Перечень занятий в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Научные подходы к изучению детских видов деятельности

2. Виды детской деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО

3. Соотношение основных видов детской деятельности с формами НОД

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Объект исследования – образовательная деятельность в ДОУ. Предмет исследования – виды детской деятельности в ДОУ. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и нормативно-правовой базы по теме исследования. Практическая и теоретическая значимость: исследования позволило проанализировать и обобщить информацию о видах детской деятельности в ДОУ.

Цель реферата – теоретическое изучение видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Изучить научные подходы к изучению детских видов деятельности.

2. Изучить виды детской деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

3. Соотношение основных видов детской деятельности с формами НОД.

1. Научные подходы к изучению детских видов деятельности

Педагогический процесс детского сада строится на творческой деятельности ребенка, а программа детского сада выражается не в перечне учебных предметов, а в перечне видов детской деятельности — гимнастика, прогулки, движения, игры, организованные занятия с материалами, лепка и рисование, разговор, беседа, рассказ, заучивание стихов, музыка и пение, труд в природе.

О. Декроли считал, что важным моментом является предоставление ребенку максимальной самостоятельности в выборе деятельности, в которой он, с одной стороны, получает знания самостоятельно, а с другой — закрепляет свои представления — составление коллекций, создание детских журналов, наглядных пособий и т.д., а воспитатель только помогает, консультирует детей.

М. Монтессори подчеркивала, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Поэтому так важно организовать среду, наиболее подходящую для удовлетворения его потребностей. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность с помощью различных игр, приспособлений, с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе [2].

Таким образом, можно выделить два подхода к организации детской деятельности, сложившихся в истории и теории дошкольного образования. Первый подход акцентирует внимание на поддержке инициативы ребенка в выборе деятельности и ее содержания, роли среды и дидактических материалов в ее организации, поддерживающей позиции педагога. Педагогом регламентируется лишь время, отведенное на выполнение режимных моментов (завтрак, прогулка, дневной сон, свободная деятельность и т.д.), причем большая часть времени, проводимая ребенком в детском саду, отводится именно для свободной деятельности.

Второй подход ориентирован на активную роль педагога в организации и проведении деятельности детей и связан с проблемой обучения дошкольников в разных видах деятельности, использования элементов учебной деятельности в совместной деятельности педагога и детей. Например, А.В. Запорожец считал, что если деятельность ребенка выступает основным условием приобщения его к социальному опыту, то она должна целенаправленно задаваться другими людьми в процессе общения с ними ребенка [3].

2. Виды детской деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО

Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

Таблица 1 - Виды детской деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО [8]

Деятельность

Виды деятельности

Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции

Творческие игры:

- режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами самостоятельно придуманными детьми);

- игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом);

Игры с правилами:

- дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

- подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т.д.);

- компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)

Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Экспериментирование , исследование;

моделирование :

- деятельность с использованием моделей;

- по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)

Продолжение таблицы 1

Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

Формы общения со взрослым :

Формы общения со сверстником :

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения

Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции

- основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

- с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта).

- с элементами спорта.

Простейший туризм.

Катание на санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.

Самообслуживание и элементы бытового труда — это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать

Самообслуживание;

хозяйственно-бытовой труд;

труд в природе;

ручной труд

Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

Рисование, лепка, аппликация

Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует у дошкольника способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь

Конструирование:

- из строительных материалов;

- из коробок, катушек и другого бросового материала;

- из природного материала.

Художественный труд:

- конструирование из бумаги

Окончание таблицы 1

Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя

Восприятие музыки .

Исполнительство (вокальное, инструментальное):

- игра на детских музыкальных инструментах.

Творчество (вокальное, инструментальное):

- игра на музыкальных инструментах

Чтение (слушание);

обсуждение (рассуждение);

рассказывание (пересказывание), декламация;

разучивание;

ситуативный разговор.

3. Соотношение основных видов детской деятельности с формами НОД

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Особенности организации НОД

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности [6, c . 108].

Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.

Реализация задач происходит через игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, двигательную деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование.

Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д). Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Следовательно, НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности; коммуникативной – которая предполагает широкий взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т.д.; самообслуживание и элементарный бытовой труд — основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя.

Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд; познавательно—исследовательской — этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций; изобразительной —такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса; музыкальной- это не только музыка и изобразительная деятельность. Это и музицирование на детских музыкальных инструментах, пение, подпевание, вокальные импровизации, подвижные игры с музыкальным сопровождением, слушание и т.д.; восприятие художественной литературы и фольклора — этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации [7, c . 41].

Следовательно, восприятие художественной литературы и фольклора как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д. или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве [6, c . 109].

Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Отдавая своего ребенка в детский сад, родители очень хотят знать, какие занятия ждут его чадо в садике в течение дня. Полную информацию о том, какие занятия входят в расписание дня и по какой программе происходит развитие детей, вы можете узнать непосредственно в вашем детском учреждении. Мы же в настоящей статье приводим примерный перечень основных занятий в пятидневную неделю в детском саду, реализующем "Программу воспитания и обучения в детском саду" М.А. Васильевой.

Занятия в первой младшей группе (дети с 2 до 3 лет)

Виды занятий
Количество занятий
Ребенок и окружающий мир
1
Развитие речи
1
Художественная литература
1
Рисование
1
Лепка
1
Конструирование
1
Физкультурное
2
Музыкальное
2


Занятия во второй младшей группе (дети с 3 до 4 лет)

Виды занятий
Количество занятий
Ребенок и окружающий мир
1
Развитие речи. Художественная литература
1 (чередуются)
Формирование элементарных математических представлений
1
Рисование
1
Лепка
1
Конструирование, аппликация
1 (чередуются)
Физкультурное
2+1 (на прогулке)
Музыкальное
2

Занятия в средней группе (дети 4 - 5 лет)

Виды занятий
Количество занятий
Ребенок и окружающий мир
1
Развитие речи. Художественная литература1 (чередуются)
Развитие элементарных математических представлений1
Рисование
1
Лепка
1
Конструирование, аппликация
1 (чередуются)
Физкультурное
2+1 (на прогулке)
Музыкальное
2

Занятия в старшей группе (дети 5 - 6 лет)

Виды занятий
Количество занятий
Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение.
Явления общественной жизни
1
Природное окружение. Экологическое воспитание
1
Развитие речи
1
Ознакомление с художественной литературой
1
Формирование элементарных математических представлений
1
Рисование
2
Лепка
1
Аппликация
1
Конструирование и ручной труд
2
Музыкальное
2
Физкультурное
2 (+1)


Занятия в подготовительной группе (дети 6 - 7 лет)

Виды занятий
Количество занятий
Ознакомление с окружающим миром
1
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
2
Ознакомление с художественной литературой
1
Развитие элементарных математических представлений
2
Рисование
2
Лепка, аппликация (через неделю)
1
Конструирование и ручной труд
1+1 (чередуются)
Музыкальное
2
Физкультурное
3

По книге "Программа воспитания и обучения в детском саду"
под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С, Комаровой

Дети играются в песке

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Дети стоят на пешеходном переходе со знаками ПДД в руках

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.

Цели: знакомить детей со взаимосвязью окружающей природы, здоровьем и жизнью человека, прививать бережное отношение к природе; дать детям необходимую сумму знаний о нормах поведения в природе; учить объяснять собственное поведение, а значит, способствовать обеспечению безопасного образа жизни детей; воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых.

Сегодня мы с вами поговорим о привычках.

Как вы думаете, что такое привычка?

Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

1. Развить воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество.

2. Закрепить понятие о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах.

3. Формировать желание участвовать в совместных играх, интерес к мультипликации.

Жил да был старик в деревне,

Было три сына у него —

Двое умных, двое работящих,

С третьего взять нечего.

Беседа про восход солнца для детей дошкольников 5-7 лет

Ребята! Сегодня наша беседа посвящена одному из прекраснейших природных явлений, которое мы можем наблюдать каждый день утром. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о том, что это такое.

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы. Патриотическое воспитание

Дорогие ребята! Сегодня мы побеседуем о тех людях, которыми по праву гордится наша Родина. Таких людей очень много!

Среди деятелей, прославивших наше Отечество, — ученые, поэты, писатели, художники, артисты, музыканты, рабочие, строители, инженеры, изобретатели, учителя и врачи.

Есть такие области искусства, которые понятны каждому человеку, независимо от того, где он живет и на каком языке говорит.

О полководцах для детей 5-8 лет

Дорогие ребята! Вы, наверное, знаете, что у каждого народа есть свои герои. Славятся они не только силой, решительностью и смелостью. Свои подвиги они совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и Отечества.

Самоотверженность — вот главная черта русских героев.

Много раз враги с запада и востока грозили нашей Родине и хотели захватить ее. Их привлекали бескрайние просторы и богатства русской земли.

Дорогие ребята! История России — нашей Родины — очень сложная, она включает множество различных исторических моментов. Когда вы подрастете, то непременно станете изучать историю своей страны.

Сегодня мы хотим вернуться в недалекое прошлое. В 1991 г. был избран первый президент России. Наша страна стала самостоятельным государством со своим гимном, флагом и гербом.

Дорогие ребята! Как вы считаете, может ли государство существовать среди других стран и народов без основных законов?

Конечно, нет! Конституция — это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Каждый человек, признанный гражданином своей страны, должен знать ее Конституцию, исполнять свои обязанности, разбираться в своих правах.

Тематические дни в ДОУ. Подготовительная группа

— развить самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные задачи;

— развить любознательность, пытливость, наблюдательность;

— развить познавательные мотивы, интересы;

— сформировать желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

— уточнить особенности внешнего вида насекомых;

— закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;

— заложить основы экологического воспитания;

Конспект нравственной беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о таких качествах, как правдивость и лживость.

Согласитесь, иногда мы попадаем в ситуацию, когда нелегко сказать правду.

Давайте припомним такие случаи. Если вы в чем-нибудь виноваты и боитесь признаться в этом, пытаетесь свалить вину на другого. Вдумайтесь, ведь в этом случае ложь идет рука об руку с трусостью.

Дорогие ребята! Давайте побеседуем о щедрости и жадности.

Как вы думаете, кто живет интереснее, у кого больше друзей — у щедрого человека или у жадного?

Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями.

Уверена, что вы с радостью делитесь игрушками, сладостями, книгами, кассетами, школьными принадлежностями.

Беседа про добро и зло для старших дошкольников 5-7 лет в детском саду

Здравствуйте, дорогие ребята!

Никому, ни-одному человеку, не хочется, чтобы его назвали злым или жадным, завистливым или лживым!

Читайте также: