В начальной школе знакомство с цитатой начинается

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Железовская Ирина Алексеевна

Населенный пункт: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов мастер-класса.

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идр. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● написание сочинения. Др.

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с тремя приёмами вы поработаете в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Описание приёма:

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?


описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений

пересказ который удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п

доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения

трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи

Приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию проблемно-диалогового обучения в начальной школе.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

Виды проблемных диалогов:

• Через использование цитат.

• Через ключевой вопрос урока

• Через столкновение мнений

• Через грамматическую сказку

• Прием сопоставления репродукций

• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен, я начинала урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к её книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. На уроках я проводила мастерские, на которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.

Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании .

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Почему многие дети неохотно и мало читают? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки , главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:

- предметные недели по литературе

– конкурсы рисунков, конкурсы стихов

– викторины по прочитанным произведениям

– путешествия по сказкам

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс.

Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап . Работа с текстом до чтения. Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока.
Фрагмент урока чтения.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
Группы составляют пословицы:

1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло) II этап. Работа с текстом во время чтения.

-Определение основных понятий (без чтения всего текста)
-Составление таблиц (выборочное чтение)
-Составление плана текста (для пересказа)
-Поиск пропущенных слов
-Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

-Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
-Беседа по содержанию текста.
-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Предлагаю использовать следующие приёмы работы:

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Автор: Тимакова Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Семеновка
Населённый пункт: с. Семеновка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Читательская грамотность в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Читательская грамотность в начальной школе.

Приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию

проблемно-диалогового обучения в начальной школе.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является

формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного

читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования

тестирования в 1991 г.

— способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы

должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для

полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее

основании простейшие суждения:

умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных

размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в

устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте

информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности

связаны с качественной характеристикой читательской

самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему

обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в

уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и

преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний,

сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших

текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного

общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому

содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых

знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила

технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из

действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде

всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы.

Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных,

уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной

проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока

или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом

осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный

диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие

способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация,

а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе

поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает

Виды проблемных диалогов:

• Через использование цитат.

• Через ключевой вопрос урока

• Через столкновение мнений

• Через грамматическую сказку

• Прием сопоставления репродукций

• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

Приём использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом

классе. Я предлагала цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-

выяснить: так ли это?

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое

обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему

использование

нужному Вам выводу.

темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким

способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным.

Это возможно при изучении таких тем, как «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после

Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения

можно считать прием сравнения. На уроках по литературному чтению можно предложить детям

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о

том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант

Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления

относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют

отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и

как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не

сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с

чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид

Линдгрен, я начинала урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о

жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к её книгам. А далее

организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные

аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание:

«Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах,

занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В

результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и

мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам

материалы по биографии писательницы, и её произведения. На уроках я проводила мастерские, на

которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем

могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.

Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных

воспитании.

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и

индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся

получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой

для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть

связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и

внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности

использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Почему многие дети неохотно и мало читают? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает

себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников

информации помимо книг и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и

у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы чтение было эффективным, важно

научить ребенка пользоваться книгой.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации,

заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально

отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть,

как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать

читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме

устной или письменной речи.

сформировать устойчивый интерес к чтению.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного,

любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:

- предметные недели по литературе

– конкурсы рисунков, конкурсы стихов

– викторины по прочитанным произведениям

– путешествия по сказкам

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также

помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при

обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык

качественного чтения у хорошо читающих.

Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской

деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс.

Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной

технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология

включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его

героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на

читательский опыт. Постановка целей урока.

Фрагмент урока чтения.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло).

Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации

-Первичное чтение текста.

-Определение основных понятий (без чтения всего текста)

-Составление таблиц (выборочное чтение)

-Составление плана текста (для пересказа)

-Поиск пропущенных слов

-Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).

-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,

эмоциональной окраской прочитанного текста.

-Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

-Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по

прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

-Беседа по содержанию текста.

-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Работа с текстом после

Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской

интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приёмы, помогающие повысить уровень читательской грамотности через технологию проблемно-диалогового обучения в начальной школе.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

· умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

· умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

· найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

· устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

· интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

· реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

Виды проблемных диалогов:

• Через использование цитат.

• Через ключевой вопрос урока

• Через столкновение мнений

• Через грамматическую сказку

• Прием сопоставления репродукций

• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен, я начинала урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к её книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и предлагаю ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. На уроках я проводила мастерские, на которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.

Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Почему многие дети неохотно и мало читают? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:

- предметные недели по литературе

– конкурсы рисунков, конкурсы стихов

– викторины по прочитанным произведениям

– путешествия по сказкам

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс.

Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения. Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока.
Фрагмент урока чтения.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
Группы составляют пословицы:

1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло) II этап. Работа с текстом во время чтения.

-Определение основных понятий (без чтения всего текста)
-Составление таблиц (выборочное чтение)
-Составление плана текста (для пересказа)
-Поиск пропущенных слов
-Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

-Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
-Беседа по содержанию текста.
-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Предлагаю использовать следующие приёмы работы:

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

1. Назовите главных героев произведения.

2. Где происходят события?

3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

6. Что однажды произошло?

7. Что случилось с собачкой через год?

8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

9. Чем заканчивается быль?

10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

11. Каково ваше впечатление от рассказа?

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Читайте также: