Пьеса народовольцы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Немолодой Стыров покупает Евлалию у ее матери, которая держала девушку взаперти. Он женится на ней, но опасается, что молодая жена будет изменять. Колбов советует ему лишить девушку свободы.

За минуту

Мирон навещает вернувшегося Евдокима Стырова. Он не видел барина 3 года, с тех пор как тот женился на юной девице и вместо него взяли молодую прислугу. Мирон хочет попроситься на службу к Стырову.

Колбов и Стыров обсуждают семейную жизнь. Последний вспоминает, что его супругу, Евлалию выдали за него практически насильно. Стыров купил девушку у ее матери, которая держала Евлалию взаперти. Он не был влюблен в свою невесту, а захотел приобрести ее как вещь, в чем сейчас себя упрекает. Он опасается, что из-за большой разницы в возрасте молодая супруга во время его отсутствия найдет себе новую привязанность.

Чтобы этого не случилось, Колбов советует принять меры: полностью отнять у жены свободу, ограничить круг ее общения и установить надзор за Евлалией.

Стыров получает телеграмму, что принадлежащий ему пароход получил значительные повреждения и встал. Он собирается в дорогу, чтобы решить возникшую проблему. Перед отъездом Евдоким берет на службу Мирона.

Александр Свободин - НАРОДОВОЛЬЦЫ

Александр Свободин - НАРОДОВОЛЬЦЫ краткое содержание

НАРОДОВОЛЬЦЫ - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

На перекрестке толпа внезапно разом повернулась к зрителям. Страшный крик крестьянина.

Крестьянин. Ох, висит!

Крестьянка. Господи милосердный, что же это делается!

Баба. Теперь этого огромного.

Правый. Михайлова Тимофея.

Крестьянка. Огромный-то какой.

Провинциал. Оттолкнул сторожей-то, оттолкнул.

Мастеровой. Сам пошел.

Человек в очках. Накинули.

Крестьянин. Ох, висит.

Крестьянка. Сорвался!

Крестьянин. Да что ж это!

Человек в очках. Помиловать!

Торговка. Простить!

Баба. Нет такого закона, чтобы сорвавшегося вешать.

Сановник. Царь простит.

Торговка. Сейчас флигель-адъютант прискачет.

Народоволец. Изверги!

Учительница. Господи, Коленька, да что ж это делают с людьми!

Второй народоволец. Сам пошел, сам. Студент. Опять, опять.

Вздох толпы, и тут же крик ужаса, толпа надвинулась на офицеров.

Крестьянка. Сорвался!

Баба. В третей сорвался!

Крестьянин. Да что ж это, православные?

Первый народоволец. Живодеры.

Человек в очках. Господи милосердный!

Славянофил. Опять, опять.

Западник. Висит!

Крестьянин. Царствие ему небесное.

Провинциал. Висит.

Левый. К ней подходит.

Правый. Беда-то, как бела.

Мастер о вой. Целуются, целуются.

Учительница. А с ним никто, нет…

Провинциал. Повели голубушку.

Крестьянка. Бела-то как.

Правый. Твердо идет.

Крестьянин. Висит!

Учительница. Маленькая.

Человек в очках. Задушили, не дергается.

Крестьянин. Что же это делают, что ж это делают с людьми-то? В толпе ещё.

Западник. Желябов.

Провинциал. Кричит!

Мастеровой. Что, что?

Первый народоволец. Кричит!

Мастеровой. Что, что?

Провинциал. Не слыхать.

Торговка. Тянут, тянут его.

Правый. Смотрите, рукой, рукой!

Мастеровой. Что кричит-то, что?

Крестьянин. Не слыхать, не слыхать.

Баба. Да разве услышишь?

Мастеровой. Что кричал, кричал что?

Баба. Повели, повели!

Человек в очках. Капюшон надели.

Крестьянин. Ви-си-и-ит… (Плачет.)

Первый народоволец. Смотрит.

Второй народоволец. Смотрит.

Левый. Господи, мать ведь у нее тут.

Треск барабанов становится глуше.

Сквозь толпу пятеро в балахонах для казни выходят на авансцену. Они обращаются в зал.

Рысаков. Мне девятнадцать лет, господи… не предал! Переступить не сумел… чужою смертью пошел умирать, а надо своей, надо через свой предел переступить… А я вот не сумел.

Желябов. Я хотел этого… хотел умереть… И еще хочу сказать – движение наше бескровное, но пришло к крови, разбившись о преграду из тюрем и ссылок. Если бы мне дали свободно говорить с народом, я никогда бы не прибегнул к силе! Но я прибегнул к ней… Плачу за нее, и совесть моя чиста.

Кибальчич. Логика социалиста привела меня к мысли о невозможности мирных средств. Тогда я взял на себя техническую сторону дела. Прошу вас, живых, об одном. В камере смертников я написал проект воздухоплавательного аппарата, основанного на принципе действия ракеты. Полагаю, он вполне осуществим. Я изложил его подробно, с рисунками и вычислениями. Я уже не буду иметь ни возможности выслушать мнение экспертов по поводу моего проекта, ни возможности следить за его судьбой. И теперь публично заявляю – проект этот мой… Ну, вот… да, больше ничего. Совесть моя чиста.

Тимофей Михайлов. Одно скажу – простите, люди добрые! (Кланяется до земли.) Так как мое развитие недостаточное, то могу лишь сказать: принадлежу к партии, которая защищает среду рабочих. Разъяснить ее по недостатку образования не могу, но опять скажу: принадлежу к партии, которая защищает среду рабочих… Совесть моя чиста.

Перовская. Я не поцеловала Рысакова перед казнью, кто знает, может быть, в последний миг моей жизни я пожалела об этом… Но тем, кто позволит себе обвинять меня и других в безнравственности, жестокости и пренебрежении общественному Мнению, я позволю себе возразить. Тот, кто знает нашу жизнь и условия, при которых нам приходилось действовать, не бросит в нас ни обвинения в безнравственности, ни обвинения в жестокости. Совесть моя чиста.

Пятеро обнимаются, составляя один клубок.

Толпа отступает от них.

Александр Петрович Свободин родился в 1922 году в Москве. По образованию историк, учился в аспирантуре Государственного исторического музея. Работал преподавателем средней школы и учительского института в Казахстане, директором Областного краеведческого музея в Западной Сибири.


Содержание

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

История


Причины кризиса

Партийные издания

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Повествование ведет рассказчик, которые приехал в Россию и хочет найти спокойное место, чтобы учить детей. Он селится у пожилой Матрены – доброй, щедрой и открытой женщины, которая живет одна в избе. Жизнь Матрены бедная, ее часто донимают болезни, однако она всегда помогает своим соседям и любым нуждающимся.

Матрена должна была выйти замуж за мужчину по имени Фаддей, но он пропал на фронте, а когда вернулся, Матрене уже пришлось выйти замуж за его младшего брата. Дети Матрены умерли в младенчестве, муж умер на фронте, поэтому новая жена Фаддея отдала ей свою дочь Киру на воспитание.

Однажды взрослая Кира возвращается в село к Матрене и просит отдать ей сейчас часть избы, которую женщина завещала названной дочери. На этом настаивает и Фаддей. Женщина соглашается и даже помогает перевезти горницу. Однако их сани попадают под поезд и Матрена погибает. На похоронах только Кира показывает искреннее горе, все остальные лишь притворяются.

  • Главный герой – рассказчик. Мужчина, отбывший срок и поселившийся у Матрены.
  • Матрена – пожилая женщина, позволившая рассказчику у себя пожить. Одинокая, открытая и добрая.
  • Фаддей – мужчина, за которого Матрена в молодости хотела выйти замуж. Во время действия рассказа – алчный, мелочный старик.
  • Сестры Матрены – видят в Матрене только какую-либо выгоду.
  • Кира – названная дочь Матрены, искренне ее любит.

Глава 1

Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.

Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.

Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.

К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.

Глава 2

Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.

Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.

Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.

Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.

Глава 3

Избу Матрены заколачивают, а рассказчик селится у золовки Матрены, которая часто вспоминает женщину, однако далеко не лестно.

После описанных событий рассказчик понимает, что вся русская земля держится на таких людях как Матрена: добрых, бескорыстных и открытых душой. Образ Матрены – это образ человека, который незримо создает основу целому селу своей помощью, добротой и поддержкой.

Солженицын написал этот рассказ в 1959 году на основе ситуации, в которой автор сам оказался. Он хотел найти тихий уголок, чтобы спокойно жить и учить детей. В результате он поселился в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Изначально у рассказа должно было быть другое название, однако из-за цензуры Солженицын его сменил.

Известная актриса Ирина Николаевна Аркадина приезжает погостить в поместье к своему брату — Петру Николаевичу Сорину. Вместе с ней приехал её любовник — знаменитый писатель Борис Тригорин. Он сильно моложе неё, но актрисе это только нравится: она ведёт яркую, бурную жизнь в обществе.

У Аркадиной есть 25-летний сын — Константин Треплев. У него непростые отношения с матерью: он не разделяет её взглядов, а ей не нравится, что сын подчёркивает её возраст. Треплев написал пьесу и готовился поставить её для гостей и жителей поместья.

Главную (и единственную) роль Константин отдал Нине Заречной — девушке из богатой семьи. Она увлечена театром, но родители против этого. Поэтому Константин, влюблённый в Нину, устраивает для неё театр в местном парке.

Начинается спектакль. Кроме Аркадиной и Тригорина зрителями оказались Сорин, управляющий его поместьем Илья Афанасьевич Шамраев с женой Полиной Андреевной и дочерью Машей. Посмотреть пьесу пришли местный врач Евгений Дорн и учитель Семён Медведенко, безответно влюблённый в Марию.

На сцену выходит Нина и играет спектакль. Аркадина во время действия критикует работу сына. Треплев не выдерживает давления, прекращает спектакль и уходит из сада. В это время Аркадина хвалит игру Заречной и знакомит её с Тригориным.

Дорн объясняет Треплеву, что ему понравилась пьеса, но тот ищет Нину и уходит. К Дорну заходит Маша и признаётся, что влюблена в Константина.

Краткое содержание 2 действия

Спустя несколько дней герои снова сидят во дворе усадьбы. Каждый занимается своим: Тригорин рыбачит, Дорн читает вслух Аркадиной и Маше. В имение приезжает Заречная. После знакомства с Тригориным девушка влюбилась в него и стала избегать Треплева.

Когда Нина осталась одна, к ней пришёл Константин. Он положил перед ней застреленную чайку и сказал, что скоро так же поступит с собой. Треплев понял, что Нине интересен Тригорин, поэтому устроил сцену ревности.

Ссоре помешал вошедший Тригорин. Константин ушёл, и Нина говорит Тригорину, что восхищается его жизнью. Писатель отвечает, что для него жизнь — мучительный труд. Увидев убитую птицу, он говорит, что придумал сюжет для нового произведения. Молодую девушку, свободную, как чайка над озером, случайно губит мужчина.

Краткое содержание 3 действия

Маша разговаривает с Тригориным. Она объясняет, что решила избавиться от любви к Константину, поэтому выходит замуж за Медведенко. Заходит Нина, чтобы попрощаться с Тригориным и подарить ему на память медальон.

Треплев переживает из-за отношений с Ниной. Он попытался застрелиться, но этого не вышло. Тогда он вызвал Тригорина на дуэль. Аркадиной не нравится поведение сына, и она решает вернуться в Москву.

Борис объясняется с Аркадиной и признаётся в любви к другой девушке. Актриса умоляет его уехать с ней. Мягкосердечный Тригорин соглашается. Перед их отъездом Нина рассказывает, что собирается в Москву, учиться на актрису. Молодые люди договариваются о встрече там.

Краткое содержание 4 действия

Четвёртое действие происходит спустя два года. Маша замужем за Медведенко и родила от него ребёнка. Несмотря на это, она по-прежнему не любит мужа из-за Константина. Константин стал знаменитым автором, но всё ещё жил в поместье у Сорина.

Дорн интересуется судьбой Нины Заречной. Треплев рассказал, что девушка сошлась с Тригориным, и у них был ребёнок. Ребёнок умер, а Тригорин вскоре вернулся к Аркадиной. Нина действительно стала актрисой, но играла безвкусно и переигрывала. Поэтому в Москве её карьера не сложилась, и она уехала в провинцию.

Поначалу Заречная не хотела видеть Константина, но спустя время стала писать ему письма. Никогда не жаловалась, но Треплев чувствовал, как она страдает. Во время действия она жила рядом с поместьем Сорина в городе, но в усадьбу не приходила.

К Сорину приехали Аркадина и Тригорин, они решили навестить брата. Гости собираются играть в лото. В это время Константин уходит. Он пишет рукопись в другой комнате, когда в окно стучат. Во дворе он встречает Нину.

Девушка плачет на груди у Треплева и рассказывает, как с ней поступил Тригорин. Она признаётся, что чувствует себя чайкой. Константин упрашивает Нину остаться или позволить ему поехать вместе с ней. Нина отказывается и уезжает одна.

Треплев рвёт свои рукописи и выходит из комнаты. Аркадина и остальные гости заходят к нему и решают играть там. Выясняется, что Тригорин попросил Шамраева сделать для него чучело из убитой чайки. В соседней комнате раздаётся выстрел. Это убил себя Константин Треплев.

Читайте также: