Письмо 8 класс коррекционная школа 8 вида
Обновлено: 08.07.2024
Цель: продолжить развитие устной и письменной речи учащихся.
- научить учащихся письменному изложению текста;
- развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение речи);
- формировать последовательность и полноту воспроизведения словесного материала;
- воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.
- мультимедийный проектор, экран, компьютер;
- выставка газет и журналов;
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выборочная проверка работ учащихся по вариантам.
III. Постановка цели
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение? (Письменный пересказ)
IV. Подготовка учащихся к письменной работе
1. Вступительная беседа.
- Что такое событие? (Это то, что произошло вообще)
- Из каких печатных изданий мы узнаём о событиях и новостях? (Из журналов и газет.)
Во время библиотечных часов, внеклассных занятий с воспитателем и на уроках чтения мы с вами работали с периодическими печатными изданиями, т.е. с газетами и журналами.
- Вспомните и назовите детские газеты и журналы, которые мы можем встретить в нашей области?
(Газеты: “Мальчишки и девчонки”, “Класс!” и т.д.
Журналы: “А почему?”, “Миша” и т.д.)
- А какие газеты и журналы читаете вы? Какие разделы в современных газетах и журналах вас привлекают больше всего?
Учитель обращает внимание учащихся на подготовленную выставку газет и журналов.
2. Работа с текстом изложения
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, который так и называется “Газета и журнал”. Откройте учебник с. 157, упр. 212.
а) Первичное восприятие текста.
- Каково назначение газет и журналов?
Чтение текста учителем.
Газета и журнал
В журнале ты читаешь о событиях месяца или года. В нём всегда можно найти интересную статью, рассказ, стихотворение. В России издаются различные журналы. Они выпускаются для взрослых и детей.
- Каково назначение журнала? (События месяца или года.)
- А кто приносит газеты и журналы в наши дома? (Почтальон.)
- Когда он это делает? (Ранним утром.)
- Что можно прочесть и узнать из газет и журналов? Подтвердите словами текста.
Чтение учащимися про себя.
3. Работа с планом.
- Что вам поможет последовательно передать содержание текста? (План.)
Откройте тетради, запишите дату, “изложение”, название текста и план (план дан в учебнике).
- В чём отличие вступительной и заключительной частей текста от основной по объёму? (Основная часть по объёму больше.)
- А по содержанию? (По содержанию в основной части заключена главная мысль текста.)
Проводится физминутка для глаз.
Прочтите ещё раз текст и разделите его на части по плану
Вторичное чтение учащимися про себя.
Прочтите вступительную часть.
- Какое слово является опорным?
(Слово “почтальон”) ПОЧТАЛЬОН
- Прочтите основную часть текста. Перечислите глаголы, встречающиеся в главной части?
- На какие две группы их можно разделить? (Первая группа – глаголы “смотришь”, “узнаёшь”, “читаешь” – глаголы 2 лица единственного числа,
вторая группа – глаголы “издаются”, “выпускаются” – это глаголы 3 лица)
- Как пишутся данные глаголы?
Опорные слова появляются на экране. Учащиеся повторяют правописание глаголов.
СМОТРИШЬ ИЗДАЮТСЯ
УЗНАЁШЬ ВЫПУСКАЮТСЯ
ЧИТАЕШЬ
- О чём говорится в заключительной части текста? (Эта часть отсутствует.)
- Но после текста есть вопросы, которые помогут закончить его. Прочтите их.
Учащиеся читают вопросы и отвечают на них.
4. Устное изложение текста по плану.
- С чего начнёте пересказ?
Учитель обращает внимание учащихся на выставку газет и журналов.
Учащиеся устно передают содержание вступительной части, используя опорные слова.
- О чём расскажите в главной части?
- Чем закончите изложение?
Заключительное чтение текста учащимися, подготовка к самостоятельной работе.
V. Письменная работа учащихся по изложению текста
Учащиеся работают по вариантам:
I и II вариант – по плану (в тетради) и карточке с вопросами к заключительной части изложения;
III вариант – по плану и вопросам (на карточках);
Индивидуальная работа – по индивидуальным карточкам.
VI. Подведение итога урока
1. Чему мы учились на уроке? (Письменно излагать свои мысли, полно и грамотно отвечать на вопросы, различать назначение газет и журналов.)
Но на этом работа по теме не заканчивается. На уроках внеклассного чтения мы будем учиться раскрывать содержание новостей и событий.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год.
Цель программы:
- развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
- совершенствование умения продуктивно пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- овладение законами образования слов, точным выбором слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте;
- обогащение и конкретизация словаря учащихся, развитие творческого мышления;
- развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
- приобретение информационной компетенции;
- формирование у обучающихся черт личности, позволяющих более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе;
- воспитание нравственных качеств восьмиклассников, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Для старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости характерно общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, неумение логично и правильно выстроить речевое высказывание. Кроме этого имеется недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе специального (коррекционного) обучения имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Содержание обучения имеет практическую и воспитывающую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения указанных разделов у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций. В данной программе усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения письму и развитию речи в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Протокол от 30.08.2018 № 1
от 3 1.0 8 . 2018 № 256
Рабочая программа
по письму и развитию речи
Учитель: Овсянникова Александра Ивановна
Количество учебных часов: 136 ч. (4 час. в неделю)
Пояснительная записка
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
В школе для детей с интеллектуальными нарушениями в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
ЦЕЛЬ изучения предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику обучающихся за счёт осознания ими основных законов языка, развитие способности выбирать и использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,
обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Обучение письму и развитию речи в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по письму и развитию речи предусматривается концентрическое изучение предмета.
Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.
В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает несколько направлений.
Совершенствование движений и сенсорного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикулярной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция и развитие памяти;
- коррекция и развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивости и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- восприятие правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков чтения и письма на материале знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
В 8 классе ведётся постоянная работа над обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 8 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Программа адресована обучающимся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по русскому языку – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Письмо и развитие речи как учебный предмет является одним из ведущих, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.
Цель курса: формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности.
- формирование прочных навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости, функций фонематического анализа;
- о бучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме на основе работы со словом, предложением, текстом;
- о владение нормами русского литературного языка, обогащение и активизация словаря учащихся, совершенствование грамматического строя речи, развивать навыки словоизменения, словообразования;
-р азвивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять главное, существенное;
- развивать навыки межличностного взаимодействия, готовить к самостоятельной жизни, к труду, к общению.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Процесс обучения русскому языку предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий: а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
урок с элементами исследования;
Виды и формы организации работы на уроке:
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
технология игрового обучения;
технология проблемного обучения.
Межпредметные связи:
- письмо и развитие речи - СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
- письмо и развитие речи — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
- письмо и развитие речи — чтение (п исьменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики);
- письмо и развитие речи – математика (написание названий чисел в пределах 300, поиск нужной страницы в учебнике);
- письмо и развитие речи – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
на заседании МО учителей
на заседании методсовета №1
Индивидуальная адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи
Ф.И.О. учителя: Морокова Е.А.
количество часов в год – 105
количество часов в неделю – 3
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развтию речи для обучающегося 7 класса Ткаченко Романа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 3 часа в неделю(__105_ часов в год):
Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение
Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.
Цель программы:
обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи программы:
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования.
3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Ценности программы:
Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка.
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Адресность программы:
Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 8 класса Ткаченко Романа.
В связи с тем, что Ткаченко Роман не усваивает программу 6,7 классов, программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в средних классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития речи:
закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Общая характеристика курса
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Структура курса
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.
Читайте также: