Паспорт доступности детского сада

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
pasport_dostupnosti_v_dou.docx 22.54 КБ
pismo.doc 128 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные акты, регулирующие вопрос разработки паспорта доступности в детском саду

Данный вопрос урегулирован в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 года № 1309;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 года № ВК-270/07.

В данных документах отражены не только вопросы по составлению паспорта доступности, но и указано на обязанности руководителей образовательных организаций по созданию необходимых условий. Так, руководитель ДОУ обязан обеспечить, в том числе, следующие условия, облегчающие доступ инвалидов на объект:

  • на входе в здание должна располагаться вывеска с наименованием ДОУ, графиком его работы и планом здания; информация должна быть отражена на контрастном фоне с использованием шрифта Брайля;
  • сопровождение воспитанников со стойким нарушением функции зрения и создание возможности самому передвигаться по территории ДОУ;
  • наличие возможности для свободного входа в здание и выхода из него;
  • в одном из помещений, где проводятся массовые мероприятия, должны быть индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура;
  • организация инструктажа и обучения сотрудников, которые работают с инвалидами, по вопросам доступности для них здания, где оказываются образовательные услуги.

Обратите внимание! Для проведения инструктажа могут быть использованы методические пособия, которые отражены на сайте Минтруда РФ. Для хранения сведений о проведенном инструктаже необходимо завести отдельный журнал, где они будут регистрироваться.

Как составить паспорт доступности в детском саду?

Данный документ составляется после обследования объекта, где оказываются образовательные услуги, на предмет их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросу доступности самих образовательных услуг. В ходе данного обследования выявляются недостатки и определяются меры, которые должны быть предприняты для их устранения.

Чтобы обследовать объект и составить паспорт доступности в ДОУ, на основании приказа руководителя создается специальная комиссия . В приказе указываются следующие сведения:

  • цель создания комиссии;
  • члены комиссии;
  • план-график работы по обследованию и паспортизации.

Обратите внимание! В комиссию можно включить представителей общественной организации инвалидов, которая действует в одном муниципалитете с ДОУ. Также в состав комиссии должен быть включен представитель собственника здания, если помещение, где оказываются услуги, арендуется.

Единой официально утвержденной формы паспорта доступности нет. Каждая образовательная организация сама разрабатывает свою форму данного документа. Вместе с тем, существует образец паспорта доступности и инструкции по его заполнению .

После составления Комиссией паспорта доступности в детском саду он подлежит утверждению руководителем ДОУ , а затем в течение 10 рабочих дней данный документ должен быть направлен местным властям (также для утверждения).

Что должно содержаться в паспорте доступности ДОУ?

Паспорт доступности детского сада должен включать в себя следующие разделы:

Обратите внимание! Если помещения ДОУ располагается в арендованном здании, то руководство образовательной организации обязано предпринять меры, направленные на включение в договор с арендодателем условий о создании собственником здания условий доступности для инвалидов данного здания.

Остались вопросы?

Звоните в юридический отдел по телефонам:

Первая консультация бесплатно.

Предварительный просмотр:

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07
"Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в.

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 27.10.2016

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07
"Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
(вместе с "Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования")

Дата сохранения: 27.10.2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07

УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Минобрнауки России направляет разъяснения по исполнению приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования".

ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2015 Г. N 1309

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ

ПОМОЩИ" И ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2015 Г. N 1399 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА

МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ

И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Приказ N 1309 определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций. Он вступил в силу с 1 января 2016 г. и является обязательным для исполнения.

В соответствии с приказом N 1309, организациям, подведомственным Минобрнауки России (далее - организации) необходимо:

Определить ответственных за организацию данной работы должностных лиц (в должности не ниже заместителя руководителя организации) и представить в адрес Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) информацию об ответственных лицах (с указанием ФИО, должности, контактных данных) в срок до 15 февраля 2016 г.

Приказом организации в срок до 20 февраля 2016 г. создать комиссию по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых услуг, утвердить ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации. В состав комиссии необходимо включить представителя общественного объединения инвалидов, осуществляющего свою деятельность на территории городов федерального значения, муниципального образования, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.

Провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации в срок до 10 марта 2016 г.

В приказе N 1309 перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);

- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);

- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы);

- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ("надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);

- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника;

- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);

- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);

- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность "тьютор" должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов);

- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (это условие гарантируется статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации").

Кроме того, особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены целым рядом порядков организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам разного уровня (подпункт "и") пункта 4 приказа N 1309).

По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:

а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;

в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы в приложении N 1 ).

Для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов) предложения по принятию управленческих решений, в том числе:

- по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;

- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;

- по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 г.

Паспорт доступности организации, разработанный комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в адрес Департамента в течение 10 рабочих дней после утверждения.

Разработать, утвердить план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (далее - "дорожную карту") на период до 2030 г. и представить в адрес Департамента утвержденную "дорожную карту" в срок до 1 апреля 2016 г.

В приказе N 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.

Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Базовый норматив затрат по государственным услугам, установленным образовательным организациям с учетом корректирующих коэффициентов, отражающих особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, рассчитан в том числе с учетом необходимости обеспечения доступности услуг и объектов инвалидов. Также необходимо обеспечить создание условий за счет средств текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции зданий. Проектно-сметная документация не будет утверждена Департаментом управления сетью подведомственных организаций, если она не содержит виды работы, направленные на создание условий для инвалидов.

Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.

Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:

- наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа N 1309;

- значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);

- список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;

- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.

В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

С учетом изложенного несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.

Читайте также: