Первое слово съела корова лада кутузова краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Первое слово съела корова!

Глава 1. Бедный Пушкин!

— Первое слово дороже второго!

— Первое слово съела корова!

— Коровы слова не едят!

— А она волшебная.

За окном ярко светило солнце — и не скажешь, что середина осени. В такую погоду хочется гулять с утра до вечера, а не мучиться с домашними заданиями. Но Никите не повезло: весь воскресный день он делал уроки с мамой. Рядом вертелся старший брат Сашка и всячески отвлекал: то рожу состроит, то постарается задеть, проходя мимо. Его просто тянуло к Никите.

И начал читать с энтузиазмом в голосе:

— Обыкновенно, — подсказала мама.

Сашка закатил глаза. Мол, даже стихотворение брат выучить не в состоянии, но Никита ничего не заметил.


Но мне она мила, читатель дорогой.
Красою тихою, блестящей…

— Блистающей, — поправила мама.

Никита посмотрел в окно — как же хочется на улицу! Сашка воспользовался моментом и показал язык. Никита в долгу не остался и высунул свой, а мама сразу же засекла.

— Стихотворение рассказывай, — возмутилась она, — а не то к папе пойдёшь.

Идти к папе Никита не хотел, но тот явился сам.

— А почему телевизор работает? — тут же оценил обстановку папа.

— Пап, — заволновался Никита, — кино идёт.

— Никаких кино, — отрезал папа, — ступай в нашу комнату, чтобы не отвлекаться. Выучишь — приходи.


Никита отправился в родительскую спальню. Разлёгся на кровати и включил телевизор. Негромко, чтобы папа не услышал. Учить стихотворение совсем не хотелось. Он взял карандаш и что-то нарисовал в учебнике. Вскоре фильм закончился, и Никита вернулся в гостиную. Папа поставил табуретку на середину комнаты.

Никита взгромоздился на неё и продолжил с умильной интонацией:

— Слезай, — велел папа. — Недостоин ты на табуретке стоять.

Никита слез и ушёл повторять. Через пять минут возвратился, забрался на табуретку и закончил уже без всякого вдохновения:


Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Папа придираться не стал, что сын рассказал стихотворение с запинками, и Никита начал собирать портфель. Он протянул маме учебник по литературе и попросил:

Мама открыла книгу и увидела, что на странице со стихотворением нарисована корова, похожая на большую рогатую собаку. Рядом Никита приписал корова, чтобы никто не перепутал.


— Ник! — рассердилась она. — Надо уроки учить, а не рисовать картинки.

— Но я же выучил, — пожал он плечами.

Мама взяла ластик и попыталась стереть картинку. Ничего не выходило.

— Не получается! Теперь заставят новый учебник покупать, — расстроилась она. Да так сильно, что рассыпалась на тысячу маленьких мам. Никита и Сашка бросились ловить их, пока те не разбежались по квартире. Правда, Сашка ещё успел Никите подзатыльник отвесить, чтобы тот не выводил маму из себя. Но дать сдачу было некогда — одна из мам попыталась спрятаться за шторой.

— Прости, — извинился Никита, когда они с Сашкой собрали маму. — Только скучно просто так зубрить. Вот я и придумал, что это волшебная корова и она ест слова. Вот бы хорошо было, если бы она все стихи слопала!

Он убрал портфель. Затем прищурил глаз, согнул левую руку в локте и прижал кулак к правому плечу. Другую руку приподнял и выдвинул вперёд, обхватив воображаемое ружьё за ствол.

— Бабах! — закричал Никита и откинулся назад словно от отдачи. — Вот так бы я с Пушкиным поступил, — кровожадно заметил он. — Как тот самый… забыл.

— Дантес? — подсказала мама.

— Ага. Только я бы его за то, что он такие сложные стихи сочинял!

— А за что Дантес застрелил Пушкина, знаешь?


— Угу. Дантес в жену Пушкина чмок-чмок-чмок, — выразительно зашевелил губами Никита.

— Влюбился, — уточнила мама.

— Ага, — кивнул Никита. — А Пушкину это не понравилось, и он его на дуэль вызвал. А тот его убил. Хорошо, что убил, а то бы Пушкин ещё целую кучу стихов написал, а нам учить.

Корова из книги укоризненно посмотрела на Никиту, но мальчик не увидел.

— Неужели тебе Пушкин совсем не нравится?

— Почему? — отмахнулся Никита. — Одно стихотворение нравится. У Лукоморья дуб срубили, кота на мясо порубили… Дальше не знаю.

— Это тебя папа научил? — Мама не сомневалась в ответе.

— Ага, — радостно поддакнул мальчик.

Мама обхватила руками голову и застонала:

— Нет чтобы нормальное стихотворение запомнить.

— А я помню, — обиделся Никита и продекламировал:


У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…


И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом, —

подхватил Сашка, не забыв добавить: — Я, вообще-то, это стихотворение не учил. Просто так запомнил.

— Ладно, — проворчала мама, — смотри свой телевизор. А не то я тебя, как Дантес Пушкина…


Глава 2. Точка в журнале

Утром по дороге в школу Никита размечтался.

— Знаешь, о чём я каждое утро молюсь? — спросил он.

— О чём? — насторожилась мама.

— Чтобы я пришёл в класс, а там всего шесть человек. Тогда бы уроки отменили!

— Лучше бы ты о хороших оценках думал!


— А-а, — возмутился мальчик, — знаешь, какая у нас Ольга Ивановна строгая? Ей не угодишь.

Мама махнула рукой:

— У Саши же получается. А ты вечно ленишься, вчера полдня на домашнее задание потратили.

— Ботаник твой Сашечка, — снисходительно протянул Никита, — только и думает, как бы его учителя похвалили. Наверное, ночью одни учебники снятся.

Мама уронила голову на грудь. Голова сразу же отвалилась и чуть не упала, но Никита успел подхватить. Он быстренько прикрепил её обратно и с укоризной посмотрел на маму: нечего по пустякам переживать!

— И тебе бы не помешало стараться! — заметила мама.

Никита не согласился:

— Ага, как же! Теперь Сашечка и по субботам учится из-за того, что в математическую школу попал. Я так не хочу!

Они подошли к зданию школы. Никита посмотрел по сторонам: нет ли поблизости одноклассников, подставил маме щёку для поцелуя и побежал ко входу.

На уроке литературы Ольга Ивановна спрашивала стихотворение наизусть. Никита надеялся, что пронесёт, но не повезло — учительница вызвала к доске. Никита с запинками домучил стихотворение и ждал честно заработанную тройку, но Ольга Ивановна так не считала.

— Никита! — возмутилась она. — Это же сам Пушкин! Александр Сергеевич. Разве можно так безобразно читать стихи великого поэта?

— Я учил, — привычно ответил мальчик.

— Плохо учил, Соловьёв. Ставлю пока точку в журнал. К следующему уроку чтобы от зубов отскакивало, а иначе точка превратится в двойку.

Никита уныло поплёлся к своей парте, а учительница продолжила опрос.

— Мама, — позвонил Никита днём, — можно я в компьютер поиграю?

— А пятёрку получил? — уточнила мама. — Сам знаешь: нет пятёрки — к компьютеру не подходишь.

— Тут получишь… — пожаловался Никита.

На другом конце провода раздался тяжёлый вздох.

— Она мне точку в журнал поставила! — наябедничал Никита.

— Не она, а Ольга Ивановна, — поправила мама.

— Какая разница, — буркнул мальчик. — Я же рассказал!

— Значит, плохо рассказал, — не поверила мама. — Учи по новой.

— Лучше тебя дождусь.

— Саша, между прочим, сам уроки делает!

— Вечно ты его хвалишь! Конечно, ведь Сашечка — твой любимчик, — проворчал Никита и повесил трубку.

Он подпёр рукой голову и представил конец учебного года. Вся школа собралась во дворе, директор по микрофону подзывает Никиту к себе. А затем вручает большую грамоту и благодарит за отличную учёбу. И все хлопают. Здорово бы было! Но тут из школы вернулся Сашка, и они подрались.

Сначала Никита сидел на диване и страдал: Сашка получил пятёрку и играл на компьютере. По телевизору ничего интересного не показывали, а друзья разбежались по кружкам, и гулять было не с кем.

— Сашк, — позвал он, — давай ещё подерёмся.

— Отстань, — отмахнулся тот.

— Ну Саш, мне скучно.

Брат не реагировал. Тогда Никита сменил тактику.

— Ботаник, — начал он.

Сашка, не поворачиваясь, ответил:

— Ботаник — это такая профессия. Очень престижная, кстати.

— Лох, — продолжил Никита.

Брат не реагировал.

— Влюбился в девчонку.

Сашка развернулся и погрозил кулаком. Никита обрадовался: получается!

Сашка выскочил из-за стола и навалился на Никиту. Они завозились, стараясь перебороть друг друга. Наконец устали и, довольные, разошлись по разным углам.

Иллюстрации Татьяны Сафоновой.

Первое слово съела корова!

— Первое слово дороже второго!
— Первое слово съела корова.
— Коровы слова не едят!
— А она волшебная.

Глава первая. Бедный Пушкин!

Дни поздней осени бранят… э-э-э.

— Обыкновенно, — подсказала мама.
Сашка закатил глаза. Мол, даже стихотворение брат выучить не в состоянии, но Никита ничего не заметил.

Но мне она мила, читатель дорогой.
Красою тихою, блестящей…

— Блистающей, — поправила мама.
Никита посмотрел в окно — как же хочется на улицу. Сашка воспользовался моментом и показал язык. Никита в долгу не остался и высунул свой, а мама сразу же засекла.
— Стихотворение рассказывай, — возмутилась она, — а не то к папе пойдёшь.
Идти к папе Никита не хотел, но тот явился сам.
— А почему телевизор работает? — тут же оценил обстановку папа.
— Пап, — заволновался Никита, — кино идет.
— Никаких кино, — отрезал папа, — ступай в нашу комнату, чтобы не отвлекаться. Выучишь — приходи.
Никита отправился в родительскую спальню. Разлёгся на кровати и включил телевизор. Негромко, чтобы папа не услышал. Учить стихотворение совсем не хотелось. Он взял карандаш и что-то нарисовал в учебнике. Вскоре фильм закончился, и Никита вернулся в гостиную. Папа поставил табуретку на середину комнаты.
— Залезай.
Никита взгромоздился на неё и продолжил с умильной интонацией:

В ней много доброго… э-э-э…

— Слезай, — велел папа. — Недостоин ты на табуретке стоять.
Никита слез и ушёл повторять. Через пять минут возвратился, забрался на табуретку и закончил уже без всякого вдохновения:

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом, —

Глава вторая. Точка в журнале

Утром по дороге в школу Никита размечтался.
— Знаешь, о чём я каждое утро молюсь? — спросил он.
— О чём? — насторожилась мама.
— Чтобы я пришёл в класс, а там всего шесть человек. Тогда бы уроки отменили!
— Лучше бы ты о хороших оценках думал! — ужаснулась мама.
— А-а, — возмутился мальчик. — Знаешь, какая у нас Ольга Ивановна строгая? Ей не угодишь.
Мама махнула рукой:
— У Саши же получается. А ты вечно ленишься, вчера полдня на домашнее задание потратили.
— Ботаник твой Сашечка, — снисходительно протянул Никита, — только и думает, как бы его учителя похвалили. Наверное, ночью одни учебники снятся.
Мама уронила голову на грудь. Голова сразу же отвалилась и чуть не упала, но Никита успел подхватить. Он быстренько прикрепил её обратно и с укоризной посмотрел на маму: нечего по пустякам переживать!
— И тебе бы не помешало стараться! — заметила мама.
Никита не согласился:
— Ага, как же! Теперь Сашечка и по субботам учится из-за того, что в математическую школу попал. Я так не хочу!
Они подошли к зданию школы. Никита посмотрел по сторонам: нет ли поблизости одноклассников, подставил маме щёку для поцелуя и побежал ко входу.

На уроке литературы Ольга Ивановна спрашивала стихотворение наизусть. Никита надеялся, что пронесёт, но не повезло — учительница вызвала к доске. Никита с запинками домучил стихотворение и ждал честно заработанную тройку, но Ольга Ивановна так не считала.
— Никита! — возмутилась она. — Это же сам Пушкин! Александр Сергеевич. Разве можно так безобразно рассказывать стихи великого поэта?
— Я учил, — привычно ответил мальчик.
— Плохо учил, Соловьёв. Ставлю пока точку в журнал. К следующему уроку, чтобы от зубов отскакивало, а иначе точка превратится в двойку.
Никита уныло поплёлся к своей парте, а учительница продолжила опрос.

— Мама, — позвонил Никита днём, — можно я в компьютер поиграю?
— А пятёрку получил? — уточнила мама. — Сам знаешь: нет пятерки — к компьютеру не подходишь.
— Тут получишь… — пожаловался Никита.
На другом конце провода раздался тяжёлый вздох:
— Что случилось?
— Она мне точку в журнал поставила! — наябедничал Никита.
— Не она, а Ольга Ивановна, — поправила мама.
— Какая разница, — буркнул он. — Я же рассказал!
— Значит, плохо рассказал, — не поверила мама. — Учи по новой.
— Лучше тебя дождусь.
Вздох повторился.
— Саша, между прочим, сам уроки делает!
— Вечно ты его хвалишь! Конечно, ведь Сашечка — твой любимчик, — проворчал Никита и повесил трубку.
Он подпёр рукой голову и представил конец учебного года. Вся школа собралась во дворе, директор по микрофону вызывает Никиту к себе. А затем вручает большую грамоту и благодарит за отличную учёбу. И все хлопают. Здорово бы было! Но тут из школы вернулся Сашка, и они подрались.

Сначала Никита сидел на диване и страдал: Сашка получил пятёрку и играл в компьютер. По телевизору ничего интересного не показывали, а друзья разбежались по кружкам, и гулять было не с кем.
— Сашк, — позвал он, — давай ещё подерёмся.
— Отстань, — отмахнулся тот.
— Ну, Саш, мне скучно.
Брат не реагировал. Тогда Никита сменил тактику.
— Ботаник, — начал он.
Сашка, не поворачиваясь, ответил:
— Ботаник — это такая профессия. Очень престижная, кстати.
— Лох, — продолжил Никита.
Брат не реагировал.
— Влюбился в девчонку.
Сашка развернулся и погрозил кулаком. Никита обрадовался: получается!
— Влюбился, влюбился!
Сашка выскочил из-за стола и навалился на Никиту. Они завозились, стараясь перебороть друг друга. Наконец устали и, довольные, разошлись по разным углам.
— Я тебя победил, — похвастался Никита.
— Как же! — усмехнулся Сашка. — Я тебя два раза на спину опрокидывал.
— Зато я тебе руку заломил, ты и пошевелиться не мог.
Сашка пожал плечами: ничья.

Вечером мама готовила ужин, а Никита сидел рядом и страдал над уроками.
— Ёлки! — не выдержал он. — Учительница совсем с ума сошла: так много задавать!
— Что опять не так? — рассердилась мама.
— Всё! Ничего не понимаю. — Никите хотелось, чтобы мама быстренько сделала за него уроки.
Та оторвалась от кастрюль и заглянула в дневник.
— Ник, пиши: упражнение двадцать пять, страница восемнадцать, — продиктовала она.
— Мам, — перебил тот, — Милена у нас знаешь какая большая? Пятьдесят килограммов весит. Скоро как ты будет.
Милена училась в одном классе с Никитой, была отличницей и перегнала мальчишек в росте на целую голову.
— Упражнение двадцать пять, — настаивала мама.
— Её даже не уронить, — продолжал Никита.
— Пиши уже. — Мама начала раздражаться.
Но сын не слышал.
— Ага. Мы её втроём роняли. Максим держал, а мы с Данькой роняли.
— Двадцать пятое упражнение!
— Вообще-то, — похвалился Никита, — я и один могу её уронить. Она ведь полная такая, нетвёрдая.
— Сейчас папу позову. — Маме пришлось прибегнуть к угрозе.
— Надо на шее повиснуть, а потом к земле гнуть. — Никиту было не свернуть с любимой темы.
Тут на кухню явился Сашка.
— Ага, влюбился! — злорадно закричал он. — Мама, он в Милену влюбился!
Никита вскочил.
— А ты, а ты… Ты в Лану влюбился. Или как там её… в Настю!
Они чуть снова не подрались, теперь уже по-настоящему, но мама Сашку выставила. Никита неохотно доделал упражнение и убрал учебники.
— Стихотворение повтори, — напомнила мама.
— Да ну, — сморщился тот. — Я подсчитал: если мне Ольга Ивановна двойку поставит, всё равно за четверть тройка выйдет.
— Ник! — закричала мама. — В выходные и близко к компьютеру не подойдёшь!
— Ладно, — отмахнулся и замер: стихи исчезли! На их месте проступали едва заметные буквы. Зато корова округлилась и потемнела. Казалось, что это иллюстрация, а не рисунок самого Никиты. — Мам, — удивился он, — а тут ничего нет.
Мама тоже посмотрела и ахнула:
— Что же это такое?! Дожили! Типографская краска на глазах испаряется.
Она включила ноутбук и в интернете нашла нужное стихотворение.
— Учи!
Сама же подвинула книгу поближе, намочила палец и потёрла буквы: с теми ничего не происходило.
— Очень странно, — и недоверчиво поглядела на сына, будто он всё это устроил.
Никита быстро выучил стихотворение, а заодно совсем недолго, полчаса от силы, поиграл в компьютерную игру, пока мама не заметила и не отобрала ноутбук.

Ольга Ивановна на следующий день поставила тройку, кратко объяснив:
— С первого раза надо отвечать, Соловьёв.

Глава третья. Новая пропажа

Соловьёвы решили проверить все книги. В учебниках новых потерь не было, но когда мама достала толстую энциклопедию о животных, то ахнула — сразу три страницы оказались совершенно пустыми. Мама побледнела и молча села на диван. Её горе было настолько тяжёлое, что у дивана сразу подкосились ножки. Никита испугался: он знал, как мама тряслась над энциклопедией. Им с Сашкой категорически запрещалось брать книгу в её отсутствие. Ведь та была с цветными глянцевыми страницами, с изображением тысяч животных и насекомых. Вечерами они любили сидеть рядом с мамой и любоваться картинками.
Тут с работы вернулся папа.
— Что у вас произошло? — с порога спросил он.
Мама показала книгу. Не сразу, но папа понял, что в их квартире происходят непонятные околонаучные явления. Он быстренько пронёсся по комнатам, перевернул всё верх дном, но ничего подозрительного не обнаружил. Никита, правда, грешил на корову, но молчал, а то Сашка станет над ним смеяться. Но на всякий случай спрятал учебник по литературе в коробку из-под обуви и замотал скотчем.
Ночь миновала без потерь, но утром книгу пришлось достать — по расписанию стоял урок литературы. Никита аккуратно распахнул учебник — корова в нём выглядела живой. Казалось, она вот-вот замычит и спрыгнет со страницы. Никита покосился на брата, не видит ли, и осторожно пихнул книгу в мешок со сменкой, рассудив, что там корова ничего слопать не сможет.
В школе всё прошло как обычно, поэтому Никита успокоился. Придя домой, он бросил портфель посреди комнаты, перекусил и побежал на улицу — они договорились с Даней покататься на скейтбордах. В сквере рядом со школой оказалось много знакомых, да еще Никитины одноклассницы разъезжали на роликах. Соня, самая противная девчонка из их класса, на огромной скорости пронеслась мимо, едва не задев Никиту.
— Соня — коза, красит глаза! — прокричал он вслед.
Та резко остановилась и скорчила рожу, Никита погрозил кулаком.
— Когда вырастешь, на тебе никто жениться не будет, — пообещал он.
Они с Даней подхватили скейты и решили уйти в соседний парк, подальше от сумасшедших девчонок.

Перед сном Никита делился с мамой:
— Представляешь, Дима с шестиклассницей целовался!
— Ужас! — Волосы у мамы встали дыбом. Никита неловко пригладил их. — Она же старая для него — на целых два года старше.
Никита призадумался:
— А может, и с девятиклассницей, не помню точно. Это летом было, когда он на даче отдыхал.
Мама взмахнула руками, и те разлетелись в разные стороны. Никита расстроился: какая у него мама растерянная! Так и норовит что-нибудь потерять! Он собрал руки и прикрутил их обратно.
— А вот я точно жениться не буду! — рубанул мальчик, чтобы успокоить её. — Ну их.
Мама не поверила:
— Как же! Влюбишься и женишься.
Но Никита возмутился:
— Ты что, с ума сошла?! Девчонки противные!
Мама рассмеялась:
— Я напомню тебе об этом на свадьбе.
Никита снисходительно усмехнулся:
— На какой ещё свадьбе? Мечтательница ты, мама!

Глава четвёртая. Старушка-колдушка и другие

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Мастерство писателя как раз не в том, чтобы все написать ровным, гладким, классическим слогом, а в том чтобы стилем речи подчеркнуть характер своих героев. Мы же не ругаемся на засилье французского у персонажей Толстого, канцелярит у Платонова, просторечия и заминки у Чехова и т.д. И здесь язык очень выразительный, узнаваемый, живой, как и сами персонажи.
Хорошо выстроенный сюжет. Есть над чем посмеяться, есть что обсудить. Ожившие метафоры с периодически рассыпающейся мамой я лично считаю отсылкой к Джанни Родари. Мне кажется, что они прекрасно вписались.
В общем, нашей семье понравилось, надо будет еще книги Кутузовой почитать.

Странная книга. Совсем не понравилась. Дочитали с большим трудом только для того, чтобы ознакомится с очень уж современным автором

Замечательная книга! Сын с удовольствием читает и узнаёт себя. Такие узнаваемые ситуации описаны.
Качество печати радует, листы белые, плотные, картинки забавные.
Спасибо автору и издательству ))

Купила книгу сыну 11 лет. Перед тем как купить, прочитала отзывы(есть хорошие, есть плохие). Сын прочитал уже 4 главы(читает в слух - так как мне тоже интересно), нам очень нравится.Да в книге есть слова: тупой, ботаник, лох, и т.д, но сейчас дети в первом классе и не такие слова знают. (Сын прочитав отрывок про домашнее задание про глаголы, сразу мне привёл примеры - настоящего, будущего и прошедшего).
В книге описывается жизнь и "страдания" ученика 4 класса, на мой взгляд описано достоверно. Я считаю, что такая литература нужна(где написано так как есть).

Давно мы так с дочерью не смеялись. Очень узнаваемые истории из жизни, да еще с таким удачным фантастическим допущением. Никита Соловьев - неунывающий троечник, веселый и трогательный одновременно. Корова, которая ест слова по-настоящему - очень удачная находка.
Надеюсь, что по книге снимут фильм.

В смятении от данного опуса. Написана повесть явно не писателем, работающим над словом. Такая "литература" ни о чём для воспитания художественного вкуса, но для коротания времени типа "за чтением".
Четвероклассник говорит : " Мама, я беременный, не могу идти в школу" (стр.65); "Ваш сын подбил Диме ухо", " Ваш Никита поставил Максиму фингал". " Ты уверен, что ребята после этого с тобой дружить будут? - Плевать"(стр.75). Мама говорит сыну : ". я тебе джинсы куплю, там на кармане прикольная вышивка: череп в шляпе" ( стр. 88). И так далее, и тому подобное.
Я бабушка, учитель литературы и русского языка. Собираю для своего внука ( пока трёхлетнего) библиотеку. Думала, современный писатель, интересная тема. Нет уж, дорогие издатели, такой литературой воспитать читателя если и можно, но только с той точки зрения, что так ПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Когда не хочется учить уроки, можно нарисовать в книге. корову. Но только не удивляйтесь потом тому, что произойдёт!
Фантастическая повесть Лада Кутузова о школьниках, четверокласснике Никите и его семье, а также корове Фанте, обожающей есть слова, понравится современным читателям как младшего, так и среднего школьного возраста.

Любят ли дети сегодня ходить в школу? Любят, если помимо скучных уроков там случается что-нибудь необычное, или тебе приходит загадочная записка: "Никита, ты мне. ", или если вдруг на всех разом нападает вдохновение и вы начинаете с лёту придумывать талантливые стихи.

Необычная, написанная с юмором, с фантазией, с ярким финалом получилась повесть Лады Кутузовой!

Огорчительно лишь качество бумаги издательства "Время" (вроде бы и не очень тонкая, и белая, а просвечивают рисунки).

После этой книги я решила, что надо самой просматривать или даже прочитывать книгу прежде, чем дать ребенку. В школе у дочери как раз шел Пушкинский зачёт, они учили стихи Пушкина наизусть, читали его произведения, а тут фраза мальчика о том, что хорошо, что Пушкина убили на дуэли, а то ж сколько бы он ещё стихов написал.
В другой раз этот, как многие отмечают, весёлый мальчик говорит о взятке учителю.
Не хочется такого в детских книжках!

Повесть Лады Кутузовой - образец того, как весело и непринужденно можно рассказать сказочную историю, которая могла бы произойти с любым школьником! Это не просто сказка, а поучительная повесть о том, что слова имеют вес и ценность, маму надо беречь (а то самоликвидируется, как трансформер!) и с волшебными существами необходимо находить общий язык. А то будет именно так - вжжжик! - и как корова языком слизнула. Посмотрите видео по ссылке ниже - там я рассказываю об издании.

Меня всегда удивляет, как взрослым людям удаётся писать детские книги.

В том, что взрослые пишут сказки или притчи нет ничего удивительного. По сути это взрослые книги, окутанные тканью метафор и флёром фантазии.

С детскими книгами всё по-другому. И вот такую детскую книгу сумела написать Лада Кутузова.

Книга написана от лица четвероклассника и предназначена для чтения его ровесниками плюс/минус два-три года.

Сейчас иногда встречаю книги, написанные вроде бы про современных школьников, но по сути это переделка Носова. Как-будто взяли советскую книгу про школьников и добавили туда планшета и смартфоны. А с тех пор многое изменилось.

Это книга не такая. Ребёнок в ней современный. Судя по описанной моде на спущенные штаны :-), предполагаю, что писалась она в начале 2000х.
Книга очень гармоничная.

В ней есть тайна (пропадает текст в тетрадях и книгах), которую разгадывают одноклассники. Есть конфликт. Есть дружба. Есть борьба и победа над ленью. Есть волшебство.

Есть свои "фишечки" с метафорами по поводу маминого настроения.

Есть дружеское общение с родителями на разные темы. Есть взаимоотношения между братьями.

Есть чисто подростковые закидоны.

Есть девочково-мальчиковая дружба.

Нет "сахара и ванили", но нет и "чернухи". Нет нарочитости и нравоучений. Всё это очень ценно.

Больше всего мне это напомнило Альберта Лиханова, только про наше время.

Наверное, если бы я прочла такую книгу в правильном возрасте, я бы её настольгически перечитывала или вспоминала, как иногда вспоминаю "Мой генерал" и др. Но я уже вышла из этого возраста. Зато моя дочка первоклассница, которая, вообще говоря, маловата для этой книги (кое-что подростковое я пропускала, не читала ей), слушала на одном дыхании и каждый день ждала, когда же я ей её почитаю.

Словом, трудно быть Никитой. Самая трудная трудность, конечно, уроки на дом. Это, правда, Никита так думал, пока корову в учебнике не нарисовал. И вот здесь началось сначала странное, потом немного страшное, иногда, конечно, забавное. Настоящее приключение с похищением века и детективным расследованием, фокусами, счастливым финалом и даже (да-да) любовными записками!
Никита торгуется с мамой за каждую минутку за компьютером и новые вещи (а все знают, как тяжело расстаться с любимой шапкой, просвечивающей на швах), ноет и упрямится, не хочет делать домашку и упрекает в том, что они с папой любят старшего брата больше, потому что тот умный. Но при этом разглаживает ей озабоченные брови-домиком и всегда готов подхватить её голову, когда та переживает по пустякам.

Школьники Лады Кутузовой настоящие, очень серьёзные и трогательно забавные, какими только могут быть десятилетки. Они не двухмерные фигурки, которые бегают дурашливо под саундтрек к журналу Ералаш. Эти дети наивно и мило размышляют о жизни, о взрослых, о вселенской несправедливости и так, по мелочам. Они ссорятся по пустякам, но своих не сдают и в беде не бросают.

Начну с того, что книжка привлекла меня обещанной завязкой. В детстве я сама фантазировала вокруг этого выражения, так как оно казалось мне прикольным и странным. Внутренний ребенок взял надо мной верх, и мне ничего не оставалось, как прочитать эту прелесть.
Сюжет повести вертится вокруг простого мальчишки из начальной школы, которому приходится столкнуться с неожиданной проблемой в виде коровы, обедающей словами. Многие происшествия книги, глуповато-смешные и такие знакомые, вызывают приятный приступ ностальгии и улыбку на лице, а некоторые — даже смех. Очень здорово переданы мысли ученика начальной школы — в нем узнаешь себя и персонаж сразу становится родным и близким. Эта коротенькая книжка написана очень трогательно (+ зарисовки повышают градус милоты раза в два).
Волшебство в данной повести не заканчивается на главном синопсисе. Писательница использует элементы магического реализма, чтобы показать многие обычные действия с интересной и смешной стороны (например, когда мама гг радуется, счастье окрыляет ее и поднимает в воздух). От этого текст выглядит живым и уникальным, что приятно радует.
Не знаю, как эта книжка будет заходить детям, но мне, как ностальгирующему взрослому, очень понравилось :)

Читайте также: