Пастернак елизаров краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Зло многолико, и прячется оно в мертвых строках выхолощенных поэтов. А проявляется в смраде извращенных религиозных культов. И лишь единицы способны постигнуть истину, и встать на борьбу с тьмой, не жалея живота своего.

В произведение входит:

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 206

Активный словарный запас: очень высокий (3382 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

Похожие произведения:

Доступность в электронном виде:

Ябадзин, 11 января 2021 г.

Фрагментарно, совсем нет целостности в романе. Воспринимается как лоскутное одеяло. Вначале генезис героев, жидко разбавленный каким-то трактатами совсем в сторону, а потом резко боевка. Здесь уже герои как из комикса, врубается Ван-Хельсинк на полную катушку.

Почему Пастернак, и вообще причем он — не ясно. Какая связь Пастернака с псевдо-религиями — нет ответа.

Самый запоминающийся фрагмент — про герой-матерщинника. Вот это здорово. Остальное — жеванная вода а-ля пост-модерн.

До Масодова в части треша и угара далеко, Сорокин вообще из другой степи, Пелевина более техничен в плане построения композиции и сюжета.

majj-s, 3 ноября 2020 г.

Каждому из борцов в помощники придан Игорь (не в том смысле, что Любченева и Нечаева так зовут, а в том, что всякому Дракуле — своего недоумка). Один имеет природный талант к управлению со взрывчатыми веществами и на груди, на манер образка, носит портрет Брежнева, у второго кулаки пудовые, виртуозное умение говорить матом, лишь изредка вставляя нормативные выражения, и странная аберрация, по которой считает себя отцом собственного отца. Та еще, в общем, кунсткамера.

Не приходится сомневаться, что придя к абсолютному и окончательному торжеству против заморских гадов, покусившихся на нашу духовность, герои сойдутся в смертельной битве уже между собой (церковь язычества не приемлет, язычники попов не чтят), но то когда еще будет. А пока покой нам только снится, сами понимаете.

Хороший язык, широчайшая эрудиция (если обряды и ритуалы славянского неоязычества действительно эрудиция, не порождение авторской фантазии, а впрочем, тогда особый респект), отменное знание источника и совершенно омерзительное применение, найденное для этого знания. Но тут уж либо пан, либо пропал. Просто заставить студентку Меда слизывать йогурт с трупа в морге — одно, а поместить над ней распростершего черные крыла демонического Пастернака — совсем даже другое, на порядок круче. Хотя, надеюсь, Михаил Юрьевич отдает себе отчет, что до Бориса Пастернака ему как до луны пешком. Невзирая на Нацбест.

URRRiy, 28 декабря 2019 г.

В общем и с развлекательной, и с идейной составляющей романа я согласен, и рекомендую к прочтению.

Kobold-wizard, 21 декабря 2019 г.

Итого: Определенному типу мировоззрения с этой книгой будет неуютно. Если выдержать серию ударов, то читать очень легко и можно даже улыбнуться удачным находкам автора-хулигана.

MarchingCat, 3 ноября 2018 г.

Два человека, Воин и Священник, каждый со своей непростой судьбой и своим оруженосцем, с ещё более непростыми судьбами, ведут борьбу со Злом — ложной верой, сектами, шарлатанами, колдунами и прочими гадами. В какой-то момент их пути сходятся чтобы дать нечисти Последний Бой.

Не уверен, что автор против религий. Скорее, просто эпатаж. Но рассуждений много объективно интересных. Уже даже хотя бы своими циничностью и честностью, смелостью указаний на нестыковки и так далее. Отдельно отмечу — что ещё и познавательно. Елизаров очень удачно несколькими мазками ухитряется показать суть различий жду разными течениями Христианства, например.

Мне очень понравилось. Смелый неглупый текст, рассчитанный на подготовленного и не закостеневшего мыслью читателя.

Manowar76, 7 октября 2019 г.

Согласно автору — всё от лукавого, кроме славянского язычества и, с другой стороны, базового православия.

И вот два героя, языческий охотник на нечисть и православный поп, убивающий сектантов, оба с колоритными помощниками, объединяются для финального сражения с демоном духовности Пастером Наком.

Кульминация открытая, финал мрачно-жуткий.

Можно представить, что герои романа всё-таки символически победили всю эту мутную волну коммерческой эзотерики и невменяемого сектантства. Не зря, примерно в это время и начал сходить на нет интерес ко всей этой мистической экзотике.

vfvfhm, 10 января 2018 г.

Поначалу книга показалась жуткой смесью Пелевина и Мамлеева, но когда Елизаров перешел от описательной части к сущностной, стало понятно, что это наоборот мощное идеологическое оружие против мамлеевской шизоидной некрофилии и пелевинского псевдобуддистского цинизма. Автор — атеист, борющийся с мракобесием, охватившем Родину, и ему не страшно входить на бой с открытым забралом, в которое многие псевдодуховные либерасты не замедлили плюнуть.

Есть, правда, у романа и огромный минус. Да, русская советская интеллигенция во многом виновна в развале сильного и социально ориентированного государства. Но она ни в коем случае никогда не руководила и не направляла процесс деградации и разложения социалистического социума. Советская интеллигенция послужила слепым и неразумным орудием сил реакции. Московский стебок, базлающий на кухне о Софье Власьевне, — это марионетка, а не хитроумный и жестокий кукловод. Обвинять Бориса Пастернака в развале Союза и ваучерной прихватизации с соответствующим идеологическим якобы духовным прикрытием по меньшей мере нелепо. Так один из испанских королей обвинял Сервантеса и Лопе де Вегу в упадке и разрушении Испанской империи, а не свою бездарную политику, приведшую к бойне Тридцатилетней войны. Тут мощный удар Елизарова бьет мимо цели, что не может не огорчать.

wolobuev, 25 февраля 2016 г.

В книге есть два сильных момента. Это — начало и конец. Между ними изредка встречаются неплохие отрывки (например, отличная история про мальчишку, которому отец по праздникам дарил разрешение употреблять матерные слова). Всё остальное — дикая эзотерическая мешанина с постоянно провисающим сюжетом и стилистическими провалами.

Михаил Елизаров, "Pasternak". Издательство Ad marginem, 2012 год.

Это был маргинальный роман.

К моменту выхода "Pasternak'а" Михаил Елизаров был автором сильного сборника "Ногти" - с одноименной повестью и ворохом рассказов. Автор, как оказалось, накопил много яркого и меткого, но очень разнородного - от литературоведческих штудий и пародийных эссе до страшных мультиков-зарисовок. Имелся и каркас романа; Елизаров вообще мастер парадоксальных зачинов и апокрифической реальности. Почти как Грин (такое вот сравнение).

Но цельной книги не вышло.

Православный священник и воин-язычник (Почему? Такое - с явями-навями, умертвиями и погребальными деревенскими обрядами - такая же ересь для православного, как и какая-нибудь Блаватская. Да и лёгкий, но отчётливый запах нью-эйджа от современного язычества исходит явственно) объединяют силы для битвы с сатанинским воинством лжедуховности - всевозможными сектантами, адвентистами, кришнаитами и рериховцами. Возглавляет чудовищную рать демон-птеродактиль Pasternak с головой в форме конского черепа.

Как конский глаз - с подушки, искоса.

Таков скелет романа. И кровь, кишки, боевые топоры и взрывы самодельных бомб - мышцы его.

Но чтоб Франкенштейн ожил, нужна или гальванизация сюжетными поворотами, или пересадка живого сердца в виде проработки персонажей. И то, и другое вышло наполовину, и "Pasternak'а" зашатало из стороны в сторону. Как и схожего по приёмам пелевинского "T", кстати.

Вставные новеллы - о детстве героев, финальная - хороши (две из них, кажется, уже читал - в каком-то сборнике), глава о становлении священника - прекрасна. Но выглядят они инородно.

Филологические размышления о творчестве Пастернака не бесспорны, но дерзки и смелы. И опять же - в канве романа они смотрятся наособицу.

Возможно, на лоскутности книги сказалась живая, а не теоретическая злость автора. Или это просто пресловутый "синдром второй книги" - в дальнейшем Елизаров начал резонно отделять жанровых мух от котлет. "Библиотекарь", сборники рассказов, сборник эссе "Бураттини" - цельные мощные книги.

Сейчас, к тому же, многое поменялось. На знаменитый ахматовский вопрос ("Пастернак или Мандельштам?") большинство представителей "любимой" Елизаровым "либеральной интеллигенции" ответит фамилией второго. Большинство сектантов так или иначе не выжило. Видимо, наконец заработала тайная инквизиция. Но проклято место пусто не бывает - сейчас там эзотерики успеха и бизнес-молодости.

Язычество тоже приняло формы откровенно "духовные" - не за горами битва двух главных героев "Pasternak'а".

По выходе первой книги Михаила Елизарова критик Лев Данилкин сравнил тогдашнего дебютанта ни много ни мало с Гоголем; общее просматривается ещё вот в чём.

Гоголь создал канву второго тома "Мёртвых душ", но герои вышли тоже мёртвые, в чём каждый может убедиться - черновики сохранились. Однако вины Гоголя в этом нет - душная эпоха ещё не явила ярких героев, Гоголь видел лишь бесплотные призраки.

Елизаров увидел проблему (и даже беду). Но поймать её конкретикой, именами-типажами, постмодерновым трэштоком едва ли возможно.

Книга Pasternak - Елизаров Михаил читать онлайн Проза / Современная проза бесплатно и без регистрации.

Pasternak - Елизаров Михаил

Книгу Pasternak - Елизаров Михаил читать онлайн бесплатно - страница 1

Это вторая книга самого успешного из российских авторов — дебютантов.

Грохот станков и визгливые полутона циркулярной пилы едва доносились в подвал. Ветхие стеллажи, полные бумаг, заглушали производственный шум.

Напротив Петра Семеновича, отделенный широкой границей стола, возвышался Кулешов. Сумрак одел его до плеч в балахон однородного серого цвета, только голову обрамлял светлый венчик, высвечивающий под волосами макушку лимонного цвета. Стекла в громоздкой пластмассовой оправе множили усталость его глаз.

— Петр Семенович — хуесос! — сказал Кулешов.

— Вадим Анатольевич, ваше вопиющее хамство на сей раз преступило всякие границы, — затараторил со скоростью тараканьих лапок Петр Семенович. — Как смеете вы бросать мне в лицо такие чудовищные обвинения, не имея на то ни малейших доказательств! Если не ошибаюсь, хуесосом зовется человек, который сосет хуй. Скажите, вы хоть раз заставали меня за, прошу прощения, но выскажусь в вашей терминологии, сосанием хуя? Отвечайте: заставали? Нет! Никогда! А высказывал ли я при вас когда-нибудь мои личные пожелания совершить с кем-либо подобный акт? Нет! Может, я подходил к вам с соответствующей литературой, с видеокассетами и в восторженных тонах отзывался об увиденном? Нет и еще раз нет!

— Вот как вы заговорили, — произнес Кулешов с перевернутой злой улыбкой. — Стоило мне высказать нечто безосновательное, но не просто в воздух, а по вашему адресу — и как же вы взбеленились. Прямо не узнать. Сразу потребовались аргументы. Так почему же вы, милейший, берете на себя смелость постулировать более чем сомнительные измышления, да еще вековой свежести!

— И не сравнивайте, — замахал руками Петр Семенович, — в моем случае речь идет о знаниях, возраст которых исчисляется бесконечностью, а в вашей параллели как в уродливом зеркале отражается бездуховный лик материалистического невежества.

— Что ж, тогда мы снова возвращаемся на исходные позиции. Петр Семенович — хуесос!

— От него и слышу!

Кулешов перевалился через стол и нанес Петру Семеновичу удар по ребрам, от которого тот обвалился, как песчаная постройка.

— Кто здесь хуесос?!

— Хорошо-хорошо, перестаньте! — взвизгнул Петр Семенович. — Я скажу, скажу! Ваша взяла, банкуйте! Если это так важно, то, пожалуйста, мне это совершенно ничего не стоит. Извольте. Если вам от этого станет легче, то, ради бога, мне не жалко, черт с вами, только отвяжитесь. Я — хуесос. Ну что, полегчало?


О моей любви к творчеству Елизарова вы очень хорошо знаете. Мне оно нравится почти все без исключения, что литература, что музыка. Елизаров - очень образованный, эрудированный человек, лишенный однако некой закостенелости, свойственном многим мэтрам. Да, его творчество зачастую базируется на некий базовых "китах" - это презрение к современной политике и оккультизму, исследование русской литературы в частности и литературы как рычага воздействие на сознание в целом и, конечно же, глубочайшее исследование смерти. Я настолько люблю творчество Елизарова, что поступил как барон Треч из книги Джеймса Крюса и украл его смех, вставив его в уста одного из персонажей "Хрящехмыла".

Роман "Pasternak" мне сложно охарактеризовать как что-то цельное, более того, мне сложно говорить о каком-либо едином сюжете. В романе, например, можно встретить два рассказа из сборника "Красная пленка" в качестве предысторий отдельных персонажей. Роман "Pasternak" - это исследование духовности истинной и ложной, их противопоставление и сравнение.

Впрочем, давайте попробуем все же сказать пару слов о сюжете.

Представьте себе, что лживая, опустошенная, бессмысленная духовность столь же опасна для души как богохульные сатанинские ритуалы и поклонение ложным идолам. Например, книга талантливого писателя, намеренно населенная лжепопытками в духовность может извращать сознания, души и даже целые слои населения, а сам писатель то ли становится демоном, то ли является им изначально. И вот, Елизаров допускает, что автор знаменитого романа "Доктор Живаго" - тот самый демон, исказитель и осквернитель умов, тот самый Пастор Нак - лживый пастырь, что ведет за собой во тьму всех, кто прельстился на дешевые приемы и манипуляции с псевдоистинами.

На бой с ним встают два представителя истинной, глубинной духовности - неоязычник Льнов и православный поп Цыбашев. Помогают им в этом знания, полученные в долгих эзотерический исследований и персонажи из других, самостоятельных рассказов Елизарова - матершинник Лёха, ставший сам себе отцом, и пиротехник Любченев, которого из реальности изгнала антисоветская нелюдь.

Тончайший магический реализм выписан очень грамотно и необычно. Большая часть происходящий событий отлично вписывается в нормы окружающей нас действительности. Магия здесь происходит не снаружи - в виде файерболов и волшебных щитов - а внутри, на уровне тонкого мира, метафизики, сознания. Против сатанопоклонников, кришнаитов, мормонов, последователей Блаватской и Рериха главные герои используют кулаки, взрывчатку, томагавки и - неожиданно - кристализировавшийся острый осколок книги "Доктор Живаго".

Книга пронизана вездесущими размышлениями на тему смерти, Бога, веры, политики и литературы. Отчасти, этих размышлений так много, что временами забываешь, что именно ты читаешь и зачем. Эту черту у Елизарова я заметил еще в "Библиотекаре" - автор легко взлетает над сюжетом и рассуждает на отвлеченные темы, призванные вроде бы упростить нам восприятие происходящих событий, на самом же деле, мне это кажется своего рода "читерством" - а разве можно объяснять мироустройство прямым текстом? Впрочем, здесь мироустройство объясняется столь оригинально ,что я не могу это оставить как претензию, скорее как небольшую шпильку. Тем более ,что культурологический и семантический анализ творчества Бориса Пастернака и вовсе заслуживает издания под отдельной обложкой - настолько мастерски Елизаров развенчивает сомнительную духовную ценность данного произведения. Я, честно скажу, "Доктора Живаго" я никогда не читал и, честно, вряд ли буду - не моего типа литература. Но я не могу не отметить, что воспринимаются уничижительные в его отношении рассуждения от Михаила Юрьевича скорее как сюжетообразующий элемент, нежели авторская позиция.

Разумеется, я не могу обойти вниманием и великолепный язык Елизарова - столь смелый в обращении со словами, столь точный и естественный, что после прочтения "Pasternak" мне мои тексты еще долго будут казаться слабенькими и куцыми. К счастью, не только мои.

Итак, перед вами очень крутой лор, веселые и экшоновые приключения, много анализа, рассуждений и - лично для меня - много вдохновения.

Читайте также: