Перечень эсо в школе беларусь

Обновлено: 07.07.2024

Перечень электронных средств обучения
Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь, в который вошли ЭСО, прошедшие техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ, а также ЭСО, разработанные за счет республиканского бюджета.

В институтах развития образования педагоги могут получить не только подробную информацию об электронных средствах обучения, разработанных за счет республиканского бюджета, но и познакомиться с их содержанием.

Символом (*) отмечены электронные средства обучения, которые разработаны из средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

  • обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;
  • компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
  • автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;
  • автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.

  • класс разбивается на одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через минут ее сменяет следующая;
  • вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
  • в классе постоянно находятся

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.

При проведении занятий в компьютерном классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием персональных компьютеров зависит от возраста учащихся, технических данных компьютеров, характера и сложности выполняемой работы.

  • устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
  • проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
  • проводить упражнения для глаз через каждые минут работы с использованием компьютера;
  • для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение минут целенаправленного назначения или организованно при появлении начальных признаков утомления;
  • для снятия общего утомления следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение

Факультативные занятия с использованием персональных компьютеров должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

Рекомендации по эффективному использованию ЭСО

  • журнал использования ЭСО в образовательном процессе;
  • журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).

Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе:

№ п/п Дата Учебный предмет Название ЭСО Класс, тема урока Ф.И.О. учителя Примечание

Примерная форма журнала для учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО:

№ п/п Название Разработчик Год разработки Краткое описание (аннотация) Место хранения Примечание

В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009г. рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.

Школьная библиотека — центр информационных ресурсов. С целью обеспечения более широкого доступа учащихся к компьютерам, подключенным к Интернету, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.

Интернет-ресурсы системы образования

Перечень электронных средств обучения

В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию обо всех средствах обучения, а также ознакомиться с их содержанием.

Выбор обучающей программы

  • как эффективно использовать компьютер;
  • какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);
  • как не утонуть в море обучающих программ;
  • как найти и выбрать нужную обучающую программу.
  1. функциональное назначение;
  2. категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;
  3. охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);
  4. наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;
  5. дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);
  6. тип лицензии, под которой распространяется программа;
  7. разработчики (фирма, отдельные лица).

Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.

Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

  • обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
  • могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ — конструкторов тестов.

Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
  2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
  3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
  1. ваши технические возможности;
  2. используемые вами организационные формы работы;
  3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;
  4. целостность курса.

Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.

Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.

В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя в том числе и предложенные критерии.

1. Математика. 2-4 классы. Факультативные занятия (развитие способностей учащихся на основе дидактических игр).

4. Русский язык. 2-3 классы. Занимательная грамматика для детей с нарушением слуха.

10. Русская литература. Эволюция реализма как художественного

11. Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурной компетенции.

13. Немецкий язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум.

14. Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория.

16. Математика. Универсальный учебный графопостроитель.

22. Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытніх часоў да сярэдзіныXVI ст.

32. Химия. Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций.

Читайте также: