Петербургские письма краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Федорович Одоевский

Примечание. Эти письма доставлены нижеподписавшемуся человеком весьма примечательным в некоторых отношениях (он не желает объявлять своего имени). Занимаясь в продолжение нескольких лет месмерическими опытами, он достиг такой степени в сем искусстве, что может сам собою по произволу приходить в сомнамбулическое состояние; любопытнее всего то, что он заранее может выбрать предмет, на который должно устремиться его магнетическое зрение.

Таким образом он переносится в какую угодно страну, эпоху или в положение какого-либо лица почти без всяких усилий; его природная способность, изощренная долгим упражнением, дозволяет ему рассказывать или записывать все, что представляется его магнетической фантазии; проснувшись, он все забывает и сам по крайней мере с любопытством прочитывает написанное. Вычисления астрономов, доказывающих, что в 4339 году, то есть 2500 лет после нас, комета Вьелы должна непременно встретиться с Землею, сильно поразили нашего сомнамбула; ему захотелось проведать, в каком положении будет находиться род человеческий за год до этой страшной минуты; какие об ней будут толки, какое впечатление она произведет на людей, вообще какие будут тогда нравы, образ жизни; какую форму получат сильнейшие чувства человека: честолюбие, любознательность, любовь; с этим намерением он погрузился в сомнамбулическое состояние, продолжавшееся довольно долго; вышедши из него, сомнамбул увидел пред собою исписанные листы бумаги, из которых узнал, что он во время сомнамбулизма был китайцем XLIV столетия, путешествовал по России и очень усердно переписывался с своим другом, оставшимся в Пекине.

Истребление пород лошадей есть также дело очевидное, и тому существуют тысячи примеров в наше время. Не говоря уже о допотопных животных, об огромных ящерицах, которые, как доказал Кювье, некогда населяли нашу землю, вспомним, что, по свидетельству Геродота, львы водились в Македонии, в Малой Азии и в Сирии, а теперь редки даже за пределами Персии и Индии, в степях Аравийских и Африке. Измельчание породы собак совершилось почти на наших глазах и может быть производимо искусством, точно так же как садовники обращают большие лиственные и хвойные деревья в небольшие горшечные растения.

Нынешние успехи химии делают возможным предположение об изобретении эластического стекла, которого недостаток чувствует наша нынешняя промышленность и которое некогда было представлено Нерону, в чем еще ни один историк не сомневался. Нынешнее медицинское употребление газов также должно некогда обратиться в ежедневное употребление, подобно перцу, ванили, спирту, кофе, табаку, которые некогда употребляли только в виде лекарства; об аэростатах нечего и говорить; если в наше время перед нашими глазами паровые машины достигли от чайника, случайно прикрытого тяжестию, до нынешнего своего состояния, то как сомневаться, что, может быть, XIX столетие еще не кончится, как аэростаты войдут во всеобщее употребление и изменят формы общественной жизни в тысячу раз более, нежели паровые машины и железные дороги. Словом, продолжал мой знакомый, в рассказе моего китайца я не нахожу ничего такого, существование чего не могло бы естественным образом быть выведено из общих законов развития сил человека в мире природы и искусства. Следственно, не должно слишком упрекать мою фантазию в преувеличении.

Мы сочли нужным поместить сии строки в виде предисловия к нижеследующим письмам.

От Ипполита Цунгиева, студента Главной Пекинской школы, к Лингину, студенту той же школы.

Константинополь, 27-го декабря 4337-го года.

Пишу к тебе несколько слов, любезный друг, – с границы Северного Царства. До сих пор поездка моя была благополучно; мы с быстротою молнии пролетели сквозь Гималайский туннель, но в Каспийском туннеле были остановлены неожиданным препятствием: ты, верно, слышал об огромном аеролите, недавно пролетевшем чрез южное полушарие; этот аеролит упал невдалеке от Каспийского туннеля и засыпал дорогу. Мы должны были выйти из электрохода и с смирением пробираться просто пешком между грудами метеорического железа; в это время на море была буря; седой Каспий ревел над нашими головами и каждую минуту, кажется, готов был на нас рухнуться; действительно, если бы аеролит упал несколькими саженями далее, то туннель бы непременно прорвался и сердитое море отомстило бы человеку его дерзкую смелость; но, однако ж, на этот раз человеческое искусство выдержало натиск дикой природы; за несколько шагов нас ожидал в туннеле новый электроход, великолепно освещенный гальваническими фонарями, и в одно мгновение ока Ерзерумские башни промелькнули мимо нас.


Портрет князя Владимира Одоевского

Портрет Владимира Федоровича Одоевского.

Владимир Одоевский — биография кратко.

Владимир Одоевский был не только писателем. Мыслитель также преуспел в сфере естественных наук, эстетики, педагогики, музыки и социальной философии. Широкий круг интересов сформировался еще в детстве Владимира Федоровича, происходившего из древнего аристократического рода. Мать мальчика — Екатерина Алексеевна — была крепостной, а отец — Федор Сергеевич — потомком Рюриковичей, признанного княжеского рода.

Роман Одоевского 4338. Петербургские письма.

Интересно, что большинство писателей того периода, описывавших будущее, в отличие от современных фантастов, использовали масштабные временные промежутки. Это связано с неспешным течением жизни в XIX веке, а также с медленным техническим прогрессом. Поэтому разрыв в пару тысячелетий не казался чрезмерно длительным и непредсказуемым.

«Занимаясь в продолжение нескольких лет месмерическими опытами, он достиг такой степени в сем искусстве, что может сам собою по произволу приходить в сомнамбулическое состояние; любопытнее всего то, что он заранее может выбрать предмет, на который должно устремиться его магнетическое зрение.

Таким образом он переносится в какую угодно страну, эпоху или в положение какого-либо лица почти без всяких усилий; его природная способность, изощренная долгим упражнением, дозволяет ему рассказывать или записывать все, что представляется его магнетической фантазии; проснувшись, он все забывает и сам по крайней мере с любопытством прочитывает написанное.

Комета. Космос. Иллюстрация

4338 год — дата, намеренно выбранная Одоевским, как год до конца света. В 1835 году, когда роман только создавался, в астрономических кругах живо обсуждалась комета Биелы, которая должна была столкнуться с Землей в 4339 году. Однако последний раз эту комету наблюдали в 1852, а затем — она исчезла из поля зрения телескопов.

По мнению писателя, в будущем человечество сможет полностью овладеть силами природы благодаря технике и рациональному познанию. В романе затрагиваются и социальные темы. Например, в таком альтернативном будущем отпала потребность в полиции — нравы людей существенно улучшились, просвещение стало повсеместным, а правитель — это философ и поэт.

Интересно описание городов, которое будто сошло с современных иллюстраций на тему мегаполисов будущего:

тут описание фото

Размеры городов в романе также поражают воображение своими размерами. Так, Москва и Санкт-Петербург слились в один мегаполис, и превратились в районы, а их раздельное существование в прошлом воспринимается как миф:

Обитатели мира будущего ходят в эластичных тканях сверкающих всеми цветами радуги, а модные дамы делают себе невероятные прически, имитирующие комету и даже ее искрящийся хвост:

Одежда будущего

Детально описаны удивительные музыкальные инструменты, которые человечество еще не изобрело, но в которых частично можно узнать технологию поющих фонтанов:

Однако основное внимание, тем не менее, уделяется технике. Все фантазии Одоевского, раскрытые в романе, поразительно точно описывают множество технических явлений современного мира. Например, метро, фотоаппараты, телефоны, космические путешествия, ксерокс

Технологии будущего - наиболее интересные цитаты из романа

Технологии будущего

Тот же посыл про сокращение печатных книг и материалов, развитие слога "телеграфических депеш" (Instagram?) и переход на "электрические разговоры" мы видим в следующем отрывке (из "Фрагментов"):

Город будущего

Есть описания теплохранилищ, которые, ни много ни мало, помогли победить суровый северный климат - то есть в романе описаны и технологии управления климатом:

Некоторые материалы не были включены в итоговый вариант книги, и были опубликованы значительно позже. Например, описания освоения спутника:

Иллюстрация на тему космоса, будущего

Если в середине XX века можно было с уверенностью утверждать, что в приведенном отрывке речь идет о кислородных баллонах, которые космонавты носят на своих костюмах, выходя в открытый космос, то теперь воображению доступны более широкие горизонты. Можно предположить, что в перспективном будущем баллоны будут усовершенствованы и заменены на нечто менее объемное и более удобное. Начиная с годов XXI века, освоение космоса вышло на новый уровень. Примечательно, что в XIX веке астрономия и астрофизика только начинали развиваться, и о таких подробностях, как кислородные баллоны не было известно до следующего столетия.

В первом письме повести автор описывает технологические достижения будущего:

тут описание фото


Главные герои

  • Пирогов — поручик, самовлюблённый, жизнерадостный, поверхностный молодой человек.
  • Пискарёв — молодой талантливый художник с тонкой ранимой душой.
  • Ковалёв Платон Кузьмич — коллежский асессор, майор, потерявший нос и безмерно страдавший от его отсутствия.
  • Нос — ожившая часть тела Ковалёва, амбициозный карьерист.
  • Чартков Андрей Петрович — молодой художник, разменявший свой талант в погоне за славой и деньгами.
  • Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник средних лет, жалкий, никчёмный, лишившийся рассудка.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник, пожилой мужчина болезненного вида, несчастный и одинокий.

Другие персонажи

  • Брюнетка — юная проститутка, очень красивая, корыстолюбивая, надменная.
  • Блондинка — немка, жена немца-жестянщика, хорошенькая и глупенькая молодая женщина.
  • Шиллер — немец, жестяных дел мастер, пунктуальный, консервативный, обстоятельный.
  • Иван Яковлевич — цирюльник, запойный пьяница неопрятного вида.
  • Ростовщик — смуглый старик с пронзительным взглядом, изображённый на портрете, приносил лишь горе своим владельцам.
  • Директор департамента — важная персона, немногословный и честолюбивый человек.
  • Софи — дочь директора департамента, юная легкомысленная красавица, в которую был влюблён Поприщин.

Краткое содержание

Вернувшись домой, художник не переставал думать о красавице. Ему было больно осознавать, что такая неземная, чистая красота могла оказаться во власти разврата. Когда Пискарёв уснул, ему привиделось, будто брюнетка на самом деле была не проституткой, а знатной дамой с таинственным прошлым.

Тем временем Пирогов, отправившийся за блондинкой, узнал, что она была немкой, женой немца-жестянщика Шиллера. На следующий день поручик заказал у Шиллера шпоры и принялся регулярно наведываться в мастерскую, заигрывая по возможности с его белокурой супругой.

Самой выразительной частью лица старика были тёмные, пронзительные глаза, которые, казалось, были живыми. Ночью Чарткову привиделось, будто старик ожил и принялся пересчитывать свёртки с золотыми монетами. Художнику удалось забрать один из свёртков, и на эти деньги он решил заняться совершенствованием своего мастерства.

Чартков приоделся, снял приличную квартиру и стал модным в городе портретистом. В погоне за славой и деньгами он растерял свой талант, поскольку писал портреты в угоду заказчику.

Впоследствии стало известно, что злосчастный портрет старика с пронзительными, живыми глазами написал художник-самоучка. Ему позировал жадный, злобный ростовщик, деньги которого вызывали в людях самые отвратительные порывы. После смерти ростовщика его душа поселилась в портрете, который сводил с ума всех владельцев.

Спустя полгода всяческих лишений Башмакин накопил деньги и пошил новую шинель. Вот только радовался долгожданной обновке чиновник совсем недолго: в тот же вечер его ограбили на улице.

Вскоре после смерти чиновника по Петербургу поползли слухи, будто его призрак бродил по городу и снимал с прохожих шинели.

Заключение

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Владимир Одоевский: другие книги автора

Владимир Одоевский: Черная курица. Сказки

Черная курица. Сказки

Владимир Одоевский: Два дерева

Два дерева

Владимир Одоевский: Сказки дедушки Иринея

Сказки дедушки Иринея

Владимир Одоевский: Мороз Иванович

Мороз Иванович

Владимир Одоевский: Отрывки из журнала Маши

Отрывки из журнала Маши

Владимир Одоевский: Серебряный рубль

Серебряный рубль

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Сергей Довлатов: Армейские письма к отцу

Армейские письма к отцу

Всеволод Гаршин: Петербургские письма

Петербургские письма

Владимир Одоевский: Живописец

Живописец

Владимир Одоевский: Орлахская крестьянка

Орлахская крестьянка

Владимир Одоевский: Петербургские письма

Петербургские письма

Владимир Одоевский: Житель Афонской горы

Житель Афонской горы

Нынешние успехи химии делают возможным предположение об изобретении эластического стекла, которого недостаток чувствует наша нынешняя промышленность и которое некогда было представлено Нерону, в чем еще ни один историк не сомневался. Нынешнее медицинское употребление газов также должно некогда обратиться в ежедневное употребление, подобно перцу, ванили, спирту, кофе, табаку, которые некогда употребляли только в виде лекарства; об аэростатах нечего и говорить; если в наше время перед нашими глазами паровые машины достигли от чайника, случайно прикрытого тяжестию, до нынешнего своего состояния, то как сомневаться, что, может быть, XIX столетие еще не кончится, как аэростаты войдут во всеобщее употребление и изменят формы общественной жизни в тысячу раз более, нежели паровые машины и железные дороги. Словом, продолжал мой знакомый, в рассказе моего китайца я не нахожу ничего такого, существование чего не могло бы естественным образом быть выведено из общих законов развития сил человека в мире природы и искусства. Следственно, не должно слишком упрекать мою фантазию в преувеличении.

Мы сочли нужным поместить сии строки в виде предисловия к нижеследующим письмам.

От Ипполита Цунгиева, студента Главной Пекинской школы, к Лингину, студенту той же школы.

Константинополь, 27-го декабря 4337-го года.

Пишу к тебе несколько слов, любезный друг, – с границы Северного Царства. До сих пор поездка моя была благополучно; мы с быстротою молнии пролетели сквозь Гималайский туннель, но в Каспийском туннеле были остановлены неожиданным препятствием: ты, верно, слышал об огромном аеролите, недавно пролетевшем чрез южное полушарие; этот аеролит упал невдалеке от Каспийского туннеля и засыпал дорогу. Мы должны были выйти из электрохода и с смирением пробираться просто пешком между грудами метеорического железа; в это время на море была буря; седой Каспий ревел над нашими головами и каждую минуту, кажется, готов был на нас рухнуться; действительно, если бы аеролит упал несколькими саженями далее, то туннель бы непременно прорвался и сердитое море отомстило бы человеку его дерзкую смелость; но, однако ж, на этот раз человеческое искусство выдержало натиск дикой природы; за несколько шагов нас ожидал в туннеле новый электроход, великолепно освещенный гальваническими фонарями, и в одно мгновение ока Ерзерумские башни промелькнули мимо нас.

Теперь, – теперь слушай и ужасайся! я сажусь в Русский гальваностат! – увидев эти воздушные корабли, признаюсь, я забыл и увещания деда Орлия, и собственную опасность, – и все наши понятия об этом предмете.

Воля твоя, – летать по воздуху есть врожденное чувство человеку. Конечно, наше правительство поступило основательно, запретив плавание по воздуху; в состоянии нашего просвещения еще рано было нам и помышлять об этом; несчастные случаи, стоившие жизни десяткам тысяч людей, доказывают необходимость решительной меры, принятой нашим правительством. Но в России совсем другое; если бы ты видел, с какою усмешкою русские выслушали мои опасения, мои вопросы о предосторожностях… они меня не понимали! они так верят в силу науки и в собственную бодрость духа, что для них летать по воздуху то же, что нам ездить по железной дороге. Впрочем, русские имеют право смеяться над нами; каждым гальваностатом управляет особый профессор; весьма тонкие многосложные снаряды показывают перемену в слоях воздуха и предупреждают направление ветра. Весьма немногие из русских подвержены воздушной болезни; при крепости их сложения они в самых верхних слоях атмосферы почти не чувствуют ни стеснения в груди, ни напора крови – может быть, тут многое значит привычка.

Однако я не могу от тебя скрыть, что и здесь распространилось большое беспокойство. На воздушной станции я застал русского министра гальваностатики вместе с министром астрономии; вокруг них толпилось множество ученых, они осматривали почтовые гальваностаты и аеростаты, приводили в действие разные инструменты и снаряды – тревога была написана на всех лицах.

Дело в том, любезный друг, что падение Галлеевой кометы на землю, или, если хочешь, соединение ее с землею, кажется делом решенным; приблизительно назначает время падения нынешним годом, – но ни точного времени, ни места падения, по разным соображениям, определить нельзя.

Читайте также: