Письмо о пользе стекла краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

День работника стекольной промышленности отмечается в России 19 ноября. Дата была определена в 2000 году. Выбрали ее неспроста: именно в этот день родился М.В. Ломоносов — выдающийся российский ученый, сделавший немало в том числе и для отечественного стеклопроизводства.

Письмо о пользе стекла

Стекло — один из самых первых материалов, созданных человеком. Первые упоминания о его производстве датируются 650 г до нашей эры. Поэтому к изобретению стекла Ломоносов отношения не имеет. Тем не менее, этот человек подвел имеющийся процесс под научную основу.

Вскоре в химической лаборатории, созданной по чертежам ученого, начались опыты по производству стекла. Всего их было более 4000. Во время экспериментов исследователь записывал результаты в лабораторные журналы, фиксируя дозировку каждого из компонентов и их пропорции.

Фабрика

Ломоносов спланировал и сконструировал фабрику по производству стекла вблизи деревни Усть-Рудица. Он подобрал участок, расположенный возле чистых ямбургских песков и богатых лесов, что было важно для работы плавилен. Фабрика выпускала цветное стекло такой чистоты, которой не могли добиться в то время европейские производства.

Далее Ломоносов говорит о происхождении стекла, о пользе, которую оно приносит людям и науке. Без стекла у нас не было бы очков, подзорных труб, микроскопов, барометров.

Даже такая неблагодарная в чисто литературном отношении тема, как польза стекла, показывает поэтический талант Ломоносова: как легко и плавно льются его стихи!

История создания

Замысел возник на обеде у Шувалова, когда один щеголь позволил себе иронично высказаться о вышедших из моды стеклянных пуговицах на кафтане у Ломоносова. Услышав это, Ломоносов сказал, что он носит такие пуговицы не по моде, а из уважения к стеклу. Он встал и начал пространно и горячо доказывать, как полезно стекло в быту, в науках, ремеслах, художествах и других сферах жизни. Шувалову так понравилась речь Ломоносова, что он попросил его запечатлеть ее на бумаге.
После того, как Ломоносов записал это произведение, он открыл стекольный завод, так как всегда любил применять науки к практике.


Анализ

В произведении поэт отдает дань личным качествам Шувалова, делает реверанс в сторону государыни, но основная его тема – описание прикладного значения стекла: стихотворение – это нечто среднее между художественным произведением и научным трактатом. Сравнительно узкая тема, тем не менее, позволяет поэту делать философские отступления, посвященные исканиям блаженного Августина, природе лести, зависти, интриг в научном мире, разнообразным мистификациям, дать оценку осудить хищническому освоению Америки, обсудить бесконечность познания и сделать комплименты дамам.

Важность ключевых понятий автор подчеркивает написанием с заглавных букв – Стекло, Минералы, Фарфор, Оптика, Микроскоп, Барометры, Система света. Заметим, что великий русский ученый не подвергает сомнению божественную природу всего сущего, напротив, он славит творца многочисленных чудес природы.

Новаторский и преобразовательный дух Петровской эпохи отразился в образе мыслей и деятельности всех современников Ломоносова. Но ни одному из них — ни Феофану, ни Кантемиру, ни Тредиаковскому — не хватило масштаба личности и таланта для того, чтобы придать своей деятельности на поприще новой русской словесности те размах и всеобъемлемость, которые отличают литературное наследие Ломоносова.

Содержание

В лице Ломоносова русская поэзия обнаружила стремление к идеалу, поняла себя, как оракула жизни высшей, выспренней, как глашатая всего высокого и великого.

Новаторский и преобразовательный дух Петровской эпохи отразился в образе мыслей и деятельности всех современников Ломоносова. Но ни одному из них — ни Феофану, ни Кантемиру, ни Тредиаковскому — не хватило масштаба личности и таланта для того, чтобы придать своей деятельности на поприще новой русской словесности те размах и всеобъемлемость, которые отличают литературное наследие Ломоносова. При том, что сатиры Кантемира и оды Ломоносова в равной мере являются исходными позициями русской литературы XVIII в., масштаб литературной личности Ломоносова — абсолютного новатора — несопоставим с литературной личностью Кантемира, прочно связанного с уходящей литературной традицией XVII в.

Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова.

Письмо о пользе стекла

Неправо о вещах те думают, Шувалов,Которые Стекло чтут ниже Минералов Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, не злату, но Стеклу А ты, о Меценат, предстательством пред нею [Елизаветой]Какой наукам путь стараешься открыть,Пред светом в том могу свидетель верной быть.

И если учесть установку, с которой Ломоносов писал свое послание, то приходится признать, что ломоносовский поэтический текст, конечной целью которого является не эстетическое наслаждение, а прямое социальное следствие, сопоставим с ораторской речью и по этому признаку. Ведь ораторское искусство является искусством только в первом приближении: его конечная цель — это убеждение (идеологическое единомыслие), вызывающее затем практические социальные последствия.

Ломоносов начинает свой гимн стеклу с низшей, материальной реальности и быта. В первой части дидактического послания возникают типично анакреонтические темы радостей жизни — вина и любви:

Тем стало житие на свете нам счастливо:Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво И видим в нем пример бесхитростных сердец:Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы? Природа в вас любовь подобную вложила Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи,Кладете их на грудь и вяжете круг шеи. Без оных что бы вам в нарядах помогло,Когда бы бисеру вам не дало Стекло?.

Соответственно, и сферы употребления стекла, очерченные в этой части послания, имеют бытовой характер: посуда, оконные стекла и теплицы, зеркала и ювелирные украшения, очки и зажигательные стекла создают уже знакомый по сатирам Кантемира вещный бытовой мирообраз — и далеко не случайно, что именно здесь в послании Ломоносова прорываются сатирические обличительные интонации, неизбежно ассоциативные пластическому типу художественной образности в эстетическом сознании XVIII в. Так, оригинально трактуя миф о Прометее как историю горестной судьбы первого ученого, похитившего небесный огонь с помощью зажигательной линзы, Ломоносов не упускает случая обрушиться на врагов просвещения подобно Кантемиру:

Коль много таковых примеров мы имеем,Что зависть, скрыв себя под святости покров,И груба ревность с ней на правду строяков,От самой древности воюют многократно,Чем много знания погибло невозвратно!.

Во второй части послания, перечисляя возможности применения стекла в научных приборах — барометр, компас, электростатическая машина, телескопы и микроскопы, Ломоносов поднимается до бытийных сфер жизни духа и мысли, рассматривающей через оптические приспособления структуру мироздания. В этой части послания очевидно тематическое и жанровое сближение с духовной одой, воссоздающей грандиозные космические картины:

В безмерном углубя пространстве разум свой,Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной Коль созданных вещей пространно естество!О, коль велико их создаете божество!.

Разговор с Анакреоном

Анакреон: Я гусли со струнами/Вчера переменил/И славными делами/Алкида возносил;/Да гусли поневоле/Любовь мне петь велят,/О вас, герои, боле,/Прощайте, не хотят.

Ломоносов: Я бегать стал перстами/По тоненьким струнам/И сладкими словами/Последовать стопам./Мне струны поневоле/Звучат геройский шум./Не возмущайте боле,/Любовны мысли, ум.

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок. Катон старался ввесть в республику порядок, Ты жизнь употреблял как временну утеху,Он жизнь пренебрегал к республики успеху;Зерном твой отнял дух приятный виноград,Ножом он сам себе был смертный сопостат.

Последняя пара стихотворений рисует образ Музы, аллегорическое воплощение поэтического вдохновения. Черты Музы Анакреона индивидуальны, конкретны и неотличимы от земного облика его возлюбленной. Муза Ломоносова эпична и монументальна: в облике величественной богини Ломоносов стремится создать аллегорический образ России:

Анакреон: Мастер, в живопистве первой,Первой в Родской стороне,Мастер, научен Минервой, Напиши любезну мне.Напиши ей кудри чорны,Без искусных рук уборны,С благовонием духов,Буде способ есть таков.

Ломоносов: О мастер в живопистве первой,Ты первой в нашей стороне Достоин быть рожден Минервой,Изобрази Россию мне.Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой,Отрады ясность по челу И вознесенную главу.

Таким образом, литературная позиция Ломоносова определяется рядом значимых факторов: ораторским пафосом и установкой на диалогический тип взаимодействия текста с воспринимающим сознанием; двойным назначением литературного текста, призванного быть не только объектом эстетического наслаждения, но и орудием прямого созидательного социального воздействия; пониманием литературы как высокого искусства, назначением которого является формулировка высоких идеальных понятий и словесное выражение представлений о должном на самом высоком, бытийном уровне реальности, с целью воплощения этих идеальных категорий в реальность материальную. И если учесть, что эстетические манифесты Ломоносова были созданы на основе его собственной литературной практики, то следует признать, что именно этими факторами определяется поэтика центрального жанра поэтического наследия Ломоносова, которым он оказал мощное влияние на русскую литературу — жанра торжественной оды.

Безусловно, стекло варили и до него — причем не одно столетие. Прозрачное, цветное — второе встречалось гораздо чаще, поскольку окрас удачно скрывал неизбежные пузырьки и дефекты.

Михаил Васильевич первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод.

С того момента, когда в 1748 году после нескольких лет хождения по инстанциям открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по ломоносовским чертежам, Михаил Васильевич рьяно принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Применив свои знаменитые способности великого систематизатора, ведя лабораторные журналы и строжайше соблюдая необходимые, согласно его методу, условия экспериментов: точную дозировку компонентов и последовательное изменение только одного из факторов, в то время как прочие показатели сохраняются неизменными.

В-третьих, Михаил Васильевич впервые четко сформулировал то, что лежит в основе всего современного стекольного производства: свойства конечного материала напрямую зависят от его состава. Варьируя состав, можно получать стекла, отличающиеся друг от друга как внешне — по цвету и светопрозрачности, — так и, скажем, по прочности.

Именно там, в ломоносовской лаборатории, были заложены основы физической химии, которая сейчас считается чуть ли не самым значительным разделом химии вообще. А кроме того, разработка рецептур, дающих гарантированный итоговый результат, сделала возможным и логичным производство стекла в промышленных целях и масштабах.

Читайте также: