Периодическая диагностика моббинга в школе включает следующие компоненты

Обновлено: 08.07.2024

Ковалева Н.В.

Центр социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ

ПРИЗНАКИ МОББИНГА В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация. В статье описаны психологические особенности моббинговых явлений у младших школьников, этапы формирования моббинга (зарождение, закрепление и распространение), критерии (частот а, устойчивость, тяжесть), п риведены результаты исследования, выявившего распространенные формы школьного насилия.

Ключевые слова: моббинг, насилие, младшие школьники, переживание, межличностные отношения, профилактика.

Kovaleva N.V.

Center for Social and Psychological Problems of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University

MOBBING SIGNS AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND THEIR CORRECTION

Abstract. The article describes the psychological characteristics of mobbing phenomena in primary school children, the stages of formation of mobbing (emergence , consolidation and dissemination), its criteria (frequency, stability, severity), and the results of research showing common forms of school violence.

Keywords: mobbing, violence, junior school students, the experience, personal relations, prevention.

Моббинг, как деформированное социально-психологическое явление, основанное на насильственных действиях против отдельно взятой личности, оказывает разрушительное воздействие на состояние и эффективность социального взаимодействия людей, и гармоничность межличностных и общественных отношений. Не секрет, что первый опыт участия в насильственных действиях человек приобретает в детстве в образовательных учреждениях.

Несмотря на постоянную модернизацию и совершенствование системы российского школьного обучения и формирование субъектности участников учебно-образовательного процесса, школа остается местом, где ребенок часто является участником моббинга как системы школьного насилия, переживая насилие над собой, или совершая насилие сам. Эти переживания разрушительны для психического и физического здоровья, приводят к отсутствию дружеских отношений, школьным стрессам, снижают результат образовательной деятельности.

Моббинг сложно диагностируется, на начальных этапах не всегда замечается педагогами, и, при отсутствии должного психолого-педагогического сопровождения, закрепляется в межличностных отношениях подростковых классов. Подростки в свою очередь могут проявлять моббинг в отношении учащихся младших классов, навязывая насилие.

Давление моббинга особенно негативно отражается на формировании личностных качеств младших школьников, которые только вступают в мир межличностных отношений и начинают осваивать нормы, правила взаимодействия с окружающими. К тому же современные социальные средства массовой информации производят и передают информацию, в которой доминируют насилие и жестокость, агрессия и манипулирование. Педагоги и родители, призванные помогать детям выстраивать правильные отношения с окружением, часто перегружены личными и производственными проблемами, испытывают недостаток соответствующих профессиональных знаний по оказанию помощи ребенку, оказавшемуся в роли жертвы моббинга или его участником. Развивающаяся детская психика, оставшись без психологического сопровождения, воспринимает факты моббинга как норму, и, усвоив ее, транслирует в своих дальнейших действиях. На фоне распространения модного среди подростков тюремного сленга, стремления к доминированию через подавление приводит к увеличению фактов насилия в системе межличностных отношений.

Необходимость исследования проблем профилактики и коррекции моббингового поведения школьников следует из противоречия между необходимостью формирования психологически здоровой, толерантной, уверенной в себе личности школьника, воспринимающей свою и чужую свободу как ценность, и существующей информационно - агрессивной социальной средой развития, искажающей осуществление данного процесса.

В психологии уже сложилась определенная система представлений о природе, видах и факторах возникновения и развития насильственных действий среди подростков и их проявлениях. И. А. Баева подчеркивает, что современная школьная среда, переживающая модернизацию учебно-воспитательных и образовательных программ, дифференциацию классов, внедрение элитных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп [1]. Важным стимулом, инициирующим насилие, считается агрессивность личности (А. Басс, JI. Берковиц, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер). Другие исследователи обосновывают возникновение насилия материальными проблемами, экономическим и политическим положениями в обществе. (К. Маркс, Ф. Энгельс). Способы насилия анализируются в работах К. Брона, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, и др.

Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме моббинга в условиях школы позволил сделать следующие выводы:

  1. Моббинг как форма школьного насилия - это систематические действия обидчика (отдельного ученика или группы) по отношению к жертве, направленные на унижение посредством физической, психологической, экономической или сексуальной агрессии [3].
  2. Основным психическим механизмом насилия является агрессивность, поэтому инициаторами моббингового поведения часто являются агрессивные дети, которые не умеет сотрудничать.
  3. Формирование моббинга проходит по этапам (уровням): зарождение, закрепление и распространение. Основными критериальными характеристиками этапов моббинга выступают частот а, устойчивость и тяжесть моббинговых проявлений.
  4. Признаками моббинга в среде школьников являются:

- физические проявления: толчки, пинки, удары, подножки, совершаемые в отношении одних и тех же лиц;

- вербальное воздействие: издевки, насмешки, оскорбления, клевета;

- изоляция, отказ от контактов и совместных игр;

- угрозы которые усиливают давление на жертву.

5. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие внешние недостатки, виктимное поведение. У них плохо развиты социальные навыки, имеют дидактические страхи, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

Было сформулировано предположение, что для младших школьников в период перехода в среднюю школу, характерен первый этап школьного моббинга (зарождения), проявляющийся в следующих признаках:

- угрозы, пинки, драки (физические) и насмешки, игнорирование, оскорбления, клевета (психологические);

- роли жертвы и обидчика непостоянны и ситуативны, и их возможности противостояния относительно равные;

- интенсивность: тяжесть переживания насильственного давления невысокая и ситуативная.

С целью проверки предположения и выявления социально-психологических особенностей проявления моббинга в среде младших школьников сотрудниками Центра социально-психологических проблем НИИ КП АГУ и студентом факультета социальных технологий и туризма Калашниковым А. было проведено исследование, в котором приняли участие 55 обучающихся 4-х классов МБОУ Лицея № 8 г . Майкопа Республика Адыгея (26 девочек и 29 мальчиков) в возрасте 10 лет.

Анализ результатов, полученных на разных этапах проведенного эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

- большинство участников эксперимента имеют личный опыт переживания насилия: или проявляли насилие сами, или выступали в роли свидетелей, жертвы. При этом 50% участников эксперимента от насилия испытывают страх и ужас, у 53,8% насилие вызывает ненависть и злобу, а у 10,7% возникает желание ответить тем же. 28% испытывали насилие со стороны одноклассников. 10,7% иногда воспринимают себя, как жертву.

- основными сферами взаимодействия младших школьников, в которых они сталкиваются с насилием в разных формах проявления, являются семья и школа (дорога в школу, переменки);

- только 40,7% респондентов ощущают себя в школьной среде в полной безопасности, все респонденты (100%) считают, что совершителями насилия являются старшеклассники и ровесники. (55,6%) характеризуют чувство безопасности в школе, как зависящее от обстоятельств;

- большинство учеников (77,8%) не могут объяснить причины моббинговых проявлений среди сверстников; другие указывают прилежное поведение перед учителем, частые конфликты с другими учениками и специфичный внешний вид;

- наиболее распространенными формами проявления школьного насилия, с которыми сталкиваются респонденты, являются физические (угрозы, пинки, драки) и психологические (насмешки, игнорирование, оскорбления, клевета). Они же являются признаками проявления моббинга;

- в конфликтных ситуациях дети чаще всего применяют примиренческий и уходящий стили поведения, которые основаны на пассивной позиции (35,7%).

В ходе исследовательской работы были сформированы критерии уровней развития моббинга: количественный (повторяемость), качественный (устойчивость ролей и форм) и показатель интенсивности (тяжесть переживаний). Ответы школьников-респондентов соответствовали первому уровню развития моббинга, т.е. этапу зарождения моббинговых отношений. Приведем краткие его характеристики:

- количественный показатель: количество ситуаций не имеет большого влияния на базовое состояние отдельных школьников;

- качественный: роли жертвы и обидчика непостоянны и ситуативны, и их возможности противостояния относительно равные;

- интенсивность показатель: тяжесть переживания насильственного давления невысокая и ситуативная, отсутствует умышленность своевременное выявление и преодоление признаков моббингового поведения в среде младших школьников.

- показатель интенсивности: указанные признаки носили временный, ситуативный характер, роли жертвы и агрессора не закреплены в отношениях, и эмоции, сопровождающие моббинговые действия, быстро рассеиваются.

В тоже время, как считает Хухлаева О.В., младший школьный возраст содержит большие возможности для воспитания коллективистских отношений. При правильном подходе взрослых, формирующих среду развития, младший школьник накапливает важный опыт деятельности как в коллективе, так и для коллектива [2]. Следовательно, д ля эффективности нейтрализации признаков моббинга необходимо своевременное выявление и преодоление признаков моббингового поведения в среде младших школьников.

С учетом полученных эмпирических данных была разработана и реализована в среде респондентов, разделившихся на контрольную и экспериментальную группы, экспериментальная психологическая программа по коррекции признаков моббингового поведения младших школьников. Ее содержание было направлено на повышение социально-психологической компетентности младших школьников, формирование уважения к сверстникам, толерантности к их недостаткам.

Групповые занятия по программе проводились в интерактивной форме, каждое из десяти занятий имело свою цель, поэтому школьники осваивали секреты взаимопонимания и закрепляли их в упражнениях в следующей последовательности:

- установление доверительных отношений, создание атмосферы сотрудничества.

- сплочение коллектива, создание благоприятного социально-психологического климата.

- развитие эмпатии, формирование установки на эмоциональную поддержку другого, понимания и принятия чувств другого человека.

Данная программа была реализована с экспериментальной группой респондентов. По завершении занятий с участниками была проведена итоговая диагностика, которая включала в себя те же методики, что и в первичной диагностике за исключением анкеты – в нее были включены вопросы только те, которые касались ситуаций отношений младших школьников между собой в классе.

Критериями эффективности программы выступили следующие позиции:

- снижение фактов проявления признаков насилия (физического и вербального воздействия, изоляции, угроз);

- укрепление (увеличение) положительных межличностных контактов;

- отрицательное личное отношение к фактам проявления насилия, повышение толерантности к сверстникам.

Итоговая диагностика, проведенная после апробации коррекционной программы, выявила значительные улучшения качественных и количественных критериальных показателей в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе морально-психологическая обстановка на протяжении экспериментального периода осталась без существенных качественных и количественных изменений.

Перспективой исследования поднятой проблемы является изучение содержания критериальных показателей на других этапах моббинга – закрепление и распространения, и, главное – способов противостояния и нейтрализации этих разрушительных процессов.

Ковалева Наталья Владимировна , кандидат психологических наук, доцент, заведующий Центром социально-психологических проблем НИИ КП АГУ, г. Майкоп, ул. Гагарина , 13, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. "



Что означает слово "моббинг", как он проявляется в стенах школы, каковы его последствия. Советы по профилактике и предотвращению моббинга (из опыта работы).

На сегодняшний день, очевидно, что моббинг в школьном классе – достаточно распространенное явление. Объект моббинга в школе - ребёнок, по мнению своих же одноклассников, не похожий на других, странный: с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослые или очень маленькие, слишком полные или худые, более эмоциональные или меланхоличные, чем остальные, т. е. отличающиеся своим поведением, физическими особенностями, одеждой, акцентом, способностями к учебе и пр. [2] Часто моббингу подвергаются новички, появившиеся в коллективе в средних или старших классах, в середине учебного года пришедших в школу, дети из семей эмигрантов, отличающимся внешностью, плохим знанием русского языка.

Для несформировавшейся психики школьника моббинг оказывается серьезным испытанием. Если вовремя не принять меры, могут возникнуть проблемы со здоровьем, связанные с эмоциональным истощением. Незамеченные поначалу переживания ребенка накапливаются и неожиданно выливаются в депрессию, серьезные нервные срывы и даже попытки самоубийства. [2] И родители, и учителя должны быть максимально внимательны к настроению ребенка, чтобы как можно раньше обнаружить неблагополучие.

Так же, исследователи моббинга сходятся в одном: если ситуация травли в классе продолжается и все предпринятые действия не принесли результата, следует перевести ребёнка в другую школу. Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности – прямая задача каждого школьного работника. Во многих странах требование бороться с моббингом прописано в законодательстве. Например, в Великобритании родители детей, уличенных в моббинге и унижении других, могут расстаться с крупной суммой денег. Штраф, который родители заплатят за "шалости” отроков, может измеряться в десятках тысяч фунтов. [4] Помочь подросткам в противостоянии моббингу в любой его форме призван общенациональный проект "Учеба без насилия", который стартовал в одной из школ немецкого городка Нойс на западе Германии. В тренинге уже приняли участие 200 школьников. Финансовую поддержку "Учебе без насилия" оказали немецкие банки, страховые компании и благотворительная организация Rotary Club. [5]

Последствия травли детей

  • Низкая самооценка и её последствия;
  • Ухудшение здоровья;
  • Одиночество;
  • Агрессия;
  • Невротические заболевания;
  • И даже мысли об убийстве или самоубийстве.

Мальчики и девочки пользуются разными формами моббинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому моббингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна и похоже, что она уменьшается. [7]

Вот несколько советов по профилактике и предотвращении моббинга в стенах школы:

  • Если обидчики и дальше не изменят своего поведения, возможно, им нужна регулярная (например, два раза в неделю) терапия у школьного психолога и беседы с социальным педагогом. Тогда не только сам человек, но и родители наверняка поймут, что у него есть проблемы, которые требуют решения.
  • Учителю не стоит выставлять на показ одноклассников недостатки учащегося, высмеивать их, даже если порой он ведет себя не совсем адекватно, "витает в облаках", неопрятен, не воспитан и т.п. Тем самым педагог не только содействует моббингу со стороны одноклассников, но и сами становится "агрессором" по отношению к ребёнку, оказывая давление, которое может неблагоприятно повлиять на будущее ребёнка и его психологическое здоровье. Старайтесь больше времени уделять беседам с родителями, даже если Вы не придете с ними к согласию, возможно, этот разговор поможет Вам лучше понять поведение ребёнка, объективно взглянуть на его предпосылки. Не забывайте о терпимости и толерантности. Помните: успех в обучении по большей части определяется эмпатией между учителем и учеником, а воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель.
  • В некоторых младших классах нашей школы учителя оказывают поддержку детям, которые в силу своей "непохожести" на других могут подвергнуться моббингу, тем, что дают им "наставника"- одного из одноклассников, ребёнка, на которого можно положится, обязательного, уравновешенного, с адекватной самооценкой, имеющему положительный авторитет у одноклассников. "Наставник" сидит с подопечным за одной партой, имея возможность в ходе урока несколько корректировать, провокационное для одноклассников, склонных к насмешничеству, поведение подопечного и предотвращать предпосылки моббинга на переменах.

"Важно не только учиться игнорировать оскорбительные высказывания обидчиков, - подчеркивает учитель Норберт Кемайер, - но и владеть собой, сигнализируя уверенность в себе осанкой, походкой и открытым, прямым взглядом".


В успех формулы "тише воды, ниже травы" учительница физкультуры Сибилле Вандерс тоже не верит. Она не устает повторять, что уверенности в себе, умению без применения силы отразить агрессию способствуют подвижные игры и занятия спортом.

Обидные слова можно проигнорировать. Но что делать, если оскорбления или рукоприкладство становятся повседневным явлением? Как вести себя, если понимаешь, что столкновение с обидчиками неизбежно? Во-первых, постараться сохранять самообладание, попытаться трезво оценить ситуацию и позвать, если это возможно, кого-то на помощь. Во-вторых, попытаться убежать. И, наконец, если нет иного выхода, оказать сопротивление.

В последние годы становится все более опасной еще одна сравнительно новая форма моббинга - в интернете. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии. Кибермоббинг - такое название получила травля во всемирной паутине. По данным института социологических исследований Forsa, опубликованным в июне 2011 года, каждый третий подросток в Германии сталкивался с кибермоббингом. Его последствиями могут быть серьезные психические проблемы и даже самоубийство.

Моббинг в интернете или на школьном дворе - распространенное явление. Не случайно инициатор программы "Учеба без насилия" Сибилле Вандерс пытается передать опыт работы в борьбе с моббингом своим коллегам не только в школах Германии, но и за ее пределами. Но, по мнению учительницы, конфликтные ситуации между детьми гораздо эффективнее разрешаются совместными усилиями и в атмосфере взаимопонимания. "Моббингу способна противостоять только сплоченная команда", - уверена Вандерс.

Подведём итоги…

Моббинг многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического насилия или равнодушия - вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий. Главное, чтобы наши дети поняли, что было бы не интересно жить среди клонов, похожих друг на друга, у которых одинаковые эмоции, мысли и увлечения. Мир становится ярким и удивительным, если нас окружают непохожие друг на друга люди.

Взрослые! Прежде чем учить детей толератности и эмпатии по отношению к другим, давайте развивать эти прекрасные качества в себе. Помните древнюю мудрость: "Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами".

Об авторе: Клинкова Екатерина Александровна, педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка № 1285.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика моббинга в средней школе.Арсенал реакций и действий на ситуацию моббинга в школе разнообразен. Можно ситуацию игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать, вызывать родителей ( чаще всего родителей обижаемого). Но не всегда эти меры приводят к положительному результату. Если в классе выявлен моббинг, то учащиеся в классе безусловно вовлечёны в него – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы.

Шабалина Светлана Петровна

Профилактикае моббинга в Средней школе

Арсенал реакций и действий на ситуацию моббинга в школе разнообразен. Можно ситуацию игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать, вызывать родителей ( чаще всего родителей обижаемого). Но не всегда эти меры приводят к положительному результату. Если в классе выявлен моббинг, то учащиеся в классе безусловно вовлечёны в него – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. А поводы (порой и причины) возникновения травли формируются в школе.

Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов. Если у ребенка нет, где он может принимать самостоятельные решения, помогать, то ребенок будет искать себе применение где-то на стороне. Если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если даже вполне благополучные родители общаются с ребенком поверхностно, часто предоставляя его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок пытается самоутвердиться, нанося вред другому человеку. Таким способом он снимает давящее напряжение неудовлетворённости и получает удовольствие от власти над другими. Такой ребёнок будет получать удовольствие от сплочения против кого – то.

Почти никогда нет причин для травли в самом ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы: телесные особенности, национальность, успехи, неуспехи в учёбе и т.д.

Бывает, и не редко, что в самой школе существуют причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда учитель специально создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом. Каков же алгоритм действий в этой ситуации?

Необходимо самой разобраться в ситуации и прояснить, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Поговорить с учителем. Обозначить проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся или не признаётся.

2. Обозначить учителю свое видение ситуации, которую определить как моббинг. Учитель может не соглашаться или же будет выдвигать доводы, обвиняя ребенка, оправдывая обижающих и занижая значимость проблемы. В разговоре необходимо настаивать на своей позиции и правильно её аргументировать. Заявить об однозначной недопустимости травли.

4. Cпросить, какими средствами учитель собирается эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что и происходит чаще всего), предложить ему познакомиться с книгами, статьями, сайтом о моббинге.

5. Разговор о проблеме с директором школы. Необходимо донести до директора своё видение ситуации: с помощью имеющихся фактов доказать, что имеет место травля, моббинг. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Спросить у директора, что тот предлагает сделать для исправления атмосферы в классе.

6. Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

7. Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

8. Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

9. Грамотная работа с родителями. Психологическая помощь родителей

10. Работа психолога с детьми по отдельности и с группой.

11. Найти общее интересное дело, которое принесет пользу, и в котором будут задействованы разные способности детей. В нём дети смогут прожить свою успешность, групповое единство, убедиться в своей способности воздействовать на мир, меняя его. Общеклассные дела, в которых дети могут раскрыться как личности. Им очень важно увидеть друг друга ближе, увидеть в другом человека, увидеть интерес к себе. Создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Профилактические действия могут проводиться в школе для предотвращения моббинга:

1. Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы)

Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки моббинга. И своевременно на них реагировать, нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.

2. Классный час

Эффективные организации классного руководства, которые должны проводить взрослые, пользующиеся авторитетом среди обучающихся школьников. Классному руководителю необходимо проводить классный час с участием детского психолога, социального педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса.

3. Помощь психолого-социальной службы

При необходимости можно прибегнуть к помощи психолого-социальной службы. Они проводят диагностику психологического состояния класса, и выявляют детей, которые подвергались или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы.

4. Использование учителями всевозможных методов работы для профилактики:

Работа с художественными произведениями, затрагивающими проблемы травли (во время чтения ученики сопереживают, сравнивают себя с героями произведения, которые испытывают страдания).

Написание сочинений на тему моббинга (в процессе написания сочинения, ученик может выразить свое отношение, прочувствовать проблему).

Работа родителей направленная на предотвращение травли, а также агрессивных действий со стороны детей

физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации (Э.Руллан).

Моббинг возникает в социальной среде - для детей такая среда преимущественно школа.

В школьном коллективе моббинг возникает в силу сочетания нескольких причин —

  • индивидуальных (психологические особенности жертвы и агрессора),
  • социальных (внутришкольные связи и отношения),
  • групповых (объединение детей в малые группы внутри классов или внутри школы).

Когда травля приводит к серьезным последствиям, не стоит не дооценивать ни одну из причин.

Есть исследования, посвященные психологии жертвы, где авторы пытаются выявить черты личности, которые провоцируют выбор ее в качестве жертвы. Большую роль играет самооценка, умение за себя постоять, дать отпор, понимание межличностных отношений.

Жертва, как правило, выглядит слабой и не имеющей возможности найти способ противостоять обидчикам. И нападки на нее обусловлены тем, что агрессору или группе агрессоров легко почувствовать свою власть над ней и остаться безнаказанными.

Иногда таких детей видно сразу, и очень важны профилактические меры со стороны школьного персонала - учителей и администрации- чтобы такой ребенок не стал жертвой моббинга, последствия которого могут стать сильной травмой для ребенка.

Среди профилактических мер большую роль играет просветительская работа с детьми в классе, например, в рамках классного часа. Это обсуждения ситуаций травли и преследования среди детей — реальных ситуаций, из литературных произведений, из фильмов. Можно разыграть их в виде психодраматических сценариев при участии психолога школы. Также это могут быть специально организованные тренинги и подобные мероприятия.

В моей работе в качестве школьного психолога была подобная ситуация. В седьмом классе училась девочка из неполной семьи, ее отец был большим руководителем в отрасли, связанной со школьным образованием. Девочка сильно выделялась среди сверстников, ее внешность вызывала насмешки со стороны одноклассников (очки, полнота), плюс она была замкнута в себе, она не искала контакта и с учителями или другими людьми вне класса.

Многое в ее внешности и поведении заставляло думать об отвержении (которое, по всей видимости, она чувствовала в своей семье и продолжала проигрывать этот сценарий и в школе). Через некоторое время она стала объектом насмешек и подначек со стороны детей. Но при этом не было никого и среди учителей, кто бы хотел что-то сделать для нее.

Одна из мер, которая была предпринята для изменения ситуации — это тренинг для учителей, в которым были выработаны стратегии поведения в отношении детей, главная мотивация которых борьба за власть.

Вторая мера — это неделя, во время которой классу было предложено поменяться местами с учителями. В конце недели было общее обсуждение. Практически все дети признались, как сложно им было выступать в роли учителей, какими беспомощными они себя чувствовали.

Ситуация в школе стала меняться, хотя и не быстро. И требовалось продолжать работать с классом и учителями в выработке правил поведения.

Важнейшей мерой предотвращения моббинга является наличие четких правил поведения в школе, их ясная и доходчивая форма, их обязательное исполнение для всех участников ситуации обучения — в том числе и со стороны администрации, учителей, классных руководителей. Учителям важно не отдавать предпочтение любимчиками и не выделять изгоев в классе, демонстрируя толерантное отношение ко всем.

Со стороны родителей важно быть в контакте со своим ребенком, поддерживать его положительное отношение к себе, адекватную самооценку, интересоваться его делами в школе, умея при этом выдерживать некоторую дистанцию. Не стоит мчаться в школу для разборок, если родитель видит, что конфликт был разрешен.

Родителю преследуемого ребенка важно понимать, насколько сильно он сам должен включаться в ситуацию. В случае гиперопеки родитель может слишком сильно включиться и помчаться сводить счеты с обидчиком, то тем самым он подвергает ребенка риску: он не учит его защищать себя самостоятельно и может спровоцировать то, что ребенку отомстят тогда, когда рядом его не будет.

Родителю следует учить ребенка вести себя в подобных ситуациях через обсуждение прочитанных книг или просмотренных фильмов или реальных ситуаций, свидетелем которых стал ребенок или где-то услышал о подобном. Это надо делать сразу, пока эмоции еще свежи.

Если ситуация выходит из под контроля, тогда надо привлечь к решению проблемы классного руководителя и психолога школы. Нужно обсудить подробно видение ситуации с учителями и классным руководителем, узнать, как они видят ситуацию со своей стороны.

Если меры не принимаются, то привлекать администрацию и психолога. Важно понять мотивацию преследователей и жертвы для выработки адекватных мер.

Иногда жертва тоже может иметь выгоду от этой ситуации (в случае, если не умеет по-другому). Например, таким образом привлекает к себе внимание. Когда ясна мотивация, то можно построить работу над этой ситуацией в русле переориентации поведения для достижения желаемого.

Как в случае с тем седьмым классом — мотивация власти была удовлетворена через неделю самоуправления, которая показала детям: получив власть, они не получили удовольствия от нее.

Еще одним важным моментом является личность преследователя.
Как правило, в группе есть лидер, который диктует свои правила, а участники группы им подчиняются, чтобы чувствовать себя под защитой лидера. Лидером такой группировки может стать ребенок, особенно подросток с асоциальными наклонностями. В работе с таким подростком важно систематическое выдерживание правил, которые он будет стремиться каждый раз нарушить.

Это должно быть сделано со стороны всех тех, кто связан с таким ребенком - родителями, учителями, администрацией. Родители, как правило, выглядят беспомощными или безучастными. Но очень важно вовлечь их в решение проблемы.

Обязательно требуется целостное видение ситуации.
Чем дальше зашла ситуация, тем больше мер и участников нужно задействовать для ее решения. Среди профилактических мер по отношению к моббингу в детской среде важно не замалчивать ситуацию, не оставаться безразличным к ней.

Именно безразличие или умолчание этой темы со стороны как взрослых, так и детей создает иллюзию безнаказанности для агрессоров. Если взрослый проигнорировал жертву - она может второй раз не пожаловаться. Если взрослый проигнорировал агрессора - он может второй раз напасть и даже в более агрессивной форме.

И напоследок совет родителям: разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь ими и проанализируйте свое поведение - не выступаете ли вы сами в роли агрессора или жертвы?

Читайте также: