Параграф 28 по биологии 9 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид — это совокупность особей, сходных по строению и особенностям процессов жизнедеятельности, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой в природе и дающих плодовитое потомство.

Критерии вида

Морфологический — совокупность внешних и внутренних признаков организмов одного вида.

Физиологический — сходство процессов жизнедеятельности у организмов, в первую очередь, размножения.

Биохимический — сходство химического состава и протекания процессов обмена веществ.

Экологический — различие видов по их принадлежности к определённым экосистемам и экологическим нишам, которые они занимают.

Географический — существование популяции каждого вида в определённой части биосферы — ареале, который отличается от ареалов всех остальных видов.

Генетический — постоянство признаков хромосомного набора — кариотипа — и нуклеотидного состава ДНК у особей одного вида.

Ни один из критериев вида не является исчерпывающим и должен рассматриваться в совокупности. Наиболее точным критерием является генетический.

Подвид — географически или экологически обособленная часть вида, особи которой под влиянием факторов среды приобрели устойчивые особенности, отличающие её от других частей того же вида; особи разных подвидов могут свободно скрещиваться в природе.

Популяция — группа особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой и населяющих определённую территорию относительно обособленно от других групп особей того же вида.

Экологическая ниша — пространственное и трофическое место вида в биогеоценозе, комплекс его связей с другими видами и требований к физической среде обитания.

Структура популяции.

Половая — соотношение особей разных полов.

Возрастная — деление особей по возрастным группам.

Пространственная — распределение особей популяции по территории; может быть равномерным или неравномерным.

Этологическая — взаимосвязи между особями, которые проявляются в поведении.

Эволюция — процесс необратимого исторического изменения живого.

Микроэволюция — совокупность эволюционных процессов, происходящих в популяциях одного вида и ведущих к его изменению.

Видообразование — направляемый естественным отбором процесс исторических преобразований, ведущий к образованию видов.

Различие условий существования способствует возникновению неодинаковых приспособительных изменений в популяциях вида, следствием которого является расхождение признаков и свойств популяций — дивергенция .

Способы видообразования

Аллопатрическое , или географическое видообразование является следствием пространственного разделения популяций физическими преградами (горные хребты, моря и реки) вследствие их возникновения или расселения в новые места обитания (географическая изоляция).

Симпатрическое , или биологическое видообразование связано с любой формой репродуктивной изоляции, при этом новые виды возникают внутри ареала исходного вида.

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Установлено родство между видами.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Наследование благоприятных признаков.

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина

Эволюционируют не отдельные особи, а виды и популяции.

Виды в природе ведут борьбу за существование с условиями среды обитания и между собой.

Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости — основные движущие силы эволюции.

Результатами борьбы за существование и естественного отбора являются:

приспособленность организма к условиям среды обитания;

дивергенция (развитие от общего предка нескольких дочерних видов);

прогрессивная эволюция (усложнение и усовершенствование видов).

Взаимосвязь движущих сил эволюции

Мутационный процесс и поток генов создают изменчивость, а естественный отбор и дрейф генов сортируют эту изменчивость.

Эволюционное изменение в пределах популяции можно рассматривать как результат действия противоположных сил, создающих и сортирующих генотипическую изменчивость.

Естественный отбор — это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель наименее приспособленных.

Сущность естественного отбора заключается в дифференцированном (неслучайном) сохранении в популяции определённых генотипов и избирательном их участии в передаче генов следующему поколению.

Стабилизирующий отбор направлен на закрепление узкой нормы реакции, которая оказалась наиболее благоприятной при данных условиях существования.

Движущий отбор возникает в ответ на изменения условий среды, в результате чего сохраняются мутации, отклоняющиеся от среднего значения признака, тогда как господствовавшая ранее форма подвергается уничтожению, так как недостаточно отвечает новым условиям существования.

Разрывающий (дизруптивный) отбор благоприятствует сохранению крайних вариантов признака и удаляет промежуточные. Эта форма отбора приводит к возникновению в популяции нескольких резко разграниченных фенотипов (явление называют полиморфизм ).

В природе ни одна из форм естественного отбора не существует в чистом виде, а наоборот, имеются разнообразные их комбинации, и по мере изменения условий среды на первый план выходит то одна, то другая из них.

Естественный отбор происходит на различных уровнях:

индивидуальный — устраняет менее приспособленные особи от участия в размножении;

групповой — направлен на сохранение признака, полезного не отдельной особи, а группе в целом;

половой — осуществляется внутри одного пола, способствует выработке признаков, которые обеспечивают успех в оставлении наибольшего потомства (связан с возникновением полового диморфизма.

Естественный отбор действует только при условии, что особи в популяции различаются по генотипу, и их изменчивость является наследственной. Естественный отбор является результатом борьбы за существование на основе наследственной изменчивости.

Борьба за существование — совокупность взаимосвязей между особями своего и других видов, а также с абиотическими факторами окружающей среды.

Причиной борьбы за существование является появление избыточного числа особей по отношению к доступным ресурсам. Помимо конкуренции, в эти взаимоотношения следует включать и взаимопомощь, которая повышает шансы особей на выживание.

Еще Ч. Дарвин выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и взаимодействие с факторами окружающей среды.

Внутривидовая борьба происходит между особями одного вида. Она может быть не только прямой (за пищу, места размножения, территорию), но и косвенной (по устойчивости к паразитам, хищникам и другим неблагоприятным факторам). Даже взаимопомощь внутри вида нельзя сбрасывать со счетов, поскольку образование стад или семей возводит эту борьбу в ранг борьбы между родственными группами. Внутривидовая борьба является наиболее острой, и обеспечивает выживание наиболее приспособленных из них в борьбе за существование с организмами других видов и абиотическими факторами.

Межвидовая борьба подразумевает взаимоотношения между особями разных видов. При этом, помимо конкуренции за пищу, территорию и другие ресурсы, возможны и другие формы взаимодействия (паразитизм, хищничество, мутуализм).

Взаимодействие с факторами окружающей среды также может приводить к гибели подавляющего большинства особей, например, у насекомых, лишь незначительная часть которых переживает зиму.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) — это комплекс представлений об эволюционном процессе, который основывается на соединении эволюционной теории Дарвина с генетикой популяций, представлении о мутациях.

Основные положения:

Элементарным материалом эволюции является наследственная изменчивость (мутационная и комбинативная) у особей популяции.

Элементарной единицей эволюции является популяция, в которой происходят все эволюционные изменения.

Элементарное эволюционное явление — изменение генетической структуры популяции.

Элементарные факторы эволюции — дрейф генов, волны жизни, поток генов — имеют ненаправленный, случайный характер.

Единственным направленным фактором эволюции является естественный отбор, который носит творческий характер. Естественный отбор бывает стабилизирующим, движущим и разрывающим (дизруптивным).

Эволюция имеет дивергентный характер, то есть один таксон может дать начало нескольким новым таксонам, тогда как каждый вид имеет только одного предка (вид, популяцию).

Эволюция имеет постепенный и продолжительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса является последовательной сменой одной популяции чередой других временных популяций.

Различают два вида эволюционного процесса: микроэволюция и макроэволюция. Макроэволюция не имеет своих особых механизмов и осуществляется только благодаря микроэволюционным механизмам.

Любая систематическая группа может или процветать (биологический прогресс), или вымирать (биологический регресс). Биологический прогресс достигается благодаря изменениям в строении организмов: ароморфозам, идиоадаптациям или общей дегенерации.

Основными закономерностями эволюции являются её необратимый характер, прогрессивное усложнение форм жизни и развитие приспособленности видов к среде обитания. Вместе с тем эволюция не имеет конечной цели, т. е. процесс это ненаправленный.

События и процессы, которые приводят к изменению генофондов, называются элементарными факторами эволюции .

Мутационный процесс — возникновение мутаций под воздействием внешних и внутренних факторов (поддерживает генетическую неоднородность популяции). Мутации бывают генными, хромосомными и геномными.

Популяционные волны — периодические или непериодические изменения численности и плотности популяции под влиянием разных факторов. Эти явления могут быть обусловлены резким изменением количества пищи, нарушением условий обитания, размножением вредителей или хищников и другими причинами.

Изоляция — возникновению любых барьеров (географических, экологических, поведенческих, репродуктивных и др.), затрудняющих и делающих невозможным скрещивание особей различных популяций.

Географическая изоляция возникает в результате разделения ареала физическими барьерами.

Биологическая изоляция является следствием определённых расхождений организмов в пределах одного вида, которые каким-то образом предотвращают свободное скрещивание. Существует несколько разновидностей биологической изоляции:

— экологическая (разделение экологических ниш);

— сезонная (размножение особей одного вида в разные сроки);

— отологическая (особенности поведения);

— морфологическая (расхождение в структуре органов размножения или даже размерах тела);

— генетическая (несовместимость половых клеток (гибель зиготы после оплодотворения), стерильности или сниженной жизнеспособности гибридов.

Палеонтологические доказательства (основаны на изучении ископаемых остатков организмов):

наличие в древних породах более простых организмов, чем в позднейших слоях;

виды, встречающиеся на одном уровне, исчезают на другом;

наличие ископаемых переходных форм, сочетающих признаки высоко- и низкоорганизованных классов организмов.

Биогеографические доказательства основаны на закономерности распространения и распределения групп живых организмов по поверхности Земли.

Сравнительно-анатомические доказательства : наличие гомологичных, аналогичных и рудиментарных органов, а также атавизмов.

Гомологичные органы имеют сходное строение и одинаковое положение в организме и развитие у родственных организмов, но выполняют разные функции.

Рудиментарные органы (рудименты) — недоразвитые по сравнению с предковыми формами структуры, которые потеряли основное значение. Проявление признаков, отсутствующих у данного вида, но имевшихся у отдалённых предков, называются атавизмами .

Аналогичные органы — сходные у организмов различных групп структуры, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное строение и происхождение.

Сравнительно-эмбриологические доказательства (основаны на сходстве зародышей): в процессе онтогенеза повторяются особенности зародышевых стадий развития предковых форм.

Сравнительно-биохимические доказательства:

наличие одинаковых веществ у всех организмов;

структура белков и нуклеиновых кислот в большей степени сходна у близкородственных видов.

Приспособленность организмов к среде обитания

Помимо общих признаков, свойственных представителям того или иного царства, виды живых организмов характеризуются поразительным разнообразием особенностей внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности и даже поведения, появившихся и отобранных в процессе эволюции и обеспечивающих приспособление к условиям обитания.

Условия среды не оказывают непосредственого влияния на формирование признаков организмов — форму тела, окраску, различные стратегии защиты, способ питания и др. Различные приспособления были отобраны в процессе естественного отбора из всего спектра имеющихся мутаций. Иными словами, наиболее приспособленными к условиям среды обитания оказались те организмы, которые обладали конкретными полезными признаками.

Простые адаптации, такие как приспособительная окраска, могут формироваться на основе индивидуальной изменчивости всего за несколько поколений. Более сложные адаптации, например приспособления к разным способам питания у птиц, требуют комплексного изменения многих признаков и формируются на протяжении сотен тысяч лет.

Сходный образ жизни приводит к выработке сходных адаптаций у неродственных групп животных.

Мимикрия — подражание одних организмов другим по окраске и форме. Чаще всего незащищённый организм подражает ядовитому или несъедобному, что способствует выживанию вида в борьбе за существование.

Покровительственная окраска обеспечивает незаметность животных для их врагов или жертв.

Предупреждающая окраска — вид покровительственной окраски и формы, при которой несъедобные животные обладают яркой окраской.

Макроэволюция — совокупность эволюционных процессов, которые приводят к образованию надвидовых систематических категорий (родов, семейств, типов, отделов).

Биологический прогресс — это увеличение численности вида, расширение его ареала и появление новых видов.

Биологический регресс — эволюционный упадок группы организмов, который сопровождается уменьшением численности, сокращением ареала и вымиранием.

Арогенез , или морфофизиологический прогресс, связан со значительным расширением ареала данной группы организмов вследствие приобретения больших изменений строения — ароморфозов .

Ароморфоз — эволюционное преобразование строения и функций организма, которое повышает его уровень организации и открывает новые возможности для приспособления к разнообразным условиям существования.

Аллогенез — эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций ( алломорфозов ).

Идиоадаптация — это мелкое морфофизиологическое приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации.

Как это ни парадоксально, но и упрощение организации может вести к биологическому прогрессу. Этот путь называется катагенезом .

Катагенез — эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации — дегенерацией .

Дегенерация — это упрощение организмов в процессе эволюции, которое сопровождается потерей определённых функций или органов.

Правила конспектирования достаточно просты и понятны. Для составления грамотной и удобной в использовании краткой записи необходимо уметь работать с большим объемом данных, обладать навыком их логической обработки, систематизации информации и вычленения или формулирования главной мысли повествования. Поскольку сам по себе конспект очень полезен в процессе дальнейшей работы - для запоминания, учебы и работы с данными, многие учителя практикуют такие задания. Например, актуальны конспекты по биологии за 9 класс, которые задают сделать в качестве домашней работы по тексту параграфа или по классной лекции на уроке. Учитывая, что многие девятиклассники выбирают именно биологию для написания итоговой контрольной, заменившей собой ОГЭ по выбору в 9-м классе, такие занятия признаны максимально эффективными и результативными.

Для чего необходимо составление конспектов уроков?

Составляя конспекты по биологии 9 класс, подростки учатся:

  • внимательно читать текст учебника, справочника, дополнительную литературу;
  • анализировать и систематизировать прочитанную информацию, дополнять знания теми данными, которых нет в той или иной книге, текстами из других источников;
  • определять основное в прочитанном;
  • выносить его в качестве базы для составления краткой записи или формулировать собственный вывод по результатам работы, который и будет записан в лаконичной, сокращенной форме в процессе конспектирования.

В итоге получается особый подробный план, где зафиксированы основные идеи и тезисы материала. С его помощью можно без проблем подготовиться к уроку, зачету, контрольной или проверочной по дисциплине.

Основы грамотной записи классных занятий

Пока еще не все девятиклассники умеют самостоятельно четко и грамотно составлять конспекты по биологии 9 класс, многие испытывают определенные трудности. Как правило, они связаны с неумением грамотно работать с информацией. Для того чтобы освоить правила конспектирования, получить необходимые навыки, можно воспользоваться широкой коллекцией таких материалов, представленной на портале еуроки. Здесь есть краткие записи всех рекомендованных программ, УМК и учебников, по которым предмет изучается в рамках школьных курсов. Подробно изучив представленные материалы, выпускники научатся:

  • верно составлять конспекты по лекциям и учебникам;
  • правильно записывать, отображать информацию;
  • самостоятельно работать с научно-справочными текстами по дисциплине, осваивать непростой материал.

Приобретенные знания помогут успешно использовать в образовании, науке, бизнесе, творчестве и работе умение конспектировать и пользоваться готовыми краткими записями. Это существенно сократит время на поиск и применение информации, ускорит процессы, поможет завершить задачи в максимально короткие, сжатые сроки с высоким качеством их результата не только в школе, но и после ее окончания.

Картинка ГДЗ - задания Параграф 28 ГДЗ Пономарева 9 класс по биологии

1. Можно ли, улучшив условия кормления, превратить короткошёрстных кошек в длинношёрстных?
2. Охарактеризуйте значение ненаследственной изменчивости в жизни организмов.
3. По какой причине модификационную изменчивость называют также фенотипической изменчивостью?
4. К какому типу изменчивости следует отнести усиление свойств у потомков гибридов первого поколения?

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Биология, которые посещают 9 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "Учебник", которая была написана автором/авторами: Пономарева. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Читайте также: