Плейбек театр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

• современный театр импровизации (создан в
1970-е годы, Нью Йорк)
• популярность в более, чем 65-ти странах мира
• актеры играют на сцене истории из жизни
людей
• каждый зритель имеет возможность
рассказать свою историю
• работа с конкретной темой или без нее
• создается связь между историями, между
людьми в зале, между человеком и целым
обществом

4. Истоки плейбек-театра

6. Для кого?


Для всех
Люди помогающих профессий
Подростки, дети
Люди с инвалидностью
Переселенцы, беженцы
Военные, солдаты, их семьи
Религиозные общины (открытые)
Национальные меньшинства
Люди пожилого возраста
Солдаты и их семьи
ЛГБТ-сообщество
Студенты, школьники

8. Сферы применения плейбек-театра


Открытые мероприятия
Учреждения образования (школы, университеты)
Социальные службы
Психологические центры
Детские, подростковые клубы
Конференции, фестивали
Бизнес

***
• После стихийных бедствий
• Во время\после войны
• Кризисные ситуации (конфликты, насилие)
• Сложные заболевания
• …

10. Польза от плейбек-театра

11. А мы хотим свой плейбек-театр!

12. Состав плейбек-театра

13. Подготовка актеров плейбек-театра, кондактора

14. Кто такой кондактор?

15. Плейбек-перформанс

16. Обучение и репетиции

• Обучение длится всю жизнь
• Декабрь 2017 – первая вводная сессия в
Бресте (YMCA Брест при поддержке YMCA
Беларуси) по основам плейбек-театра +
возможно перформанс
• Репетиции театра минимум раз (лучше - два)
в неделю по 2-3 часа
• Онлайн-консультации, супервизия
• Продолжение обучения

Основоположником Плейбэк театра считается Джонатан Фокс (США). Он возглавил Плейбек театр в 1975 году. Плейбек существует уже более 40 лет и завоевывает сердца зрителей, по всему миру. Постановки Плейбек театра проходят более чем в 45 странах мира.

Многие психические расстройства, проблемы в общении с людьми, связанные с физиологией, появляются из-за психотравм, нанесенных человеку в детстве [1]. Неблагополучная семейная обстановка может приводить к различным невротическим расстройствам, депрессиям, проблемам в построении межличностных отношений. Поэтому ребята часто испытывают трудности в общении и установлении контактов.

Плейбек театр помогает ребятам повысить уровень социальных навыков, снизить конфликтные ситуации в детско-родительских отношения и в школьной среде. Плейбек помогает проработать актуальные чувства ребенка, позволяет ему символически прожить трудные жизненные ситуации и найти из них выход.




Цель занятий — создание условий для отработки негативных эмоциональных переживаний, стрессовых ситуаций, приобретения уверенности в себе и выстраивания эффективной коммуникации средствами интерактивного психологического театра.

Групповые занятия с детьми организуются в рамках утвержденного плана и проводятся 2 раза в месяц. Каждое занятие состоит из трех частей: снятие эмоционального напряжения, творческой деятельности и получение обратной связи от участников. Продолжительность занятия составляет 60 минут.

Особенностью программы является активное включение детей в творческую атмосферу и способствует появлению положительных эмоций.

Материалом для реализации программы служат игровые упражнения, предназначенные обеспечить психологический комфорт для детей и возможность развития коммуникативных навыков, коррекции эмоционального состояния и личностных качеств.

Начиная с первого дня групповых занятий, ребята осваивают на практике формы и техники Плейбек театра. На занятии всегда царит веселая, дружественная атмосфера. Ребята с большим удовольствием и воодушевлением включаются в разминку. Упражнения для разминки подбираются таким образом, чтобы участники смогли расслабить мышцы своего тела и избавиться от излишнего физического и психического напряжения. Используемые упражнения помогают ребятам научиться произвольно управлять своим поведением, регулировать эмоциональные состояния, помогают развить коммуникативные навыки. На каждом занятии ребята узнают новые формы игры Плейбек театра, а потом разыгрывают разные истории в мини представлениях. На репетиции можно быть актером, музыкантом, зрителем и рассказчиком.

За время проведения занятий подростки прорабатывали различные чувства и эмоции. Дети научились распознавать свои эмоциональные состояния и считывать состояния других участников. Практически каждое занятие мы снимали мышечные зажимы в теле и учились расслабляться.




Два занятия было полностью посвящено работе с тканью. Дети брали разноцветные ткани и с помощью своего творческого воображения, ткань в актерских руках превращалась в турецкий тюрбан, в королевскую мантию, в шикарное платье принцессы и другие интересные вещи.

Приведем отзывы участников группы:

Со слов родителей, после посещения занятий Плейбек театра ребята стали интересоваться классическим театром, появилась уверенность в своих силах и психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях.

Занятия Плейбек помогают детям прикоснуться к своим ресурсам, найти способы выхода из сложной ситуации и отработать негативные эмоциональные переживания, связанные с психотравмирующим опытом.

Ссылки на источники

©Широхова Г.Н. (фото автора)

Алла Булгакова

Если коротко, то PlayBack театр вообще – это театр, где зрители раcсказывают свои истории, а актеры тут же спонтанно проигрывают их на сцене. Нет ни заранее подготовленного сценария, ни распределенных ролей. Есть разные формы выражения, в которых эти истории могут воплощаться.

Истории эти могут быть разными:
смешными и грустными,
длинными и короткими,
детскими воспоминаниями
или впечатлениями от сегодняшнего дня.
Главное, чтобы они чем-то затрагивали рассказчика,
и он захотел поделиться своими чувствами с другими людьми.

Плейбек театр часто называют театром психологических импровизаций, так как человеческие чувства и эмоции занимают в этом виде искусства важное место. Актеры учатся вслушиваться в истории, проникать в мир переживаний Рассказчика, с тем, чтобы полнее и глубже изобразить его Чувства.

Очень радостно, что у участников нашего лагеря будет возможность на несколько дней Соприкоснуться с этой необычной практикой Саморазвития…


В данной статье представлена уровневая динамика развития связной речи старших дошкольников до и после апробирования программы, основанной на использовании playback-meampa. Опыт проведения театрализованной деятельности со старшими дошкольниками показал положительный результат в развитии связной речи.

Ключевые слова: playback-meamp, театрализованная деятельность, связная речь.

Эффективным средством развития связной речи у детей является театр и театрализованные игры, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр — это один из самых доступных видов искусства он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, с художественным и нравственным воспитанием, [7, с. 142].

Введение. Периодом активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической является дошкольный возраст. Необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребёнка является овладение грамотной речью [5].

В настоящее время развитие связной речи у старших дошкольников находится под влиянием зрительной наглядности, динамической и статистической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов. Наряду с увеличением нагрузок на зрительное восприятие, уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой: снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала.

А. Г. Арушанова, Л. В. Ворошнина, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова и др. рассматривали вопросы развития связной речи дошкольников. В их работах определены формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах, а также задачи, содержание, [5, с. 117].

Е. А. Антипиной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. М. Крыловой, Г. М. Ляминой, Е. И. Радиной, Е. А. Флериной и др. изучались: развитие связной речи у детей дошкольного возраста, механизмы и факторы ее развития.

В работах Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой, М. В. Ильяшенко, М. Малетиной, А. А. Соколовой рассматривается культура речевого общения, вопросы технологии развития диалогических умении [2, с. 27].

Playback-театр является одним из видов театрализованной деятельности. Playback-театр — метод интерактивного импровизационного театра, в нем нет сценария, но есть истории, которые проигрываются спонтанно актёрами на сцене, в строго заданной структуре. Данная форма театра хорошо подходит для детского дошкольного учреждения, сохраняя баланс структуры и импровизации. В playback-театре основное место занимают человеческие чувства и эмоции, playback-театр — это театр психологических импровизаций. Playback-театр помогает детям почувствовать общность, а также порождает позитивные эмоции, так как все истории доигрываются до положительного конца. перформанс Playback за счет разнообразия детских историй и спонтанной игры, получается неповторимым, он рождается здесь и сейчас [4, с. 124].

Описание результатов. Уровень развития связной речи старших дошкольников выявляли по методике О. С. Ушаковой. По результатам данной методики, мы сделали вывод о том, что у большинства детей выявлен низкий уровень развития связной речи — 45 %, средний уровень был выявлен у 40 % детей и низкий уровень выявлен у 15 % детей.

Уровня развития навыков диалогического общения выявлялся по методике М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. Результаты: высокий уровень был выявлен только у 15 % детей. Дети с высоким уровнем быстро устанавливали контакт со взрослым: речь детей богата прилагательными, глаголами, она образна и эмоциональна, также имела интонационную выразительность, на вопросы экспериментатора давали полные и развернутые ответы. У 50 % детей нами был выявлен средний уровень диалогической речи — это является нормой, и наблюдается у половины нашей выборки. Низкий уровень диалогической речи выявлен у 35 % детей. Дети с низким уровнем диалогической речи они не хотели отвечать на вопросы экспериментатора они им казались не интересными, в контакт с ним практически не вступали. Даже по просьбе педагога задать вопросы своим сверстникам дети не проявляли активности и желания вступать в беседу. По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальную и контрольную группу вошли дошкольники в зависимости от уровня развития связной речи.

На контрольном этапе исследования, после внедрения программы в образовательный процесс старших дошкольников мы провели повторную диагностику детей. Диагностика детей проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной группе показал, что результаты оценки уровня развития связной речи при проведении повторного эксперимента отличаются незначительно. По результатам контрольного этапа исследования в экспериментальной группе можно сделать вывод о том, что разработанная программа по развитию связной речи детей 5–6 лет с использованием Playback-театра эффективна.

Из полученных результатов следует, что высокий уровень развития связной речи в экспериментальной группе увеличился в два раза. Средний показатель развития связной речи, в результате проделанной работы, выявлен у половины детей в обеих группах, что позволяет сделать вывод о том, что половина детей каждой группы, прибывают в норме развития связной речи. При этом мы учитываем данные о низком уровне развития связной речи. Низкий уровень развития связной речи, мы выявили у детей контрольной группы, в экспериментальной группе данный уровень не был диагностирован. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели в обеих группах возросли, но экспериментальная группа показала более высокие результаты. У детей экспериментальной группы расширился словарь, который активно используется дошкольниками в речи, повысилась познавательная активность.

Эффективность, проведенной программы по развитию связной речи старших дошкольников посредством Playback-театра, определялась с помощью U-критерий Манна-Уитни. В результате статистического анализа по методике О. С. Ушаковой, U-критерий=243, что свидетельствует о нахождение значения в зоне значимости. В рамках методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, U-критерий=262, находящийся в зоне значимости.

Вывод. Playback-театр обогащает словарь детей, развивает грамматический компонент речи, активизирует у старших дошкольников активный и пассивный словарь, также выстраивается монологическая и диалогическая речь.

2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. 127 с.

3. Богуславская, З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2010. 213 с.

4. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2- 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. — М.: ВАКО, 2014. 256 с.

5. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. -М„ 1997. 269 с.

6. Доронова, Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4–6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013. 214 с.

8. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5–7 лет / С. И. Карпова. — СПб.: Речь, 2007. 86 с.

9. Киселева, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. — Томск: Изд. ТГПУ, 2016. 84 с.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, диалогическая речь, уровень развития, экспериментальная группа, дошкольный возраст, контрольная группа, контрольный этап, связная речь старших дошкольников, театрализованная деятельность.

Читайте также: