Письмо о сотрудничестве школы и вуза

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

(МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1)

ПРИКАЗ

О назначении руководителя

за реализацию программы

духовно-нравственного воспитания

На основании соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) между Государственным образовательным учреждением высшего образования Московской области Московским Государственным областным университетом и Муниципальным общеобразовательным учреждением Каменской средней общеобразовательной школой №1 от 21.06.2017г.,

Назначить ________________________ – методиста Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского Государственного областного университета (далее – МГОУ) руководителем проектно-исследовательской работы, внеклассных занятий по предметам довузовской подготовки и ответственным за:

проведение совместных научно-исследовательских работ в области духовно-нравственного воспитания;

проведение интерактивных форм обучения для школьников в части углубленного раздела по всем направлениям обучения, представленным в МГОУ ;

проводить для учащихся классов совместные мероприятия в соответствии с согласованными планами и программами их проведения с участием педагогического состава МГОУ, семинары, вебинары, научно-практические конференции;

организацию и проведение олимпиад, конкурсов, учебно-научных конференций ;

взаимодействие в вопросах методического обеспечения, анализа и обобщения опыта работы в области духовно-нравственного воспитания молодежи в МОУ Каменской средней общеобразовательной школе №1;

Первоочередной задачей модернизации российского педагогического образования является усиление практической подготовки обучающихся к реализации различных видов профессиональной деятельности с целью приведения в соответствие профессиональных компетенций выпускников педагогических программ принципиально новым требованиям, предъявляемым к деятельности современного учителя и качеству образования школьников (рис. 1).



Рисунок 1

Результаты международных сравнительных исследований, а также данные опросов выпускников и работодателей, свидетельствуют о высоком уровне владения предметными знаниями российских учителей. Вместе с тем, исследования навыков применения предметных знаний в решении практических задач показали наличие серьезных затруднений в реализации знаниевого потенциала российскими учителями, и как следствие, школьниками (рис. 2). Подготовка учителя знающего, но не умеющего сегодня становится базовой проблемой педагогического образования, поскольку в рамках традиционного репродуктивного обучения без усиления практической составляющей подготовка учителя умеющего не представляется возможной.



Рисунок 2

С позиций деятельностного подхода, формирование компетенций, определяющих успешное вхождение и профессиональное развитие будущих педагогов возможно исключительно в условиях образовательной организации, представляющей, с одной стороны, образцы профессиональных действий и технологий, с другой — поле для наработки опыта решений педагогических проблем.

Усиление практической подготовки обучающихся к реализации различных видов профессиональной деятельности предполагает насыщение программ педагогического образования разветвленной системой практик и стажировок в условиях образовательных организаций посредством сетевого взаимодействия на принципах школьно-университетского партнерства.



Рисунок 3



Рисунок 4



Рисунок 5

Базой реализации школьно-университетского партнерства являются стажировочные и инновационные площадки (рис. 6).

Нормативно-правовое обеспечение реализации сетевого взаимодействия

Формы реализации школьно-университетского партнерства

  1. Основные образовательные программы
    Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров.
  2. Программы дополнительного образования
    Регламентируется на основании организационно-правовых механизмов и требований, принятых в системе дополнительного образования. Требования к составлению и оформлению дополнительной профессиональной программы представлены в рекомендациях ЦНО.

Организационные формы взаимодействия вуза и школы



Рисунок 6



Рисунок 7

Процедура организации школьно-университетского партнерства



Рисунок 8

Педагогическая интернатура является одной из форм школьно-университетского партнерства. Вопрос о введении педагогической интернатуры имеет актуальность как в педагогическом сообществе, так и на уровне федеральных инициатив (рис. 9).

С 2015 года в УрГПУ ведется разработка и подготовка к апробации (с февраля 2016) инновационного проекта педагогической интернатуры в формате дополнительной образовательной программы (рис. 10).

Педагогическая интернатура УрГПУ как инновационный проект реализации школьно-университетского партнерства



Рисунок 9

Программа педагогической интернатуры УрГПУ имеет модульную структуру и разработана совместно представителями университета и образовательной организации (базы интернатуры). Каждый модуль направлен на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и отраслевой специфики образовательной среды. Актуальность такого модуля определяется отсутствием заданных в нем образовательных результатов в основных образовательных программах подготовки педагогов (рис. 11).



Рисунок 10



Рисунок 11


Организационная модель педагогической интернатуры УрГПУ разработана с учетом достижений и ограничений существующего опыта подготовки учителей в отечественном и зарубежном образовании (рис. 12). В соответствии с целями Проекта модернизации педагогического образования, ключевым элементом предлагаемой модели педагогической интернатуры является усиление развития практических компетенций посредством разработки на деятельностной основе новых теоретических курсов и системы практик (стажировок) на базе школ-партнеров.


1. Склярова И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 124-130.

2. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 182-187.

4. Коротаева Е.В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 181 с.

5. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2 (25). С. 165-173.

6. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.П. Панфиловой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 487 с.

7. Машарова В.А. Педагогическое взаимодействие как фактор становления ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса // Воспитание в современной образовательной среде: материалы межрег. научно-практ. конф. Ленинградский областной институт развития образования. 2015. С. 55-63.

8. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогические понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. 131 с.

В современных условиях развития системы образования возрастает роль каждого образовательного уровня при подготовке специалистов. Не только вузы ответственны за решение кадровых вопросов, но и образовательные организации общего образования должны брать на себя долю ответственности за конечный результат долгого процесса подготовки профессиональных кадров, который начинается со школьной скамьи. Именно за школьной партой формируются начальные знания, умения и владения, составляющие основу, на которой строится все дальнейшее обучение студента вуза. К сожалению, в настоящее время вузы и школы часто живут каждый своей жизнью, пересекаясь лишь в отдельные моменты, в течение непродолжительного времени, что не способствует повышению качества образования в целом. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо разработать механизмы реального эффективного взаимодействия вуза и школы и отразить основные аспекты данного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного целью нашего исследования явилось выявление основных функций, определяющих внутреннее содержание процесса взаимодействия школы и вуза.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- определить основные функции, задачи, условия и результаты взаимодействия школы и вуза;

- построить теоретическую модель взаимодействия вуза и школы.

Материал и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время вопросы, касающиеся педагогического взаимодействия, продолжают оставаться актуальными в теории и практике современной педагогики, поскольку определяют основные направления сотрудничества между разноуровневыми образовательными организациями и взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, заинтересованными в повышении качества образования.

В рамках нашего исследования мы касаемся взаимодействия разноуровневых образовательных организаций с точки зрения повышения качества общего образования, раскрытия потенциальных возможностей детей, проведения профориентационной работы и других вопросов разностороннего взаимовыгодного сотрудничества школы и вуза.

С учетом этого под взаимодействием школы и вуза мы понимаем их целенаправленное и взаимообусловленное влияние друг на друга, способствующее взаимообогащению, наращиванию усилий и наиболее полной реализации их дидактических, воспитательных и социально-педагогических возможностей в целях разностороннего развития личности учащегося. При этом необходимо помнить, что главным субъектом объектных отношений между разноуровневыми образовательными организациями выступает школьник с его потребностями, склонностями и запросами. Именно на удовлетворение его личностных запросов направлены в первую очередь совместные усилия вуза и школы.

Несомненно, вузам интересны одаренные школьники с повышенными образовательными потребностями, которые планируют продолжение образования в вузе, поэтому их усилия направлены преимущественно на работу с такими детьми. Исключительно для одаренных учащихся вузы в школах открывают фирменные классы, создают малые академии, творческие лаборатории, проводят олимпиады, открывают летние лагеря, проводят другие мероприятия, ориентированные на привлечение внимания, прежде всего, талантливых детей к конкретному вузу.

Вуз заинтересован в налаживании устойчивых связей со школой, поскольку очевидными плюсами данного взаимодействия для вуза являются: получение качественных, мотивированных, профессионально ориентированных на конкретные направления подготовки абитуриентов; установление прочных деловых связей с руководством и педагогическим составом конкретной школы, которые становятся сторонниками вуза при выборе учащимися места своей будущей учебы; вхождение в доверие к школьникам в процессе регулярного образовательного процесса и различных профориентационных мероприятий, в которых преподаватели вуза принимают самое непосредственное участие.

При взаимодействии с вузом школа также получает довольно много дивидендов, среди которых не только улучшение общего качественного уровня подготовки школьников, но и увеличение возможностей повышения квалификации самих учителей, расширение информационных ресурсов, привнесение в образовательный процесс новых методов и методик обучения, основанных на современных наработках ученых вуза. К тому же значительно активизируется профориентационная работа, благодаря которой школьники старших классов имеют четкое представление о том, где и на кого они намерены учиться после окончания школы. Усиливается индивидуализация процесса обучения, поскольку каждый способный учащийся попадает в поле зрения различных учебных подразделений и кафедр, которые берут над ним шефство и курируют его вплоть до окончания школы и поступления в вуз.

Постоянное общение школьников с преподавателями вуза, введение в школьную программу углубленного изучения отдельных дисциплин, часть из которых преподают преподаватели вуза, знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности, наличие возможности использования учебно-лабораторной базы, парка компьютерной техники, знакомство с элементами технологии вузовского обучения, частые посещения учебных корпусов, научно-исследовательских лабораторий, технопарков, компьютерных центров, научных библиотек, музеев, культурных центров и прочих интересных мест вуза убеждают их в том, что после окончания школы выбор должен быть сделан в пользу ставшего практически родным вуза.

Следовательно, взаимодействие школы и вуза выгодно всем участникам данного процесса.

На основании проведенного анализа нами выявлены основные направления взаимодействия школы и вуза, реализуемые через три основополагающие функции, среди которых дидактическая, воспитательная и социально-педагогическая, изображенные схематично на теоретической модели (рис.).


Теоретическая модель взаимодействия вуза и школы

Практическая реализация данных функций возможна посредством решения частных задач, направленных на достижение конкретных целей обучения и воспитания одаренных детей с повышенными образовательными потребностями. При этом используются современные методики обучения учащихся школ, учитываются индивидуальные особенности детей, укрепляются коммуникативные связи между учителями школ и преподавателями вузов.

Решение указанных задач возможно при выполнении определенных условий, отраженных на схеме модели, главным из которых является создание новой образовательной среды, ориентированной на повышение качества образования посредством усиления личной заинтересованности школьников в получении качественного образования. При этом создаются благоприятные условия для всестороннего развития и самосовершенствования личности школьника.

Выводы

Таким образом, выявлено, что взаимодействие вуза и школы в рамках трех обозначенных в статье функций – дидактической, воспитательной и социально-педагогической – способствует более глубокой индивидуализации процесса обучения одаренных детей, которые получают тот уровень знаний, умений и владений, который школа самостоятельно дать не в состоянии. Привнесение элементов высшего образования в школьную среду способствует не только повышению качества образования, но и ранней профессиональной ориентации школьников, для которых система высшего образования становится более открытой и понятной. Присутствие преподавателей вуза в школьном классе и школьников в стенах вуза стирает границы между общеобразовательной организацией и организацией высшего образования, позволяя школьникам выстраивать траекторию своего будущего обучения в вузе более осознанно, поскольку от правильности выбора места будущего обучения зависит весь дальнейший жизненный путь молодого человека. В этом и состоит главная миссия взаимодействия школы и вуза.


Росстат в 2020 году опубликовал данные о том, что только 27% граждан страны работают по полученной в ВУЗе или СУЗе специальности. Основную причину таких результатов специалисты ведомства видят в комплексных проблемах системы образования.

Начнем с того, что 19% россиян выбрали будущую профессию по совету родных. Интересно, правда?

67% — просто потому что так получилось (кто-то поступил, чтобы не уйти в армию; кому-то не хватило баллов, чтобы учиться там, где хочется).

И только 2,5% жителей России пошли учиться после профориентационных курсов. То есть сначала примерили на себя профессию.

Картина не очень веселая, в итоге мы получаем переполненный рынок труда. Переполненный несчастливыми, малоквалифицированными, демотивированными людьми.

  1. имели больше шансов поступить;
  2. могли выбрать профессию, основываясь на опыте, а не на простом желании.

Учимся быть взрослыми

При этом не отнимая у детей детство! Как это сделать? Давайте изучим опыт разных школ.

Налаженный в сотрудничестве с МГУ имени М.В. Ломоносова и МГТУ имени Н.Э. Баумана образовательный процесс включает в себя постоянные коммуникации с профессорами, докторами наук, педагогами высшей категории. Это не только экскурсии и редкие лекции, это вкрапление в учебный процесс гимназии предметов, курсов, направлений, кружков, которые помогают детям определиться, кем они хотят стать, и получить практические рекомендации и качественную подготовку перед поступлением в ВУЗ.

Зачем это ВУЗам?

Ответ на этот вопрос очень прост. ВУЗ, который тратит время и средства на сотрудничество со школой, получает высокомотивированных абитуриентов, которые с большей вероятностью доучатся, а не сбегут через полгода, будут активно участвовать в научной деятельности.

Второе — поиск одаренных детей. Им, как правило, требуется более серьезная база для развития своих возможностей и расширения компетенций. А ВУЗам интересно работать с молодыми дарованиями, перспективными и открытыми к знаниям.

В итоге и школы, и ВУЗы в плюсе. Самое главное — выбирать школы, которые действительно ведут предметную работу, а не просто заключают соглашения о сотрудничестве и вешают их в рамку, чтобы похвалиться.

Читайте также: