевидно подчеркнуто его восприятие двух молодых женщин как предметов. И это ложится в ту же копилку. Перед нами – неоформившийся, но вполне подготовленный серийник. Да, именно так. Эмоциональная холодность в сочетании с навязчивой идеей, невосприимчивость к боли (вероятно, поражение центральной нервной системы), все это очень неблагоприятные симптомы. А если прибавить сюда грядущую перестройку, в ходе которой сломалось общественное сознание и всякие нормы вообще исчезли, то предстает перед нами картина не самая радужная.

Второй триггер – гибель в конце фильма девочки, с которой Плюмбум вроде как дружит. Но ему вряд ли ее жаль. Другой вопрос, что именно сломается в его сознании на сей раз.

На настоящий момент фильм потерял всякую актуальность, что вполне понятно. Истории тех лет давно забыты, и только с точки зрения работы художественной представляют интерес.

Приятно посмотреть на Елену Яковлеву, выглядит она в фильме прекрасно, чем-то похожа на Скарлетт Йохансен, правда, озвучивает ее другая актриса. Пожалуй, насчет взаимоотношений ее героини с Русланом можно тоже немало сказать, потому что здесь явно прослеживается совершенно другой тип зависимости, не менее опасный и интересный. Но это уже слишком щекотливая тема для рамок нашего повествования. Есть, кстати несколько мнений, почему именно свинец, плюмбум, послужил так называемому герою кличкой. Думается, потому, что он мягкий, с виду неопасный, так сказать, но ядовитый. А кроме того, пуля из мягкого свинца намного смертоноснее твердого стального клинка.

Плюмбум, или Опасная игра кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме-спектакле

Вадим Абдрашитов

Александр Миндадзе

Георгий Рерберг

Владимир Дашкевич

Александр Толкачёв

Антон Андросов , Елена Дмитриева (III) , Елена Яковлева , Зоя Лирова , Александр Феклистов , Владимир Стеклов , Александр Пашутин , Алексей Зайцев , Лариса Шинова , Сергей Серов , Геннадий Фролов , Вячеслав Баранов , Владимир Стержаков , Алексей Михайлов (II) , Владимир Сизов , Александр Жарков , Лев Бутенин , Марина Карманова , Алексей Гуськов , Никита Прозоровский-Семёнов , Александр Вилков

Плюмбум ("свинец" в переводе с латыни) - кличка пятнадцатилетнего Руслана Чутко, решившего стать "санитаром общества". Однако, увлекшись ролью борца со злом, он переступает границы дозволенного в детской игре, безжалостно вторгается в судьбы людей. Фильм, выстроенный как острая детективная история, рассматривает глубокую и актуальную нравственную проблему.

последнее обновление информации: 19.10.21

критика

Руслан Чутко по кличке "Плюмбум" - юный помощник "органов" - во имя "высоких" целей использует любые, самые низменные средства - предательство, шантаж, ложь, жестокость. Но авторы фильма-притчи не делают при этом из него некого отвратительного монстра. Да, Руслан дотошно и педантично допрашивает своего отца - браконьера, упиваясь своей "неподкупной" властью. Но проглядывают в нем и человеческие, даже детские черточки.
Линия родителей Руслана выглядит в картине педалированно схематичной. Мать интересуется только сентиментальными песенками, модами и фигурным катанием по телевизору, а отец - рыбалкой в неположенном месте. Это не люди, а герои - знаки, символы поверхностного скольжения по жизни. Да и другие персонажи картины решены в несколько гиперболизированном ключе: мужественно-суровые работники опергруппы, унылые алкаши, плакатная шпана. В прежних работах Александра Миндадзе и Вадима Абдрашитова не было такой навязчивой символики, откровенного дидактизма. Психология героев была разработана тоньше, глубже, со множеством нюансов. В "Плюмбуме" почти каждый эпизод прочитывается однозначно. Впрочем, в свое время характер Плюмбума вызывал острые разногласия у молодежной аудитории. Одни его считали героем, другие - негодяем. Одни призывали брать с него пример, другие гневно разоблачали его поступки.
По-видимому, учитывая относительно небольшой кассовый успех своих предыдущих работ, авторы решили взять реванш, сделать зрелищную картину, запрограммированную на споры. При этом чтобы фильм стал понятнее и доступнее для восприятия, они пошли на сознательное упрощение характеров, настойчивое повторение символов, повышенную остросюжетность. Быть может, это неплохо.
Ведь зрителю-подростку трудно от кинобоевиков перейти к пониманию шедевров. Нужна промежуточная ступень, то есть фильмы, которые станут своего рода мостом между картинами массовой культуры и сложными произведениями искусства. "Плюмбум", как мне кажется, и может претендовать на роль такого "промежуточного звена".

Содержание

Сюжет



В ролях

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Вадим Абдрашитов.
  • Автор сценария: Александр Миндадзе.
  • Оператор−постановщик: Георгий Рерберг.
  • Художник−постановщик: Александр Толкачёв.
  • Композитор: Владимир Дашкевич.
  • Звукооператор: Ян Потоцкий.
  • Директор картины: Людмила Габелая.

Награды и номинации

Картина Абдрашитова (великолепная игра актёров, нетривиальный сюжет, блестящая операторская работа и др.) сразу привлекла внимание зрителей и средств массовой информации. В статьях героя фильма сравнивали с Павликом Морозовым, с бездушным киборгом и пр [1] .

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Плюмбум, или опасная игра (Вадим Абдрашитов - Мосфильм, 1987)

Культовый перестроечный советский фильм о новом формате молодежи, идеальной во всем, кроме хотя бы намека на какие-то моральные внутренние структуры. Паренек по имени Руслан Чутко (Антон Андросов), предпочитающий, чтобы его называли Плюмбум, терпеть не может несправедливость, в какой бы то ни было форме. Он круглый отличник, довольно уверенный в себе молодой человек, несмотря на невысокий рост и хлипкое телосложение. И Плюмбум решает посвятить свою жизнь помощи милиции. У него так отлично подвешен язык и развита память, что он без особого труда знакомится, втирается в доверие к местным мелким бандитам, которых потом сдает милиции, которая довольно сомнительно относится к самодеятельности парня, но не может отрицать его полезность. Он настолько беспринципен, что вполне без размышлений арестовывает и собственного отца за довольно маленькое нарушение. И вот однажды, в основном наблюдая за красивой моделью Марией (Елена Яковлева), Руслан попадает в еще одну преступную группировку, где его разоблачают, но он успевает собрать информацию, которая разрушит не только банду, но и жизнь нескольких неплохих людей. Сам же он ищет своего старого обидчика, который однажды украл у него магнитофон. И ради этого Плюмбум способен затеять смертельно опасную игру. Смертельную, увы, для тех, кто стоит близко от него.

Знаменитый фильм великого советского режиссера Вадима Абдрашитова по сценарию верного талантливого сценариста Александра Миндадзе. Будучи всегда на передовой национального кино и точно отслеживая все изменения в обществе, они одни из первых создали образ молодежи, которая заполонит вскоре не только страну, но и кино. Персонаж молодого артиста Андросова чем-то напоминает первых перестроечных героев – Бананана и Ваню-курьера, которые появились в советском кино примерно все в одно время, на заре перестройки. Объединяет их нигилизм и отрицание принципов системы государственности. Впрочем, ни о каком бунте речи нет, все действуют в рамках сложившихся общественных и политических институтов. Однако вопросы к структурам у них уже появляются, и именно главный герой этой картины Абдрашитова задает эти вопросы наиболее требовательно, хотя симпатий он просто не может вызывать. Будучи почти суперагентом, он полностью лишен эмоциональности, что оказывается губительно для тех, кого он, вроде бы, хочет защищать. Но и мир взрослых не способен ему помочь – милиция холодно его использует, а остальные, что встречаются ему на жизненном пути, выбрали пусть преступления. Хотя этот путь выбрал он сам.

Читайте также: