Питание в детских садах японии

Обновлено: 07.07.2024

История развития системы образования, в том числе дошкольного уходит корнями в эпоху Мэйдзи. В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей. Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствует здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях. Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.

Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка. В последнее время ситуация меняется, японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до 3-х летнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для, так называемой, социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии рассмотрим ниже.

Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом:

  • детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,
  • детские сады (幼稚園) yōchien,
  • специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校)

Несмотря на то, что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.

В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

В детские ясли (центр по уходу за детьми) р ебёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит не достаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли). Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников дошколят поступают в начальную школу.

Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:

  • государственные, префектурные, муниципальные
  • частные

Так же существуют детские сады при школах и университетах. То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.

Для формирования успешного будущего ребёнка, родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную школу, в среднюю и так пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.

Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.

Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.

Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Так же оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.

Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру г осударственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня. В случае непредвиденных ситуаций, например объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.

Сейчас молодые мамы для развития своего ребёночка покупают или шьют самостоятельно умные красивые книжки из фетра. Они очень красочны, приятны на ощупь и безопасны. У детей развивается моторика и воображение. Книги предназначены для ребятишек от года и старше. Они хороши тем, что готовятся индивидуально и могут быть выполнены под заказ на любой возраст и любой комплектации. Посмотреть и приобрести можно в инстаграме ymnaya kniga — Развивающие книжки для детей

В детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.

В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые по его мнению допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают "мамские" комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.

Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово нет, вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, так же в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то. Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.

Основы воспитания, заложенные в семье развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. Воспитатель, обучая детей взаимодействию создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее.

В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это:

  • социальные отношения
  • здоровье, безопасность
  • язык
  • окружающая среда
  • выражение чувств

благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре месяце в садовской форме в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.

Регулярные коллективные походы на целый день, проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона. Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны праздники и фестивали, деревьев, природных явлений и другие национальные праздники. Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы проносят это через всю свою жизнь.

Предлагаю Вашему вниманию детские игрушки, произведенные в Японии.

Моделирование, аптечка доктора (материал — дерево), стоимость — 2212,88 руб.

Моделирование, кухня, пирамидка мороженое (материал — дерево), стоимость — 1643,42 руб.

Рацион в детском саду является важным "кирпичиком" развития детей, поэтому меню в учреждениях дошкольного образования уделяется серьезное внимание. А в восточных странах обед детей вызывает особый интерес, ведь он сильно отличается от привычного нам. Расскажем, как организовано питание в детских садах в Японии, Китае и Южной Корее.

В Японии дети посещают детский сад в возрасте от 3 до 6 лет. Министерство образования Японии не очень следит за вопросом организации питания, и детские сады сами устанавливают себе правила . Стоимость питания может составлять примерно 1,5 тыс. иен (900 руб.) в месяц.

Во многих детских садах родителей обязывают самостоятельно готовить для ребенка комплексные обеды в коробочках (яп. бэнто). Чтобы коробочки были сформированы правильно, родителей могут научить этому на специальных занятиях, организованных детскими садами. Главное правило - никаких замороженных полуфабрикатов. Основными ингредиентами бэнто, как правило, являются рис, яичница, сосиски и несколько видов овощей (реже фруктов).

Если руководство детского сада решило, что питание в детском саду обязательно, то в рацион детей обычно входят рис или лапша, мясо, рыба или морепродукты. Молочные продукты в такие обеды, как правило, не входят. Например :

В Китае , как и в Японии, детсадовским возрастом считается от 3 до 6 лет. Питание в китайских детских садах обязательно предусмотрено, а его стоимость входит в ежемесячную плату, вносимую родителями (ок. 780 юаней в месяц, то есть 7,5 тыс. руб.). Детей кормят три раза в день, так что нет необходимости приносить еду с собой.

Поскольку уровень жизни в регионах страны варьируется, меню в детских садах может сильно различаться. Например, обед в детском саду может состоять от одного до трех блюд (+ десерт). В основном в меню входят рис, овощи, мясо и обязательно тарелка супа. Практически всегда детям на завтрак дают стакан молока, и это несмотря на то, что китайцы генетически предрасположены к непереносимости лактозы.

Интернет-пользователи делятся мнениями об обедах своих детей в детских садах в разных социальных сетях. Многие недовольны однообразием рациона, кто-то, наоборот, считает, что в детском саду дети питаются порой даже лучше, чем дома. А в некоторых районах страны родители находят порции слишком маленькими, а промежутки между приемами пищи слишком длинными. Родители жалуются , что дети нередко возвращаются домой голодными.

В Корее детишки ходят в детский сад с 3 до 5 лет. Трехразовое питание включено в стоимость услуг детского сада, но детям не запрещается приносить еду из дома.

У каждого ребенка в детском саду есть личный контейнер для еды, который в большинстве случаев покупается за деньги семьи. Ребенок приносит чистый контейнер утром в сад, ест из него, а затем грязным относит домой, где должен помыть его сам. Так детей приучают к самостоятельности. Все контейнеры одинаковые: в них имеется два больших отдела под рис и суп и 3–4 маленьких отдела под салаты и закуски.

Рацион детей состоит из фруктов, молочной продукции, риса, супа, а также панчханов – традиционных корейских салатов или закусок, которых подают много, но маленькими порциями. На завтрак и полдник детям дают фрукты, овощи, булочки, йогурты и каши. Пьют дети преимущественно чай или молоко.

Кстати , в России для детей в детских предусмотрено питание четыре раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Для детей готовят мясо и овощи, в рацион также входят фрукты, кондитерские изделия и молочные продукты. Каждый день родители получают меню с указанием продуктов, из которых приготовлены блюда.

О чем вы думали, когда читали статью? Лучший комментарий для нас - это ваши вопросы: к нам, к себе, к учительнице вашего ребенка, к системе в целом.

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал проекта Тихие яблони , а также на нашу страницу в Instagram (ссылка закреплена в шапке канала). Для вас это несложно, а для нас - важно. Спасибо.

Во многих районах Японии в детские сады по идее надо записываться ещё во время планирования беременности. Каждый год идет настоящая борьба за место в яслях. Если вовремя не подготовишься к этой борьбе, нет гарантий, что сможешь отдать ребенка в более или менее надежные руки

Японский детский сад.

Ясли (保育 園) против детского сада (幼稚園)

Термины 幼稚園 (yochien) и 保育 園 (hoiken) используются как синонимы, но в Японии это принципиально разные институты.

Собственно говоря, понимание разницы сначала сбивает с толку даже японских родителей. Мы просто рассмотрим разницу, прежде чем углубляться в жизнь детского сада, школьное расписание, материалы, учебники и плату за обучение.

Давайте начнем с того, что рассмотрим основное различие между дошкольными учреждениями и детскими садами в Японии.

Ясли-садик (保育 園)

Ясли-садик — это хойкуэн (保育 園) по-японски. Это для младенцев (да) от 56 дней до детей 6 лет.

Ясли-сад находится под эгидой Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения (MHLW), которое выдает лицензию работника дневного ухода (保育 士 | houkushi).

Основная цель детских садов в Японии — обеспечить безопасную и благоприятную среду для младенцев и детей, пока их основной опекун находится на работе.

Никакой образовательной программы, только качественный присмотр с утра и до позднего вечера. Иногда воспитатели могут по своей инициативе обучать детишек чтению и письму, однако встречается подобное довольно редко.

Питание предоставляется (в большинстве заведений), и дети развивают языковые и социальные навыки в процессе общения с друзьями, а также развивают крупную и мелкую моторику в процессе игры.

Детский сад — отличный вариант, если вы работающий родитель.

Детский сад изнутри

Стандартный день в детском саду начинается примерно в 9-10 утра и заканчивается примерно в 14 или 15 часов. Из-за этого короткого расписания для работающих полный рабочий день родителей невероятно сложно совмещать работу и уход за детьми. Это очень широкое обобщение, но ожидается, что у детей есть бабушка или мать, которая работает неполный рабочий день.

По правилам при возрасте детей до одного года один воспитатель должен приходиться максимум на трёх малышей. От одного года до двух лет – один воспитатель на шесть малышей, от трёх до четырёх – один воспитатель на 20 детей и старше четырёх – один воспитатель на 30 детей.

Таким образом, при большом количестве детей необходимо большое число педагогов. Однако зарплата воспитателей в Японии считается очень низкой (100 000 иен), поэтому всё меньше людей приходит в эту профессию. В результате на должность воспитателя начинают брать некачественных специалистов, скрытых извращенцев, что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве оказываемых детским садиком услуг.

Общественный детский сад

  • Управляются местным административным правительством
  • 2-летняя программа (для детей от 4 лет)
  • Средняя плата за обучение составляет 223 364 иен в год.
  • Дети добираются с родителями
  • Учебный план ориентирован на автономию и независимость ребёнка

Частный детский сад

  • Управляются образовательными учреждениями или корпорациями социального обеспечения.
  • 3-летняя программа (для детей от 3 лет)
  • Средняя плата за обучение составляет 527 916 иен в год.
  • Дети ездят на школьном автобусе
  • Учебная программа ориентирована на образование

1000 иен = 705 рублей.

Затраты на хоикуэн обычно колеблются от 15 до 30 тысяч йен в месяц в зависимости от возраста ребёнка (чем старше малыш, тем дешевле оплата садика). Ётиэны бывают государственными (дешёвые) и частными (дороже). Цены на обучение обычно колеблются от 25 до 60 тысяч йен в месяц.

За опоздания штраф примерно одинаковый: 400-500 йен за полчаса (опоздание в 1-5 минут уже учитывается по электронному ключу).

Всегда полезно приобрести пару практичных палочек для еды. Обязательно посоветуйтесь с детским садом вашего ребенка, прежде чем отправлять его в школу.

Можно использовать для супа или чистки зубов после обеда. Выберите что-нибудь с ручкой, чтобы вашему ребенку было легче держать его.

7. Тканевый коврик для завтрака.

По сути, это подставка для тарелок, позволяющая содержать в чистоте место за обеденным столом вашего ребенка. Тканевые лучше, чем виниловые / устойчивые к скольжению, потому что они не так легко собирают плесень. (Говорю вам, за свои годы я видела много заплесневелого!)

8. Мини-полотенца для рук

Ваш ребенок будет использовать по крайней мере три из них каждый день. Для лица и вытирания рук после посещения туалета, другой в их сумке для завтрака, а третий в качестве запасного. Обратите внимание, что некоторые детские сады могут потребовать полотенца для рук с петелькой.

Иногда используют банное полотенце, как летнее одеяло (менять раз в неделю).

9. Сумочка с застежкой

Ваш ребенок впервые почувствует вкус жизни большого ребенка и ответственности за свои вещи! Накладные карманы — это, по сути, большой грузовой карман, в который помещается пакет салфеток для лица и полотенце для рук.

10. Домашняя обувь

Совет 1: прикрепите резинку или шнурок к крошечной петле на задней части обуви, чтобы ваш ребенок мог их натянуть

Совет 2: возьмите большую наклейку, равномерно разрежьте ее посередине и прикрепите половинки к внутренней стороне обуви вашего ребенка. Таким образом, у них будет меньше шансов перепутать левую и правую стороны!

Дети круглый год ходят в кроссовках, а внутри помещения босиком.

Если вам интересно, вот роль каждой из этих 5 сумок:

1. Для домашней обуви (прямоугольной)

2. Для суповой чашки / зубной щетки (мини-пакет на шнурке).

3. Для бенто-бокса (сумка среднего размера на шнурке).

4. Для запасной одежды / одежды из полиэтилена (большая сумка на шнурке).

5. Соответствующая сумка, достаточно большая, чтобы поместиться в вышеперечисленное (большая сумка, также используемая для отправки домой детских поделок и т. д.)

12. Именные марки и наклейки

Сделайте себе одолжение, купив комплект именных штампов вместе с наклейками. Таким образом, вы сможете легко маркировать все вещи вашего ребенка. Вам нужно будет маркировать ВСЕ, поэтому постарайтесь облегчить себе жизнь!

В той же комнате на полку ставится заполненная книжка (воспитатели туда тоже записывают температуру ребёнка и как прошёл детсад в садике). В ванной родители должны повесить полотенце и оставить пакет для грязных вещей. Это не очень удобно, потому что так нужно чуть ли не каждый день стирать одежду.

13. Набор штампов

Поставляется с 10 марками различных размеров, подушечкой с синими, красными или черными чернилами на ваш выбор, штампом с изображением на ваш выбор, подушечкой с белыми чернилами и ящиком для хранения. (Штамп с изображением полезен для детей, которые не научились узнавать свое имя. Выберите символ, который они мгновенно узнают как свой собственный.)

14. Наклейки с именами

15. Именные патчи

Эти гладкие нашивки отлично подходят для маркировки больших предметов ткани, таких как художественные халаты, большая сумка, сумка для домашней обуви и т. д. Этот конкретный предмет представляет собой набор из 3 нашивок, доступных с разными символами, и имя вашего ребенка может быть написано хираганой или ромадзи.

На тихий час нужно приносить тонкую циновку (футон), покрывало для футона и одеяло (банное полотенце), которые забирают в выходные для стирки и чистки (в специальном мешке). За исключением дней, когда, например, идёт сильный дождь, и везти (нести) матрас неудобно.

Футон — традиционных японский матрас, который расстилается прямо на полу, а потом убирается в шкаф.

Униформа

В зависимости от типа детского сада (частный или государственный) детская форма вашего ребенка может быть простой или сложной или вообще отсутствовать.

Форма государственной заведения, как правило, состоит из форменной шляпы, фартука или халата и ранца или рюкзака.

В каждой школе будет свой список школьных принадлежностей, но вы можете рассчитывать на рэнракучо (блокнот для общения) как на основное средство общения с учителем вашего ребенка.

Вы должны ежедневно писать учителю вашего ребенка (担任 の 先生 | tannin no sensei), чтобы учителя знали, чего ожидать, когда их ученики придут.

Например, если у одного из детей температура немного выше, чем обычно, учитель будет знать, что за ним нужно присматривать более тщательно.

Ещё там же надо вписать температуру, настроение, как спал ночью и во сколько вы планируете ребёнка забрать.

Плата за детский сад в Японии

Из статьи Japan Times, опубликованной 28 декабря 2018 года, через несколько дней после утверждения программы дошкольного субсидирования:

Плата во всех авторизованных дошкольных учреждениях будет отменена для детей в возрасте от 3 до 5 лет, в то время как ежемесячный предел оплаты в 25 700 йен будет установлен для некоторых частных детских садов.

Для неавторизованных [無 認可] дошкольных учреждений предел субсидии будет установлен на уровне 37 000 йен в месяц для детей в возрасте от 3 до 5 лет и 42 000 йен для детей в возрасте 2 лет и младше. Школьное питание оплачивается отдельно.

Тем не мение…

Тем, у кого есть дети, посещающие частные / несанкционированные школы, необходимо будет посетить их муниципальный офис для получения соответствующих документов, включая свидетельство о трудоустройстве родителей (особенно в случае подачи заявления на послешкольное хойку).

Японский менталитет и традиии воспитания детей в Японии


В каждой стране свои законы и традиции. Это неминуемо сказывается на способах и методах воспитания подрастающего поколения. Если в России ребенку одного года могут постоянно делать замечания и даже шлепать, то в Японии это запрещено. Традиции воспитания детей в Японии интересны и крайне необычны.

До 5 лет ребенку разрешается абсолютно все, но потом начинается настоящая школа выживания со всеми правилами и запретами. Пятнадцатилетний подросток считается равноправным членом общества. На него возлагается ряд серьезных обязанностей и прав.

Основные принципы японского мировозрения

Японские детки уже в дошкольном возрасте усваивают принцип, гласящий, что всему в этом мире свое место. Не всегда это легко дается малышам. Так что вряд ли необходимо переносить их обычаи к нам.

Интересной является ситуация с заключением браков. Чаще родители сами договариваются о свадьбе своих детей, находят им спутников жизни. К счастью, это правило понемногу уходит в небытие. Разводы не приветствуются в обществе и случаются крайне редко.

Мама и малыш в Японии

Японский менталитет и традиии воспитания детей в Японии

Детский сад по-японски

В три года ребенка отдают в детский сад. Их выделяют несколько видов. Хойкуэн – государственное учреждение, где малыш может находиться весь день. В етиэн ребенка можно оставлять только на 7 часов. Обычно такими садами пользуются мамы, которые работают по 4 часа в день. Самыми престижными считаются детские сады при университетах. Их называют элитными. Чтобы попасть в них, нужно вложить немало средств. Зато потом ребенка без проблем возьмут в хорошую школу и университет.

Кстати, в садах предусмотрены ясли, но отдавать в них маленького ребенка считается предосудительным в обществе. Поэтому, мало кто на это решается.

Войдя внутрь детского сада, россияне бы точно удивились. Там нет ничего лишнего. Все игры, занятия, приемы пищи проходят в одной и той же комнате. Большое внимание уделяется детскому питанию. Так, если вся группа отправляется на целый день на какую-нибудь экскурсию, мама обязана дать ребенку с собой обед бэнто, состоящий из 24 продуктов питания.

Жизнь в обществе – основа воспитания

Согласно традициям, в воспитании детей основная роль уделяется не обучению конкретным знаниям, а научению жизни в обществе. В этих целях состав группы меняется каждые полгода. Японцы считают, что так ребенку проще будет адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни. Среди занятий в детских садах преобладают пение, прикладное искусство, спортивные игры, экскурсии. Деткам не разрешается спорить и унижать достоинство другого человека. Избегается всякая конкуренция. Даже в хоре нет солиста. Воспитательницы участвуют во всех мероприятиях наравне с детьми.

Согласно японским традициям, вся семья проводит выходные вместе. Обычно люди отдыхают на природе или в игровых комнатах, оборудованных в торговых центрах. В Японии отмечают День детей, а так же День девочек, который в свою очередь проходит более скромно, чем День мальчиков. Воспитанию и образованию будущего мужчины вообще уделяют гораздо больше внимания. Девочек в основном готовят к ведению хозяйства.

Жители Японии не смыслят себя вне коллектива. Поэтому худшим наказанием для них является изгнание из группы, к которой они принадлежат.

Основы и проблемы воспитания в Японии


В Стране Восходящего Солнца основа воспитания детей заключается в том, что родители не пытаются вырастить из ребенка гения. Основная цель родителей – создавать все условия для того, чтобы ребенок в полной мере смог реализовать свои способности. Они стимулируют стремления малыша к познанию окружающего мира и себя в нем, воспитывают характер, развивают в нем творческие навыки. В Японии считается, что ребенок должен иметь здоровое тело, глубокий ум, быть добрым и смышленым.

Основы и проблемы воспитания в Японии

Дошкольное воспитание детей в Японии. Детский сад

Как правило, мама находится дома и занимается воспитанием ребенка до трех лет. Конечно, в Японии имеются и ясли. Однако если мать отдает ребенка в ясли, то считается, что она недостаточно предана семье, эгоистична. И такое поведение женщины не приветствуется. В этой стране есть детские сады частные и государственные. В государственные ясли-сады можно отдавать ребенка с трех месяцев. Однако чтобы поместить такого маленького ребенка в государственное учреждение, родители должны иметь очень вескую причину. Оплата в государственных садах зависит от дохода семьи. Государственные детские учреждения работают с 8 утра и до 6 часов вечера.
В Японии есть детские сады часы работы, в которых ограничены. Они в основном частные, но могут быть и государственными. Работают такие сады с 9 утра и до 2 часов дня.
Конечно, самыми престижными и дорогими являются элитные частные детские сады Японии. Они, как правило, находятся под опекой и патронажем японских Университетов. При поступлении в этот садик ребенок проходит очень серьезное тестирование. По окончанию садика ребенок автоматически поступает в школу при Университете, а затем и в сам Университет. Если ребенок поступил в элитный детский сад – за будущее этого малыша можно особо не беспокоиться. Попасть в такие сады довольно сложно.
Интерьер японских детских садов довольно скромный. Чаще всего, дети спят на полу на специальных толстых матрасах – футонах, которые хранятся во встроенных шкафах. Одна большая комната является и спальней, и столовой, и игровой.
К питанию в детских учреждениях Японии относятся очень серьезно. Меню составляется специальным сотрудником и включает в себя большое количество овощей, фруктов, молочных продуктов. Меню составляется с учетом витаминно-минеральных свойств тех или иных продуктов, обязательно рассчитывается калорийность блюд. В случае если дети отправляются на целый день в поход, обед готовит мама ребенка. Интересно, но если мы, отправляя ребенка в поход, можем приготовить бутерброды, то японские мамы готовят обед из 24 видов продуктов. Это является обязательным требованием.

Основы и проблемы воспитания в Японии

Основы воспитания детей в детском саду в Японии

В японских детских садах группы очень маленькие. Как правило, в одной группе 6-8 человек. Интересный нюанс: группы каждые пол года переформировываются. Дети должны научиться приспосабливаться к новому коллективу. Но не только дети переходят из группы в группу, воспитатели также меняются. В Японии считается, что ребенок не должен привязываться к воспитателю и попадать от него в психологическую зависимость. Считается, что если ребенок не нашел друзей в одной группе, то у него появляется возможность найти их в другой. Если у него не сложились отношения с одним воспитателем, то возможно ему понравится другой.
Занятия в детских садах направлены на подготовку ребенка к школе. Однако японцысчитают, что основная функция детского сада заключается не в образовании ребенка, а в привитии у него навыков общения в коллективе. В детском саду ребенок должен научиться избегать противоречий и научиться идти на компромиссы. В садах особое внимание уделяется хоровому пению. Солистов в хоре не бывает. Хоровое пение воспитывает в ребенке чувство единства с коллективом. Много времени дети занимаются спортивными играми. Вместе с детьми в этих играх обязательно должны участвовать воспитатели. Прикладному творчеству уделяют особое внимание. Дети занимаются рисованием, плетут узоры из веревочек, делают аппликации. Воспитание детей раннего возраста полностью исключает сравнивание детей. То есть, воспитатели не имеют права отмечать лучших или ругать худших. В Японии не принято выделяться.

Основы и проблемы воспитания в Японии

Со слов японской журналистки Фусаэ Хурагужи

Японское воспитание или воспитатель по-японски


Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река. (Мы называем ее Млечным путем.) На разных берегах этой реки стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу всей душой. Но только раз в году — 7 июля, когда Великая Река мелеет, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник — праздник Звезды. Точнее, Звезды Ткачихи. Женщину называют Ткачихой (ткачество в Японии — традиционно женское ремесло).

В этот день дети записывают на маленьких бумажках свои заветные желания и привязывают к веткам какого-нибудь дерева. А воспитатель в детском саду рассказывает им легенды о звездах и предания о древних традициях Японии.

По традиции японское образование является мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины — редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Практически все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы — в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям — на улице, в присутственных местах —японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

До недавнего времени Япония была сельскохозяйственной страной. А для крестьян весна — время начала посевных работ. Хотя Новый год японцы теперь справляют по западному григорианскому календарю, апрель по традиции — точка отсчета в деловой жизни японцев. С этого момента вступают в действие заключенные контракты, начинают свою работу вновь нанятые сотрудники, запускаются новые проекты.

Учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях — от детского сада до университета — проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета — своих студентов.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами — каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.

Японское воспитание или воспитатель по-японски

Огромную роль в сохранении традиций играют праздники

Государственными праздниками в Японии считаются: 15 августа — День окончания второй мировой войны, 9 октября — День физкультуры, 23 ноября — День благодарности труду, 24 декабря — христианское Рождество.
День физкультуры — самый большой праздник в японском детском саду. Его отмечают спортивными состязаниями, физкультурными парадами, гимнастическими представлениями.

В День благодарности труду дети обычно отправляются на экскурсию: в полицейский участок, в управление пожарной охраны, на вокзал — то есть туда, где работают люди, служащие государству. Такую детсадовскую экскурсию легко узнать, потому что дети одеты в специальную форму. Обязательный элемент этой формы — шапочка: у мальчиков — белая, у девочек — красная.

Белый и красный — цвета национального флага Японии. Белый считается цветом чистоты, а красный — цветом солнца. Красный считается еще и женским цветом — возможно, потому, что напоминает кровь.

Под Новый год японцы едят рисовые лепешки. Рисовые лепешки считаются у них традиционным национальным блюдом, как у русских — каравай. Но современные городские японцы, конечно, не имеют условий, чтобы печь лепешки самим, и угощаются покупными. В детских садах, однако, есть маленькие ступки, в которых дети сами толкут рис. Потом из этого размягченного риса взрослые в садовской кухне выпекают настоящие лепешки, которыми все лакомятся.

Говорят, что рисовые лепешки делают не только люди, но и лунные кролики. С началом сентября воспитатель дает детям домашнее задание: наблюдать за Луной и обещает им, что самые внимательные обязательно увидят, как кролики в полнолуние пекут на Луне лепешки.

Любимое развлечение японских детей под Новый год — запуск бумажного змея. Это традиция, которую японцы-христиане сохранили с древних времен.

Кроме государственных, японцы отмечают множество традиционных народных праздников.

День девочек (3 марта) и День мальчиков (5 мая) связаны с обрядами самураев.

В День девочек дома и в детском саду устраивают кукольную горку, которая символизирует иерархическую лестницу самураев, и едят цветные рисовые лепешки, напоминающие украшенные торты. На верхушке такого торта — фигурки императора и императрицы, перекочевавшие сюда с кукольной горки.

День мальчиков изначально был днем посвящения их в самураи. В этот день в японских детских садах делают бумажного карпа. Обладатель карпа будет мужественным и сильным.

Есть у японцев и День мам, чем-то напоминающий привычный для нас праздник 8 Марта. Но японцы в отличие от россиян воспевают не красоту женщин и не их таланты будить в мужчинах зверя, а способность родить и воспитать ребенка. В этот день мамы приходят в детский сад, дети поздравляют их и дарят им гвоздики. Гвоздики в этот день дарят всем матерям по всей стране.

Кроме того, у японцев существует еще и День пап. Пап в детском саду чествуют по тому же сценарию, что и мам (кроме вручения гвоздик). Таким образом соблюдается некое родительское равноправие, а главное — отмечается роль отца в воспитании ребенка.

Японское воспитание или воспитатель по-японски

Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании.

Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год.
Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Это совсем не то что, скажем, временная работа няней в Челябинске или должность учителя в частной, к примеру, американской школе. Тут подход несколько иной и, как все в Японии, неординарный. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей. Впрочем, нельзя сказать, что это чисто японский недочет. Такое есть и у нас. И везде. © Марина Аромштам

Читайте также: