Плясовая гармонь сказка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Жили-были три брата-охотника. Однажды вечером, как обычно, отправились братья в лес. Только въехали в чащу, увидели вдалеке огонёк — никогда прежде они его не видели. Удивились охотники, захотелось им узнать, кто это появился в лесу, и пошли они на этот огонёк. Пришли к огромной пещере. Вошли в неё и видят — сидят три девушки, красоты необыкновенной: если взглянешь на них, долго потом будешь глаза протирать, словно на солнце взглянул.

— Откуда вы, прекрасные девушки, и как попали сюда? — спросили братья, опомнившись. — Мы охотимся в этом лесу много лет, но никогда здесь огня не видели. Что привело вас в эти края?

— Мы из соседнего аула, — ответили девушки, — однажды мы пришли в лес за цветами да за орехами, тут нас схватил лесной человек. Видали вы когда-нибудь такое чудовище? Весь он покрыт волосами, а в груди его торчит топор. Вот и держал он нас в тёмной пещере. Теперь лесной человек умер, а мы открыли вход, отвалили тяжёлый камень, может быть, добрые люди спасут нас, помогут выбраться?

Полюбились братьям прекрасные девушки, и решили они взять их себе в жёны. Как и положено, заговорил первым старший брат.

— Прошу тебя, красавица, будь моей женой! — обратился он к старшей из девушек.

— Я обещаю быть тебе верной женой, — отвечала она, — и каждый год буду приносить мальчика и девочку.

Средняя девушка посулила второму брату, что у неё каждый год будет рождаться необыкновенная девочка: половина волос на её голове будет белого золота, а половина — червонного. А младшая сказала младшему брату, что у неё каждый год будет рождаться сын — настоящий богатырь-нарт.

Женились братья на красавицах девушках и зажили счастливо.

Прошло время, и стало ясно, что только старшая из них сдержала своё слово. Однажды отправились братья на охоту, а в это время у жены старшего брата родились мальчик и девочка необычайной красоты. Украли завистливые сёстры её детей, положили их в камышовый сундук и бросили в реку, а вместо них подложили щенят.

Вернулись братья с охоты, и, когда старший увидел, что его жена принесла щенят, разгневался, запер жену в сарае и приказал никогда не выпускать её.

А сундук с детьми плыл по реке, и у чужого аула волной выбросило его на берег. В том ауле жили старик со старушкой. Детей у них никогда не было. И вот однажды пошла старушка к реке за водой и видит: волны прибили к берегу камышовый сундук. Открыла она сундук и увидела там чудесных мальчика и девочку. Обрадовалась старушка, принесла их домой. Назвали они девочку Бабух, а мальчика — Черим.

Прошло много лет, мальчик стал красивым, стройным юношей, а девочка — самой красивой среди красавиц аула.

Однажды почувствовал старик приближение смерти и позвал к себе Черима:

— Когда ты подрастёшь и станешь настоящим джигитом, тебе понадобится конь: он стоит в конюшне, и там же висят твои доспехи. — С этими словами старик умер.

Вскоре и старушка почувствовала приближение смерти. Позвала она Бабух, завела её в комнату, куда до сих пор никто не входил, и открыла перед ней огромный сундук, окованный железом. У девушки глаза разбежались, каких только нарядов там не было! Этот сундук старушка завещала Бабух.

Умерла старушка, и остались брат с сестрой совсем одни. Что делать? Решил Черим заняться охотой. Однажды вывел он своего коня-альпа, положил на него золотое седло, надел доспехи, сел на коня и отправился на охоту.

Только въехал в лес, как увидел трёх охотников. Они выгнали из лесу оленя, но никак не могли подстрелить его — олень всё время убегал в лес. Погнался за ним Черим, догнал, схватил за рога и положил на холку своего коня. Только охотники его и видели.

Так поступил он и на другой день.

Удивились охотники, не знали они, откуда взялся статный, ловкий джигит, и решили познакомиться с ним.

На третий день, когда Черим уже укладывал оленя на холку коня, окружили его охотники.

— Славный юноша, — заговорил старший из них, — нам пришлись по сердцу твой облик, твои манеры и мужество. У меня нет сына, и я хочу, чтобы ты стал мне сыном.

— Если вы оказываете мне такую честь, я с радостью стану вашим сыном и буду стараться изо всех сил, чтобы быть достойным вас, — ответил Черим и вместе с охотниками поехал в аул.

Оказалось, что тот охотник, которому так понравился Черим, был его отцом, а два его спутника — братьями отца.

Въехали всадники во двор и спешились. Когда направились они к дому, мать Черима, много лет томившаяся в сарае, посмотрела в щёлку и узнала в стройном юноше своего сына.

— Ой, — закричала она, — это мой сын. У него должна быть сестра, если она жива.

Обрадовался Черим, догадавшись, что попал к своим родителям. Он велел привести мать в кунацкую и немедленно съездить за сестрой.

Только теперь понял отец Черима, какое зло совершили его невестки, заменив детей щенками. Он приказал привязать злодеек к необъезженным лошадям и пустить их в поле.

У жены младшего охотника была сестра — колдунья. Задумала она отомстить за сестру, извести Черима. Однажды, когда Черим уехал на охоту, нарядилась колдунья и отправилась в гости к Бабух. Приходит она и видит, что Бабух сидит и плачет — скучно ей.

— Бедняжка, почему плачешь? — вкрадчиво спросила колдунья. — Видно, скучаешь. Если бы твой брат любил тебя, свою единственную сестру, то непременно бы принёс тебе золотую гармошку, что хранится между двух скал. Конечно, трудно достать ту гармошку — ведь скалы каждую минуту то расходятся, то сходятся с такой силой, что превращают в порошок всё, что попадёт между ними. Но зато, если у тебя будет гармошка, ты никогда не будешь скучать.

Вскоре вернулся Черим, и Бабух рассказала ему о чудесной гармошке и попросила брата достать её.

Сел Черим на верного альпа и отправился в дальний путь. Конь Черима понимал человеческую речь и сам умел говорить. Когда стали они подъезжать к скалам, альп сказал своему хозяину:

— Скоро мы достигнем скал. В тот момент, когда они разойдутся, ты дай мне один чурек и трижды ударь меня плетью. Я проскочу между скал, а ты на лету схвати гармошку.

Словно ветер, промчался альп между скал — едва успел Черим схватить гармошку. Только выскочил конь, как скалы со скрежетом сдвинулись, чуть не оторвали альпу хвост.

Привёз Черим своей любимой сестре гармошку. Была она вся из чистого золота, а когда играла, то всякий, кто слушал её, забывал о всех заботах и болезнях.

Повеселела Бабух — сидит, играет. А колдунья подумала, что Черим наверняка погиб между скал, но на всякий случай решила проверить. Пришла она к Бабух и увидела у неё в руках чудесную гармошку. Даже позеленела колдунья от злости и придумала новое злодейство.

— Хорошая гармошка, — сказала она, — но достать её — не самое трудное дело на свете. Слыхала я, вон за теми горами живут семь братьев и есть у них одна-единственная сестра. В саду её растёт чудесная яблоня. В течение одного дня на ней распускаются почки, она зацветает, отцветает, а к вечеру на ветвях вызревают красивые, вкусные яблоки. Если бы Черим любил тебя, он посадил бы ту яблоню в твоём саду, а девушку сделал твоей служанкой.

Вернулся Черим, и Бабух поведала ему о чудесной яблоне.

Что делать? Не мог Черим отказать любимой сестре, сел на своего альпа и отправился в дальний путь. Добрался до гор, где жили братья, схватил девушку, вырвал с корнем чудесную яблоню и поскакал обратно. Братья пустились за ним в погоню и быстро догнали его. Отняли у него сестру и яблоню, а его бросили в темницу. Но не смогли они поймать его альпа, вырвался он и прибежал домой.

Бабух завела альпа в конюшню, принесла ему свежего сена и свежей травы, но конь даже не притронулся к ним. Встревожилась Бабух и говорит:

— Скажи мне, верный альп, что случилось с моим единственным братом, где ты оставил его?

— Если хочешь, чтобы вернулся твой единственный брат, — ответил альп, — возьми свою золотую гармошку и садись ко мне в седло. Я отвезу тебя во владения братьев и посажу у тропинки, по которой они обычно носят воду. Когда ты станешь играть на своей гармошке, братья выйдут послушать музыку, и ты попросишь их освободить Черима.

Так и сделали. Села Бабух у тропинки и заиграла. В это время сестра тех братьев направилась за водой. Услышала она игру Бабух и остановилась. Так красиво и задушевно играла Бабух, что девушка не сдвинулась с места, присела у тропинки и забыла, куда и зачем она шла.

Долго просидела она так, и стали братья беспокоиться — что случилось с сестрой? Вышел брат и сказал:

— Что это ты, сестра, застряла здесь? — Но тут услышал игру Бабух и, изумленный, застыл на месте. Вышел за ним второй брат, потом третий, четвертый. Все семь братьев уселись вокруг Бабух и, не шелохнувшись, слушали её игру. Вдруг Бабух перестала играть. Опомнились братья.

— Ради аллаха, сыграй ещё, дай нам наслушаться чудесной музыки, — стали они просить.

— Я буду играть для вас, сколько хотите, только освободите моего единственного брата! — ответила Бабух.

Братьям не терпелось поскорее снова услышать волшебные звуки. Они тут же освободили Черима, отдали ему в жёны свою красавицу сестру, а в придачу ещё и чудесное дерево.

Бабух играла братьям столько, сколько они хотели, а потом стала женой самого красивого и храброго из них.

В одной деревне у бабушки, у дедушки жила-была Гармошка. Она была красивая, звонкоголосая, да удалая. Бывает, заиграет Гармошка, у всех ноги так и пустятся в пляс!

Однажды Гармошка пошла в лес, посмотреть что же там интересного и почему туда так часто деревенские ребятишки, а ещё их родители ходят. Кустик за кустик, деревце за деревце и заблудилась. Шла она по лесу, шла, видит, избушка на курьих ножках, а в ней – Баба Яга- костяная нога.

- Ну-ка, Гармошка, подойди сюда, да развесели меня!

Гармошка как заиграет, а Баба Яга как пустится в пляс! Гармошка играет, Баба Яга пляшет, Гармошка пуще играет, Баба Яга пуще пляшет. Плясала она плясала, да в обморок упала. Просит Баба Яга:

- Гармошка, да перестань же ты играть, сил нет больше плясать.

-А ты покажи мне дорогу домой, тогда я и перестану играть! – крикнула Гармошка.

- Возьми мою волшебную метлу, дерни её за прутик, она живо тебя домой донесёт!

Так и сделала Гармошка, села на метлу, дёрнула за прутик, да с музыкой домой полетела.

В деревне - то все по Гармошке соскучились, а дед с бабой и совсем загрустили. Вдруг слышат, Гармошка играет, выбежала вся деревня на улицу, и давай песни петь, плясать, да веселиться. Пуще всех радовались дед, да баба.

Вот и сказке конец!

Авторы сказки – дети 6 лет, детского сада №60,

города Асбеста, Свердловской области:

Где-то на краю большого села в деревянном доме жила-поживала старая Гармонь трехрядка. Тихую и довольно скучную часть своей долгой жизни в этом доме она проводила в маленькой светлой комнате на столе у окна. А так как Гармонь отличалась очень любопытным характером, она часто заглядывала в окно и потому была в курсе всего, что происходило во дворе. Этот двор был небольшой, но всегда аккуратно убранный хозяином дома. Гармонь наблюдала, как возле забора, распушив яркие перья на крыльях и хвосте, выхаживал молодой Петушок – золотой гребешок, оберегая от злых чужаков своих подруг курочек. В будке рядом с калиткой часто скучала без дела большая рыжая Собака, а на лугу за забором паслась белая бородатая Коза. Иногда, желая немного передохнуть от тяжелой работы в огороде и на поле, старик брал в свои натруженные руки Гармонь и, с любовью глядя на нее, говорил:
– Поиграем, моя дорогая, повеселим себя и наших друзей!
И тогда все, кто был во дворе – Петушок и куры, Собака и Коза – слушали вдохновенный дуэт преданных любимой музыке сердец – старой Гармони и старого музыканта.
Порой этот знакомый сельчанам гармонист заглядывал в сельский клуб, где по воскресным вечерам собиралась молодежь. Улыбаясь, он вскидывал ремни Гармони на плечи и, развернув ее меха, начинал играть. И тогда звуки Гармони то нежные и переливчатые, то веселые и задорные, разливались по залу и неслись по округе, наполняя счастьем и радостью сердца молодых людей. Они любили своего гармониста, его музыка дарила им веселое настроение. Девушки и парни бодро подхватывали знакомые мелодии песен, частушек, которые не смолкали до позднего вечера. А как приятно было молодым людям станцевать под звонкий голос Гармони вальс, танго, да и свои народные танцы – лявониху, крыжачок, польку.
Поздно вечером уставший музыкант, свернув меха Гармони и подхватив ее подмышку, возвращался домой в свою тихую обитель. И снова старушка Гармонь оказывалась на столе у окна. Всю ночь она не могла уснуть и вспоминала прошедший шумный вечер. Гармонь была довольна, что вместе со своим хозяином подарила праздник добрым людям. Она гордилась собой, ее меха тихонько подрагивали от счастья, кнопки вспоминали тепло пальцев музыканта.
И вот однажды в жизни Гармони произошло такое грандиозное событие, о котором она даже не мечтала. Ее хозяина пригласили на выступление. И куда бы вы думали? В городскую музыкальную школу!
Столько не похожих друг на друга музыкальных инструментов, умеющих необыкновенно красиво играть, Гармонь еще никогда не видела. Это были скрипки и виолончели, балалайки и домры, гитары и флейты, кларнеты, рояль, цимбалы, труба, барабаны. На школьной сцене выступали дети, они исполняли незнакомые Гармони очень красивые произведения. А потом на сцену вышли веселые ребята с музыкальными инструментами, похожими на нее самую. Но это были не гармони…
– Выступает ансамбль баянистов и аккордеонистов, – объявила девчонка с большими бантами в косах.
И тут произошло чудо! Мальчуганы, усевшись на стульях, развернули меха музыкальных инструментов и заиграли все вместе, нажимая на кнопки и клавиши. Прекрасное выступление участников ансамбля очаровало Гармонь. Сидя на коленях у хозяина, она совсем оробела, подумав, что так ярко и проникновенно, как эти музыкальные инструменты, никогда не смогла бы звучать на большой концертной сцене.
Но вдруг неожиданно для себя Гармонь сама оказалась на этой сцене перед сотней незнакомых зрителей! Хозяин легонько прижал ее к себе и заиграл бодро и вдохновенно. Почувствовав тепло знакомых рук, Гармонь тут же успокоилась и запела громко и выразительно! К тому же, произведение, выбранное гармонистом для концерта, было очень красиво. “Ура! Я тоже могу выступать на сцене, мой голос не хуже, чем голоса тех умных инструментов”, – обрадовалась старая Гармонь.
А когда за кулисами она познакомилась с Баяном и Аккордеоном, то узнала, что намного старше их по возрасту.
– Нас смастерили люди позже, когда такие гармони, как ты, уже звучали во многих уголках Земли, – поведали музыкальные инструменты. – Ты – наша мама. Все мы, как и ты, – язычковые инструменты, потому что звучим с помощью воздуха, раздуваемого меховой камерой и проходящего через металлические язычки. Видишь, сколько на наших боковых секциях кнопок и клавиш! На правой клавиатуре звучит мелодия, на левой – басы. У нас даже есть регистры, переключая которые можно изменять тембр звука и исполнять довольно сложные произведения. Не обижайся, но мы знаем намного больше нот, чем ты.
– Это потому, что вы живете в музыкальной школе, а я нет, – сказала Гармонь. – Вы – грамотные инструменты. А мой хозяин не учился нигде, он самоучка, но знает на память много песен и танцев, которые я ему помогаю исполнять, – объяснила Гармонь.
Вот таким был этот разговор. Дома старая Гармонь еще долго вспоминала свое необычное путешествие и была рада знакомству с Баяном и Аккордеоном. Обычная деревенская жизнь Гармони не давала ей столько ярких эмоций, но радовала тем, что в этом тихом лесном краю жили ее добрые друзья, которые очень любили голос старой Гармони и всегда ждали встречи с ней.
Однажды в дом к гармонисту заглянул мальчишка из соседнего села. Старый гармонист познакомился с ним в лесу, когда ходил за грибами, и пригласил его к себе в гости.
– Это музыкальный инструмент? – спросил мальчик, глядя на Гармонь.
– Да, это моя закадычная подруга Гармонь, – ответил старик.
– Дед, она такая же, как моя? – мальчик указал на маленькую губную гармошку, которую держал в руке.
– Похожая, но только большая.
– И ты научишь меня на ней играть? – спросил мальчик.
– Научу. А теперь давай сыграем, ты – на своей, а я – на своей.
Старик и мальчуган уселись на диван и заиграли вместе. И все, кто в это время был во дворе – Петушок и куры, Собака и Коза – слушали и веселились, потому что звуки большой и маленькой гармошки сливались вместе в озорную мелодию, под которую хотелось петь, а ноги сами так и рвались в пляс.

p.s. А вы знаете, что первая гармоника появилась на свет чуть более 200 лет назад.

© Copyright: Татьяна Домаренок, 2021
Свидетельство о публикации №221041000103

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

Приоритетом государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России (1)

Неотъемлемой частью фольклора является сказка – особый жанр устного фольклорного творчества.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о тон, почему все происходит так, а не иначе

С социально-педагогической точки зрения важны следующие функции сказки:

1. Социализирующая функция, т. е., при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

3. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

- способность сказки в малом являть большое;

- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир, прошлое - настоящее - будущее);

- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

4. Развивающая функция, т. е., воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5. Культурно-этническая функция, т. е., приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Основной целью приобщения к музыкальной сказке детей является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.

Музыкальная сказка - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.

Музыкальные сказки способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.

Воздействие на эмоциональную сферу детей. Доктор педагогических наук Ольга Петровна Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения;

Воспитательное воздействие на детей. Морально-этический, нравственный компонент сказки делает ее незаменимым помощником в воспитании духовно-нравственной личности ребенка.

Посредством музыкальных сказок можно знакомить детей со всем разнообразием музыкальных инструментов.

При этом все сказки, которые мы используем, условно можно поделить на два вида:

Знакомить детей с инструментами можно посредством сказок первого и второго вида

Знакомить и углублять знания о русских народных инструментах детей младшего дошкольного возраста удобно с помощью презентации, где соединяются слуховая и визуальная наглядность, что в совокупности усиливает воздействие представляемого материала и способствует лучшему его усвоению. Так, можно воспользоваться уже существующими разработками педагогов или создавать презентации по конкретным сказкам самостоятельно.

Читайте также: