Памятник полуторке на дороге жизни краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Второй памятник легендарной машине блокады - ГАЗ-АА или попросту "Полуторке", расположен неподалеку от тех мест, о которых уже было сказано. Деревня Дусьево, пересекающая Мурманское шоссе, бережно хранит память о тружениках войны, о грузовиках автомобильной Дороги жизни, которые вереницей ехали через эти дороги. От железнодорожной станции Войбокало через деревню Шум, через Дусьево, через Лаврово и до Кобоны шли груженые и пустые полуторки в обе стороны.

Истинный подвиг каждый день совершали водители машин, памяти всех погибших шоферов, обслуживавших Дорогу жизни и посвящается этот монумент. На Мурманское шоссе с возвышения из основания белых плит вырывается такая же белая полуторка, она является центром всей композиции и называется "Легендарная полуторка", рядом гранитная плита со словами: "Военным автомобилистам Дороги жизни, проходившей здесь в 1941-1943 гг.", на боковой части гранитного прямоугольника подпись: "Памятник сооружен на общественных началах трудящимися Волховского района в 1973 г. Авторы проекта: архитектор Левенков А., художник Фоменко В., инженеры: Маков Ю., Мураневич Т.". Белая молниеобразная плита с надписью - ДОРОГА ЖИЗНИ чем-то отдаленно напоминает очертания постамента полуторки на шоссе А-128 во Всеволожске. Возможно, это символ расколотого льда и трудной дороги.






Еще один штрих этого мемориального комплекса - камень-валун неизвестному шоферу. Прямо на камне краской написано: "Неизвестному шоферу, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной Войне". Валун всегда уставлен цветами и венками, потому что водители гибли каждый день, но ценой собственной жизни спасали чью-то другую.



Памятник "Легендарная полуторка", или как еще называют весь комплекс сооружений "Героям Ладоги", входит в число памятников Зеленого пояса славы. Установлен он здесь в 1974 году.


Не повернуть руля, Что-то мне муторно… Близко совсем земля, Ну что ж ты, полуторка?

Ч то такое Дорога жизни, я узнал в детском садике. Воспитательница сняла с полки большую книгу, и на одном из её разворотов я увидел чёрно-белую фотографию: по белому снегу уходят вдаль машины, постепенно становясь чёрными точками. Вероятно, в тот же день я получил представление о том, чем была блокада Ленинграда. Примерно так узнавали подробности той войны все советские дети – довольно рано.

На фото: ГАЗ-АА

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

На фото: ГАЗ-АА

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

На фото: ГАЗ-ММ '1938–50

На фото: ГАЗ-ММ '1938–50

Кроме того, в баки заливалось минимальное количество топлива, ровно на путь в один конец – так и вес машины оказывался несколько ниже, и потери в случае гибели автомобиля были не столь велики. Водителям машин, шедших в колонне, было предписано соблюдать дистанцию в 100 метров от впереди идущего и строжайше, под угрозой расстрела, было запрещено останавливаться, если соседняя машина ушла под воду – во избежание повторения ситуации.

Ладожское озеро – одно из крупнейших в Европе, с протяжённостью по разным направлениям от 136 до 207 км и средней глубиной в 51 метр. Здесь бывают настоящие шторма – один из них в сентябре 1941-го, ещё до возникновения Дороги жизни, потопил две баржи, вывозившие из уже окружённого Ленинграда около 800 человек, порядка 500 из которых погибли. Так что зимой из-за сильных ветров на озере практически не встречается ровного льда.

На фото: Подвоз продуктов по Ладожскому озеру (Сентябрь 1942)

На фото: Подвоз продуктов по Ладожскому озеру (сентябрь 1942)

На фото: ГАЗ-АА

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

На фото: ГАЗ-АА

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

История эта основана на реальных событиях, есть свидетельства очевидцев: Анна Павловна Иванова (Куликова) работала на Дороге жизни фельдшером. Она рассказывала, что однажды рядом с санитарной палаткой, где она была хозяйкой, остановили машину, водитель которой рулил локтями, потому что кисти обгорели – чтобы ухватиться за заводную рукоятку заглохшего мотора, он поджёг собственные руки. Он завёлся и доехал до санитарной палатки, но покинул кабину и принял помощь только тогда, когда сдал дежурному водителю автомобиль вместе с грузом для Ленинграда – мешками с мукой.

На фото: ГАЗ-АА

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

Замёрзнуть, заплутав в метели, для водителя было проще простого. В начале зимы 1941-го в один из своих первых рейсов по Дороге жизни из Ленинграда Леонид Баркович отправился вместе со своим отцом, также шофёром. В пути его, как и предыдущих наших героев, застигла поломка. Отец на своей машине вместе с остальной колонной ушёл вперёд. Леонид успешно починился, двинулся дальше, и уже подъезжая к конечной точке, заметил в темноте обмёрзший грузовик. Это была машина его отца – ему не хватило скупо отмеренного топлива, и он почти замёрз насмерть. Но был спасён – сын взял грузовик на буксир и дотащил до конца маршрута.

На фото: ГАЗ-АА

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

25 января 1942 года в Ленинграде была впервые увеличена суточная норма хлеба на одного человека – со 125 граммов её подняли до 250. Это стало возможно благодаря Дороге жизни. В первую блокадную зиму дорога работала с 22 ноября до 24 апреля, и за 152 дня удалось эвакуировать из города более 550 000 ленинградцев и 35 000 раненых военнослужащих, а также перевезти более 360 000 тонн грузов, в том числе свыше 260 000 тонн продовольствия. Во вторую зиму, с 19 декабря 1942-го по 30 марта 1943-го, Дорогой жизни были вывезены 89 000 человек, а также переправлено более 200 000 тонн грузов, из которых свыше 100 000 составляли продукты питания.

Блокадный Ленинград, несмотря на своё бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением – трудно поверить, но танки Кировского завода переправлялись по льду Ладоги самостоятельно, ради снижения нагрузки волоча снятую башню за собой на прицепе-волокуше (только за первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин), но большая часть вооружения и боеприпасов также вывозилась по Дороге жизни на грузовиках. А когда началась подготовка к прорыву блокады, то по той же Дороге жизни в город завезли огромное количество и солдат, и боевой техники.

На фото: ГАЗ-ММ '1938–50

Если бы немцам удалось разрушить Дорогу жизни, Ленинград погиб бы вместе со всеми своими жителями. Однако поначалу у фашистов попросту не хватило резервов – именно в силу невозможности одновременной атаки на Москву и Ленинград в 1941-м немцы решили брать северную столицу измором – а в дальнейшем к Ладожскому озеру были стянуты значительные резервы советских войск. Помимо зениток десяти артиллерийских дивизионов, трассу прикрывали авиадивизия, три истребительных авиаполка, стрелковый полк, морская бригада, дивизия НКВД и ещё несколько подразделений армии.

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

На фото: ЗиС-5

На фото: ЗИС-5 '1933–41

На фото: ГАЗ-АА '1932–38

Сейчас дети узнают о подробностях той войны гораздо позже своих сверстников из советского прошлого. И в целом, как мне кажется, знают гораздо меньше. Я пока не очень представляю, как рассказать своему 7-летнему сыну хотя бы часть того, о чем написано в этой статье. Но я обязательно это сделаю.

ГАЗ-АА

В первую блокадную зиму бензовозы, подобные тому, что выставлен в музее, были основным источником топлива для Ленинградского фронта. До прокладки по дну Ладоги четырехдюймового бензопровода в июне 1942 года ситуация с горючим была катастрофической: грузовой транспорт и танки были обездвижены, действовали введенные жесткие лимиты на расход топлива даже для пожарных частей.

ЗИС-5 (бензовоз)

Ледовая дорога для тяжелых трехтонных ЗИС была проложена севернее основной на несколько километров. Именно там Сергей Марков на глубине 12 метров обнаружил бензовоз. Вытащить машину целиком не получилось, тяжелая бочка для горючего переломила проржавевшую раму при выходе из воды и повредила кран судна. Бензовоз снова сбросили на дно и вернулись на ремонт. Спустя несколько дней водолазы вновь подошли к месту, под водой открутили бочку и вытянули бензовоз по частям.

Еще один ЗИС-5 из коллекции музея, но уже в комплектации грузовика, собран из агрегатов нескольких одинаковых машин, поднятых со дна Ладоги. Для реставраторов это большая удача – воссоздать экземпляр исключительно из оригинальных деталей. Не сохранился только бензонасос. В 2019 году восстановленный ЗИС проехал 50-киллометровый марафон, продемонстрировав отличные ходовые качества.

ЗИС-5 (бензовоз сзади)

ЗИС-5


Сергей Марков подробно описал, от чего зависит степень сохранности автомобиля под водой:

Несколько экспонатов доставлено в музей из трюмов затонувших барж. По словам исследователей, летом 1942 года по Ладожскому озеру курсировали три баржи примерно одинаковых размеров – 57 метров длиной и 9 шириной, которые успели перевезти более 150 паровозов, 3000 вагонов, множество тракторов и оборудования. В ноябре два судна попали под обстрел немецкой авиации и затонули вместе с грузом.

Сейчас из трюмов барж подняты газогенераторная установка для сварочных работ на базе ЗИС-5, компрессорная установка на шасси дореволюционного броневика (это удалось установить по французским гайкам), вероятно, использовавшаяся при разборе завалов, строительстве укреплений, ремонте дорог, и СХТЗ-НАТИ – первый советский трактор массового производства с конструкцией полностью отечественной разработки.

СХТЗ-НАТИ

И установки, и трактор выставлены в музее во Всеволожске в качестве памятников эпохи. Установки возможно восстановить до рабочего состояния, если заменить воздушные ресиверы, так как оригинальные сильно проржавели и, скорее всего, не справятся с давлением газа.

Свет в блокадный город был проведен по подводному кабелю, протянутому с августа по ноябрь 1942 года. Электричество поступало с Волховской ГЭС в Кобону по воздушным линиям, из Кобоны в Ваганово – по подводному кабелю, из Ваганово в Ленинград – снова по воздушным линиям. Потеря энергии при этом составляла 35%, но для военного времени такой показатель считался допустимым. Благодаря кабелю в Ленинграде появилось электричество, правда, на один час в день.

Подводный кабель

В отдельный перечень можно включить объекты, которые еще не подняты со дна озера, но которые потенциально могут стать экспонатами военно-исторического центра. Во-первых, это оборудование с уже известных поисковикам затонувших барж, во-вторых, железнодорожные цистерны, переправлявшиеся вплавь, прицепом за буксиром, в-третьих, фрагмент бензопровода, который оторвало штормом в мае 1943 года и который не смогли найти, чтобы смонтировать обратно.

Подводный кабель

Обобщая итоги многолетней работы, Олег Иликович Титберия отмечает:

Полуторка на Мурманском шоссе не самый известный блокадный памятник, хотя и весьма выразительный. В нескольких сотнях метров от него создается новый интерактивный музей – военно-полевой госпиталь Дороги жизни. Причем на историческом месте: во время блокады здесь, в окрестностях деревни Дусьево, располагалось не меньше двух десятков медицинских пунктов. Все они были укрыты в лесах и тщательно замаскированы.

Дусьевское милосердие. У Дороги жизни создают новый музей | ФОТО Геннадия САФОНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Геннадия САФОНОВА/ИНТЕРПРЕСС

В дусьевских госпиталях спасали жизнь бойцам всех родов войск, сражавшихся за Ленинград. Тем, кто участвовал в Синявинской наступательной операции 1942 года, в прорыве блокады, в боях за Синявинские высоты летом 1943-го. Последние врачи ушли отсюда вслед за наступающими войсками к концу января 1944 года, после полного освобождения города от блокады.

– Думаю, новый маршрут должен получиться интересным и востребованным. Да и новые рабочие места появятся, что тоже немаловажно, – отмечает Сергей Марков. – Создание маршрута и музея в Дусьеве поддерживает областной комитет по культуре и туризму, помощь оказывают администрации Ленинградской области и Кировского района.

Что уже сделано? Проведен поиск в архивах, определено, что на этом месте близ деревни Дусьево находился хирургический полевой госпиталь № 817. Поисковики обследовали территорию, обнаружили следы автомобильной ремонтной зоны и детали грузовика: очевидно, того самого, который обслуживал госпиталь. Это точно такая же полуторка, которой посвящен расположенный рядом памятник.


Находился госпиталь на холме, от шоссе Войбокало – Кобона его отделяет глубокий овраг. Через него к будущему музею уже наведено металлическое основание моста. Рядом будут расположены стенды, посвященные врачам, работавшим в госпиталях на Дороге жизни и в частях Волховского фронта. На территории будущего музея уже подготовлены площадки под четыре блиндажа, где разместится интерактивная экспозиция.

– Музей в первую очередь рассчитан на подрастающее поколение, и он будет не об ужасах и страданиях, а о том, как медики спасали людей, причем порой творили настоящие чудеса. Кстати, главным врачом Волховского фронта был знаменитый хирург профессор Александр Вишневский, – отмечает Сергей Марков. – Кроме того, мы хотим обратить внимание на любопытные сюжеты, связанные с военным бытом, о которых мало кто задумывается. Например, на роль поваров. А ведь среди них были даже награжденные орденами Славы.

Сейчас происходит сбор экспонатов. Какие-то реликвии уже передали поисковики, госпитальным реквизитом безвозмездно поделился Военный музей Карельского перешейка, действующий в Выборге.

– Задумок очень много, и они вполне реальны, – говорит Марков. – К примеру, недалеко от госпиталя, в нескольких десятках метров, сохранились окопы и траншеи, мы их приведем в порядок, чтобы показать, как выглядела противодиверсионная оборона. В ее необходимости убедились после трагической истории: весной 1942 года финский диверсионный отряд смог скрытно подобраться и напасть на советский госпиталь в Карелии.

Есть надежда, что к Дню Победы первая очередь экспозиции в Дусьеве будет открыта. Подобного музея нет не только в Ленинградской области, но и на всем Северо-Западе.

Второй объект – старинная каменная церковь Николая Чудотворца в деревне Верола. В ней во время блокады находилась авторемонтная мастерская, которая обеспечивала бесперебойное движение автомашин по Дороге жизни. Сейчас храм в плачевном состоянии, уже много лет стоит без крыши.

– Здесь тоже есть подвижки. Если раньше здание было бесхозным – ничьим, то теперь оно как объект недвижимости поставлено на кадастровый учет, – поясняет Марков. – А в прошлом году внесено в патриаршую программу по восстановлению храмов.

Читайте также: