Плутарх параллельные жизнеописания краткое содержание по главам

Обновлено: 30.06.2024

Аристид и Катон Старший

Агесилай и Помпей

Демосфен и Цицерон

Демосфен (384−322 до н. э.) был величайшим афинским оратором. От природы косноязычный и слабоголосый, он упражнял себя, произнося речи с камешками во рту, или на берегу шумного моря, или всходя на гору; для этих упражнений он надолго уходил жить в пещеру, а чтобы стыдно было вернуться к людям раньше времени, обривал себе полголовы. Выступая в народном собрании, он говорил:

Сопоставление. Кто из двух ораторов был более талантлив — об этом, говорит Плутарх, он не решается судить: это под силу лишь тому, кто одинаково владеет и латинским языком и греческим. Главным достоинством речей Демосфена считалась вескость и сила, речей Цицерона — гибкость и лёгкость; Демосфена враги обзывали брюзгой, Цицерона — шутником. Из этих двух крайностей, пожалуй, Де-мосфенова все же лучше. Кроме того, Демосфен если и хвалил себя, то неназойливо, Цицерон же был тщеславен до смешного. Зато Демосфен был оратор, и только оратор, а Цицерон оставил много сочинений и по философии, и по политике, и по риторике: эта разносторонность, конечно, — большое достоинство. Политическое влияние своими речами оба оказывали огромное; но Демосфен не занимал высоких постов и не прошёл, так сказать, испытания властью, а Цицерон был консулом и блистательно показал себя, подавив заговор Катилины. Чем бесспорно Цицерон превосходил Демосфена, так это бескорыстием: он не брал ни взяток в провинциях, ни подарков от друзей; Демосфен же заведомо получал деньги от персидского царя и за мздоимство попал в изгнание. Зато в изгнании Демосфен вёл себя лучше, чем Цицерон: он продолжал объединять греков на борьбу против Филиппа и во многом преуспел, тогда как Цицерон пал духом, праздно предавался тоске и потом долго не решался противостать тирании. Точно так же и смерть Демосфен принял достойнее. Цицерон, хоть и старик, боялся смерти и метался, спасаясь от убийц, Демосфен же сам принял яд, как подобает мужественному человеку.

Деметрий и Антоний

Сопоставление. Этих двух полководцев, хорошо начавших и дурно кончивших, мы сравним, чтобы посмотреть, как не должен себя вести хороший человек. Так, спартанцы на пирах поили допьяна раба и показывали юношам, сколь безобразен пьяный. — Власть свою Деметрий получил без труда, из отцовских рук; Антоний же шёл к ней, полагаясь лишь на свои силы и способности; этим он внушает больше уважения. — Но Деметрий правил над македонянами, привыкшими к царской власти, Антоний же хотел римлян, привыкших к республике, подчинить своей царской власти; это гораздо хуже. Кроме того, Деметрий победы свои одерживал сам, Антоний же главную войну вёл руками своих полководцев. — Оба любили роскошь и распутство, но Деметрий в любое мгновение был готов преобразиться из ленивца в бойца, Антоний же ради Клеопатры откладывал любые дела и походил на Геракла в рабстве у Омфалы. Зато Деметрий в своих развлечениях был жесток и нечестив, оскверняя блудом даже храмы, а за Антонием этого не водилось. Деметрий своею невоздержностью наносил вред другим, Антоний — себе. Деметрий потерпел поражение оттого, что войско от него отступилось, Антоний — оттого, что сам покинул своё войско: первый виноват, что внушил такую ненависть к себе, второй — что предал такую любовь к себе. — Оба умерли худой смертью, но смерть Деметрия была более постыдной: он согласился стать пленником, чтобы лишних три года пьянствовать и объедаться в неволе, Антоний же предпочёл убить себя, чем отдаться в руки врагов.

Аристид и Катон Старший

Аристид Справедливый (ум. ок. 467 до н. э.) был военачальником в период греко-персидских войн. Соперничество с Фемистоклом дошло до такой стадии, что это надоело афинянам. Подчиняясь воле народа, Аристид стал добровольным изгнанником. Позже он нашел способ помириться с Фемистоклом и стал его советником. Всегда отказывался от взяток, поэтому закат жизни встретил бедняком.

Катон Старший (234−149 до н. э.) был Римским цензором. В молодые годы он принимал участие во II Пунической войне. Достиг своего положения благодаря личным достоинствам. Не приветствовал роскошь и был сторонником суровых нравов. Он и сам был аскетом - питался, как его работники и трудился вместе с ними в поле. Отстаивал свою позицию до конца и никогда не сдавался.

Сравнение: Катон умел отстаивать свои интересы в отличие от Аристида. И это при том, что соперников у него было больше. Катон - лидер, а Аристон довольствовался тем, что был приближенным к правителю. Аристид так и остался бедняком, что для правителя не правильно. Катон показал себя, как хороший хозяйственник, от чего выигрывало и государство. Не упускал возможности себя восхвалять, Аристид же напротив слыл скромником.

Агесилай и Помпей

Агесилай (399−360 до н. э.) - царь Спарты. Невзрачный внешне, он был настоящим героем и любимцем солдат. Привел Агесилая на трон полководец Лисандр, надеясь на свое участие в правлении. Но просчитался. Агесилай не раз спасал Спарту. Но война требовала все больше денег, и было принято решение заработать их за морями. Став наемником у тех, кто больше заплатит, Агесилай так и умер на чужбине.

Помпей (106−48 до н. э.) был настоящим победителем во многих сражениях в Римской империи. Отличался храбростью и выносливостью, при настоящей простоте знал себе цену. Был побежден Цезарем и бежал в Египет. Но там решили в угоду Цезарю убить беглеца, из-за чего виновные были казнены.

Сравнение: Помпей заслужил свое место только своей доблестью. Агесилай применил хитрость, пусть даже чужую. Помпей же был благодарен своему покровителю. Обеим пришлось покинуть родину и умереть на чужбине. Но Помпей был вынужден бежать, а Агесилай по своей воле. Помпею можно посочувствовать.

Демосфен и Цицерон

Демосфен (384−322 до н. э.) - знаменитый афинский оратор. Не обладая от природы сильным голосом, он самоотверженно трудился. Со временем добился немалых высот в своем искусстве. Своими речами мог сплотить народ, а мог сделать обратное. Брал взятки, за что был изгнан. Когда через время Демосфен сумел поднять греков на войну, он сделал ошибку. Греки оказались повержены, а ему самому пришлось отравиться.

Цицерон (106−43 до н. э.) - римский оратор. Он превзошел в ораторском искусстве многих своих предшественников. Будучи консулом, он стал причиной того, что раскрыли заговор Катилины. Произнесенная обвинительная речь заставила последнего бежать. Вскоре и Цицерон оказался в изгнании. Он конечно вернулся, но без прежней силы. Осмелившись выступить против Антония, великий оратор был обезглавлен.

Сравнение: Влияние на политику у обеих ораторов огромное, но Демосфен лишь красиво говорил, а Цицерон создал множество трудов по риторике и философии. Цицерон гораздо бескорыстнее Демосфена, так как не брал взяток. А последний оказался более мужественным, приняв смерть гордо, не прячась и не убегая, как Цицерон.

Деметрий и Антоний

Деметрий Полиоркет (336−283 до н. э.) - сын одного из могущественных полководцев Александра Македонского. Когда начались распри между полководцами, Деметрий был направлен своим отцом завоевывать Грецию. Он привез хлеб жителям Афин и стал почти что богом для них. Закончил свою жизнь в плену, не найдя себе пристанище ни у греков, ни у афинян.

Марк Антоний (82−30 до н. э.) стал знаменитым после сражения за Цезаря, и погиб в бою с сыном Цезаря. Вот такая судьба. Был гулякой, но щедрым с народом и солдатами. Поэтому его любили. Хороший воин, но неумелый правитель. Став мужем Клеопатры, Марк Антоний слишком много требовал от подданных. Желая распространить свое влияние на Александрию и другие земли, Антоний не рассчитал сил. Погиб от своего меча.

Аристид и Катон Старший

Агесилай и Помпей

Демосфен и Цицерон

Демосфен (384–322 до н. э.) был величайшим афинским оратором. От природы косноязычный и слабоголосый, он упражнял себя, произнося речи с камешками во рту, или на берегу шумного моря, или всходя на гору; для этих упражнений он надолго уходил жить в пещеру, а чтобы стыдно было вернуться к людям раньше времени, обривал себе полголовы. Выступая в народном собрании, он говорил:

Сопоставление. Кто из двух ораторов был более талантлив — об этом, говорит Плутарх, он не решается судить: это под силу лишь тому, кто одинаково владеет и латинским языком и греческим. Главным достоинством речей Демосфена считалась вескость и сила, речей Цицерона — гибкость и лёгкость; Демосфена враги обзывали брюзгой, Цицерона — шутником. Из этих двух крайностей, пожалуй, Де-мосфенова все же лучше. Кроме того, Демосфен если и хвалил себя, то неназойливо, Цицерон же был тщеславен до смешного. Зато Демосфен был оратор, и только оратор, а Цицерон оставил много сочинений и по философии, и по политике, и по риторике: эта разносторонность, конечно, — большое достоинство. Политическое влияние своими речами оба оказывали огромное; но Демосфен не занимал высоких постов и не прошёл, так сказать, испытания властью, а Цицерон был консулом и блистательно показал себя, подавив заговор Катилины. Чем бесспорно Цицерон превосходил Демосфена, так это бескорыстием: он не брал ни взяток в провинциях, ни подарков от друзей; Демосфен же заведомо получал деньги от персидского царя и за мздоимство попал в изгнание. Зато в изгнании Демосфен вёл себя лучше, чем Цицерон: он продолжал объединять греков на борьбу против Филиппа и во многом преуспел, тогда как Цицерон пал духом, праздно предавался тоске и потом долго не решался противостать тирании. Точно так же и смерть Демосфен принял достойнее. Цицерон, хоть и старик, боялся смерти и метался, спасаясь от убийц, Демосфен же сам принял яд, как подобает мужественному человеку.

Деметрий и Антоний

Сопоставление. Этих двух полководцев, хорошо начавших и дурно кончивших, мы сравним, чтобы посмотреть, как не должен себя вести хороший человек. Так, спартанцы на пирах поили допьяна раба и показывали юношам, сколь безобразен пьяный. — Власть свою Деметрий получил без труда, из отцовских рук; Антоний же шёл к ней, полагаясь лишь на свои силы и способности; этим он внушает больше уважения. — Но Деметрий правил над македонянами, привыкшими к царской власти, Антоний же хотел римлян, привыкших к республике, подчинить своей царской власти; это гораздо хуже. Кроме того, Деметрий победы свои одерживал сам, Антоний же главную войну вёл руками своих полководцев. — Оба любили роскошь и распутство, но Деметрий в любое мгновение был готов преобразиться из ленивца в бойца, Антоний же ради Клеопатры откладывал любые дела и походил на Геракла в рабстве у Омфалы. Зато Деметрий в своих развлечениях был жесток и нечестив, оскверняя блудом даже храмы, а за Антонием этого не водилось. Деметрий своею невоздержностью наносил вред другим, Антоний — себе. Деметрий потерпел поражение оттого, что войско от него отступилось, Антоний — оттого, что сам покинул своё войско: первый виноват, что внушил такую ненависть к себе, второй — что предал такую любовь к себе. — Оба умерли худой смертью, но смерть Деметрия была более постыдной: он согласился стать пленником, чтобы лишних три года пьянствовать и объедаться в неволе, Антоний же предпочёл убить себя, чем отдаться в руки врагов.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сравнительные жизнеописания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

На фоне многих античных писателей и поэтов, жизнь которых изобилует драматическими и трагическими событиями, а признание читателей далеко не всегда приходит при жизни, человеческая и писательская судьба Плутарха сложилась на удивление благополучно. Хотя античная традиция и не сохранила для нас ни одной его биографии, но сам Плутарх так охотно и много пишет о себе, своей семье и событиях своей жизни, что его жизнеописание легко восстанавливается по его же произведениям*.

Здесь Херонея и Дельфы совместно Плутарха воздвигли:

Амфиктионы его так повелели почтить.

О годах глубокой старости, приведших Плутарха в большую политику, он говорит неохотно, и мы узнаем о них из поздних и не всегда надежных источников. Точная дата смерти Плутарха неизвестна, вероятно, он скончалсяпосле 120 года.

Плутарх был весьма плодовитым писателем: до нас дошло более 150 его сочинений, но античность знала вдвое больше!

Переход от философско-этических трактатов к литературной биографии объясняется, по-видимому, тем, что рамки первых стали тесны для литературного таланта Плутарха, и он обратился к поиску других художественных форм для воплощения своих этических идей и своей картины мира. Подобное уже случалось в античной литературе: философ-стоик Сенека, автор трактатов и нравоучительных посланий, литературный дар которого также толкал его к поиску новых форм, в определенный момент избрал в качестве иллюстрации стоической доктрины драматический жанр и посредством мощных трагических образов продемонстрировал пагубность человеческих страстей. Оба великих писателя понимали, что воздействие художественных образов намного сильнее прямых наставлений и увещеваний.

Итак, в своих героях Плутарх ищет прежде всего образцы для подражания, а в их поступках — примеры деяний, на которые следует ориентироваться, или же, наоборот, такие, которых следует избегать. Само собой разумеется, что среди них мы находим почти исключительно государственных людей, причем среди греческих мужей преобладают представители полисной классики, а среди римских — герои эпохи гражданских войн; это выдающиеся личности, творящие и изменяющие ход исторического процесса. Если в историографии жизнь человека вплетена в цепочку исторических событий, то в жизнеописаниях Плутарха исторические события концентрируются вокруг значительной личности.

Совершенно неожиданным, на первый взгляд, кажется сопоставление сурового, прямодушного и даже грубого римлянина Кориолана с изысканным, образованным и при этом далеко не образцовым в нравственном отношении греком Алкивиадом: здесь Плутарх отталкивается от сходства жизненных ситуаций, показывая, как два совершенно непохожих, хотя и богато одаренных от природы характера из-за непомерного честолюбия дошли до измены отечеству. На таком же эффектном контрасте, оттененном частичным сходством, строится диада Аристид — Марк Катон, а также Филопемен — Тит Фламинин и Лисандр — Сулла.

Полководцы Никий и Красс оказываются в паре как участники трагических событий (сицилийской и парфянской катастроф), и только в таком контексте они интересны Плутарху. Такое же типологическое сходство ситуаций демонстрируют биографии Сертория и Эвмена: оба, будучи талантливыми полководцами, лишились родины и стали жертвами заговора со стороны тех, с кем одерживали победы над врагом. А вот Кимон и Лукулл объединены, скорее, по сходству характеров: оба воинственны в борьбе с врагами, но миролюбивы на гражданском поприще, обоих роднит широта натуры и та расточительность, с которой они задавали пиры и помогали друзьям.

Несколько необычной кажется мотивировка параллели Дион — Брут (один был учеником самого Платона, а другой воспитан на платоновских речениях), но и она становится понятной, если вспомнить, что сам Плутарх считал себя последователем этого философа; кроме того, автор вменяет обоим героям в заслугу ненависть к тиранам; наконец, трагический оттенок придает этой диаде еще одно совпадение: и Диону, и Бруту божество возвестило безвременную гибель.

Греция, взятая в плен, победителей гордых пленила.

Что же касается римлян, то и они сами, и греки признавали их приоритет в умении управлять своим государством и другими народами. Тем важнее было для грека Плутарха доказать, что в политике, а равно и в военном искусстве его соотечественникам тоже есть, чем гордиться. К тому же, как последователь Платона, Плутарх считает политическое искусство одной из составляющих философского образования, а государственную деятельность — достойнейшей сферой его приложения. В таком случае все достижения римлян в этой области — это не что иное, как результат воспитательной системы, разработанной греками. Неслучайно поэтому, что Плутарх, где только можно, подчеркивает эту связь: Нума изображается учеником Пифагора, жизнь Попликолы оказывается осуществлением идеалов Солона, а Брут всем лучшим в себе обязан Платону. Так подводится философская база под идею тождества греко-римской доблести с духовным приоритетом греков.

Новаторство Плутарха сказалось не только в попарной группировке персонажей, но и в композиционной организации каждой биографии в отдельности. После выхода в свет известной монографии немецкого исследователя Ф. Лео о литературных формах греко-римской биографии [4] ее принято делить на три типа:


Сравнительные жизнеописания (др.-греч. Βίοι Παράλληλοι — bíoi parállēloi) — произведение древнегреческого писателя Плутарха, состоящее из двадцати двух парных биографий известных греков и римлян. Иногда к ним также добавляют четыре сохранившихся одиночных биографии.

Содержание

История

Хронология написания

Исследователи отмечают, что определение относительной хронологии сочинений Плутарха сложнее установления абсолютной хронологии [1] . Последовательность написания биографий точно не установлена, но ряд биографий содержат отсылки к сочинениям, уже существовавшим на момент написания [1] . Так, биография Диона была написана после Тимолеонта [2] , Брута — после Цезаря [3] , Камилла — после Ромула [4] , Тесея и Ромула — после Ликурга и Нумы [5] , Демосфена [6] и Кимона [7] и т. д. Трижды Плутарх называет порядковые номера отдельных биографий: пара Демосфен—Цицерон была пятой по счёту [8] , Перикл—Фабий Максим — десятой [9] , Дион—Брут — двенадцатой [10] .

Существует версия, что несколько пар биографий могли быть завершены и распространены группами: к первой группе относят биографии Фемистокла—Камилла, Ликурга—Нумы, Тесея—Ромула, ко второй — Диона—Брута, Тимолеонта—Эмилия Лепида, Александра—Цезаря. Таким образом, упоминания о других произведениях позволяют говорить не о хронологической последовательности, а о синхронности нескольких произведений [12] .

Исследователь C. P. Jones составил следующую последовательность создания биографий [13] :

  • 1: Эпаминонд—Сципион;
  • 2—4: Кимон—Лукулл, Пелопид—Марцелл, Эвмен—Серторий или Филопемен—Фламинин;
  • 5: Демосфен—Цицерон;
  • 6: Ликург—Нума;
  • 7—9: Тесей—Ромул, Фемистокл—Камилл, Лисандр—Сулла;
  • 10: Перикл—Фабий Максим;
  • 11: Эвмен—Серторий, Солон—Попликола, Филопемен—Фламинин; в случае, если последняя пара относится к 2—4, то Аристид—Катон или Агис и Клеомен — Гракхи;
  • 12: Дион—Брут;
  • 13—14: Тимолеонт—Эмилий Лепид, Александр—Цезарь;
  • 15: Агесилай—Помпей;
  • 16—23: остальные; Алкивиад-Кориолан после Солон—Попликола, Фокион—Катон-младший после Аристид—Катон-старший.

Биографии Лисандра—Сулла были написаны в 104—114 годах, поскольку Плутарх упоминает, что прошло почти двести лет после битвы при Орхомене [16] [17] . По схожим свидетельствам определяют, что биографии Ликурга—Нумы, Тесея—Ромула, Фемистокла—Камилла, Солона—Попликолы, Тимолеонта—Эмилия Лепида были написаны не раньше 96 года, биографии Диона—Брута были написаны не раньше 99 года, биографии Кимона—Лукулла были написаны не позже 114 года, а биографии Демосфена—Цицерона, Тесея—Ромула, Диона—Брута, Тимолеонта—Эмилия Лепида, Агиса и Клеомена — Гракхов были написаны не позже 116 года [16] .

Особенности

Традиционно считается, что работа была посвящена Квинту Сосию Сенециону [18] — обращения к нему встречаются в тексте трижды [19] .

Структура

Предполагают и существование серии биографий римских императоров от Августа до Вителлия (сохранились только биографии Гальбы и Отона [22] . Точно известно о существовании как минимум одной пары биографий, которая не сохранилась — Эпаминонд и Публий Корнелий Сиципион Африканский.

Грек Римлянин Примечания
Тесей Ромул
Ликург Нума Помпилий
Солон Публий Валерий Попликола
Фемистокл Марк Фурий Камилл Сопоставление не сохранилось
Перикл Квинт Фабий Максим Веррукоз
Алкивиад Гней Марций Кориолан
Тимолеонт Луций Эмилий Павел Македонский
Пелопид Марк Клавдий Марцелл
Аристид Марк Порций Катон Старший
Филопемен Тит Квинкций Фламинин
Пирр Гай Марий Сопоставление не сохранилось
Лисандр Луций Корнелий Сулла
Кимон Луций Лициний Лукулл
Никий Марк Лициний Красс
Эвмен Квинт Серторий
Агесилай II Гней Помпей Великий
Александр Македонский Гай Юлий Цезарь Сопоставление не сохранилось; конец биографии Александра и начало жизнеописания Цезаря утеряны
Фокион Марк Порций Катон Младший Сопоставление не сохранилось
Агис IV и Клеомен III Тиберий и Гай Семпроний Гракх
Демосфен Марк Туллий Цицерон
Деметрий I Полиоркет Марк Антоний
Дион Сиракузский Марк Юний Брут

Влияние

Переводы на русский язык

  • Плутарховы Сравнительные жизнеописания славных мужей / Пер. С. Дестуниса. — Т. 1—13. — СПб., 1814—1821.
  • Жизнеописания Плутарха / Пер. под ред. В. Герье. — М., 1862.
  • Сравнительные жизнеописания / Пер. В. Алексеева. — Т. I—II. — М., 1889.
  • Избранные биографии / Пер. под ред. С. Я. Лурье. — М.—Л., 1941.
  • Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша, М. Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. — Т. I—III. — М.-Л., 1961—1964; второе издание: Т. I—II. М., 1994.

Примечания

Сравнительные жизнеописания • Моралии • Псевдо-Плутарх

Александр Великий и Юлий Цезарь • Алкивиад и Кориолан • Аристид и Катон Старший • Деметрий и Антоний • Демосфен и Цицерон • Дион и Брут • Никий и Красс • Кимон и Лукулл • Лисандр и Сулла • Ликург и Нума • Пелопид и Марцелл • Пирр и Гай Марий • Агесилай и Помпей Великий • Солон и Попликола • Тесей и Ромул • Эвмен и Серторий • Агис и Клеомен; Тиберий и Гай Гракхи • Тимолеонт и Эмилий Павел • Перикл и Фабий • Фемистокл и Камилл • Филопемен и Фламинин • Фокион и Катон Младший • Арат Сикионский 1 • Артаксеркс 1 • Гальба 1 • Отон 1 • Эпаминонд и Сципион Африканский 2

1 Непарные жизнеописания • 2 Несохранившиеся жизнеописания

Читайте также: