Изложение рассуждение 4 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Уч-ль. Начнём урок с интеллектуальной разминки. Как называется деревянный крестьянский дом?

Уч-к. Деревянный крестьянский дом называется изба.

(На доске открывается слово изба.)

Уч-ль. Как иначе можно назвать репейник?

Уч-к. Репейник по-другому можно назвать - лопух.

(На доске открывается слово лопух.)

Уч-ль. Кем приходится ваша мама вашему папе?

Уч-к. Моя мама приходится моему папе женой.

(На доске открывается слово жена.)

Уч-ль. Как называется лошадь низкорослой породы?

(На доске открывается слово пони.)

Уч-ль. О ком идёт речь в загадке:

Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля …?

Уч-к. В загадке говорится о еноте.

(На доске открывается слово енот.)

Уч-ль. Соедините безударные слоги написанных на доске слов. Сформулируйте тему урока.

Уч-к. Тема урока Изложение.

Уч-ль. Давайте прочитаем записи на карточке.

(Дети читают вслух.)

Алёша пришёл из школы.

Отец взял тетрадь сына. “Молодец, сынок! Я горжусь тобой!”- сказал отец.

В древности слова держать стол означали держать власть. Главное место у стола называлось престолом. Его занимал вождь племени.

Уч-ль. Что записано в каждом столбце карточки?

Уч-к. В каждом столбце карточки записан какой-либо текст.

Уч-ль. Давайте определим тип каждого текста.

Уч-к. Первый текст - текст-повествование. В нём рассказывается о том, что произошло. Второй текст - текст-рассуждение. К содержанию этого текста можно задать вопрос “почему?”. А третий текст - текст-описание.

Уч-ль. Тексты с карточки мы записывать не будем. Они помогут нам определить тип текста, по которому надо будет писать изложение. Установите, какой это текст, если в нём предложения разные по цели высказывания, но одинаковые по интонации.

Уч-к. Я думаю, мы будем писать изложение-рассуждение. В тексте-рассуждении предложения разные по цели высказывания: повествовательные и вопросительные, но одинаковые по интонации – невосклицательные. В тексте-повествовании предложения одинаковы по цели высказывания - повествовательные, а по интонации – разные: есть и невосклицательные, и восклицательные. В тексте-описании предложения имеют одну и ту же цель высказывания – они повествовательные. Предложения третьего текста одинаковые по интонации.

2. Первичное ознакомление учащихся с текстом.

Уч-ль. Верно. Сегодня мы будем писать изложение-рассуждение. Перед чтением текста поработаем со значением слов, которые, возможно, вам будут незнакомы.

На доске слова благотворный, заправский, лоцман

Справка для учителя:

Заправский – настоящий, именно такой, каким следует быть.

Лоцман – специалист, хорошо знающий водное пространство для безопасного прохождения судами.

Благотворный – оказывающий хорошее действие, большую пользу.

Уч-ль. Прочитаем текст.

Дельфины – самые удивительные жители морских просторов.

Они помогают рыбакам загонять рыбу в сети.

Дельфин Джек, прозванный так английскими моряками, тридцать лет проводил суда через опасный пролив в Новой Зеландии, как заправский лоцман.

Дельфины помогают держаться на воде тонущим ослабевшим людям, пока не подоспеет помощь.

Новорожденных детишек пускают плавать в одном бассейне с дельфинами, и те бережно поддерживают малышей в воде, как собственных дельфинят. Такое общение с сильными, добрыми животными оказывается очень благотворным для детей.

Люди продолжают изучать этих доброжелательных морских обитателей. Мы узнаем ещё немало интересного об этих необыкновенных животных.

Уч-ль. Назовите тему этого текста.

Уч-к. Тема текста – дельфины.

Уч-ль. Докажите, что текст о дельфинах - текст-рассуждение.

Уч-к. Текст о дельфинах - текст-рассуждение, т.к. в нём объясняется, почему дельфинов считают удивительными животными. В тексте есть тезис, несколько доказательств и вывод, т.е. все части текста-рассуждения.

На доске появляется план:

3. Деление текста на части. Составление плана. Поиск ключевых слов.

Уч-ль. Прочитайте тезис.

Уч-к. Дельфины – самые удивительные жители морских просторов

Уч-ль. Сколько доказательств использует автор? Зачитайте их.

Уч-к. Автор использует пять доказательств.

(Ученик вслух читает со второго по пятый абзацы.)

Уч-ль. Можно ли сказать, что у дельфинов несколько удивительных качеств? Назовите их?

Уч-к. Дельфины – помощники рыбаков.

Уч-к. Дельфины – лоцманы.

Уч-к. Дельфины – спасатели.

Уч-к. Дельфины – воспитатели.

План на доске дополняется соответствующими записями:

а) помощники рыбаков;
б) лоцманы;
в) спасатели;
г) воспитатели.

Уч-ль. Давайте для каждого доказательства выпишем опорные слова.

а) помощники рыбаков (загонять);
б) лоцманы (тридцать, опасный);
в) спасатели (держаться, подоспеет);
г) воспитатели (новорожденных, бережно).

Уч-ль. Пользуясь планом и опорными словами, расскажите, почему люди считают дельфинов удивительными животными.

(Дети выполняют задание.)

Уч-ль. Прочитайте вывод.

(Дети читают последний абзац.)

Уч-ль. Назовите ключевые слова.

Уч-к. Продолжают, ещё узнаем.

Уч-ль. Как автор избегает повторов, говоря о дельфинах?

Уч-к. Автор называет дельфинов самыми удивительными жителями морских просторов, сильными, добрыми животными, доброжелательными морскими обитателями, необыкновенными животными.

Уч-ль. Какие изобразительные средства языка использует автор?

Уч-к. Автор использует сравнения как заправский лоцман и как собственных дельфинят.

4. Словарно-орфографическая работа.

удивительные, ослабевшим, животные;
загонять, проводил, просторы;
новорожденных, бассейн, собственных;детишки, бережно, дельфины

Уч-ль. Рассмотрите записи на орфографической карточке. Прочитайте первую тройку слов. Сформулируйте задание, которое следует выполнить со словами.

Уч-к. Я думаю, в каждой тройке слов надо найди лишнее по орфографическому признаку слово.

Уч-ль. Верно. Кроме того, замените его словом из текста, подходящим для данной группы.

Уч-к. В первой тройке слов лишним является слово удивительные. В этом слове орфограмма проверяемый безударный гласный -и- в корне слова -див-, проверочное слово диво. В словах ослабевшим и животные орфограмма гласный после шипящего. К этой группе слов подходит слово жители с такой же орфограммой.

(Дети подчёркивают орфограммы в словах на карточке или в тексте. Возможны другие варианты исключения слова и его замены.)

Уч-к. Во второй тройке слов лишним является слово просторы. В этом слове орфограмма непроверяемый безударный гласный -о- в корне слова простор. В словах загонять и проводил орфограмма проверяемый безударный гласный -о- в корнях глаголов -гон- и -вод-, проверочные слова гонит и проводит. К этой группе слов подходит слово морские (помогают, продолжают). В этих словах тоже встречается орфограмма проверяемый безударный гласный -о-. Проверочное слово море (помощник, продолжит).

Уч-к. В третьей тройке слов лишним является слово бассейн. В этом слове удвоенный согласный [с]. В словах новорожденных и собственных удвоенный согласный [н]. К этой группе подходит слово необыкновенных (прозванный).

Уч-ль. Чем интересно слово новорожденных?

Уч-к. Это сложное слово с соединительной гласной -о-.

Уч-ль. Найдите в тексте ещё одно сложное слово.

(Дети находят слово доброжелательные.)

Уч-к. В четвёртой тройке слов лишним является слово дельфины. В этом слове орфограмма непроверяемый безударный гласный [э] в корне слова дельфин. В словах бережно и детишки орфограмма проверяемый безударный гласный -е- в корнях слов береж- и дет-. Проверочные слова сберёг и дети. К этой группе слов подходит слово держаться с такой же орфограммой, проверочное слово держится.

(Обращаем внимание учащихся на правописание -ться/тся в глаголах держаться/ оказывается.)

Уч-ль. Найдите глагол, в окончании которого две буквы, в корне – три буквы, а в приставке – четыре буквы.

Уч-к. Глагол, в окончании которого две буквы -ет, в корне – три буквы -спе, а в приставке – четыре буквы подо-, это глагол подоспеет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения.

Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану. Задачи: обогащать знания о русской старине; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к животным. © Ольга Михайловна Носова

Украшение старинных изб - Какие украшения встречались на жилищах крестьян? К.

Украшение старинных изб - Какие украшения встречались на жилищах крестьян? Конек крыши получил свое название от конской головы, которую традиционно крепили на крыше. Считалось, что резная голова коня или любой богини - самый ценный оберег, показывающий богам, что хозяева дома их любят и почитают. © Ольга Михайловна Носова

Знакомство с содержанием текста Конёк на крыше В старину избы часто украшали.

Знакомство с содержанием текста Конёк на крыше В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь! Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым. Ещё выше поднимает голову – гордится собой! © Ольга Михайловна Носова

Анализ текста. Составление плана. — К какому типу относится текст? Это текст.

--В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее.. Это т.

--В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее.. Это тезис данного текста, который мы и должны доказать. — Определите тему первой части, озаглавьте ее. Конёк на крыше В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь! Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым. Ещё выше поднимает голову – гордится собой! © Ольга Михайловна Носова

План. 1. Вступление. Первый помощник человека. © Ольга Михайловна Носова

План. 1. Вступление. Первый помощник человека. © Ольга Михайловна Носова

Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая что без коня.

Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая что без коня нельзя было обойтись?? В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь! Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым. Ещё выше поднимает голову – гордится собой! © Ольга Михайловна Носова

— На сколько частей, по количеству приведенных автором доказательств можно ра.

— На сколько частей, по количеству приведенных автором доказательств можно разделить вторую часть? — О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? ---О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. —Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. 1. Вступление. Первый помощник человека. 2. Основная часть: (доказательства) а.) Конь-пахарь б.) Конь-извозчик. в.) Конь-почтальон © Ольга Михайловна Носова

— Озаглавьте заключительную часть. Конёк на крыше В старину избы часто украша.

— Озаглавьте заключительную часть. Конёк на крыше В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь! Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым. Ещё выше поднимает голову – гордится собой! © Ольга Михайловна Носова

План 1. Вступление. Первый помощник человека 2. Основная часть: (доказательст.

План 1. Вступление. Первый помощник человека 2. Основная часть: (доказательства) а.) Конь-пахарь б.) Конь-извозчик в.) Конь-почтальон 3. Заключение. Гордый конёк. © Ольга Михайловна Носова

Орфографическая подготовка — По какому принципу слова с пропущенными орфограм.

Орфографическая подготовка — По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 группы? В ст_рину , укр_шали, к_ньками, п_хать, перев_зили, з_л_тым, вын_сил П_могал, п_клажу, п_днимает, н_падал Кон_ками, пахат_ и боронит_, крест_янину, прол_ёт, гордит_ся © Ольга Михайловна Носова

Конёк на крыше В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощ.

Конёк на крыше В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь! Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым. Ещё выше поднимает голову – гордится собой! © Ольга Михайловна Носова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения: 28 января 2015г.

Учитель: Копцева Вита Ивановна

Раньше музыкальные инструменты делали лишь мастера-одиночки. Имя одного из них и сегодня помнят многие. Это итальянский мастер Страдивари. Он жил 300 лет назад. Первую свою скрипку изготовил 12-летним мальчиком, а последнюю – 93-летним стариком.

Старые мастера делали свои инструменты из ели. Она издавна считается певучим деревом мира. Но не всякая ель пригодится для этой цели. Лесоруб долго ходит по лесу. Он ударит по ели и слушает. Поет звонко, звучит долго – значит, отличный инструмент изготовит мастер.

Цель: формирование умения писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения

-продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста(умение вычленить микротемы, основные элементы его построения: начало, основная часть, концовка, умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца);

- продолжить формирование умения составления связного текста, учить выбирать необходимый материал при работе с текстом, задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-развивать умение отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение правильно излагать свои мысли;

-развивать связную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение работать самостоятельно, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах

Тип урока: развитие речи

Деятельность (ответы) учеников

Приветствие учеников по музыку звучащей скрипки

-Ребята, сегодня нам предстоит выполнить письменный пересказ текста. Как вы думаете, о чем будет наш текст?

-Вы правы, говорить мы сегодня будем о музыкальных инструментах.

-Какие музыкальные инструменты вы знаете?(просмотр презентации с изображением музыкальных инструментов)

-Есть ли у кого-нибудь из вас дома музыкальные инструменты?

-Если звучит музыка, значит, текст будет посвящен музыке, музыкальным инструментам, композиторам.

Называют изображенные на слайдах музыкальные инструменты. Называют, какие музыкальные инструменты имеются дома(гитара, пианино, баян)

2.Подготовка к написанию изложения

-Вы правы. Послушайте текст.

Первичное прочтение текста учителем

Беседа по тексту

-Докажите, что перед нами текст

-О чем текст? Отражена ли тема текста в его названии?

-Как вы думаете, какой тип текста перед нами?

-Сколько частей в тексте? Как догадались?

-Поработаем над каждой частью текста

Коллективное чтение, словарная работа, составление плана

-Читаем первую часть текста. О чем говорится в ней?

-Обратите внимание на глаголы, в каком времени они употребляются?

( Можно обратить внимание на постановку запятых при сравнительном обороте)

- Как можно озаглавить первую часть?

-Читаем вторую часть. О чем мы узнаем из нее?

-Как вы думаете, кто такие мастера-одиночки?

(Объяснение постановки дефиса)

Рассматривают слайды с изображением портрета А.Страдивари и его скрипок. Учитель уделяет 2-3 минуты рассказу о нем.

-Какое время глагола используется во второй части? Какие слова дают нам подсказку для ответа?

-В это части встречается трижды часть речи, о которой мы недавно говорили? Что это за часть речи?

-Давайте подумаем, как нам удобнее изменить последнее предложение, чтобы не допустить лишних ошибок в написании числительных.

(Числительные 300, 12, 93 можно прописать на доске, еще раз проговорив правила их написания)

-Объяснение постановки тире (избежание повтора глагола)

-Какие местоимения помогают в этой части избежать повторов

(Повторение правила написания местоимений 3 лица с предлогами)

-Как озаглавим вторую часть?

-Читаем третью часть. Ее тема?

-Докажите, почему в третьей части присутствуют элементы текста-рассуждения.

-Расскажите, как выбирают ель для музыкальных инструментов? Какие условия для этого необходимы?

-Обратите внимание на глаголы, что вы можете сказать про их время?

-Озаглавим третью часть

Решение орфографических задач

Встретишь, висит, в постели, лежит, лишь, издавна, сегодня, из ели, считается, пригодится, для цели, по ели (наречия и глаголы можно выписать на доску)

Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану

-Деревья не поют на самом деле.

-Большинство музыкальных инструментов делают из дерева.

-Под поющим деревом имеются ввиду инструменты, сделанные из него

-Одна тема, предложения связаны по смыслу, мысль закончена

- О мастере, который изготавливал скрипки, о том, как выбирают дерево для изготовления инструментов, в названии говорится о том, что инструменты делают из дерева.

-Это текст-повествование, так как нельзя сразу все, о чем говорится изобразить в одном кадре фильма

-В тексте есть рассуждение о том, почему ель лучше всего подходит для изготовления инструментов.

-В тексте 3 части, так как 3 красных строки

-В первой части говорится о том, что почти у каждого дома можно встретить музыкальные инструменты.

- Глаголы все в первой части в настоящем времени, потому что речь идет о сегодняшнем дне.

-Кто раньше делал инструменты, кто такой мастер Страдивари.

-Это мастера, которые делали работу каждый сам от начала до конца, без помощи других. Каждый инструмент их был не похож на другой.

-Свою первую скрипку он изготовил в двенадцать лет, а последнюю – в девяносто три года.

-Инструменты делают из ели. Как выбирают ель для инструментов.

-Старые – это не только по возрасту, а значит те, которые жили раньше.

-Певучее – значит, из него получится инструмент с сильным, громким, певучим звуком

-В ней содержится ответ на вопрос: почему именно ель подходит для изготовления музыкальных инструментов.

-В ней объясняется, что не каждая ель подходит для изготовления музыкальных инструментов.

-В ней рассказывают, почему лесоруб долго выбирает ель для инструментов

-В ней рассказывается, почему ель подходит больше всего для изготовления музыкальных инструментов

Пересказывают содержание третьей части.

-Глаголы употребляются в разном времени. Например: делали- прошедшее, ходит, слушает –настоящее, изготовит – будущее

Читают текст про себя. 2-3 ученика по плану пересказывают текст по частям

Онлайн-книги

В конспекте представлена работа по обучению написанию младших школьников текста-рассуждения с элементами повествовнаия.

Организационная форма: урок развития речи.
Класс: 4.
Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.
Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:

Читайте также: