Памятки 2 класс школа 21 века

Обновлено: 08.07.2024

памяткой учащиеся 2 класса пользуются выполняя работу над ошибками после диктантов и после домашних и классных работ в рабочей тетради.

Оценить 2647 0

Памятка работы над ошибками для 2 класса.

Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Заглавную букву в начале предложения подчеркни двумя линиями, точку одной.

Например: Выпал пушистый снег.

Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: звонок, ученик.

Замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём букву, которую ты заменил другой

Например: звонок, ученик.

Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например: оси – на, рас-сказ, май-ка, вью-га, объ-езд

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и

нельзя переносить на новую строку, Й краткую и Ь и Ъ знак нельзя отделять от предыдущей буквы.

Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним.Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

Сочетания

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.

ЗАПОМНИ : ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения, для этого позови слово. Слог, который, произносится с большей силой, является ударным слогом.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Напиши проверочное слово, для этого измени слово так, чтобы гласный , который ты проверяешь, стал ударным. Поставь ударение. Подчеркни двумя линиями гласную, которая оказалась под ударением. Поставь знак тире, затем напиши слово, в котором сделана ошибка. Поставь ударение, гласную, которую проверяли подчеркни одной линией Выдели корень.Например: сад- сады, волны- волна

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни двумя линиями гласную, которую нужно запомнить.

Например: ягода, дорога, иней.

Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.

Запиши проверочное слово, для этого измени слова так, чтобы после парной согласной стояла гласная ИЛИ звонкий согласный. Подчеркни двумя линиями согласную, которую проверил. Поставь знак тире. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Парную согласную подчеркни одной линией, выдели корень

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

11. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двумя линиями заглавную букву в слове.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Выдели корень.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется в корне слова ИЛИ на конце корня перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Разделительный твёрдый знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни гласную .Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную двумя линиями, если написание надо запомнить.

Например: группа, класс, русский. Если написание согласных можно объяснить, выдели карандашом части слова . Например: осенний, рассказывать.

Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)

Выпиши предложения правильно. Подчеркни знак.

Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !

Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.

Например: к крутому берегу – к берегу

Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Проверь непроизносимую согласную, для этого измени слово так, чтобы согласная была слышна. Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое. Подчеркни как в образце, выдели корень

Например: звезда – звёздный, честь - честный.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подчеркни гласную или согласную в приставке. Например: полетели, отбежали, натянули.

Запомни! ЗА-, НА-, НАД- пишутся с буквой А.

ДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишутся с буквой О.

Слова исключения: прадедушка, паводок

Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Например: заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

Правописание суффиксов.

Напиши слово правильно, выдели суффикс, подчеркни в нём гласную.

Запомни! Под ударением пишется суффикс -ИВ-, а без ударения –ЕВ. Например: правдивый, волевой.

Запомни!Суффиксы–чив-, -лив- всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: обидчивый, удачливый.

Запомни!Суффиксы–ость- всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: гордость, радость.

Запомни! Суффикс –онок- пишется после шипящих звуков, в том числе звука [ ч,]. Например: зайчонок, медвежонок.

Суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ ч,]. Например: львёнок, ребёнок

Памятки помогут учащимся усвоить учебный материал. Обращаясь к ним ребенок со временем запомнить алгоритм выполнения заданий. Их использование позволит детям избежать состояний стресса при выполнении различных разборов.

ВложениеРазмер
pamyatki_umk_nachalnaya_shkola_21_veka.zip 15.34 КБ

Предварительный просмотр:

1.Памятка для фонетического разбора слова.

Звуки и буквы делятся на 2 группы: гласные и согласные .

Гласные (мы поем, произносим с помощью голоса):

Имеет два звука

Имеет два звука

Имеет два звука

Имеет два звука

Имеет два звука: -в начале слова ( я ма)

-после Ъ,Ь (семь я )

-после гласного (ма я к)

Согласные (трудно произносить, произносим с помощью выдыхания воздуха и языка):

Согласные бывают твёрдые и мягкие

Всегда твердые: Ж,Ш,Ц

Всегда мягкие: Ч,Щ,Й

Остальные согласные имеют и твёрдый и мягкий звук

Ъ , Ь –звука не имеют

Согласные бывают глухими и звонкими

Парные согласные по звонкости и глухости :

Б В Г Д Ж З - звонкие

П Ф К Т Ш С -глухие

Всегда звонкие (непарные):

Всегда глухие (непарные)

Зима-4буквы, 4 звука.

Без, у, от, до, с, из, около, возле, для

На, за, под, в, через, про

Над, за, под, с, между, перед

Бывают: качественные, относительные и притяжательные.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

К ним можно подставить слова: самый, более, менее.

К ним можно подобрать антоним. (противоположное по смыслу слово)

От них можно образовать слова с суффиксами

От них можно образовать слова с приставкой не-

Они могут иметь краткую форму

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Нельзя подставить слова:

Более, менее, самый

Они образованы от других слов:

Словосочетание сущ.+прил. Можно заменить

(яблочный пиро -пирог из яблок)

Они образуются от существительных с помощью суффиксов:

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Отвечают на вопросы:

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Изменяются по родам, числам и падежам

Они образуются с помощью суффиксов

1. Назови часть речи.

2.Запиши слово в начальной форме ( у существительного это слово в именительном падеже, единственном числе)

3. Перечисли постоянные признаки: одушевлённое-неодушевлённое, собственное-нарицательное, род, склонение.

4.Перечисли непостоянные признаки: число, падеж.

5. Укажи, каким членом предложения является.

ОБРАЗЕЦ: С дерева упал красивый лист.

  1. С дерева – имя существительное.
  2. Начальная форма – дерево.
  3. Постоянные признаки: неодушевлённое, нарицательное, средний род, 2-е склонение.
  4. Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж.
  5. В предложении является обстоятельством:

Упал (откуда?) с дерева

1.Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (это полная форма имени прилагательного в единственном числе, мужского рода, именительный падеж)

3.Назови постоянный признак: качественное, относительное, притяжательное

4.Перечисли непостоянные признаки: число, род (если в единственном числе), падеж (только у полных прилагательных).

5. Укажи каким членом предложения является(определение, сказуемое).

Осенний воздух чист

1. Осенний - имя прилагательное

2.Начальная форма - осенний

3.Постоянный признак: относительное .

4. Непостоянные признаки: единственное число, мужской род, именительный падеж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова надо переносить с одной строки на другую по слогам. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить её на другую строку. Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. В конце предложения ставится точка (.), вопросительный (?) или восклицательный (!) знак.

Предложение всегда произносится с какой-то целью.

По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся:

1) на повествовательные (рассказ, повествование);

2) на вопросительные (вопрос);

3) на побудительные (приказ, просьба).

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.

С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.

Повествовательные: Какой интересный фильм мы вчера смотрели!

Вопросительные: Сколько ты съел мороженого?!

Побудительные: Немедленно убери со стола!


Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Обозначается . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Окончание изменяет форму слова. Только в нужной форме слова составляют предложение.

Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание находим при сравнении форм слова и обозначаем пустым квадратиком (лес ).

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму.

КОРЕНЬ СЛОВа

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными(однокоренными). (лес – лесок, дерево – деревянный, луг – луговой, поле - полюшко) Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень – это главная часть слова. Корень обозначается

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой обозначаются ударные гласные в этих корнях: лесно́й – лес, садо́вый – сад, гора́ – го́ры.

Безударные гласные в корне слова надо проверять.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

[сады́]

сад сады

садик сады

[насы́]

нос носы

носик носы

Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, е, я. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово.

[лʼиса́]

ли́сы лиса

ли́сонька лиса

[рʼика́]

ре́ки река

ре́чка река

[пʼитно́]

пя́тна пятно

пя́тнышко пятно

Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов: рука – рукав – рукавица; город – городок – городской.

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й]

са[т] – сады - сад

ко[т] – коты - кот

тру[т] – труды - труд

В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня (берег – бережок - [г//ж], молоко – молочный - [к//ч], воздух – воздушный - [х//ш], обида – обижать - [д//ж], заяц – зайчонок - [ц//ч], носить – ноша - [с//ш], кормить – кормлю - [м//млʼ], любить – люблю - [б//блʼ], ловить – ловлю - [в//влʼ], купить – куплю - [п//плʼ]).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).

изве[сн]ый – весть известный

прекра[сн]ый – прекрасен прекрасный

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: лиса – лисёнок; дом – домик. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается ˄.

Суффикс образует новые слова (тигр – тигрица, тигрёнок, тигровый; вода – водичка, водица, водный, водяной).

Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс:

котёнок - ? котёнка, котёнку. Значит, в слове котёнок нулевое окончание. Кот, котик, котище. Значит, суффикс в слове котёнок - -ёнок- (он находится между корнем кот и нулевым окончанием).

Суффиксы, образующие отчества: -евн- (Сергеевна), -евич- (Сергеевич), -овн- (Петровна), -ович- (Петрович) , -ичн- (Ильинична), -ич- (Ильич).

СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-

После мягких согласных, кроме [чʼ], пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и [чʼ], пишется суффикс –онок-: волчонок, мышонок.

Учимся применять правило:

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ёнок- и –онок-, нужно:

медве[жонок]

корень медведь – медвеж [д//ж]

ос[лʼонок]

корень осёл – осл

Определить, какой согласный звук перед суффиксом.

Перед суффиксом звук [ж]

Перед суффиксом звук [лʼ]

Если это твёрдый согласный или шипящие - [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

Звук [ж] – твёрдый согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок.

Звук [лʼ] – мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок- : ослёнок.

СУФФИКСЫ – ИК- И –ЕК-

Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает: ключик – (нет) ключика.

Учимся применять правило:

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ик- и –ек-, нужно:

Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ик].

стол[ик]

корень стол – после корня слышим [ик]

человеч[ик]

корень человеч – после корня слышим [ик]

Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.

Проверяем, изменяя форму слова: нет стол[ик]а.

Проверяем, изменяя форму слова: нет человеч[к]а.

Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-.

Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ик-: столик.

Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ек-: человечек.

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


Если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным:

ночь + н = ночной; мех + ов = меховой; шуба + к = шубка.

СУФФИКСЫ – ИВ- И –ЕВ-; -ЛИВ- И –ЧИВ

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения - -ев-: краси́вый, игри́вый; волево́й, боево́й.

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него: пугли́вый, сонли́вый, забо́тливый, дове́рчивый.

Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается ­

Приставка образует новые слова: читать – прочитать – дочитать – перечитать.

Приставка имеет значение: запел – начал петь; допел – закончил петь.

Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются:

выход - ?ход. У ход, за ход, при ход.

Поэтому приставка в слове выход – вы-.

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРИСТАВКИ

[а]жить, жить, дожить, прожить

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.

всегда пишется гласная буква о: окрик, поезд, добежать.

Учимся применять правило:

1. Проверяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или в приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.

2. Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- всегда пишется гласная буква о.

Например:

[да]плыть, плыть, переплыть, уплыть, отплыть

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке до- всегда пишется о, пишем доплыть.

[па]ляна, полянка, поле, полевой

Вывод: безударный гласный в корне.

Проверочное слово по́ле, пишем поляна.

Работай так:

1. Прочитай предложение, пойми и запомни его, обрати внимание на орфограммы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обозначают твердость согласных

Обозначают мягкость согласных

Гласные буквы (10)

Гласные звуки (6) [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ]

hello_html_37ee29ec.jpg
hello_html_37ee29ec.jpg
hello_html_37ee29ec.jpg
hello_html_m3e188a3d.jpg
hello_html_749ab263.jpg
hello_html_m3e188a3d.jpg
hello_html_m3e188a3d.jpg
hello_html_749ab263.jpg
hello_html_749ab263.jpg

hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg
hello_html_m13f4ae0d.jpg

hello_html_m47219fb6.jpg

hello_html_224f9e39.jpg

Краткое описание документа:

Звуки речи (памятка ), Суффиксы , Состав слова (разбор слова по составу, определения частей слова), Предложение (главные члены, по цели высказывания, по интонации).

Данная разработка поможет детям в запоминании звуков речи; научиться правильно разбирать слово по составу, давая определение каждой части слова (окончание, основа, корень, приставка, суффикс); научиться правильно находить в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое), так же второстепенные члены; научатся в правильной последовательности давать характеристику предложениям.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 201 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 515 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.10.2019 1102
  • DOCX 1000.6 кбайт
  • 48 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Cвинкина Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Правильно обозначай согласный на конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: ма[к] - ма[кʼ]и – пишу мак, сапо[г] - сапо[гʼ]и – пишу сапог.

ПЕРЕНОС СЛОВА

Слова надо переносить с одной строки на другую по слогам. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить её на другую строку. Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.

СЛОВО

Слово состоит из звуков.

Слово имеет значение.

СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТ

Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют предметы и явления природы: (что?)тетрадь, карандаш, метель, роса.

Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей и животных: (кто?)мальчик, девочка, котёнок, утка, пчела, окунь.

Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто?, что?имена существительные.

СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?,имена прилагательные.

Слова, которые называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, что делал?, что сделал?, что делает?, что сделает?, что будет делать?,глаголы.

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. В конце предложения ставится точка (.), вопросительный (?) или восклицательный (!) знак.

Например:

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Не видал ли где на свете ты царевны молодой?

Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!

Предложение всегда произносится с какой-то целью. Таких целей три: рассказать (повествование), задать вопрос (спросить), приказать или попросить.

По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся:

1) на повествовательные (рассказ, повествование);

2) на вопросительные (вопрос);

3) на побудительные (приказ, просьба).

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.

Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.

С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.

Повествовательные: Какой интересный фильм мы вчера смотрели!

Вопросительные: Сколько ты съел мороженого?!

Побудительные: Немедленно убери со стола!

ОКОНЧАНИЕ

Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Обозначается ð. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова. (с. 153).

Окончание изменяет форму слова. Только в нужной форме слова составляют предложение.

Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание находим при сравнении форм слова и обозначаем пустым квадратиком ð (лесð, дубð, заяцð).

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму.

КОРЕНЬ СЛОВА

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень – это главная часть слова. Корень обозначается Ç (лес – лесок, дерево – деревянный, луг – луговой, поле - полюшко).

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой обозначаются ударные гласные в этих корнях: лесно́й – лес, садо́вый – сад, гора́ – го́ры.

Безударные гласные в корне слова надо проверять.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, е, я. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово.

Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов: рука – рукав – рукавица; город – городок – городской.

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й]:

са[т] – сады - сад

ко[т] – коты - кот

тру[т] – труды - труд

В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня (берег – бережок - [г//ж], молоко – молочный - [к//ч], воздух – воздушный - [х//ш], обида – обижать - [д//ж], заяц – зайчонок - [ц//ч], носить – ноша - [с//ш], кормить – кормлю - [м//млʼ], любить – люблю - [б//блʼ], ловить – ловлю - [в//влʼ], купить – куплю - [п//плʼ]).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] тн); [з] и [н] дн).

изве[сн]ый – весть → известный

прекра[сн]ый – прекрасен → прекрасный

СУФФИКС

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: лиса – лисёнок; дом – домик. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается ˄.

Суффикс образует новые слова (тигр – тигрица, тигрёнок, тигровый; вода – водичка, водица, водный, водяной).

Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс:

котёнок - ? котёнка, котёнку. Значит, в слове котёнок нулевое окончание. Кот, котик, котище. Значит, суффикс в слове котёнок - -ёнок- (он находится между корнем кот и нулевым окончанием).

Суффиксы, образующие отчества: -евн- (Сергеевна), -евич- (Сергеевич), -овн- (Петровна), -ович- (Петрович) , -ичн- (Ильинична), -ич- (Ильич).

СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-

После мягких согласных, кроме [чʼ], пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и [чʼ], пишется суффикс –онок-: волчонок, мышонок.

Учимся применять правило:

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ёнок- и –онок-, нужно:

медве[жонок]

корень медведь – медвеж [д//ж]

ос[лʼонок]

корень осёл – осл

Определить, какой согласный звук перед суффиксом.

Перед суффиксом звук [ж]

Перед суффиксом звук [лʼ]

Если это твёрдый согласный или шипящие - [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

Звук [ж] – твёрдый согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок.

Звук [лʼ] – мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок- : ослёнок.

СУФФИКСЫ – ИК- И –ЕК-

Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает: ключик – (нет) ключика.

Учимся применять правило:

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ик- и –ек-, нужно:

Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ик].

стол[ик]

корень стол – после корня слышим [ик]

человеч[ик]

корень человеч – после корня слышим [ик]

Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.

Проверяем, изменяя форму слова: нет стол[ик]а.

Проверяем, изменяя форму слова: нет человеч[к]а.

Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-.

Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ик-: столик.

Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ек-: человечек.

. человек – человечек человечка . –ек- = -к-

СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным:

ночь + н = ночной; мех + ов = меховой; шуба + к = шубка.

СУФФИКСЫ – ИВ- И –ЕВ-; -ЛИВ- И –ЧИВ-

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения - -ев-: краси́вый, игри́вый; волево́й, боево́й.

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него: пугли́вый, сонли́вый, забо́тливый, дове́рчивый.

ПРИСТАВКА

Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается ­­¬.

Приставка образует новые слова: читать – прочитать – дочитать – перечитать.

Приставка имеет значение: запел – начал петь; допел – закончил петь.

Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются:

выход - ?ход. У ход, за ход, при ход.

Поэтому приставка в слове выход – вы-.

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРИСТАВКИ

[а]жить, жить, дожить, прожить

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.

всегда пишется гласная буква о: окрик, поезд, добежать.

Учимся применять правило:

1. Проверяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или в приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.

2. Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- всегда пишется гласная буква о.

Например:

[да]плыть, плыть, переплыть, уплыть, отплыть

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке до- всегда пишется о, пишем доплыть.

[а]жить, жить, дожить, прожить

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.

[па]ляна, полянка, поле, полевой

Вывод: безударный гласный в корне.

Проверочное слово по́ле, пишем поляна.

Букву а в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- писать нельзя!

Читайте также: