Платковый театр в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Лебедева Екатерина Александровна

Организация: МАДОУ МО г. Краснодар Центр - детский сад № 198

Населенный пункт: г. Краснодар

Дошкольное детство – время формирования индивидуальности ребенка, становления его личности. Время, когда важно уделить внимание социализации ребенка в семье, а также в группе детского сада. Исходя из этого, у воспитателя появляется задача организовать дружный коллектив, который необходимо научить играть, а также взаимодействовать и общаться друг с другом.

Решить данную задачу возможно с помощью театрализованной деятельности, которая направлена на развитие чувств и приобретение духовных ценностей. В ходе театрализованной деятельности происходит активизация словаря ребенка и звуковой культуры его речи, что, безусловно, ценно в данном периоде развития детей.

Платковая кукла – необычный атрибут в театральной постановке. Она интересна детям, способствует развитию речи, воображения, творческих способностей. Для ее изготовления необходим лишь треугольный кусок ткани и фантазия.

Данная идея вызвала интерес у родителей, которые совместно с детьми приняли участие в создании платкового театра. Когда дети приносили в группу куклу, сделанную своими руками при помощи родителей, у них горели глаза, они гордились собой и хотели поскорее использовать куклу в своей деятельности.

Платковые куклы возможно использовать не только в театрализованной деятельности, но и в:

  • режимных моментах группы (например, персонаж может провести утреннюю зарядку);
  • организации досуга (участвовать в проведении различного рода бесед);
  • сюжетно-ролевых играх;
  • трудовой деятельности.

Также платковую куклу возможно использовать не только в групповом помещении, но и взять ее с собой на прогулку.

Наша жизнь – это сцена. Уже в дошкольном возрасте ребенок выбирает какую роль он будет играть. Можно считать, что театрализованная деятельность является мостиком, благодаря которому дети попадают во взрослую жизнь и через который формируется его мировоззрение и благоприятное отношение к окружающей действительности.

Предварительный просмотр:

Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению платкового театра , с последующим их использованием в театрализованной деятельности для дошкольников.

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления платкового театра.

  • получить эмоциональное удовольствие от работы в коллективе;
  • развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности;
  • укрепить эмоционально-позитивные межличностные отношения педагогов.

Театрализованная деятельность -это важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театральная деятельность помогает:

  • развитию разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;
  • наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;
  • обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  • развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Платковые куклы – яркие и зрелищные являются настоящим украшением театральной постановки, музыкального занятия, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности , память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Играя с этими куклами дети становятся инициативными, коммуникабельными.

Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребёнка- дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления ;

- кукла помогает выполнять задания по дифференциации звуков; помочь в порядковом и количественном счёте и т. д.

- кукла может рассказать сказку (во всех возрастных группах, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного,

Использование платковых кукол в повседневной жизни :

- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать , похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

- использование платковых кукол в трудовой , самостоятельной деятельности ;

- использование куклы на прогулке , экскурсии.

Для работы нам потребуется :

- платки разного цвета,

-картон, фетр разного цвета, клей.

Изготавливаем образы героев сказки.

Пришиваем на угол ткани и театр готов . Необходимо пришить тесьму, чтобы можно было надевать на шею. На боковые углы пришиваем шнуровую резинку для рук. Надеваем резинку на ладони и герой сказки оживает. Длину регулируем за счет тесьмы. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации русских народных сказок.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


консультация для педагогов (папка - передвижка) Тема: "Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности"

Методика работы с детьми по театрализации.


Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель акти.


Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото.

Мастер-класс для педагогов "Технология создания куклы-марионетки для театрализованной деятельности детей"

СозСоздание куклы-марионетки – это творческий процесс. Процесс создания куклы требует большого внутреннего труда, и на бессознательно-символическом уровне формируется настройка, привычка трудить.

Театрализованная деятельность-это важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различн.



Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер.


Название проекта: Платковый театр;

Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Автор и участники проекта: Воспитатель-Михайлова Е.Н, дети 2-3 лет, родители воспитанников;

Цель проекта: Развитие личностных качеств ребенка, его творчества через совместную театрализованную деятельность со взрослыми;

Актуальность:

Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.

Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.
В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей.

Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную театрализованную деятельность с детьми. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для театрализованной деятельности на территории детского сада.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В своей работе захотелось внести свежую струю, создать куклу, которая поможет решать все педагогические задачи.

Платковые куклы-яркие и зрелищные, являются настоящим украшением театральной постановки, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия.

Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Играя с этими куклами, дети становятся инициативными, коммуникабельными.

Задачи проекта:

1.Приобщать к разнообразному кукольному миру детства, вызвать интерес у детей к куклам платкового театра;

  1. Стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов, использовать их в различных видах деятельности;
  1. Обучать родителей средствам и способам взаимодействия с ребенком в процессе театрализованной деятельности;
  2. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных театрализованных мероприятий с использованием платковых кукол;

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие

  • Активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках НОД, в совместную и самостоятельную деятельность;
  • Формировать умение выполнять действия, соответственно игровому правилу;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Формировать представления об окружающем мире, расширение кругозора детей посредством платкового театра;

Стимулировать игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок, песенок, потешек;

  • Развивать и обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих объекты окружающего мира, глаголов, обозначающих действия животных;
  • Стимулировать ребенка повторять вслед за взрослым отдельные слова и выражения из стихов, потешек, сказок;

Чтение художественной литературы

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, вызвать интерес к ним;
  • Формировать целостную картину мира, посредством чтения детской художественной литературы;
  • Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;
  • Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках;
  • Поддерживать интерес к совместным музыкально-ритмичным играм, используя платковые куклы;
  • Формировать навык более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер изображаемых кукол;
  • Накопливать и обогащать двигательный опыт детей посредством подвижных, хороводных игр, развлечений с родителями;
  • Учить выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Развивать мелкую моторику рук: координации движений, снятие мышечного напряжения;

Ожидаемый результат:

Формы совместной деятельности:

  • Кукольные представления;
  • Игры-этюды с платковыми куклами;
  • Игры-забавы с платковыми куклами;
  • Подвижные игры;
  • Инсценировка эпизодов сказки;
  • Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  • Вечера развлечений c участием родителей;
  • Cюжетные игры с платковыми куклами;

Продукты проекта – Театр платковых кукол;

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.

Подготовительный этап:

  • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков методом наблюдения, игр с различными видами театра;
  • Разработка паспорта проекта: определение целей и задач проекта, разработка сценариев досугов, кукольных спектаклей совместно с родителями, обновление картотек игр на развитие эмоциональной сферы, воображения детей;
  • Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
  • Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей;

Основной этап:

Заключительный этап:

Итоги проекта:

Для детей

  • Дети адаптируются к условиям ДОУ;
  • Обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с театрализованной куклой;
  • Сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
  • Пополнение театрального уголка атрибутами к сказкам и персонажами платкового театра;
  • В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами платкового театра;

Для родителей

  • Сближение родителей между собой и педагогом в процессе изготовления платковой куклы;
  • Обогащение детско-родительских отношений в процессе совместной театрализованной деятельности;

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

  • Учет основной (игровой) деятельности дошкольника;
  • Сочетание реализма и воображения;
  • Взаимосвязь всех участников творческого обучающего развивающего процесса;

Способы использования платковых кукол в разных видах деятельности:

  • Сюрпризный момент в НОД;
  • Организация режимных моментов в группе;
  • Организация досуга, спектакля для детей;
  • Организация сюжетно-ролевой игры;
  • Использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;
  • Использование куклы на прогулке, экскурсии;

Алгоритм использования платковых кукол с детьми раннего возраста

  1. Сюрпризное использование платковой куклы
  2. Обыгрывание платковой куклы (импровизация)
  3. Сюжетно-игровая деятельность (инсценировки с платковой куклой)
  4. Использование эмоциональных, имитационно-игровых упражнений для развития выразительного образа платковой куклы.
  5. Использование платковых кукол в театрализованной деятельности.

Перспективный план работы с родителями на 2019– 2020 год.

(Совместная работа детей с родителями в подборе материала к костюму зайца и изготовлении атрибутов-морковок для платковой куклы)

(Изготовление пальчикового театра для дидактической платковой куклы)

Список литературы:

1.Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 2-7 лет/ сост. О.П. Власенко.-Волгоград: Учитель, 2009

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:



верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые, варежковые, перчато.

Песенной деятельности Использование платковых кукол Танцевальной деятельност.

Песенной деятельности Использование платковых кукол Танцевальной деятельности Речевой деятельности Изобразительной деятельности Театральной деятельности

интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление); нравственные (добро.

интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление); нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т.д); эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т.д); практические (связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол).

учёт ведущей, игровой деятельности дошкольников; сочетание реализма и вообра.

учёт ведущей, игровой деятельности дошкольников; сочетание реализма и воображения; событийность; взаимосвязь участников образовательного процесса; развитие субъективной позиции.

сюрпризное внесение платковой куклы; стимулирование собственной (субъектной).

сюрпризное внесение платковой куклы; стимулирование собственной (субъектной) активности детей посредством предложения тематики литературного произведения, к которому будут изготавливаться платковые куклы; подбор материала для отражения характера персонажей, подбор и изготовление платковых кукол в детско—взрослом сообществе; обыгрывание платковой куклы (импровизация); сценарно-игровое предложение, обыгрывание литературного текста; использование эмоциональных тренажеров, этюдов, имитацтонно-игровых упражнений для развития выразительного образа платковой куклы; активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.

Читайте также: