Персональный покупатель краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Фильм расскажет историю девушки по имени Морин, которая экономит время одной известной светской дивы, покупая для неё шикарные наряды и украшения. Но это не единственная работа главной героини – в свободное время девушка общается с призраками в ожидании знака от погибшего брата-близнеца, тоже медиума. Дело в том, что оба родились с одинаковой болезнью сердца, которая слишком рано забрала одного из них. Но прежде чем это случилось, они успели договориться, что тот, кто уйдёт первым, обязательно должен посигналить с того света второму.

Морин находится в мире, которому явно не принадлежит, и даже сама признаётся, что мечтает стать кем-то другим. На протяжении всего сюжета она занимается поиском своего места, не до конца понимая, что же в итоге ищет. Главный вопрос, который Морин задаёт в кульминационной сцене, является ключом к пониманию этого. Она не просто общается с призраками – она и есть призрак. За фильм мы редко видим, как она ведёт живую беседу, всё общение происходит в цифровом измерении, которому автором отведена немалая роль. В те редкие моменты, когда в кадре отсутствует Кристен Стюарт, её заменяет экран телефона или компьютера. Даже работа у Морин призрачная: она никогда не встречается со своей начальницей и общается с ней лишь по переписке. Та, в свою очередь, видит уже итог работы, сделанной невидимым человеком, благодаря которому в квартире, как по волшебству, появляются новые вещи.

Смысл фильма

Смысл фильма

Еще одна трагедия жизни Морин – недавняя смерть брата-близнеца. У них одна болезнь на двоих один и тот же порок сердца. Перед смертью близнецы договаривались, что тот, кто оставит мир первым, отправит с того света знак оставшемуся. Кристин возвращается в их общий дом, чтобы поймать этот сигнал.

Морин и умерший Льюис считали себя медиумами. Эта тема, важная для Морин, неожиданно поддерживается странной телепередачей, в которой рассказано о художнице, писавшей картины под влиянием общения с духами. Морин эта передача взволновала. Чувствуется, что для нее, в этой бессмысленной жизни, в которой она сама совершенно потеряна и размыта, именно ее медиумические способности – шанс почувствовать себя интересным, необычным и живым существом.

Морин с нетерпением ждет знака, и действительно, ночью происходит что-то странное. Она сначала чувствует таинственную сущность, потом видит призрак, изрыгающий эктоплазму. Испуганная Морин спасается бегством. Сразу после этого на ее телефон начинают приходить СМС от неизвестного, который манипулирует девушкой — уговаривает ее примерить чужую роль. И буквально — померить вещи Киры, что строго запрещено. Но Морин играет в эту игру. Однажды она возвращается в квартиру Киры с двумя пакетами драгоценностей от Картье (Кира их и заказывала, как обычно) и находит свою хозяйку мертвой.

Морин в страхе убегает. Вернувшись домой она с удивлением обнаруживает пакеты от Картье. Непонятно – то ли ей их подбросили, то ли она сама унесла их в беспамятстве. Ее снова бомбардирует СМС незнакомец, которого она принимает за привидение.

Это кино о распавшемся мире и распавшемся человеке. Морин и сама напоминает привидение – в социальном смысле этого слова. Такова печальная учесть прекариата в кризисном мире – людей, перебивающихся случайными заработками без всякой социальной защиты, без уверенности в завтрашнем дне. Вечная тревога. Вечный страх за будущее… Неудивительно, ведь смерть настигает совсем молодого человека, брата Морин. Кто в таком мире может быть спокоен и не бояться за себя?

Конечно, не стоит сводить весь смысл этого кино к социальным проблемам. Иначе нам бы не показывали призрака. А нам его показывают вначале самым классическим образом – как принято в хоррорах, и это страшно. А потом режиссер остроумно обыгрывает присутствие невидимого призрака с помощью открывающихся дверей лифта и холла, хотя мы не видим людей, которые бы заходили или выходили.

Мы даже не знаем, тот ли это призрак, что был в доме или действительно брат Морин. Скорее, второе. Потому что в отеле полиция хватает джентльмена, который, видимо, и был убийцей Киры.

Смысл концовки

Режиссер как бы говорит нам, что Морин никогда ни в чем не утвердится. Вечная неопределённость как мука, останется ее уделом. В этом мире она не может опереться даже на определённость потустороннего мира. Ей не оставляют даже веры в возможность общения с душой умершего брата. Это более, чем пессимистичный фильм, точно описывающий самоощущение современного европейца, потерявшего все точки опоры в мире и в самом себе.


Персональный покупатель (2016)
Personal Shopper
детектив, драма, триллер
Режиссер: Оливье Ассаяс
В ролях: Кристен Стюарт, Ларс Айдингер, Сигрид Буази, Андерс Даниелсен Лье, Тай Олвин
Премьера: 2 марта 2017 года
Смотри на

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

В данном случае картинка – это объемный эмоциональный портрет девушки, которая застигнута горем врасплох и которая не знает, что ей делать дальше. Безутешно горевать? Осваивать искусство медиума? Делать карьеру? Искать утешения в объятьях бойфренда, который работает на Ближнем Востоке и зовет Морин переехать к нему? Или, может быть, завести новые отношения? Морин бросает в крайности, и жанр фильма меняется в зависимости от настроения героини. Это странное, но по-своему логичное устройство картины.

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Кадр из фильма "Персональный покупатель"

Американка Морин (Кристен Стюарт) работает в Париже помощницей знаменитой в мире моды женщины по имени Кира (Нора фон Вальдштеттен). В ее обязанности входит подбирать и покупать для нее платья, сумочки и украшения в роскошных бутиках и ателье. В свободное время Морин, считающая себя медиумом, пытается вступить в спиритический контакт со своим братом-близнецом, который скончался три месяца назад. У него был порок сердца; точно такой же есть у нее. Доктор рекомендует Морин избегать сильных эмоций.


Если призраки точно есть — мы их видим собственными глазами (или не видим, как в гениальной сценке с дверями на фотоэлементах), — то с Морин все не так просто: она практически лишена социальных связей, а значит, ее как бы и нет. Окружающий мир общается с ней посредством записок: оставленных на столе, подложенных под дверь, посланных по телефону. Она в чужой стране и в чужом городе, без языка. Брат, с которым она была, очевидно, очень близка, мертв. В скайпе имеется бойфренд, который настраивает какие-то протоколы безопасности в Омане, но он ей как раз вполне безразличен. Единственный, с кем Морин натянуто общается, да и то по делам, — подруга брата. Ее работа — выполнение бессмысленных капризов человека, которого она почти не видит. Наконец, у нее в любой момент может отказать сердце.




В центре сюжета — молодая девушка Морин, которая после смерти брата-близнеца Льюиса, переезжает жить в Париж. В мировой столице моды она, конечно, устраивается работать персональным покупателем для таинственной модели Киры, с которой общается только при помощи телефона. В детстве у Морин и Льюиса открылся дар общения с потусторонним миром, поэтому близнецы дали клятву, что тот, кто умрет первым подаст второму знак с того света. После кончины брата от врожденного порока сердца, главная героиня просто одержима поиском того самого знака. В Париже она параллельно исследует старый дом, в котором они проводили детство, для новых покупателей на предмет паранормальных активностей.


Оливье Ассаяс в медленной манере раскрывает перед нами образ хрупкой, уязвленной девушки, которая потеряла самого близкого ей человека. Психологи уверяют, что близнецы связаны друг с другом не так, как обычные брат и сестра. Их эмоциональная связь намного глубже и сильнее, поэтому, когда погибает один, второй переживает эту потерю крайне тяжело. Юная Морин в попытке пережить страшную утрату с головой окунается в нелюбимую работу. Она готова пойти на все, лишь бы получить столь необходимый ей знак от мертвого Льюиса.

Что теперь представляет из себя Морин? Что ей интересно в жизни? Она прекрасно разбирается в моде, но при этом интересуется ей только в рабочих целях. В повседневной жизни героиню абсолютно не заботит ее внешний вид. Ей даже не интересна бьющая ключом жизнь ее работодательницы (правда, до определенного момента) — Морин ждет знак. Каждую свободную минуту, сидя в полном одиночестве в огромном особняке, она, как верный пес, ждет сигнал от своего умершего брата. Но что это будет за знак? Сможет ли она его разгадать? А главное, что будет дальше — новая жизнь с закрытой дверью в прошлое или же героиня будет искать новые способы общения с братом?


Как я уже писала, вся развязка фильма кроется в финале. Фильм-исследование тонкой девичьей души заканчивается короткой фразой самой героини, которая все расставляет на свои места. Ты неожиданно понимаешь, чего искала, за чем гналась Морин. Становится сразу ясно, кто эти все призраки и знаки; почему героиня продолжает дружить с женой умершего брата даже после того, как та встречает другого мужчину. В общем, жизнь слишком быстротечна, поэтому не стоит тратить ее на тщетные знаки и символы.

Читайте также: