Педсовет туризм в доу

Обновлено: 02.07.2024

Стартовый педсовет: "Проектирование воспитательной среды ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк"

Итоговый педсовет:

Стартовый педсовет: "Подходы к разработке программы воспитания" - видеозапись

Итоговый педсовет: "ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк на пути к самообучающейся организации – промежуточные итоги программы развития "

Стартовый педсовет: "Национальный проект "Образование" как вектор развития кадрового потенциала учреждения"

Итоговый педсовет: " Внедрение системы персонифицированного дополнительного образования в деятельность ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк "

Стартовый педсовет: " Внедрение эффективного контракта с сотрудниками ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк "

Итоговый педсовет: " Совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся Ярославской области средствами туристско-краеведческой и социально-педагогической деятельности "

Стартовый педсовет: " Приоритетные проекты развития дополнительного образования в Ярославской области"

Итоговый педсовет: " Обновление технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ ГОУ ДО ЦДЮТурЭк "

Стартовый педсовет: " Программа развития ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк на 2016 – 2018 гг. "

Итоговый педсовет: " Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

Стартовый педсовет: " Индивидуализация образовательной деятельности обучающихся "

Итоговый педсовет: " Современные требования к организации и осуществлению деятельности организаций ДОД "

Наш адрес: 150007 г. Ярославль, ул. Сквозной пер, 5a;
тел/факс: (4852) 24-30-89; 24-07-69

4. Кадры : Воспитатель – Демченко Г.В.

5. Адрес организации : —

8. Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

12. Сроки проведения : 2012-2013 учебный год.

13. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

14. Возраст детей : 6-7 лет.

15. Форма проведения : коллективный проект.

Обоснование.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.

Актуальность.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети

получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.

Форма воспитательно-образовательной деятельности

Основные формы, методы и средства работы с детьми

Таблица 1

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытови использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт. ", и "Кто быстрее" и др., дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Таблица 2

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)

Предметно-развивающая среда

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад"

Мини-музей "Макет туристической тропы"

Сотрудничество с родителями:

  • проведение совместного похода в краеведческий музей
  • совместная продуктивная деятельность;
  • совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
  • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
  • совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
  • Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Таблица 3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

IV этап

Презентационный

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.

Содержание эколого - туристской подготовленности

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:

изучающий следы, животных синоптиков.

3. Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-

кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

6. С голубого ручейка начинается река.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки. - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

7. Из похода возвратясь.

очистке территории от мусора.

Ожидаемые результаты и их оценка

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

Приложение 1

1

Сформированы знания о детском

- Знакомы с правилами соблюдения

безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра.

- Сформированы такие качества, как

выносливость и ловкость.

- Сформированы знания о том, как появи-

лась жизнь на земле. Дети знают о том,

что земля это планета, она имеет атмос-

феру, гидросферу, материки и океаны.

- Знакомы с глобусом - макетом земли,

могут определять полушария, северный

и южный полюс, знают, что такое

- Сформированы знания о космосе, о том,

кто его осваивал.

- Знают, что туристические походы и

экскурсии закаливают организм человека,

он реже болеет, становится сильнее,

выносливее и более организованным.

- Знают конный вид туризма и воздушный.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

Диагностическое задание

« Человек с рюкзаком - исследователь и

Цель. Выявить уровень знаний о земле,

как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.

Выявить уровень знаний детей о том,

какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

- Знают представителей растений лесной

зоны своей местности, о том какие

растения могут предсказывать погоду.

- Знают ядовитые растения, которые могут

принести вред здоровью.

- Знают лекарственные растения, которые

могут помочь туристам в пути,если

- Знают представителей животного

мира родного края и правила

безопасносного поведения при

встрече с животными, умение по

следам определять животных.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.

- Знают, как устроена система пищеваре-

ния, кровообращения, дыхания.

- Знают об органах восприятия и общения.

- Знают о профилактике заболеваний при

травматизме и отравлениях.

- Знают как можно оказать первую

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей

о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,

следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.

Сформированы умения необходимые в

- Умение распределять туристические

- Умение собирать рюкзак, класть в него,

только то, что понадобится в походе.

- Умение правильно подбирать лекар-

ственные препараты для аптечки.

- Умение подбирать правильно обувь,

одеваться в соответствии с погодными

- Умение завязывать простейшие морские

- Умение организовывать привал и соблю-

дать чистоту на привале.

- Умение правильно вести себя при

передвижении по городу, деревне, в лесу,

у реки, при подъёмах и спусках на

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.

Сформированы умения необходимые

туристам в туристическом походе.

- Умение читать карту своей местности.

- Умение ориентироваться по плану города,

на макете детского сада.

- Умение пользоваться компасом, с его

помощью определять географические

- Умение рисовать маршрут своего пути,

в виде ломанной линии, нанося на него

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

- Умение оценивать состояние окружающей

среды и здоровья человека.

- Умение распознавать редкие и

исчезающие виды животных и растений.

- Умение определять для чего осушают

болота, возводят плотины, почему

растительный мир и животный вымирает.

- Умение называть правила поведения в

природе во время отдыха.

- Умение называть зоны отдыха и туризма

- Умение прогнозировать результаты

природоохранной деятельности человека.

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы

и охраной здоровья человека.

Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

3

Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в

природе на туристической тропе и участие в

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)

12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятницами).

13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.

14. Подборка примет о погоде.

15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.

16. Как не умереть в лесу от голода.

17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.

18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопасности на туристической тропе посредством художественной литературы.

Таблица 5

Календарный план реализации проекта

Форма организации детей

Просмотр презентации на видео.

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

Консультация для родителей.

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,

умений и навыков.

Загадки о ягодах и грибах

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар,

большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

В настоящее время, педагогам ДОУ предоставлена возможность расширять образовательные услуги, включая в режим дня, кроме програмных, еще и дополнительные методики и технологии. Одной из инновационных методик, которую я использую в своей работе, является элементарный туризм. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника, как эффективного способа оздоровления, воспитания и познания.
Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания дошкольников и является элементарный туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические прогулки имеют оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно - ­сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьёзных патологий и медицинских отводов, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств. В нашем ДОУ большое внимание уделяется психологическому здоровью детей, как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников. Нами были исследованы факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка и одним из которых является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Так как наш детский сад находится в непосредственной близости от соснового массива и луга, этот факт позволяет полноценно использовать методы и технологии оздоровления и полноценного развития наших воспитанников.

Задачи туризма в ДОУ :

1.Формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели. 2.Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий. 3.Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

5. Расширять функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

6. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт ( учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

7. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
8. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.
9. Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма;
10. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

11. Развитие познавательных способностей – ознакомление с природой.

12. Воспитание любви к родному краю.

Содержательные цели туризма:

Ø Физическая активность туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Ø Поддержка хорошего состояния здоровья одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Ø Характер приключения ожидание результата туристского похода, повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.

Принципы детского туризма:

В своей работе использую разные виды деятельности:

Ø туристические соревнования.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада, представляют собой интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Прогулки и экскурсии и предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

— переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

— наблюдение в природе и сбор природного материала;

— выполнение имитационных движений;

— комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

— самостоятельные игры (на привале).

Чтобы разнообразить свою педагогическую деятельность, в сосновом массиве провожу праздники, соревнования, тематические развлечения.

Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Для повышения педагогической ценности похода, я использую следующие методы работы:
- наблюдение;
- диагностика;
- опросники;
- викторины;
- беседы с использованием иллюстраций;
- экскурсии, прогулки и мини-походы;
- опыты;
- экологические праздники;
- подвижные игры,

- ИКТ( для наиболее наглядной демонстрации преимущества ЗОЖ).

При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок ), способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Для обеспечения эффективности данной образовательной работы в нашем ДОУ старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит им принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.
Результатом использования инновационной методики – элементарный туризм, является значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей, создание условий подготовки ребенка к школе, к успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости.

Я считаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. Занятия туризмом имеют много преимуществ: туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Элементарный туризм обладает познавательным потенциалом и может способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

По итогам мониторинга использования данной методики, отмечаю : снижение количества простудных заболеваний; повышение уровня двигательной активности; снижение утомляемости; улучшение качества знаний теоретической подготовки; улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость); улучшение качественных показателей технической подготовки; формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь). Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения, т ак как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

Список литературы.

2. : Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992.

3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В

6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.


Конкурсные работы

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Применительно к ребенку цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель — становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками [1, 2, 4, 5]. При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Мы полагаем, что это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Нельзя недооценивать и то, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Это способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и др. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера) ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений в ходе походов. Значимые изменения происходят в совершенствовании не только выносливости, а также силы, быстроты, координационных способностей. Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Все вышеизложенное определило направление настоящей работы, цель которой – совершенствование учебного процесса за счёт средств туризма. Разработка методических условий для реализации программы на основе туризма в процессе занятий физической культурой в детском саду.

Проблемой, ежегодно набирающей важность, является то, что воспитательно-образовательный процесс в дошкольно-образовательных учреждениях (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей , что приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей. В связи с этим поиск такой формы организации физического воспитания, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности, можно развивать познавательные способности и формировать личность ребенка, представляется целесообразным.

Основное противоречие рассматриваемой темы состоит в том, что туризм, в традиционном понимании этого слова, является уделом молодых и сильных, а мы решили доказать, что при грамотном подходе даже дошкольники способы усвоить и применить азы туризма.

Целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка методических материалов для занятия с дошкольниками по данной теме, а также их практическое применение. После чего будет проведен анализ результатов внедрения данной методики посредством оценки реальной статистики физического развития, усвоенных теоретических знаний и заболеваемости детей.

Гипотеза: эффективность двигательной и функциональной подготовленности в учебном процессе может быть существенно повышена за счет рационализации методики с преимущественным использованием средств и методов туризма в детском саду.

Практическая значимость состоит в том, что преимущественное использование средств туризма на занятиях в детском саду способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей.

Главной целью всех доступных для детей форм туризма является оздоровление детей. Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

• оздоровительные
• учебные
• спортивные
• познавательные.

Кроме того, можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма:

Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует к подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

Решение задач физического воспитания осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.

Таким образом, применение экскурсий, прогулок, походов могут решать различные задачи:
• оздоровление детского организма;
• совершенствование двигательных навыков;
• развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость);
• развития координационных способностей;
• развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности;
• развитие познавательных способностей – ознакомление с природой;
• воспитание бережного отношения к ней;
• изучение ближайшего социального окружения;
• воспитание любви к родному краю.

На мой взгляд, целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста. Выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Принципы детского туризма:

— личностно-деятельный;
— диалогический;
— индивидуально-творческий;
— целесообразности;
— краеведческий;
— единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.

В теории и практике туризма определены следующие его формы:

— прогулки;
— экскурсии;
— походы;
— путешествия;
— слеты;
— туристские соревнования.

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

• естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода);
• ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте;
• автономное жизнеобеспечение;
• туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их место в системе физического воспитания дошкольников.

Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

1) гимнастикой;
2) подвижными и спортивными играми;
3) спортивными упражнениями;
4) простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня. К ней относятся – утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутки; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня. В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность ребенка (А.Н.Крестовников, 1951; Н.А.Фомин, 1991). Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха, что способствует повышению устойчивости организма к изменениям внешней среды.

Высокую оздоровительно-воспитательную ценность двигательной деятельности на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, 1928; Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно поэтому во многих научных исследованиях ставится и положительно решается вопрос максимального использования эффекта рационального сочетания естественных сил природы и разнообразной двигательной деятельности детей. Целью одних исследований являлось изучение эффективности круглогодичного проведения отдельных форм организации физического воспитания на воздухе (М.П. Голощекина, 1970), других – возможность переноса всех организационных форм физического воспитания из помещения на участок детского сада (З.И.Ермакова, 1974), третьих – организация двигательной деятельности дошкольников в природных условиях (Т.И.Осокина, 1971; Е.Н.Вавилова, 1971; Г.В. Шалыгина, 1977). Результатом проведенных исследований было значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей. В связи с этим, стимулирование развития данного качества в дошкольные годы создает определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

Новизна работы состоит в следующем:

-разработан новый подход в планировании учебного материала по физическому воспитанию с использованием средств туризма, заключающийся во взаимосвязи трех сезонных циклов (осенний, зимний, весенний);
-предложена методика комплексной оценки различных проявлений ориентационной способности у дошкольников 6-7 лет;
-разработана комплексная оценка знаний в области физической культуры, правил поведения в природе, формируемых в процессе физического воспитания с использованием средств туризма;
-определено влияние средств туризма на повышения уровня благополучия взаимоотношений и дружеских отношений в группе сверстников;
-получены данные о положительном влиянии средств туризма на формирование ориентационной способности детей 6-7 лет.

Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.

Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.

ПРОГРАММА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПО ТУРИЗМУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫВОДЫ

Я считаю, что занятия туризмом имеют много преимуществ. Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

Рассматривая практические результаты хотелось бы отметить:

1. Снижение количества простудных заболеваний.
2. Повышение уровня двигательной активности.
3. Снижение утомляемости.
4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.
5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).
6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.
7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).

Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения. Так как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Читайте также: