Паскаль буайе объясняя религию краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 540 стр. 6 иллюстраций
  • Жанр:а нтропология, з арубежная психология, з арубежная религиозная литература, р елигиоведение / история религий
  • Теги:п сихология мышления, р елигиозное мышление, ф еномены сознания, ч еловеческий разум, э волюция человечестваРедактировать

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Дизайн обложки Ю. Буга

© Editions Robert Laffont, Paris, 2001

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).


1
В поисках истоков

Сосед по деревне советует мне носить оберег от колдунов, ведь они мечут невидимые дротики, которые проникают в вены и отравляют кровь.

Группа верующих обходит округу с предупреждениями, что конец света близок – Судный день грядет 2 октября. Но наступает 3 октября – и ничего. Однако верующие по-прежнему предупреждают (только дата меняется).

В ходе специально устроенной церемонии местные жители сообщают богине, что в их деревне ей больше нет места. Она не сумела защитить своих подопечных от эпидемии, поэтому они отрекаются от нее и будут искать более расторопного покровителя.

Собрание священнослужителей находит оскорбительным утверждение определенной категории людей о событиях многовековой давности, согласно которым непорочная дева в дальнем краю произвела на свет ребенка. Соответственно, эта категория людей подлежит истреблению.

Представители определенного культа на некоем острове решают забить весь свой скот и сжечь посевы. Все это им уже ни к чему, ведь в награду за их благодеяния к острову вот-вот пристанет корабль с полными трюмами яств и злата.

Моим знакомым предлагается ходить в церковь или иное уединенное место и обращаться к незримому субъекту, одновременно присутствующему повсюду. Причем этот невидимый слушатель заранее знает, что ему скажут, ведь Он знает все.

Чтобы задобрить всемогущих усопших и заручиться их поддержкой в случае нужды, сообщают мне, необходимо полить кровью живой белой козы землю справа от определенного камня. Но, если взять кровь у козы другой масти или полить другой камень, ничего не получится.

Дать обиталище воздушному ничто

Подоплеку верований и религиозных обрядов мы будем искать в принципах работы человеческой психики. Психики всех людей, а не только верующих. Человеческой – потому что важны именно свойства, присущие всем представителям нашего биологического вида с нормально функционирующим мозгом. Открытия, на которые я буду ссылаться, универсальны для психики любого человека (мужчины, женщины, британца, бразильца, старого, молодого – неважно).

Казалось бы, довольно странная отправная точка, если мы собираемся разбираться в таком многоплановом предмете, как религия. У разных людей разные верования, кто-то религиозен, кто-то нет. Кроме того, верования различаются территориально. У японских буддистов в религиозном отношении мало общего с амазонскими шаманами или американскими южными баптистами. Как же объяснить многогранный феномен (религия) посредством универсалии (мозг)? Именно этому и посвящена моя книга. Многообразие религии не только не препятствует объяснению через универсальное, но и отчасти служит ключом к разгадке. Однако, чтобы понять, почему так происходит, нам нужно в точности представлять себе, как организовано восприятие и структурирование данных человеческим мозгом.

Значит ли это, что религия – нечто врожденное, генетически заложенное? Мне – и большинству интересующихся эволюцией человеческого разума – этот вопрос кажется бессмысленным, и тут важно пояснить почему. Представьте себе какие-нибудь другие общечеловеческие особенности: например, способность подхватить насморк или запоминать разные мелодии. Насморк возникает вследствие наличия у нас респираторных органов, представляющих собой благоприятную среду для разного рода болезнетворных микроорганизмов, в том числе вызывающих простуду. Мелодии мы запоминаем благодаря наличию в мозге области, отвечающей за хранение сочетаний звуков и соответствующей им тональности и длительности. В наших генах ни простуда, ни мелодии не заложены. Там заложен сложнейший набор химических формул построения нормального организма с респираторными органами и сложными связями между областями мозга. Нормальные гены в нормальной среде дадут вам пару легких и сформированную слуховую кору, а вместе с ними – возможность подхватывать простуды и запоминать мелодии. При этом, если растить нас в стерильной, лишенной музыки атмосфере, мы не сможем делать ни того ни другого. Предрасположенность у нас останется, но она не сумеет реализоваться.

Гипотезы происхождения

Большинство этих догадок опирается на один из следующих постулатов: человеческое сознание жаждет объяснений, человеческое сердце нуждается в утешении, человеческому обществу требуется порядок, человеческий разум склонен к иллюзиям. Давайте разберем их подробнее.

Религия дает объяснение:

• Религия появилась для объяснения непонятных природных явлений.

• Религия объясняет загадочные личные переживания – сны, предвидение и т. п.

• Религия объясняет происхождение всего.

• Религия объясняет существование зла и страданий.

Религия дает утешение:

• Религиозные учения примиряют человека со смертностью.

• Религия снижает тревожность и делает окружающий нас мир более комфортным местом обитания.

Религия обеспечивает общественный порядок:

• Религия закрепляет определенный общественный уклад.

• Религия поддерживает нравственность.

Религия – это когнитивная иллюзия:

• Человек суеверен, он поверит во что угодно.

• Религиозные догмы неопровержимы.

• Опровергать сложнее, чем верить.

Список хоть и не исчерпывающий, но вполне показательный. Рассмотрев подробнее любую из этих версий, мы увидим, что ни одна из них не отвечает на вопрос, откуда религия все-таки берется и почему она такая, какая есть. Тогда к чему они? Нет, я не собираюсь высмеивать тут чужие гипотезы и доказывать, что антропологи и когнитивисты умнее обычных людей. Я привожу эти интуитивные гипотезы, потому что они популярны, потому что именно к ним снова и снова приходят те, кто задумывается о религии, и, самое главное, потому что в них есть рациональное зерно. Каждая из этих наивных догадок указывает на действительно существующее важное явление, которому любая стоящая потраченных на нее усилий теория должна найти объяснение. Кроме того, их рассмотрение позволяет шире взглянуть на то, как возникают в человеческом сознании религиозные представления и убеждения.

Неожиданное разнообразие

Религиозное разнообразие заключается не только в том, что кто-то называет себя буддистом, а кто-то баптистом. Оно кроется гораздо глубже – в том, как люди представляют сверхъестественные сущности, какие свойства и облик им приписывают, какие моральные нормы и принципы выводят из своей веры, какие обряды совершают и т. д. Вот что удалось установить антропологам:

Паскаль Буайе Объясняя религию

Чтобы разобраться в истоках возникновения религии, обратимся к принципам работы нашей психики. Мы не будем полагаться на отдельных представителей биологического вида. Такие характеристики, как пол, возраст, раса или национальность, не важны. Многим это покажется странной отправной точкой, ведь верования разительно отличаются территориально. Но достаточно будет рассмотреть фундаментальное восприятие и структурирование данных человеческим мозгом.

Гипотезы происхождения

  • наше подсознание ищет всему объяснение;
  • душа стремится к утешению (примирение со смертностью и создание наиболее комфортных условий);
  • обществу необходим порядок (сплочение коллектива, поддержание нравственности и формирование общественного уклада);
  • человеческий разум склонен к когнитивным иллюзиям.

Рассматривая каждый из пунктов более подробно, закрадываются сомнения в том, что это исчерпывающие ответы. Это не означает, что они в корне неверны, каждый из них имеет под собой рациональное зерно. Но необходимо взглянуть на них шире, чтобы докопаться до истины.

Интеллектуальный голод: разум требует объяснений

Теория строится на определенных общих интеллектуальных потребностях нашего мозга. Людям свойственно стремление понимать наблюдаемые явления, объяснять их и даже управлять. В какой-то степени это привело к образованию религиозных представлений посредством культурного развития. Случилось это не одномоментно, а в процессе длительного формирования новых мыслей и умозаключений.

Наиболее распространенная версия, что началось все со стремления разобраться в различных природных проявлениях. Человек сталкивался с необычными вещами и придавал им сверхъестественное происхождение (яркий пример: боги и духи управляли дождем, засухой, громом и молнией). Подобным образом объясняли непонятные психические явления (предчувствия, сны). Также на религию опирались для объяснения возникновения всего сущего на планете, в том числе невзгод и страданий.

Однако в этой теории есть несколько слабых мест. Потребность в познании происхождения явлений значительно меньше, чем может представиться. Многие вещи знакомы нам с детства и не требуют разъяснения. К примеру, мы знаем, что разум управляет движениями тела. Мысли не имеют массы и формы. Тем не менее, они способны воздействовать на неоспоримо материальный объект. Людям достаточно самого осознания, что все происходит именно так. Нашим разумом движет избирательный объяснительный процесс. Нет потребности в поиске первоначала всех действий.

Религиозные объяснения зачастую утягивают в еще более запутанные истории. Буайе приводит замечательный пример с раскатами грома. Если они порождаются сверхъестественными сущностями, то кто они и откуда взялись? Почему люди не могут их увидеть? И каким образом они издают звуки? Каково строение их голосовых органов, тела? Если взять конкретные верования, в которых распространено это убеждение, вероятнее всего, ответы найдутся. Но это отдельные истории, которые ведут за собой новые вопросы.

Тоска сердца: религия дает утешение

Многие связывают истоки религии с эмоциональной составляющей. Нам необходимо утешение и поддержка, поэтому мы обращаемся к вере. Также она примиряет с мыслями о смерти. Все осознают, что наша жизнь не вечна. Но некоторые религиозные парадигмы обещают бессмертность души и реинкарнацию.

Однако эта теория имеет свои изъяны. Верующие сталкиваются с жестокой религиозной картиной мира, которая полна мрачных, нематериальных врагов и мистических сущностей (вампиры и прочая нечисть). Для этого создали защитные ритуалы. Но с антропологической точки зрения они сами создают потребность, которую впоследствии удовлетворяют. И если задуматься, перевес сил не на стороне людей. В подтверждение этому неурожай, катастрофы и другие катаклизмы.

Утверждение, что смерть — это еще не конец, приносит слабое утешение. Нашему мозгу не свойственно создавать избавляющие от страха теории. Организм с подобными убеждениями не смог бы долго прожить. Буайе характеризует страх как определенную программу. Она запускается при наличии опасности, и посредством сложных комбинированных процессов нацелена на сохранение жизни. Происходят соматические реакции (учащение дыхания, сердцебиения), усиливается чувствительность и восприятие.

Сплочение социального общества

В основании гипотезы лежит формирование общества при помощи религии. Она сплачивает людей посредством комплекса убеждений, которые преобразуют разрозненное сборище в единый строй. Кроме того, она создает и контролирует нравственные нормы. Невозможно привить мораль моментальным наказанием, а вот страх перед Богом значительно эффективнее благодаря постоянному надзору и вечным санкциям.

В чем брешь этой теории? Религиозные постулаты и мораль связаны с рациональной точки зрения, другими словами, это обобщение ситуативной базы под нравственные императивы. Вот только они есть в обществе и без религии. Существуют определенные постулаты, которые поддерживают порядок, и они зачастую выступают на первый план.

Предполагается, что общественные институты важны для функционирования социума. Но почему конкретный, отдельный представитель обязан быть его частью? Ведь индивидуализм намного выгодней. Ответ очень прост. Человек по своей природе социален. Мы созданы для жизни в обществе. Религиозные убеждения, ритуалы, обряды и традиции выступают лишь инструментом, а не ведущей причиной сплочения.

Шутки разума: религия в роли иллюзии

Наименее популярная теория, но все же она имеет свой вес. Изъянов в мыслительном процессе предостаточно. Именно поэтому верования причисляют к этой категории. Несостоятельность мышления порождает суеверия. Также проще верить в то, что не удалось опровергнуть. Мы не можем со стопроцентной точностью сказать, что не существует духов. Это вопрос веры каждого конкретного человека.

Углубляясь конкретно в каждое из предположений, мы понимаем, что они не идеальны и имеют поверхностный характер. Чтобы понять истину, нужно копнуть намного глубже. Человеческий мозг настолько сложен и уникален, что его изучают уже многие десятилетия, тем не менее, он не перестает нас удивлять.


Определенные культурные представления имеются у нас не потому, что они логичны или полезны, а потому, что наш мозг в силу специфики своего устройства не может не порождать их.

Даже и не знаю с какого края подступиться к отзыву на эту книгу. Это ведь не художественное произведение, это вполне так научные исследования с многочисленными ссылками и сносками на других исследователей не только в области религии или антропологии, но и прочих схожих дисциплин.

Не знаю насколько это важно или нет, но книга написана атеистом, поэтому особого уважения к чужому религиозному опыту не ждите. Он не будет призывать отречься всех от Аллаха, Будды или Христа, но вполне равнодушно пройдется по преданиям и "устоявшимся фактам" традиционных конфессий.

Поэтому если вы считаете себя глубоко верующим человеком, и вас может задеть критика вашей религии, то. Очевидно, что книгу лучше не читать, а просто пройти мимо. Не хочу сказать, что это правильный подход, так как после прочтения лично я еще больше убедился в верности выбранной мной веры, и мне действительно интересно увидеть объективный анализ верований без прибавки "мы так считаем, а значит так говорит Бог".

Иногда очень полезно немного абстрагироваться от традиций и преданий своей конфессии и взглянуть на них под критичным углом. Серьезно, это очень помогает отделить сорняки от полезных и вкусных плодов.

Так что я честно предупредил вас друзья, а дальше решайте сами. Лично для меня времена средневековья остались позади, и я считаю, что с помощью науки мы можем разгадывать тайны и ребусы, оставленным нам Творцом. И тем самым с кротостью и смирением приближаться к нему с каждым годом. В ином случае в чем вообще смысл цивилизации?

Так что если вам интерес вопрос возникновения религии, и почему люди продолжают верить в Богов или Единого Бога, то у вас есть замечательная возможность рассмотреть этот вопрос с точки зрения антропологии.

Формат издания: 145х215 мм (средний формат)



Откуда берется стремление верить в высшие силы? Как возникают религиозные представления, и отчего вера продолжает играть столь важную роль в жизни человека XXI века? Книга французского антрополога Паскаля Буайе описывает феномен религии с позиций эволюционной психологии. Подоплеку верований и религиозных обрядов ученый находит в принципах работы человеческого сознания. Одну за другой он опровергает распространенные "теории" происхождения религии - она возникла, чтобы объяснять непонятные природные явления и личные переживания, она утешает, она обеспечивает общественный порядок - и раскрывает перед читателем удивительные особенности устройства нашего разума.

Сам я книгу не покупал, мне дала её почитать подруга. Если я ничего не путаю, то она заказывала ее через "Читай-Город", но при желании можно поискать на "Лабиринте" или "Озоне". Претензий к книге как носителю информации нет.

Отличное качество бумаги, библиография в конце исследования с многочисленными сносками и ссылками на первоисточник. Сами понимаете - вопрос такого уровня просто невозможно решить в рамках одной единственной книги. Даже в рамках двух или трех. Это просто базовый толчок, с помощью которого вы получите возможность начать свой собственный поиск на вопрос верований человека.

Мы утверждаем, что религиозные понятия рождаются из желания найти удовлетворительное объяснение определенным аспектам общечеловеческого опыта. Антропологи же показали, что а) не всякой культуре свойственна потребность в объяснении этих фактов и б) религиозные объяснения кардинально отличаются от обычных.

Почему, почему же мы верим в Бога? Давайте на одну минутку отбросим в сторону свои религиозные убеждения о том, что мы верим в Бога потому, что Он есть. Или что у нас был личный религиозный опыт, и мы знаем, что Он есть на самом деле (некое подобие видений было и у меня, после чего я и пришел к выводу о том, что мы не единственный разум в пределах известного и неизвестного нам космоса. Но это сейчас никак не относится к моему отзыву)

И если попытаться рассмотреть этот вопрос с научной точки зрения, то возникает сразу несколько точек зрения. Либо Господь действительно существует, и некогда люди общались с Ним, что сохранилось в преданиях истории нашего вида, и потом произошло неизбежное разделение знаний на многочисленные мелкие течения и религиозные взгляды.

множество умозаключений; система распознавания и высокоактивного распознавания деятельности; комплекс систем социального взаимодействия, которые придают особую релевантность понятию сущностей, владеющих полнотой информации; набор интуитивных нравственных установок, которые вроде бы не имеют четкого обоснования в наших собственных представлениях; и набор социальных категорий, представляющих такую же проблему. Теперь мы уже не удивляемся, что религиозные понятия и поведение существуют не первое тысячелетие, а возможно, и дольше, и обращаются к схожим мотивам по всему миру. Все дело в том, что эти понятия оказываются оптимальными в том смысле, что активируют множество систем таким образом, который обусловливает их дальнейшую передачу.

Либо можно рассмотреть причины появления верований с точки зрения особенности человеческого мышления. Ведь память и и умение делать анализ на ошибках есть не только не у людей. Звери после того, как попробуют плохую ягоду, не повторяют своей ошибки снова. Знания передаются из поколения в поколение, и таким образом и звери и люди учатся не совершать постоянно одни и те же ошибки.

Особенностью книги (не минусом, а именно особенностью) я считаю то, как именно автор рассматривает зачатки зарождения верований у различных рас и причины распространения среди масс. Можно отмахнуться с возгласом "что эти атеисты вообще понимают? Пускай режут своих лягушек, а к нам не лезут", либо засучив рукава, пойти разбирать этот вопрос вместе с остальными учеными и исследователями.

Что и сделал автор этой интересной работы. Да, здесь много научных терминов и ссылок, так как труд написан непосредственно в исследовательском стиле, и человеку непосвященному может показаться немного непривычным обилие научных терминов. Но поверьте, тут нет ничего сверхсложного, и сама позиция автора выглядит достаточно логично и аргументировано.

В отличие от того же Докинза в его работа про "Бога" здесь я увидел невозможное - доводы, доказательство и исследования, на которые опирается человек. То есть мы получаем не пространные рассуждения на тему того, что я так думаю, а значит я прав, а вполне так интересные доводы.

Да, их можно оспорить, объявить исследования неверными. А можно принять к мнению и научный метод исследования, так как не всегда наука и религия "враждовали с друг другом". Я искренне надеюсь, что наступить тот блаженный день, когда мистическая и научная точки зрения будут снова совместно рассматривать вопросы возникновения мира, вопроса нахождения человека, а не ссориться с друг другом и обвинять во всех тяжких.

Книга "Объясняя религию. Природа религиозного мышления" очень интересная, и я очень доволен тем, что она попала в мои лапки.

Религиозные институты неизменно стремятся поддержать доктринальную деятельность и приструнить имажинистскую. Христианские церкви всегда с радостью принимали в свое лоно чудотворцев минувших времен и довольно неохотно — ныне живущих. Некоторые проявления религиозного пыла церковь тоже готова принять, но пытается максимально их сдерживать

Так что если вдруг вас интересует эта тематика, то не проходите мимо, и обязательно прочитайте этот труд. Будет интересно, обещаю.

Лично от меня 5 баллов за действительно увлекательный подход к этому вопросу и высоко поднятый вверх палец.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Паскаль Буайе Объясняя религию. Природа религиозного мышления

Объясняя религию. Природа религиозного мышления: краткое содержание, описание и аннотация

Паскаль Буайе: другие книги автора

Кто написал Объясняя религию. Природа религиозного мышления? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Паскаль Буайе: Объясняя религию. Природа религиозного мышления

Объясняя религию. Природа религиозного мышления

Паскаль Буайе: Анатомия человеческих сообществ [Как сознание определяет наше бытие] [litres]

Анатомия человеческих сообществ [Как сознание определяет наше бытие] [litres]

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Константин Рыжов: Сто великих пророков и вероучителей

Сто великих пророков и вероучителей

Кира Воропаева: Существует ли загробная жизнь?

Существует ли загробная жизнь?

Эндрю Лэнг: Происхождение религии (фрагменты)

Происхождение религии (фрагменты)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Константин Платонов: Психология религии.

Психология религии.

Объясняя религию. Природа религиозного мышления — читать онлайн ознакомительный отрывок

Объясняя религию. Природа религиозного мышления

Дизайн обложки Ю. Буга

© Editions Robert Laffont, Paris, 2001

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Фото

* * *

В поисках истоков

Сосед по деревне советует мне носить оберег от колдунов, ведь они мечут невидимые дротики, которые проникают в вены и отравляют кровь.

Группа верующих обходит округу с предупреждениями, что конец света близок – Судный день грядет 2 октября. Но наступает 3 октября – и ничего. Однако верующие по-прежнему предупреждают (только дата меняется).

В ходе специально устроенной церемонии местные жители сообщают богине, что в их деревне ей больше нет места. Она не сумела защитить своих подопечных от эпидемии, поэтому они отрекаются от нее и будут искать более расторопного покровителя.

Собрание священнослужителей находит оскорбительным утверждение определенной категории людей о событиях многовековой давности, согласно которым непорочная дева в дальнем краю произвела на свет ребенка. Соответственно, эта категория людей подлежит истреблению.

Представители определенного культа на некоем острове решают забить весь свой скот и сжечь посевы. Все это им уже ни к чему, ведь в награду за их благодеяния к острову вот-вот пристанет корабль с полными трюмами яств и злата.

Моим знакомым предлагается ходить в церковь или иное уединенное место и обращаться к незримому субъекту, одновременно присутствующему повсюду. Причем этот невидимый слушатель заранее знает, что ему скажут, ведь Он знает все.

Чтобы задобрить всемогущих усопших и заручиться их поддержкой в случае нужды, сообщают мне, необходимо полить кровью живой белой козы землю справа от определенного камня. Но, если взять кровь у козы другой масти или полить другой камень, ничего не получится.

Читайте также: