Первые протестантские школы в беларуси появились в

Обновлено: 05.07.2024

До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина, Белоруссия входили в состав Польско-литовского государства. Развитие просвещения и культуры украинского и белорусского народов происходило в неблагоприятных условиях чужеземного господства. Вместе с тем, сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша.

Важным условием развития школы, просвещения, педагогической мысли украинского и белорусского Средневековья являлось сосуществование римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Эволюция этих конфессий существенно повлияла на духовную жизнь и педагогическую мысль. Так, в конце XIV – первой половине XV вв. под южнославянским влиянием в украинской культуре и просвещении распространяется исихиазм – религиозная доктрина, представители которого обратились к внутреннему миру человека.

Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись вплоть до конца XV в. Речь идет об элементарном учении при церквях и монастырях и повышенном обучении (прообразе учения книжного), включавшем, помимо чтения, церковного пения и порядка богослужения, также элементы богословия. Преобладающую роль в развитии грамотности играло домашнее образование, обучение у грамотных людей.

В конце XV–XVI вв. школы и просвещение на Украине и в Белоруссии приобретают новые черты. Предоставленное многим городам право на самоуправление послужило стимулом расширения и изменения школьного дела. К тому же росла потребность не только в элементарно грамотных, но и профессионально обученных людях.

С конца XVI в. развитие просвещения на Украине и в Белоруссии происходило под знаком серьезных политических и идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического движения среди украинского и белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и православной церкви.

Эти особенности украинского и белорусского позднего Средневековья получили выражение в развитии нескольких типов учебных заведений: католических школ, городских (латинских) школ, униатских школ, протестантских школ, братских школ.

При католических костелах и монастырях действовали латинские школы элементарного и повышенного типа (в последних обучение шло по программе семи свободных искусств). Зачастую католические учебные заведения превращались в городские школы под совместным управлением магистрата и церкви (во Львове, Перемышле, Ярославе и других городах). Эти учебные заведения посещали поляки и украинцы. (Обучение в городских школах отнюдь не означало "окатоличивания".)

Среди католических учебных заведений начиная со второй половины XVI в. особое место заняли школы ордена иезуитов (коллегии). Особую известность, например, получила Львовская коллегия. Для привлечения украинской и белорусской молодежи в программу коллегий вводили старославянский язык и элементы православного богослужения. В коллегиях обучалось юношество из шляхетских слоев.

В середине XVI в. на Украине и в Белоруссии действовало до 150 учебных заведений, созданных общинами протестантов. Подобные учебные заведения были разного уровня – от элементарного до высшего. В числе последних – кальвинистская школа в Дубецке. Веротерпимость протестантских школ привлекала сюда юношей разных вероисповеданий.

Братские школы возникли в конце XVI – первой половине XVII вв. Они превратились в наиболее распространенный тип учебного заведения для православного украинского и белорусского населения. Деятельность братских школ была частью борьбы с "латинством", с проникновением его на Восток. В этой борьбе перенимались формы западноевропейского влияния при сохранении собственных мировоззрения и педагогической традиции. Следовательно, по существу, появление братских школ оказалось компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью.

Начало подобных учреждений было положено устройством Острожской школы (конец 70-х гг. XVI в.), в деятельности которой приняли участие Иван Федоров, Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко, греки. Кирилл Лукарис и Никифор, польский математик и философ Ян Лятос и др. В школе изучали семь свободных искусств и элементы современной философии, программа совмещала обучение "славяно-греко-латинским наукам".

Острожская школа служила примером для училищ, создаваемых братствами. Братства были организациями, которые объединялись вокруг какой-нибудь церкви. Как правило, братства находились в городах. Наиболее известными братскими школами были Львовская (1585), Луцкая (1620), Киевская (1615), Виленско-Троицкая (1584), Могилевская (1590), Минская Шпитальная (1592) и др.

Киевская братская школа оказалась предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия). Это высшее учебное заведение возглавили митрополит Петр Могила (1596/97–1647) и представители братства. Название и форма устройства скопированы с образцов католических школ. Программа семи свободных искусств была взята из краковской академии. Кроме того, изучалось православное богословие. Языками школы стали латинский и отчасти польский. Использовались некоторые польские учебники; воспитательная и учебная работа была организована по образцу иезуитских коллегий. Философия преподавалась в виде логики, физики или естественной философии и метафизики (теология). С конца XVII в. преподаватели начинают составлять собственные руководства.

С середины XVII в. ученики Киевско-Могилянской коллегии выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи "для обучения русских свободным наукам" в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России.

По типу обучения братские школы соответствовали европейским городским школам. В зависимости от образовательного уровня в братских школах в различных объемах преподавались чтение, письмо, грамматика (церковнославянская, древнерусская, латинская, греческая, польская), поэтика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, философия, богословие.

После того как в 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, в Белоруссии и на Украине стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко-славянских православных школ. Со второй половины XVII в. учреждением и руководством униатских школ занимались базилиане – униатский монашеский орден (создан в 1617 г.). Школы готовили почти исключительно служителей церкви. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения.

В XVI в. на землях Беларуси распространились идеи Реформации. В Великом Княжестве Литовском, как и в других государствах Европы, Реформация была тесно связана с Ренессансом, но специфика заключалась в том, что здесь она носила феодальный характер — основными сторонниками идей Реформации были шляхтичи. Для них Реформация представляла собой одно из средств борьбы за независимость и укрепления своего государства.

Активно действовали монашеские ордены. Имея поддержку великих князей литовских, в первой половине XVI в. католичество неуклонно укрепляло свои позиции в ВКЛ. Костел стал крупным землевладельцем. Это вызвало недовольство магнатов и зависимой от них шляхты. Православная церковь в Княжестве была слишком ортодоксальной (консервативной) и не принимала изменений, которые происходили в европейском образовании и культуре. Священники обычно имели низкий уровень образования и часто не были способны конкурировать с хорошо образованным католическим духовенством.

Расширение экономических связей с соседними странами способствовало активизации культурного обмена. На белорусских землях стала известна гуманистическая и реформационная литература. Одним из центров гуманистической мысли в начале XVI в. являлся Краковский университет (Польша), где получили образование известные деятели Реформации — ​Сымон Будный, Лаврентий Крышковский, Пётр из Гонёндза и др.

Реформация в ВКЛ развивалась в русле общеевропейского движения. Значительные изменения в общественно-политической и духовной жизни, расширение международных культурных и политических контактов, хозяйственный подъем, обострение внутриполитических и социальных противоречий подготовили почву для распространения Реформации на белорусских землях.


Протестантизм в Белоруссии — история и современное положение протестантских деноминаций на территории Республики Беларусь.

Содержание

История

Протестантизм на территорию нынешней Белоруссии проникает в XVI веке, первоначально в форме учения Лютера. Большое влияние на распространение лютеранства в Великом княжестве Литовском играло его утверждение как официальной религии в соседнем Прусском герцогстве, открытие университета в столице Пруссии Кёнигсберге, а также проживание в Великом княжестве некоторого числа немецких колонистов.

Особенностью развития протестантского движения в Великом княжестве Литовском стал его быстрый переход к более радикальным формам — антитринитаризму, вылившемуся в активное и сильное социнианское движение. Общины социниан существовали в Вильне, Новогрудке, Любче и многих других городах. Наиболее влиятельным сторонником этого рационалистического учения был магнат Ян Кишка, каштелян виленский. Среди известных социнианских мыслителей и проповедников выделяют Симона Будного, Яна Лициния Намысловского и Василия Тяпинского.

Во второй половине XVI века начинается активная борьба католической церкви с протестантизмом. Контрреформация распространилась и в Великом княжестве Литовском, основными её проводниками были иезуиты, пользовавшиеся государственной поддержкой. Протестантское движение постепенно затухает, магнатерия постепенно возвращается в католицизм, в то время как среди низшего сословия протестантские идеи были не слишком популярны и ранее. Тем не менее, протестантские общины продолжают существовать.

Последующие развитие

Современное состояние

Сегодня протестанты Белоруссии представляют собой религиозное меньшинство>. Лютеранские общины (Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь) представлены главным образом людьми с немецкими корнями. Кальвинисты представлены одной общиной в Минске: Белорусский Евангелический Реформаторский собор. Значительно больше представлены баптисты (ок. 12 тыс. [3] ) и пятидесятники (до 30 тыс. [4] ). Имеется также несколько других протестантских деноминаций.

Беларусь в 16-17 веках находилась под властью РП. Белорусский народ угнетался польскими панами, что оставляло свой отпечаток на всех сторонах жизни людей. В стране велась борьба за белорусскую культуры между народными массами и крупными землевладельцами, которые поддавались процессу ассимиляции. В 16-17 веках на белорусских землях действовали самые разные школы.

Протестантские школы. В 16 в. эти школы возникали в Минске, Полоцке, Бресте, Витебске, а также других местечках и городах. В школах обучались дети горожан и шляхты. Основы христианского вероучения были в них самым важным предметом. Заслугой протестантских школ можно считать широкое использование родного языка в процессе обучения.
Протестантские школы были различных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские.

В лютеранских школах преподавали катехизис, грамматику, арифметику. Значительное внимание уделялось изучению языков. В школах для белорусов изучался белорусский язык. В связи с тем, что лютеранство в Беларуси не получило широкого распространения, школ данного направления было немного.

По инициативе арианских общин на территории Беларуси была открыта целая сеть арианских школ: в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и др. Эти школы были двух видов: начальные и типа гимназий, которые давали среднее образование.

Учебный план средних арианских школ включал в себя целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось предметам природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине. Такого обширного образования в Беларуси ранее не давала ни одна школа.

Братские школы. Первой братской школой стала Виленская, открытая в 1584 году. Она стала очень популярной среди населения, и первой среди других православных школ применила в образовательном процессе печатные книги. Вслед за ней братские школы стали создавать в Могилёве, Бресте, Минске, Витебске. Братские школы руководствовались Уставом братства и уставом школ. Здесь использовались элементы классно- урочной системы. Дисциплина была жёстко, занятия начинались и заканчивались молитвой. Ученик должен полностью отчитываться преподавателю о своём домашнем задании. Преподавание осуществлялось на церковнославянском и белорусском языках. Обучение было бесплатным, здесь учились в основном дети мещан. Преподавался целый ряд предметов: риторика, история, диалектика, математика, музыка, география, астрономия. Братские школы внесли большой вклад в издательское дело, они имели при себе типографии, где печатали пособия, учебники и тд. Также братские школы внесли вклад в развитие белорусского языка, поэзии, драматургии.

Иезуитские школы. Первое учебное заведение было открыто иезуитами в 1569, это была коллегия. На протяжении 16- 17 веков иезуиты открыли школы в Орше, Минске, Пинске, Полоцке, Слуцке, Гродно. Иезуитские школы делились на 2 типа: низшие и коллегии. Иезуиты ввели в программу школ классическую латынь, греческий, риторику, логику, философию, навыки ораторского искусства. Обучение было бесплатным, также провозглашалась терпимость к вероисповеданию учащихся. Иезуитские школы уделяли немного времени богословским вопросам. Иезуиты ввели систему оценок, уделяли большое внимание физическому воспитанию. Иезуитские учебные заведения в 17 веке обеспечили себе популярность среди местной шляхты, по их инициативе были закрыты братские и протестантские школы.

Униатские школы. Деятельность униатов в сфере образования началась с закрытия братских школы. Первая униатская школы была открыта в Бресте на месте братской школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа риторику, философию, историю, право. Школы были предназначены для бедного населения, уровень их учебно- воспитательной работы был низким. В деятельности данных школ огромную роль играл орден базилиан, который во многом копировал деятельность ордена иезуитов.

Таким образом, в данном эссе на основе анализа использованных источников можно сделать вывод, что во второй половине XVI-XVII вв. на белорусских землях существовали разные по своей идейной направленности (конфессиональной принадлежности), содержанию, организационным формам и методам работы школы: протестантского направления; православные братские; католические, представленные прежде всего иезуитской системой школьного образования; униатские, возникшие после принятия Брестской унии. Все эти школы безусловно внесли свой вклад в развитие белорусского народа. Одни учебные заведения ставили своей главной целью конфессиональное образование, другие- более светское, одни школы были для бедных слоёв, в то время как в других школах обучали детей шляхты, но все они выполняли одну функцию- воспитание духовного, нравственного сознания детей того времени.

Читайте также: