Списание электронных учебников в школе

Обновлено: 05.07.2024

Порядок действий образовательной организации по списанию учебной литературы: методический материал

Учебный фонд является основой функционирования библиотеки образовательной организации. Оптимальное состояние фонда достигается как за счет качественного комплектования, так и посредством проведения систематического списания.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает нормативного срока использования учебников в образовательных организациях, рекомендуемые сроки использования в пределах пяти лет считаются ориентировочными.

Учебники и учебные пособия в образовательном процессе используются при условии соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и действующему федеральному перечню учебников.

Таким образом, использование учебных изданий возможно до внесения изменений в нормативно-правовые документы или в связи с полной/частичной утратой потребительских свойств.

В соответствии с Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда (утверждён Приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077), документы исключаются из библиотечного фонда по причинам:

  • утраты,
  • ветхости,
  • дефектности,
  • устарелости по содержанию,
  • непрофильности.

Основанием для исключения документов служат анализ состава фонда и результаты его проверки.

Необходимые условия при списании учебного фонда:

Акты о списании исключенных объектов учебного фонда хранятся в библиотеке образовательной организации в течение десяти лет.

Для поддержания оптимального состояния фонда необходимо регулярное выявление и исключение документов. Плановый, системный и сбалансированный процесс списания является необходимым условием оптимизации учебного фонда образовательной организации.

Подготовлено: Ярута Е. В., Баханская Е. В., Кузнецова Л. В.

Поручите библиотекарю ежегодно проверять специализированный библиотечный фонд. В школе учебники должны быть из действующего федерального перечня (ФПУ), а учебные пособия – от организаций, которые есть в приказе Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.

Учебники из ФПУ, утвержденного приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254, можно использовать, пока действуют экспертные заключения на них (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ). Минпросвещения установило, что срок действия экспертного заключения, на основании которого включили учебник в ФПУ, составляет 5 лет (п. 36 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 18.12.2019 № 695). Чтобы узнать, когда приняли заключение, обратитесь в издательство или в Научно-методический совет по учебникам Минпросвещения.

Стоит обратить внимание на то, что учебники из предыдущего ФПУ, который утвержден приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345, используйте до 25.09.2025.

Их включили в новый перечень на срок 5 лет со дня, как начнет действовать приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254.

Начало действия приказа – 25.09.2020.

Исключите из библиотечного фонда излишне дублетные документы, экземпляры, которые заменили более полными по содержанию или лучшими по оформлению и физическому состоянию изданиями. Списывайте электронные документы, если они не соответствуют техническому и программному обеспечению библиотеки.

Если учебники или пособия настолько износились, что ими невозможно пользоваться, то спишите их как ветхие. Это понятие оценочно, поэтому образовательная организация вправе самостоятельно определить, считает она издание ветхим или нет.

Учебное издание может иметь физические дефекты, которые были изначально или появились в процессе использования. Если такие дефекты не позволяют нормально использовать издание, то спишите его как дефектное. Например, в книгах могут отсутствовать фрагменты текста или плохо пропечатан текст. Дефекты могут иметь и другие носители – некачественные изображения документов на микроформах, дефекты и механические повреждения дисков и пленочных носителей: скручивание, высыхание, разрывы, обломы и т. п.

Школа вправе самостоятельно установить причины и факторы, в результате которых будет списывать издания как утраченные. Например, утраченными в процессе хранения можно считать документы, если они отсутствуют на месте по неустановленной причине в течение трех лет после выявления их отсутствия или после двух плановых проверок фонда.

Утраченными в процессе использования можно признать документы, если их не вернули в фонд в течение трех лет и если нет возможности получить возмещение или найти издание. Такие правила зафиксируйте в локальном акте, например в положении о библиотеке.

Чтобы понять, какие издания надо списать, поручите библиотекарю ежегодно проводить проверку специализированного библиотечного фонда. Основной фонд можно так часто не проверять, его инвентаризацию проводите один раз в пять лет. Зафиксируйте такое правило в учетной политике организации.

Во время проверки надо установить не только наличие или отсутствие учебного издания, но и соответствие его федеральным требованиям, образовательной программе школы и физическое состояние документа.

Если по результатам проверки заведующий библиотекой выявит, что какие-то учебные издания надо списать, то создайте комиссию по списанию объектов библиотечного фонда. Ее может создать заведующий библиотекой или директор школы – это зависит от полномочий, которыми наделили заведующего. Кроме того, право списывать учебные издания можно возложить на комиссию по поступлению и выбытию активов, тогда не надо создавать отдельную комиссию.

В комиссию по списанию объектов библиотечного фонда может входить заместитель директора школы, библиотекарь, бухгалтер. Можно включить руководителей методических объединений или отдельных преподавателей. Утвердите состав комиссии приказом.

Комиссия решает, надо ли списывать учебные издания, которые отобрали после проверки, и составляет акт в двух экземплярах по форме ОКУД 0504144. К актам прикладывает список с информацией о списываемых изданиях: регистрационный номер и шифр хранения документа, краткое библиографическое описание, цену документа, зафиксированную в регистре индивидуального учета, коэффициент переоценки, цену после переоценки и общую стоимость исключаемых документов.

Когда комиссия исключает печатные документы временного хранения, то может вместо списка приложить книжные формуляры. Если списывает учебники, то прикладывает перечень, который включает регистрационные номера, вид исключаемых изданий и их количество (п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минкультуры от 08.10.2012 № 1077).

К актам о списании по причине утраты комиссия прилагает еще документы, которые подтверждают утрату изданий: например, пояснительную записку, протокол сотрудников МВД, платежку из банка с возмещенной суммой утраченного издания.

Оба экземпляра акта о списании подписывают все члены комиссии и утверждает директор школы (п. 5.6 Порядка, утв. приказом Минкультуры от 08.10.2012 № 1077). На основании этого акта бухгалтерия списывает учебные издания с баланса школы.

Первый экземпляр акта о списании со списком и документом, подтверждающим выбытие, хранит бухгалтерия, а второй экземпляр остается у заведующего библиотекой или библиотекаря (п. 5.8 Порядка, утв. приказом Минкультуры от 08.10.2012 № 1077).

Списанные учебные издания можно отдать в пункт переработки сырья или утилизировать. Чтобы сдать списанные издания в пункт переработки в качестве макулатуры, заключите договор с компанией, которая принимает макулатуру. Закупку по Закону № 44-ФЗ проводить не надо, так как школа не будет тратить своих денег, а, наоборот, получит средства по договору.

Чтобы утилизировать ненужные книги, отдайте их компании, которая вывозит твердые бытовые отходы школы. Если необходимо, заключите отдельный договор по правилам Закона № 44-ФЗ с компанией, которая перерабатывает бумажные отходы.

Первые электронные учебники начнут использоваться в столичных школах с 1 сентября текущего года. Не исключено, что в скором времени бумажные книги отойдут на второй план. Поэтому бухгалтеру учебного заведения нужно знать, как учитывать электронные издания, равно как и создание иных нематериальных активов.

Учитываем электронные издания


Объекты библиотечного фонда относятся к основным средствам. Начисление амортизации производится так:


– на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно – 100 процентов, при выдаче объекта в эксплуатацию;

– на объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Расходы на интернет-сайт

По сути веб-сайт – это программа для электронной вычислительной машины (ЭВМ) и база данных. Создать его можно собственными силами либо воспользоваться услугами сторонних организаций. Региструет домен, размещает и поддерживает сайт фирма-провайдер (для этого с ней заключают договор хостинга на услуги по размещению веб-сайта клиента на веб-сервере). Расходы на регистрацию домена включают в состав затрат по созданию нематериальных активов с учетом предъявленного поставщиками или подрядчиками НДС (кроме случаев его создания в рамках деятельности, облагаемой НДС) (письмо Минфина России от 25 января 2013 г. № 02-06-10/255).

Исключительное право на программу, созданную работниками в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Если же сайт создан вне рамок трудового договора или служебного задания, то работодатель не получает права на него по умолчанию. Необходимо заключение отдельного договора.

Важно запомнить

Обязательство по приобретению нефинансовых активов может определяться в рублях эквивалентно сумме, рассчитанной из показателя условных денежных единиц. В этом случае в учете до момента оплаты обязательства можно сформировать положительную или отрицательную суммовую разницу. Такие отклонения относятся на увеличение (уменьшение) финансового результата.

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021).

Успейте записаться, пока есть места! Старт уже 1 марта, программа здесь.

Современные образовательные учреждения начинают использовать электронные учебники (ЭУ) наравне с традиционными бумажными. Разбираемся, по какому закону образовательные учреждения могут закупать ЭУ и как следует их учитывать.

Краткое содержание статьи:

Закупка ЭУ

Есть два варианта приобретения электронных учебников:

прямая закупка (закупка у единого поставщика);

Существуют два основных типа образовательных учреждений, в зависимости от которого учреждение будет работать по одному из Федеральных законов о закупках. Так, муниципальное бюджетное учреждение осуществляет закупки по Закону № 44-ФЗ, а муниципальное автономное учреждение – по Закону № 223-ФЗ.

Образовательные учреждения, которые работают по Закону № 44-ФЗ, имеют право на приобретение программного обеспечения (в категорию которого входят и электронные учебники) на сумму до 400 000 руб. по прямому контракту, но они обязаны предоставить три коммерческих предложения от разных поставщиков для обоснования наименьшей цены закупки.

Госзакупка учебников у единственного поставщика в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможна при соблюдении следующих условий:

объем одной закупки составляет не более 400 000 руб.;

годовой объем таких закупок не превышает 50% совокупного годового объема всех закупок заказчика и составляет не более 20 млн руб.

Или в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

каждая госзакупка учебников в отдельности не должна превышать 100 000 руб., а годовой объем этих закупок – 2 млн руб.

в ином случае годовой объем мелких закупок не может превышать 5% от совокупного годового объема всех закупок и не должен составлять более 50 млн руб.

Информация о ходе таких закупок не размещается в ЕИС.

Для закупки на сумму свыше 400 000 руб. необходимо проводить аукцион. При проведении аукциона также запрашивается не менее трех коммерческих предложений от участников аукциона для формирования средней цены контракта. Для этого вычисляется средняя стоимость из указанных в коммерческих предложениях.

Электронные учебники в процессе закупок могут быть приобретены как:

оказание услуг по приобретению неисключительных прав на программное обеспечение для организации учебного процесса;

поставка комплекта электронных учебников;

Обязательное требование – в стоимость закупки должна быть включена доставка, таможенные пошлины и налоги. Следует понимать, что в одной закупке нельзя совмещать продукцию разных издательств-правообладателей.

Обратите внимание, что, согласно части 4 ст. 18 Закона № 273-ФЗ, при реализации образовательных программ начального, основного, среднего общего образования при закупке могут использоваться только учебники из числа входящих в федеральный перечень, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.

После приобретения учебников образовательное учреждение получает право на доступ в личный кабинет, где можно назначать лицензии для использования ученикам и учителям. В любой момент можно переназначить лицензию на другого ученика. Каждому ученику будет выдано имя пользователя и пароль. В этом учет электронных учебников напоминает учет обычных учебников в библиотеке.

Учет ЭУ и оплата расходов на их приобретение

Фонды электронной библиотеки образовательное учреждение может сформировать так:

приобрести электронные учебники. Могут приобретаться аппаратные средства – (книги и приборы для чтения) с предустановленным на них программным обеспечением;

заказать работы по изготовлению электронных версий учебно-методических комплексов, существующих на бумажных носителях (в форме электронных документов), в форме, доступной для формирования фонда электронной библиотеки, а также работы по размещению их в соответствующих модулях электронной библиотеки.

При составлении планов финансово-хозяйственной деятельности и отражении операций в бухгалтерском учете вышеуказанные расходы в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н) необходимо относить следующим статьям (подстатьям) классификации операций сектора государственного управления:

Пример.

Образовательное учреждение за счет средств субсидии, выделенной на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, по договору, заключенному с единственным поставщиком, приобрело энциклопедии на сумму 78 000 руб. в количестве 120 единиц. Энциклопедии (дополнительная образовательная литература) не включены учредителем в Перечень особо ценного имущества.

В бухгалтерском учете необходимо отразить следующие корреспонденции:

Операция

Д-т

К-т

1

Приобретение объектов основных средств (ЭУ)

2

Принятие к учету объектов основных средств

4

Начисление амортизации (в размере 100%, т. к. стоимость единицы менее 40,0 тыс. руб.)

1-17 разряды номера счета формируются так:

*1-4 разряды содержат раздел, подраздел; 5-14 разряды – нули (если иное не установлено учетной политикой учреждения); 15-17 разряды – вид расходов;

**1-4 разряды содержат раздел, подраздел; 5-17 разряды – нули.

Для корректного отражения операций и формирования первичных учетных документов рекомендуем заполнять реквизиты документа по следующим правилам:

Дата документа должна соответствовать дате получения электронных учебников, указанной в накладной, полученной от контрагента.

Далее оформляем принятие к учету объектов основных средств и начисление амортизации.

Распространенные ошибки, допускаемые бухгалтерами

Присвоение инвентарных номеров объектам библиотечного фонда.

Согласно п. 46 Инструкции №157н объектам библиотечного фонда (независимо от их стоимости) уникальный инвентарный порядковый номер присваивать не нужно.

Ведение аналитического учета в разрезе каждого объекта

Обратите внимание: для объектов библиотечных фондов открывается одна Инвентарная карточка (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Таким образом, бухгалтерский учет не может являться источником аналитических данных о библиотечном фонде и служить инструментом по обеспечению сохранности объектов.

Образовательному учреждению следует побеспокоиться о наличии специализированного ПО в библиотеке для обеспечения учетных функций.

Для хранения, учета и использования новых электронных ресурсов необходима современная автоматизированная информационная библиотечная система (АИБС).

В пакете реализованы четыре группы пользователей. В зависимости от типа пользователя различаются и доступные ему функциональные возможности.

Библиотекарь отвечает за обработку изданий, обладает полным перечнем функций работы с читателями и располагает инструментами для работы с книгообеспеченностью образовательного учреждения.

Преподаватель получает доступ к необходимым именно в его деятельности отчетам (например, список книг по предметам, по тематическим урокам с возможностью настройки этих отчетов).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”

В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Также обращаем особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (далее - ФЦПРО), также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ за счёт средств субсидии из федерального бюджета.

Первый заместитель министра Н. Третьяк

Обзор документа

Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.

Отмечено, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ, выбирает форму издания.

Обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в т. ч. изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Госпрограммой "Доступная среда" на 2011-2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства могут использоваться и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Регионы также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных программ за счет субсидий из федерального бюджета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: