Павловская н г пути совершенствования навыков чтения н г павловская начальная школа 2012

Обновлено: 02.07.2024

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Чтение – одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Чтение – сложный интеллектуальный процесс, многоуровневый и многозвенный по структуре, активный по протеканию.

Для того чтобы читать правильно и с высокой скоростью, нужна слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением, осуществляется понимание читаемого.

Характеристика навыка чтения включает в себя:

  1. правильность;
  2. сознательность;
  3. беглость;
  4. выразительность.

Без умения чётко, без ошибок, выразительно читать ученик не поймёт смысла текста, и главная цель чтения не будет достигнута. Поэтому работа над технической стороной процесса чтения, над выработкой достаточно быстрого темпа, очень важна.

Беглость чтения – это нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию текста.
У учащихся начальных классов, а в особенности у учащихся с нарушениями речи, очень часто данный навык оказывается недостаточно сформированным. Методических же разработок по данной проблеме мало.

Цель работы – развитие беглости чтения у учащихся начальных классов.

Реализация данной цели осуществлялась в процессе решения следующих задач:

  1. Чтение литературы по данной теме.
  2. Подбор специальных упражнений, направленных на развитие беглого чтения.
  3. Создание дидактических игр и наглядного материала.
  4. Использование специальных упражнений, дидактических игр и пособий на логопедических занятиях по преодолению дислексии.
  5. Разработка методики работы по формированию беглости чтения у младших школьников и осуществление экспериментального обучения учащихся.
  6. Формирование у детей интереса к книгам, к самостоятельному чтению.

С опорой на методические разработки Лалаевой Р.И., Корнева А.Н., Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г., Козырёвой Л.М., Городиловой В.И. и с учётом принципов последовательности и систематичности, доступности и конкретности была создана методика, цель которой – помочь учащимся, имеющим нарушения речи (нечёткую, смазанную артикуляцию, недостатки в развитии фонематической и лексико-грамматической сторон речи), в овладении навыком беглого чтения.

Для выполнения этой цели необходимо, чтобы параллельно работа велась и по следующим направлениям:

- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
- развитие фонематического восприятия, дифференциация букв, обозначающих акустико-артикуляционные близкие звуки;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата, формирование навыка произношения слов сложного слогового состава;
- активизация и пополнение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
- формирование активности, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.

Данная методика представляет собой систему упражнений и речевых игр, представленных на карточках (размер 10*15) и оформленных в виде индивидуальных альбомов, а также набора наглядного материала для группового чтения. Адресат – учащиеся 2 – 3-х классов. Выборочно методику можно использовать и в работе с учащимися 1-х и 4-х классов.

Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы - это совместная деятельность учащихся, учителя, логопеда и родителей. Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю, продолжительностью 10 – 15 минут (при индивидуальных занятиях 5 – 10 мин.), с ежедневным выполнением тренировочных упражнений в домашних условиях.
Исходя из перечисленных выше задач, были разработаны 2 раздела методики.

Предлагаемый комплекс упражнений направлен на формирование и автоматизацию навыка чтения в следующей последовательности:

1) чтение слогов;
2) чтение слов;
3) чтение словосочетаний и предложений;
4) чтение чистоговорок и скороговорок;
5) чтение текстов.

Приведём примеры карточек:

1. Чтение открытых слогов.

- прочитать слоги зелёного цвета, красного и т.д.;
- прочитать слоги, состоящие из крупных букв, из букв мелкого шрифта;
- прочитать слоги с гласным А, с гласным И и т.д.;
- придумать слова, начинающиеся на данные слоги;
- прочитать слоги столбиками, по строчкам;
- прочитать 1 строчку слогов на одном дыхании, 2 строчки слогов;
- прочитать слоги столбиками снизу вверх, строчками справа налево;
- прочитать слоги на время.

3. Чтение предложений

4. Чтение чистоговорок

Ша-ша-ша - мама моет малыша
Шу-шу-шу - я письмо пишу
Аш-аш-аш - у Вовы карандаш
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча
Чу-чу-чу - молоточком я стучу
Оч-оч-оч - наступила ночь
Ща-ща-ща - мы несем домой леща
Ащ-ащ-ащ - мы надеваем плащ
Ло-ло-ло - на улице тепло
Лу-лу-лу - стол стоит в углу
Ул-ул-ул - у нас сломался стул
Ра-ра-ра - Кате спать пора
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
Ры-ры-ры - летают комары

5. Чтение текстов

Переставлялки

Зимним вечер… мы возвраща… с лыжн… прогул… . Мы выш… из березо… рощи. Вдали виднелась соседн… деревн… . Дорога выве… нас к небольш… речуш… .Оставал… крутой подъем по холм… - и мы у шко… .
На площад… около шко… нас ждала учи-тельни… с групп… ребят.
Выходн… день мы всегда провод… на свеж… воздух…. Завтра с нов… сила… за ученье.

Второй раздел посвящён выработке навыка беглого, чёткого чтения на логопедических занятиях по преодолению лексико – грамматических нарушений и восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи (I и II этапы коррекционной работы).

При проведении занятий с группой детей логопеду очень часто приходится сталкиваться с нехваткой практического материала для чтения учащимися. Поэтому во второй раздел входят упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование различных сторон речи:

1. Выработка чёткой слухо – произносительной дифференциации оппозиционных звуков на материале:

- слогов;
- слов;
- словосочетаний и предложений;
- чистоговорок и скороговорок;
- текста.

2. Активизация и пополнение словаря как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Учащихся следует упражнять в чтении:

- однокоренных слов;
- слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня;
- слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни;
- слов, образованных с помощью суффиксов от одного корня;
- слов, имеющих одинаковые суффиксы, но разные корни;
- разных слов с одинаковыми окончаниями;
- антонимов, синонимов.

3. Совершенствование грамматического строя речи путём овладения учащимися слово-сочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Практический материал для чтения включает упражнения на развитие следующих умений:

- употребление предложно-падежных конструкций;
- употребление существительных в единственном и множественном числе;
- согласование существительных с прилагательными, числительными;
- дифференциация глаголов ед. и мн. числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам;
- употребление предложений сложных синтаксических конструкций.

Таким образом, во втором разделе представлены упражнения, которые развивают не только беглость чтения, но и одно из его важнейших качеств – осознанность.

Примеры карточек для чтения:

1. Дифференциация К – Г

а) на материале слов

-сравните пары слов по написанию и по смыслу. Устно составьте предложение с каждым словом.

горка – корка грот – крот
гости – кости икра – игра
кол – гол Галина – калина
калька – галька голос – колос

-прочитайте слова без ошибок

Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скакалка,
погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глы-
ба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

-закончите слова, добавив слог га или ка

Ру… нит… …зета кочер… ма…зин
Но… бит… …ражи соба… ру…ва
Ро… сём… …рета баран… ро…тый
Ре… вет… …питан лопат… ма…роны
Лу… нор… …чели бере… бо…тый

б) на материале словосочетаний

2. Чтение и подбор однокоренных слов

Найдите общую часть в каждой группе слов

Подарок, дарить, дареный.
Обида, обидеть, обидный.
Беглец, бегать, беглый.
Походка, ходить, походный.
Чистота, чистить, чистый.
Зелень, озеленять, зелёный.
Свежесть, освежать, свежий.
Веселье, веселиться, весёлый.
Заморозки, морозить, морозный.

Восстановите деформированный текст, используя слова с одним и тем же корнем.

Идёт снег. Плавно падают на зем-лю лёгкие … . И вот уже оделись в … шубу крыши домов, улицы, площади. Малышам раздолье. Ка-тят … комья, лепят толстых … .

3. Употребление слов в винительном и дательном падежах

Прочитайте предложения, изменив слова в скобках.

Расскажи ( сказка, сестрёнка ).
Дай ( морковка, кролик ).
Почитай ( книга, бабушка ).
Отдай ( книга, Витя ).
Дай ( лекарство, дедушка ).
Налей ( вода, собака ).
Нарисуй ( картинка, сестра).
Спой ( Матушка, песенка ).
Позвони ( тётя Вера ).
Сделай ( клетка, кролики ).
Помоги ( Анна Николаевна ).

Данный материал показывает, как можно помочь ребёнку научиться быстро и правильно читать.

ВложениеРазмер
opyt_raboty..doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии совершенствования навыков чтения

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий. Это не просто научиться хорошо читать, но и понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Современная программа диктует ребёнку жёсткие условия. Увеличивается объём информации, а темп чтения не позволяет материал осваивать. Задача учителя помочь ребёнку научиться быстро читать с помощью доступного, лёгкого метода обучения. Но сначала надо разобраться.

Каковы же причины медленного чтения?

- Психологические (темперамент, дискомфортная психологическая обстановка).

- Общее недоразвитие речи.

- Послоговое чтение (некоторые ученики даже во 2-ом, 3-ем классе читают по слогам, а не целыми словами) .

- Прочитывание слова с ошибками (основной тип ошибок – правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением).

- Малый угол зрения.

- Челночное чтение (чтение с возвратом).

- Чтение малого количества книг.

- Проблема дислексии – ребёнок допускает нелепые ошибки в чтении, путает буквы (например б-п, д-т, е-ё, ё-ю, у-ю и др.), неправильное чтение твёрдых и мягких слогов.

Что влияет на скорость чтения?

На успешность чтения влияет: произвольное внимание, то есть умение концентрировать внимание; мышление; оперативная память – умение

запоминать прочитанное; зрительное восприятие; широта поля зрения. Также очень важно умение анализировать и осмысливать прочитанное.

Многие дети не любят читать, так как процесс чтения очень трудоёмкий, требующий временных затрат, во многом зависящий от мотивации ученика.

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Основная причина трудности в чтении: недостаточная сформированность техники чтения.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.

Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.

На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры ( ам, ма, лук, кто, стол, всплыл ). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.

Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения). Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, приведёт к отставанию ребёнка от других детей. С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Психолого-педагогические исследования показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Этот вопрос интересует многих учителей. Процесс этот чрезвычайно трудный. Но несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Для решения этой задачи, работа должна вестись в следующих направлениях:

  1. сведение к минимуму ошибок при чтении,
  2. осознанность чтения,
  1. выразительность чтения.

Совершенствование навыка чтения неотделимо от отработки техники речи. Под техникой речи подразумевается система техтологических приёмов дыхания, голосообразования, дикции, темпоритма, интонации, доведённых до степени автоматизма.

Начинать обучение техники речи следует с постановки дыхания . Вторым компонентом техники речи является голос . Поэтому необходимо заботиться о голосе, воспитывать его. В отличие от дыхания, которое является автоматическим, голос должен быть управляемым. Для этого следует уметь управлять голосовыми резонаторами. В тесном единстве с воспитанием голоса стоит проблема нахождения нужной интонации. В отличие от дыхания, голоса, дикции, интонации нельзя обучить, всякая отрепетированность в этом плане вызывает ощущение фальши. Следующим компонентом техники речи является дикция. Необходимо помнить, что дыхание, голос, дикция – это неразрывно связанные части единого комплекса и вся работа должна проводиться в сочетании с отработкой правильного дыхания и устранения дефектов в звучании голоса. Условием чёткой и ясной дикции является хорошая артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Поэтому работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики.

Важная часть техники речи – темпоритм. Определение соответствующего темпоритма зависит от характера речи, музыкальности и особого лингвистического чутья автора речи. Отрабатывать темпоритм можно, используя стихотворные тексты (лирика, басни, фольклор…)

В комплексе с темпоритмом и интонацией в речи выступает логическое ударение , являющееся важным элементом интонационно-смысловой выразительности речи. Логическое ударение выражает психологическую направленность речи, что очень существенно. Для отработки логического ударения можно использовать упражнения-цитаты, чтение сложных смысловых отрывков из художественных произведений, с которыми работаем на уроках.

На каждом уроке желательно проводить тренировочные упражнения на материале читаемых произведений. Можно выделить следующие упражнения:

  1. упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, на развитие речевого аппарата,
  1. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения,
  1. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя, умение угадывать последующий текст,
  1. упражнения на развитие целостного восприятия и понимания текста,
  1. упражнения на обогащение словаря.

Выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Для проверки эффективности этой работы необходимо проводить (раз в две недели), а в первом классе - еженедельный контроль за техникой чтения учащихся. Для этого можно использовать различные способы проверки и самопроверки навыка чтения, ориентируясь на следующие критерии: скорость чтения, способы чтения, понимание прочитанного, выразительность чтения.

Формировать навык владения дыханием и голосом предлагается с помощью следующих упражнений.

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный, плавный.

Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха.

Варианты этого упражнения:

Представьте, что на руке стоят 3, 5… 10 воображаемых свечей. Сделайте глубокий вдох и выдохните на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу. Представьте, что перед вами именной пирог. На нём много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Представь, что ты помогаешь маме гладить бельё. Сделай глубокий вдох и имитируй разбрызгивание воды на бельё.

Это упражнение тренирует различные виды выдыхания. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни:

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху ) : з-з-з пусть летит!

Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося  м  .

Мам, молока б нам…

Представьте, что вы едете на лифте и объявляете этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем с первого на девятый, а потом вниз.

Для развития голосового аппарата рекомендую следующие упражнения:

Сочетание бом-бом произносится на различных регистрах с заданными или выбранными тонами.

Представьте себе, что у вас болит зуб. Постанывая, вы изображаете различную степень воображаемой боли.

Это упражнение можно сопровождать стихотворением:

Пара барабанов, Пара барабанов,

Пара барабанов, Пара барабанов,

Пара барабанов Пара барабанов

С целью совершенствования произношения на уроке надо проводить работу над дикцией. Система упражнений по дикции включает в себя чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т. д. На первом этапе работа со скороговорками идёт медленно, с преувеличенно чёткой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения.

Учебный материал помогает подбирать упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения; оперативное поле чтения и память; словарный запас; целостное восприятие и понимание текста. К таким упражнениям относятся такие как:

- Укажи соответствие частей пословицы, имени героя – названию произведения, отрывка – произведению, иллюстрации – тексту.

- Укажи имена положительных и отрицательных героев, их действия и поступки.

- Сравни произведения разных жанров, иллюстрации.

- Составь пословицу, поговорку, загадку, сохранив их ритм и рифму.

- Найди в тексте пословицы, эпитеты, олицетворения, сравнения, определи значения слов по словарю, подбери синонимы к указанному слову, допиши предложение.

Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.

1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов – слияний типа рука, молоко, вареники. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.

Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, анализ, жаворонок. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов первой и второй групп.

В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: банка, больница, галчонок. В словосочетаниях, предложениях и текстах используются слова первой, второй, третьей групп.

Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется.

На уроке, работая с пособием, можно использовать различные приёмы тренировочного чтения.

Кроме выше описанных упражнений, для формирования навыка чтения и устойчивого интереса к чтению, на уроках желательно использовать разные виды чтения.

Перед четвёртым разом этого текста надо настраивать детей читать медленнее, но красиво, выразительно. Ученики прочитывают часть текста до конца. Они переходят на незнакомую часть текста и продолжают читать в том же повышенном темпе. Некоторых хватает не надолго (полстроки, строка ), но если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. Дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, допускают меньше ошибок при чтении. Выразительность перестаёт быть привилегией отдельных детей, а становится прочно усвоенным навыком каждого ребёнка.

Работа над совершенствованием техники чтения, должна продолжаться и вне урока, т. е. дома. Хорошие результаты даёт чтение перед сном . Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Поэтому, когда семья собирается вечером, и родители, и дети по очереди читают книгу перед сном. Это и есть последнее яркое впечатление дня, это укрепляет вкус к чтению. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения . Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому у него и нет желания читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает столько сколько ему хочется (одну – две строчки, один – два абзаца) и после этого получает кратковременный отдых.

Если родители вместе с учителем будут работать над проблемой медленного чтения и выполнять рекомендации учителя, результаты не заставят себя ждать.

1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М., 2003.

2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие.– М., 2004.

3. Бондаренко А. Работа над дикцией в начальных классах.  Начальная школа. – 1987. - № 1.

4. Беленкова В. М. Приёмы выработки у детей навыков чтения.  Начальная школа. – 1991. - № 2.

5. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения.  Начальная школа. – 1996. - № 6.

5. Баязова Л. Б., Волков В. А. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения.  Начальная школа. – 1998. - № 1.

7. Игнатьева Л. Хоть недостаточно, надо действовать.  Начальная школа. – 1997. – № 8. – февраль.

8. Николаева Л. Пусть в речи отразится чувство.  Начальная школа. – 1997. – № 30, 31, 32. – август.

9. Стрельцова О. Тогда все будут хорошими.  Начальная школа. – 2000. – № 20. – май.

2 Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Цель: познакомить с причинами медленного чтения Показать способы повышения уровня качества и беглости чтения

3 Чтение - вот лучшее учение. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

4 Для того, чтобы повысить качество и беглость чтения, прежде всего, нужно знать факторы, мешающие быстрому чтению. 1. Малое поле зрения -т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. 2. Плохие память и внимание -забывают, о чём прочитали в самом начале. 3. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки). 4. Регрессия это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. 5. Артикуляция это движение органов речи, которые даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении

5 Все упражнения можно разделить на несколько групп: развитие речевого аппарата расширение оперативного поля зрения развитие смысловой догадки- антиципации развитие внимания, памяти, мышления в процессе восприятия текста преодоление трудностей понимания в различных условиях восприятия текста.

7 Расширение оперативного поля зрения дуб липа лимон каштан абрикос эвкалипт боярышник лавровишня вашингтония белокопытник

9 Развитие смысловой догадки- антиципации Упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога. Чтение текста, перекрытого полосками (2,3,4 – в зависимости от того, как дети читают) Сколько спряталось слов? ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

10 Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Лев и мышь. Л.Н. Толстой

11 С цветами ……………….. и солнечным лучом. Весенний ……………. вновь приходит в дом. Пусть он добро, ……………….и …………. принесет ……………….. будет этот день и целый год!

12 ЁЖИК … Сидит Коля Зайцев возле ПНКЬЕА, собирает ЯДОГЫ. Вдруг совсем рядом, в КТАСУХ, зашуршал кто- то. Коля РДИВНУАЗЛ кусты да как ЗКАИРЧИТ: – Смотрите, кого я НШАЁЛ! – Это ЁИЖК, – сказала Мария Ивановна. – Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, ПЖСИОАКЬ! Г. Скребицкий

13 Развитие внимания, памяти, мышления 1. Диктанты Федоренко 2. Продолжи смысловой ряд 3. Прочитай и найди лишнее 4. Собери слово с помощью математических действий 5. Зашифрованные слова

Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Статья "Пути совершенствования навыков чтения младших школьников" раскрывает основные компоненты техники чтения, приводятся примеры упражнений для обучения осознанности чтения, развития правильности чтения, упражнения для обучения беглости чтения, развития периферического (бокового) зрения и упражнения для выразительности чтения. А чтобы проследить рост каждого ребенка предлагает строить индивидуальные графики чтения.Статья "Пути совершенствования навыков чтения младших школьников"

Читайте также: