Письмо о подготовке детей к школе

Обновлено: 04.07.2024

Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.

Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.

Структура овладения навыками письма:

Зрительный и слуховой анализ

Артикуляция

Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента

Механизмы координации и регуляции движений

Трудности детей при поступлении в школу

Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно.

Как распознать трудности?

Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.

Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.

Наличие тремора.

Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.

С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?

Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.

Сложности в воспроизведении формы графических элементов.

Быстрая утомляемость при письме.

Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.

Большое количество помарок и исправлений.

Зеркальное написание букв и цифр.

Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.

Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:

начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;

различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;

фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.

Александр Романович Лурия Советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского

Как надо сидеть при письме?

Стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии стола.

Расположение стула для леворукого ребенка зеркально симметричное.

Свет падает слева, у леворукого ребенка — справа.

Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. 5-7 лет

Чем хороша тетрадь? Освоению каких навыков она существенно помогает?

Развитие графической деятельности детей – рисование, копирование образцов (геометрических фигур и др.).

Формирование ряда умений:
— пространственная ориентировка;
— умение анализировать форму предмета и изображение.

Освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Работа по клеткам.

Работа по клеткам

Зеркальная симметрия. Ось симметрии.

Зеркальная симметрия. Ось симметрии.

Деление на фрагменты, где каждая часть может быть закрашена или оставаться белой. Важно, чтобы ребенок работал простым карандашом и не слишком сильно нажимал на него при штриховке, чтобы всегда была возможность стереть недочеты ластиком и не оставить при этом неопрятных следов и углублений.

Деление на фрагменты

Работа по точкам

В следующем типе заданий лучше всего использовать набор цветных карандашей. Это более сложный уровень. Поэтому, если ребенок провел одну линию правильно, можно отметить цветом точку, с которой нужно будет начать следующую линию.

Работа по точкам

Точки и клетки перекликаются в заданиях более сложного уровня. Здесь есть и свобода творчества — раскрашивать можно в любых цветах.

Работа по точкам и клеткам

Сложнее становится работать по точкам в том случае, если точки не выстроены организованно, как было в предыдущих заданиях. Кстати, все созвездия, которые мы использовали в наших пособиях, существуют в действительности. Поэтому задание направлено не только на подготовку руки к начертанию прописей, но и на пропедевтику курса окружающего мира.

Работа по точкам

Штриховка. Важный тип задания. Что ближе, Что дальше? Что будет видно, а что незаметно? Это пропедевтика пространственных задач в математике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа школы будущего первоклассника

I .Нормативно-правовая и документальная основа

Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13.

II .Пояснительная записка

Назначение программы, актуальность

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, собирается поступать в первый класс. Порой, родители переживают даже больший стресс, чем их дети. Так как начало учебы в школе — важный и сложный момент не только в жизни будущих первоклассников , но и их родителей. Неизвестность порождает множество вопросов, к примеру, со скольки лет малышу лучше пойти в школу — с 6 или с 7, чему ребенка нужно, а чему не нужно учить до школы, как сделать так, чтобы чадо меньше скучало по маме, как научить постоять за себя и принять решение в сложной ситуации? По какой программе обучать ребенка? Справится ли юный ученик с нелегкой школьной нагрузкой? Как же лучше подготовить ребенка к школе.

В результате, возникает проблема - некоторые родители стремятся до школы научить ребенка как можно большему — из благих побуждений, но, к сожалению, не всегда правильно. Прекрасно, если дошкольник умеет читать и считать. Но , как показывает практика, самостоятельно, без консультации специалиста не стоит обучать малыша писать. Это может повлечь за собой серьезные сложности, и ребенка, скорее всего, придется переучивать: хорошо, если только правильно держать ручку, но вдруг всему?

Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин.

Предлагаемый курс проводится учителями первых классов, приглашенным психологом, включает в себя 10 занятий, два праздника – торжественное открытие и закрытие работы школы будущего первоклассника.

На протяжении всего курса подготовки к школе осуществляется психологическое сопровождение детей: коррекционно-диагностические занятия, консультации психолога для родителей, индивидуальные и групповые занятия ребенка с психологом.

В целом занятия проводятся в наиболее естественной для дошкольников форме – ролевой игры, путешествия. Занятия обеспечены наглядным, а также обширным текстовым и тренировочным материалами, интересным и доступным для детского восприятия. Занятия могут проводиться в присутствии родителей и с их участием, что обеспечивает более тесный контакт взрослого с каждым ребенком, плавного вхождения дошкольника в систему школьного обучения, удовлетворяет потребность каждого ребенка в общении со взрослым.

Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.

Содержание программы включает:

коррекционно-развивающие упражнения на развитие системы мыслительных операций;

элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);

систему работы по развитию устной речи;

штриховку на развитие мелкой группы мышц по методике Е.Н.Потаповой;

ритмические упражнения на развитие координации движений.

Занятия строятся на педагогически обоснованном выборе технологий, методик, средств, форм и методов обучения.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умение сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их логического мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности учителя и детей.

Дошкольный возраст - оптимальный период развития творческих способностей. Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить.

Основной принцип построения занятий по РТВ - интегрированность. Интегрированные занятия - переход одной информации в другую и связи между ними, знакомство детей с системой, в которой просматриваются закономерности понятий и явлений.

Структура занятий РТВ (развитие творческого воображения) с использованием элементов ТРИЗ состоит из различных заданий, формирующих нужный уровень проявления интеллектуальной работоспособности и познавательной активности. Занятия, сохраняя смысловую реальность, помогают делать открытия, преодолевать трудности, не замечая этого. Дети на занятиях одновременно играют и учатся, ставятся в позицию активного познающего. Проблемные вопросы, спорные ситуации и другие способы активизируют внимание, мышление, воображение детей.

Занятия - путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей.

Занятия - сказки усиливают впечатление от художественных произведений, придают познавательному содержанию особую эмоциональность, присущую сказке. Объединяющим началом всех видов занятий служит эмоциональный настрой, атмосфера свободы, комфорта, веселья, увлекательной игры, театрализации. От детей в то же время требуется выдержка, настойчивость, умение доводить начатое до конца.

Все виды занятий способствуют развитию речи ребенка, обогащению словаря, происходит творческое самовыражение ребенка через игру.

При составлении программы выдержаны требования к особенностям обучения детей от 6 до 7 лет. Курс обучения рассчитан на 12 недель – 1 раз в неделю по 3 занятия, продолжительность занятия – 30 минут.

Цель: повышение эффективности подготовки будущих первоклассников, обеспечивающей сокращение адаптационного периода при поступлении в школу.

Диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе, но не с целью отбора, а для определения их индивидуального уровня развития и последующей разработки стратегии работы с каждым ребенком.

Сформировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родители.

Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самооценки и самоконтроля, формированию положительной мотивации.

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификацию, сравнение, абстрагирование.

Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.

III .Концепция программы

Первая концептуальная позиция : содействовать общему развитию дошкольников, а не повышать уровень их фактологических знаний. Новые знания являются лишь средством для развития у детей познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.)

Вторая концептуальная позиция: развитие речи является основной, приоритетной задачей. Решение этой задачи осуществляется на всех занятиях и в общем объёме должно занимать большую часть времени и места в обучении дошкольников.

Третья концептуальная позиция : индивидуализация обучения. Учителя, психолог всесторонне изучают каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход в обучении. Этому также способствует организация занятий в группах . Адаптация детей к условиям школьной жизни проходит более успешно: они без перегрузки привыкают к новым формам занятий, к учителям и их требованиям.

Обоснование метода интегрированного курса

Можно ли работать с будущими первоклассниками так, чтобы облегчить маленькому ученику привыкание к учителю, к новым школьным правилам, а самое главное – к резкому увеличению умственной деятельности? Как организовать работу, чтобы помочь 6, 7-летнему ребёнку безболезненно заменить его основную ведущую деятельность дошкольного детства - игровую на учебную, помочь научиться снять страх быть непонятым, неправильно ответить, поступить, правильно облечь свои мысли в словесную оболочку? Как организовать работу, чтобы не нарастало утомление, разочарование, а подчас и раздражение, нежелание учиться из-за того, что трудно в течение всего учебного занятия заниматься одним и тем же: на математике – считать, на занятиях по художественному воспитанию – рисовать и т. д.

Особенностью данного интегрированного курса для дошкольников является их адаптация к тому уровню понимания, на который способен дошкольник.

В этой программе отношения педагогов с детьми строятся на основе партнерства и развивающего сотрудничества, в процессе которого взрослый поощряет каждого ребенка к проявлению своей индивидуальности. Используемый в программе метод интегрированного планирования позволяет педагогу всесторонне раскрыть избранную для работы с детьми тему, формировать у них гибкие и целостные представления о мире.

В описаниях интегрированных занятий сконцентрированы разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре. Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объём информации.

Интегрированные учебные планы и программы - планы и программы, основанные на требованиях государственного образовательного стандарта и предполагающие применение методов инновационной педагогики и информационных технологий.

Все занятия построены по методу интегрирования.

Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Мила Луценко

Мила Луценко

Мила Луценко

Мила Луценко

Мила Луценко

Всё для мам!

Елена Бобкова

Евгений Кузнецов

😃

Мила,
Спасибо Вам огромное. Шикарная подборка

Ксения Никонова

😁

Спасибо! Класс

Жансая Рахманбай

Мила, Спасибо Вам большое! Сыну сказали побольше писать и учить держать ручку, а он у меня левша и правой тоже пишет! У Вас даже для левшей есть уроки спасибо большое. Успехов Вам ! Спасибо!

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu1

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu3

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu2

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu4

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

kak-pravilno-derzhat-ruchku-i-karandash

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита , то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

podgotovka-k-pismu

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:

Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Читайте также: