Площадь способы сравнения фигур по площади 3 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 03.07.2024

Название ТКУ: Площадь. Способы сравнения фигур по площади

Название УМК: "Школа России"

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; – понимать учебную задачу урока, стремиться к её выполнению; – проявлять мотивацию учебно–познавательной деятельности и личностного смысла учения; – проявлять интерес к физическим упражнениям, получать удовольствие от упражнений.

Метапредметные:

Регулятивные: – уметь определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – принимать и сохранять учебные задачи; – уметь высказывать свое предположение; – оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: – логическое обобщение, через использование знаково-символические средства; – информационный поиск; – формулировка выводов; – самостоятельное выделение – формулирование познавательной задачи, формулирование проблемы. Коммуникативные: – уметь оформлять свои мысли в устной форме; – слушать и понимать речь других; – учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Площадь. Способы сравнения фигур по площади

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

м етоды и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – электронное приложение к учебнику.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Площадь, сравнение площадей фигур разными способ а м и

Организационная структура (сценарий) урока

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок,

В математику войдем,

В страну чисел попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Ребус сложный отгадай.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях
.

Показывают выполненную домашнюю работу.

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы;

извлекают необходимую информацию
из текстов; использу-

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

19 = … · 3 + … 28 = … · 6 + …

… · 4 – … = 20 8 · … – … = 37–

– Посчитайте, сколько треугольников
на чертеже.

Выполняют задания

III. Самоопределение к деятельности.

Определите тему, цель урока, разгадав ребус.

Определяют тему, цель урока.

ют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – контролируют
учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – умеют слушать друг друга, строить
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи

IV. Изучение нового материала

1. Озна-
комление
со способами сравнения фигур.

– Посмотрите на фигуры, прикрепленные к доске:

– Скажите, какая из них занимает больше всех места на доске?

– Квадрат АМKD занимает места больше, чем другие фигуры.

с усилиями, трудо-
любием

– В этом случае говорят, что площадь квадрата больше, чем площадь каждого треугольника и квадрата СDМВ .
Сравните площадь треугольника АВС и квадрата АМKD .

– Площадь треугольника меньше, чем площадь квадрата.

– Можно сравнить эти фигуры наложением : треугольник занимает только часть квадрата, значит, действительно, площадь его меньше площади квадрата. Сравните на глаз площадь треугольника АВС и площадь треугольника DОЕ .

– Площади одинаковые, они занимают одинаковое место на доске,
хотя расположены
по-разному.

Аналогично сравниваются по площади другие фигуры, а также предметы окружающей обстановки.

- Как можно объяснить, что такое площадь?

Пытаются сравнить эти фигуры на глаз,
а также путем наложения. Однако оба способа не помогают детям
ответить на вопрос
убедительно.

- Место, которое занимает фигура на плоскости.

– Однако не всегда так легко установить, какая из двух фигур имеет бо́льшую (ме́ньшую) площадь или они одинаковы по площади.

( Раздать на парту незначительно отличающиеся по площади фигуры , размер квадрата 4 х 4 дм, прямоугольника
5
х 3 дм, фигуры с обратной стороны разбиты на квадратные дециметры) .

- Ребята, Удав и слоненок нарисовали по клеточкам свои домики , но вот не могут сравнить, ч ей дом занимает большую площадь и просят помощи у вас. Как это сделать?

- Сейчас первый вариант сосчитает число клеток домика у удава , а второй вариант у слонёнка . А потом между собой обсудите, ч ей домик занимает больше места.

- Сколько клеточек занимает домик у удава ? А у слоненка ?

- Площадь какой фигуры больше?

Дети устанавливают, площадь какой фигуры больше, а какой –
меньше.

Дети убеждаются
в том, что если фигуры состоят из одинаковых квадратов, то площадь той фигуры больше
(меньше), которая содержит больше (меньше) квадратов.

Аналогичные упражнения на сравнение площадей фигур, составленных
из одинаковых квадратов, выполняются по учебнику, а также по чертежам, данным на доске.

- Какие способы сравнения площадей вы узнали?

- На глаз, наложением, подсчетов квадратов, на которые разбита фигура.

2. Работа
с вводной статьей
учебника

– Откройте вводную статью учебника
на с. 56, прочитайте

Читают статью.

Доказывают, что площади фигур равны

V. Закрепление изученного

– Каким образом можно доказать,
что площади фигур равны?

Выполняют задание.

– Нужно подсчитать
квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура,

Приседаем: раз, два, три.

Не бездельничай смотри.

Продолжаем присе д ать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шаг на месте. Ходим строем,

Чтоб дыханье успокоить.

(Шаги на месте.)

Хоть приятно разминаться,

Вновь пора нам заниматься .

(Сесть за парту)

и сравнить полученные числа.

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя
.

VI. Практическая деятельность

1. Решение задач.

Вместе с учащимися записывает
кратко условие задачи
.

hello_html_535b3464.jpg

– Нет. Неизвестно, сколько метров осталось.

– Надо из большего числа вычесть меньшее.

Учащиеся записывают
решение и ответ само-стоятельно:

1) 8 – 2 = 6 (м) – осталось.

Ответ : в 3 раза больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная.

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение,
сериацию, классифи-кацию; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов
(схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно
и произвольно строят речевые высказы-
вания.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию
при возникновении затруднений.

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

– Можно сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?

– Можно это найти? Каким действием?

– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

Решают уравнения.

– Самостоятельно выполните задание № 5.

К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уметь вычислять площадь фигур разными способами.

- Освоение знаний о площади фигур.

- Овладение умениями применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

- Развитие вычислительных умений, математической речи и логического мышления.

Планируемы результаты:

У учащихся будут сформированы:

-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний;

-правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности.

-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке

-понимать базовые межпредметные понятия (геометрическая фигура)

-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

-строить речевое высказывание в устной форме

-вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон.

Межпредметные связи: русский язык.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок.

-Как вы понимаете это выражение?

-Математика расширяет знания и умения, а также развивает наш ум. Я хочу, чтобы сегодня на уроке мы с вами узнали что-то новое и научились это делать.

Организует работу в тетради. Предлагает открыть тетради, записать число и классную работу.

-Но сначала откройте ваши тетради, запишите дату и классную работу как на доске.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы учителя:

-Математика помогает нам быстро выполнять устные вычисления.

Оформляют тетради по образцу с доски.

-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний;

-правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Формирование готовности восприятия учебного материала

Проверка владения материалом прошлого урока.

Проводит математический диктант.

-Я буду вам диктовать математические выражения, а вы должны записать к себе в тетрадь только ответ, затем мы проверим.

12:3; 9:3; 48:8; 81:9; 50:5; 18:6.

-Среди полученных чисел подчеркните 1 линией те числа, которые делятся на 2, и подчеркните волнистой линией те числа, которые делятся на 3.

-Какое из чисел делится на 2, и на 3.

-Перед вами 2 корзины с ответами и выражения. Мы должны вычислить выражения и подобрать корзину с правильным ответом.

35:7; 63:7; 40:8; 81:9; 45:9; 27:3; 20:4; 10:2; 18:2.

Слушают учителя.

Выполняют математический диктант.

Записывают в тетрадь:

Слушают учителя.

Вычисляют математические выражения и подбирают корзину с правильным ответом.

Корзина с ответом 5: 35:7; 40:8; 45:9;

Корзина с ответом 9: 63:7; 81:9; 27:3; 18:2.

-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

регулятивные УУД: рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; составлять план и последовательность действий.

познавательные УУД: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путём переформулирования, упрощённого пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информациии; способствовать фомированию умения искать информацию в учебной книге, умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных задач; критично относиться к своему мнению; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, группах.

Учащиеся научатся сравнивать площади фигур визуально, наложением одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площади;

решать текстовые и геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, сравнивать

Фомы и приёмы организации учебной деятельности учителем

1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Постараемся производить вычисления точно, работать быстро и самое главное дружно.

- Как понимаете эти слова?

Подпишем число, классная работа.

Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на урок.

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы учителя.

-выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять желание познать новое.

- нацеливание на успешную деятельность

- формирование умения слушать и слышать учителя;

1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).

Формулирует задание для работы с геометрическими фигурами.

- геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 вершины, 3 угла;

- прямоугольник, у которого все стороны равны между собой и равны углы;

- четырёхугольник, у которого все стороны равны между собой, а углы нет;

- геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны и прямые углы.

- Назовите общее понятие для фигур? Объясните?

- Назовите лишнюю фигуру? Объясните?

Организует актуализацию умений находить периметр прямоугольника и квадрата

Организует работу в парах

- Распределите действия и найдите периметр этих фигур.

Организует самопроверку по эталону.(слайд 2)

- По каким признакам можно сравнить эти фигуры?

(по форме: квадрат и прямоугольник, по высоте – прямоугольник выше квадрата,

по ширине – квадрат шире прямоугольника,

по цвету – квадрат синий, прямоугольник-красный,

по материалу – картон, пластик)

Учитель показывает две фигуры разного цвета, одна из картона, другая из бумаги или пластика.

Обеспечивает мотивацию выполнения.

- Как вы думаете, а по какому ещё признаку можно сравнить фигуры?

- А кто из вас знает, как называется этот признак? (ответы детей)

-Что можно сравнивать, мы узнаем, выполнив задание.

Организует повторение таблицы умножения.

5 х 9= П 4 х 6= Ь 24 : 3= А

21 : 7= Д 10 : 5= О

Спрашивает наводящие вопросы, подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке главной цели урока.

- Сформулируйте тему урока?

- Сформулируйте цель урока?

Отвечают на вопросы учителя, озвучивая понятия.

Выполняют задание у доски с геометрическими фигурами (ученик).

Осуществляют самопроверку по образцу.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Выполняют задания в парах. Высказывают свои предположения.

Выполняют самопроверку своей деятельности по эталону.

Высказывают своё мнение.

По форме: квадрат и прямоугольник,

по высоте – прямоугольник выше квадрата,

по ширине – квадрат шире прямоугольника,

по цвету – квадрат синий, прямоугольник-красный,

по материалу – картон, пластик.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выполняют самооценку своей деятельности.

С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока.

- Площадь. Сравнение площадей.

- проявлять интерес к изучению темы.

- определение и формулирование темы, цели урока с помощью учителя;

- умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

- ориентироваться в системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи

Читайте также: