Платонов шарманка краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Шарманка
Андрей Платонович Платонов

Пьеса в трех актах, шести картинах

Щоев, заведующий кооперативной системой в далеком районе.

Евсей, его заместитель.

Опорных, кооперативные агенты-заготовители.

Клокотов, кооперативные агенты-заготовители.

Годовалов, представитель пайщиков, лавкомиссия.

Алеша, бродячий культработник с музыкой.

Мюд, девушка-подросток, подруга Алеши по общей работе.

Кузьма, железный человек, аттракцион группы Алеша – Мюд.

Серена, его дочь, девица.

Говорящая Труба на столе Щоева.

Детские лица, глядящие в окно учреждения.

Двое рабочих, разбирающих строение.

Несколько служащих – мужчин и женщин.

Люди из кооперативного населения.

Люди в очереди у парка культуры и отдыха.

Двое или трое прохожих-строителей.

Работники прилавка у дверей кооперативов.

Районная местность. Дорога в даль страны; попутные деревья, которые шевелит редкий ветер; влево – постройка в пустоте горизонта, вправо виден небольшой город – районный центр. Над городом флаги. На краю города стоит большое жилье в виде амбара, над ним флаг, на флаге нарисовано кооперативное рукопожатие, которое можно понять издали.

Ветер и безлюдье. Далекие флаги трепещут. Над землей солнце и огромный летний день. Вначале, кроме ветра, все остальное тихо. Затем слышатся звуки движущегося железа. Неизвестное тяжкое железо движется, судя по звуку, медленно, еле-еле. Девичий голос устало поет негромкую песню. Песня приближается вместе с железом. На сцену выявляется механическая личность – Железный человек, в дальнейшем называемая Кузьмой. Это металлическое заводное устройство в форме низкого, широкого человека, важно вышагивающего вперед и хлопающего все время ртом, как бы совершая дыхание. Кузьму ведет за руку, вращая ее вокруг оси, как руль или регулятор, молодой человек в соломенной шляпе, с лицом странника – Алеша. Вместе с ним появляется Мюд – девушка-подросток. Она держит себя и говорит – доверчиво и ясно: она не знала угнетения. За спиной у Алеши шарманка. Вся группа дает впечатление, что это пешие музыканты, а Кузьма – их аттракцион. Кузьма вдруг останавливается и хлопает нижней челюстью, будто хочет пить. Группа стоит среди пустого светлого мира.

Мюд. Алеша, мне на свете стало скучно жить…

Алеша. Ничего, Мюд, скоро будет социализм – тогда все обрадуются.

Алеша. И ты тоже.

Мюд. А если у меня сердце отчего-то заболит?!

Алеша. Ну что ж: тогда тебе его вырежут, чтоб оно не мучилось.

Пауза. Мюд напевает без слов. Алеша всматривается в пространство.

Мюд(из напева переходит к песне).

По трудовой, веселой дороге
Идем мы босые, пешком, –
Осталось идти нам немного:
Построен счастливый наш дом…

Алеша, я задумалась – и вышло: у меня сердце заболело оттого, что я оторвалась от масс…

Алеша. Ты живешь ненаучно. От этого у тебя болит всегда что попало. Я тебя, как наступит социализм, так изобрету всю сначала – и ты будешь дитя всего международного пролетариата.

Комедия "Шарманка", написанная Андреем Павловичем Платоновым в 1930 году, в первый раз издана в России в журнале "Театр" в №1 в 1988 году.

Направившись к драматургии по советам М.Горького, А.П. Платонов отправлял безнадежные письма с мольбой о помощи разрешить издания "Чевенгур". В ответ на письма ему посоветовали, что его лучше переписать в пьесу. Что он и сделал.

В начале комедии автор обозначил мелодия странствия "в даль страны", какой-либо настоятельно повторившейся в "Эфирном море", "Епифановых шлюзах", "Чевенгуре" и в других. Мелодия, в данной пьесе "Шарманка", только лишь усиливает звучание с помощью воспроизведением песни. Эту песенку наигрывают основные персонажи — молодые Мюд и Леша.

Сиротка по имени Мюд иное как "дитя всего международного пролетариата". Леша же является спутником сироты. Данный персонаж — это двойник стержневого персонажа наибольших работ Плотонова. Главный персонаж, который является создателем преобразования, талантом в технике. Он готов на все, чтобы достичь свою цель.

Леша, он же главный герой пьесы, изобрел робота-человека Кузьмы, исполняет молодых культработников с системой аттракциона. Автор пародировал на личные идеи фигуру "механической личности" скрежещем голосом который произносит лозунги.

Персонажи "Шарманки" наталкиваются на дороге "постройку в пустоте". Возведения "башня посреди всемирной земли" значительно модифицируется. Беспокойный ученый Прушевский, руководящий деятельностью на котловане, тревожился о "мертвом доме". Он не смог предугадывать душевного механизма пребывающего населения. Профессор Стервенсен по прибытию в социалистическое государство хочет купить дом-башню, какая оборачивается в "башню надлежащей души". Данный мотив торговли души воспроизводит прославленный мотив "Мертвых душ". Профессор хочет приобрести внутреннюю "надстройку": душевный подъем советского народа. Но вместо этого встречают союз искривившую социальное понятие, которую возглавил Щоевый. Там придумывают ненатуральную еду. Такая еда не пригодна для людей, но кооперативный совет делает для заграничных приезжающих образцово-показательный вечер. Мюд была единственной преданной новому миру, какую обнаружил грамотей. Леша напротив, он не выдержал проверку и согласился отдать душу за дирижабль.

В конце пьесы враждебный кооператив исчезает, уступив место для доподлинной стройки социализма.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Шарманка Платонова

Популярные сегодня темы

Общающегося с литературой человека можно заметить сразу: по его размышлениям, набору слов, манере речи, да и просто по его поступкам.

Главной темой в данном произведении является некий конфликт между творческим и рационалистическим. Два героя отличаются друг от друга. Если Моцарту легко дается писать шедевры

Воробей Воробеич дружил с Ершом Ершовичем. Летом он каждый день прилетал на речку и интересовался у Ерша, как тот поживает. Ерш говорил, что все хорошо, приглашал друга к себе в гости под воду и расхваливал угощения

Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами

Голод и лишения усилили красоту и аромат цветка, выросшего на бесплодном пустыре. Пустырь удобрили, на нём выросли дети цветка, но самым красивым вновь оказался цветок, выросший среди камней.

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, .


Беззащитный, больной человек всю жизнь терпит издевательства окружающих. После его смерти люди узнают, что он бескорыстно помогал девочке-сироте.

Путевой сторож отдаёт на мясо телёнка, а родившая его корова перестаёт доиться. Сын сторожа ухаживает за коровой, пытаясь облегчить её страдания, но напрасно — животное погибает, попав под состав.

Маленький Никита отличается добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, он видит жизнь во всех окружающих его предметах.

Все пересказы по алфавиту

Что ещё пересказать из Платонова?

Напишите свой пересказ


Щоев, заведующий кооперативной системой в далеком районе.

Евсей, его заместитель.

Опорных, кооперативные агенты-заготовители.

Клокотов, кооперативные агенты-заготовители.

Годовалов, представитель пайщиков, лавкомиссия.

Евдокия, выдвиженка.

Первая служащая.

Первый служащий.

Алеша, бродячий культработник с музыкой.

Мюд, девушка-подросток, подруга Алеши по общей работе.

Кузьма, железный человек, аттракцион группы Алеша – Мюд.

Серена, его дочь, девица.

Говорящая Труба на столе Щоева.

Агент совхоза.

Чуждый человек.

Четыре девушки-осоавиахимовки.

Кольцевой почтальон.

Детские лица, глядящие в окно учреждения.

Двое рабочих, разбирающих строение.

Несколько служащих – мужчин и женщин.

Люди из кооперативного населения.

Люди в очереди у парка культуры и отдыха.

Двое или трое прохожих-строителей.

Работники прилавка у дверей кооперативов.

Акт I

Картина первая

Районная местность. Дорога в даль страны; попутные деревья, которые шевелит редкий ветер; влево – постройка в пустоте горизонта, вправо виден небольшой город – районный центр. Над городом флаги. На краю города стоит большое жилье в виде амбара, над ним флаг, на флаге нарисовано кооперативное рукопожатие, которое можно понять издали.

Ветер и безлюдье. Далекие флаги трепещут. Над землей солнце и огромный летний день. Вначале, кроме ветра, все остальное тихо. Затем слышатся звуки движущегося железа. Неизвестное тяжкое железо движется, судя по звуку, медленно, еле-еле. Девичий голос устало поет негромкую песню. Песня приближается вместе с железом. На сцену выявляется механическая личность – Железный человек, в дальнейшем называемая Кузьмой. Это металлическое заводное устройство в форме низкого, широкого человека, важно вышагивающего вперед и хлопающего все время ртом, как бы совершая дыхание. Кузьму ведет за руку, вращая ее вокруг оси, как руль или регулятор, молодой человек в соломенной шляпе, с лицом странника – Алеша. Вместе с ним появляется Мюд – девушка-подросток. Она держит себя и говорит – доверчиво и ясно: она не знала угнетения. За спиной у Алеши шарманка. Вся группа дает впечатление, что это пешие музыканты, а Кузьма – их аттракцион. Кузьма вдруг останавливается и хлопает нижней челюстью, будто хочет пить. Группа стоит среди пустого светлого мира.

Мюд. Алеша, мне на свете стало скучно жить…

Алеша. Ничего, Мюд, скоро будет социализм – тогда все обрадуются.

Алеша. И ты тоже.

Мюд. А если у меня сердце отчего-то заболит?!

Алеша. Ну что ж: тогда тебе его вырежут, чтоб оно не мучилось.

Пауза. Мюд напевает без слов. Алеша всматривается в пространство.

Мюд (из напева переходит к песне).

По трудовой, веселой дороге
Идем мы босые, пешком, –
Осталось идти нам немного:
Построен счастливый наш дом…

Алеша, я задумалась – и вышло: у меня сердце заболело оттого, что я оторвалась от масс…

Алеша. Ты живешь ненаучно. От этого у тебя болит всегда что попало. Я тебя, как наступит социализм, так изобрету всю сначала – и ты будешь дитя всего международного пролетариата.

Мюд. Ладно. А то ведь я при капитализме родилась. Два года при нем вся страдала… (Обращается к Кузьме, касается его руками, – Мюд всегда трогает руками тех людей и предметы, с которыми вступает в отношения.) Кузьма, скажи мне что-нибудь умное-умное!

Кузьма чавкает человеческой пастью. Алеша переводит какое-то устройство в обшлагах Кузьмы и держит его руку.

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: