Памятка все о глаголе начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Начальная форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называется неопределённой формой.

Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее и будущее время.что делать?

Если глагол отвечает на вопрос что делать?, он имеет три формы времени - настоящее (решает), будущее сложное (будет решать) и прошедшее (решал).

Если глагол отвечает на вопрос что сделать?, он имеет две формы времени - будущее простое (решит) и прошедшее (решил).

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

По личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: I и II.

Спряжение глагола определяется по неопределённой форме.

Ко II.спряжению относятся:

все глаголы , оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить); семь глаголов, оканчивающихся на -еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить), но и состояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

Как определить вид глагола

Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? – это глагол несовершенного вида.

Если глагол отвечает на вопросы что сделать? Что сделал? что сделает? – это глагол совершенного вида.

Например: прочитал - что сделал? Глагол совершенного вида.

Рисовал – что делал? Глагол несовершенного вида.

Глаголы не употребляются с предлогами. У глаголов есть только приставки.

Частица не с глаголами пишется раздельно , ( не выучил, не сказал, не пел) кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.

Вид глагола – это его обязательный постоянный признак. Глаголы несовершенного и совершенного вида – это разные слова с разными значениями: читает – прочитал; дочитывает – дочитал.

В русском языке есть глаголы несовершенного и совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол имеет следующие формы:

начальную – говорить, писать, везти, беречь;

личные - говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят.

Глагол имеет начальную форму. Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, ти, чь : бежать, ходить, нести, беречь, жечь.

Начальная форма глаголов не изменяется (у неё нет окончания).

В начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать?

Суффиксы –ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, так как они образуют не новое слово, а начальную форму.

Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в личной форме указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают, ты выполняешь.

К глаголам в личной форме можно подставить местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Личные формы образуются с помощью окончаний: я говорю, ты говоришь, он она оно говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят.

Суффиксы –ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются.

Глаголы могут употребляться в форме единственного и множественного числа: я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку – печёшь.

[г]//[ж], [к]//[ч , ], [д]//[ж], [ц]//[ч , ], [с]//[ш], [ст]//[щ , ] [т]//[ч , ], [з]//[ж], [м]//[мл]

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак : знаешь, нарежь, стеречь.

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Если глагол употреблён в форме 3 лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают?, что сделает? что сделают?), на конце пишется -тся – волнуется, улыбаются.

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме . Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов брить, стелить); на -ать (гнать, дышать, держать, слышать) на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

К 1 спряжению относятся все остальные глаголы.

Как определить спряжение глагола

Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол оканчивается не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Например: стира[и]шь – окончание безударное; начальная форма стирать; оканчивается на –ать, не исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стира ешь .

Вер[и]шь – окончание безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

В русском языке есть два разноспрягаемых глагола – хотеть, бежать . Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1 и 2 спряжения. Вот как они спрягаются:

Хоч у , хоч ешь , хоч ет , хот им , хот ите , хот ят .

Бег у , беж ишь , беж ит , беж им , беж ите , бег ут .

Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется. По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё. Например: стриж ё м, печ ё м. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

hello_html_m48d218ca.jpg

hello_html_m33e83cc0.jpg

Глаголы изменяются по временам .

Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

Например: Я читаю правило.

Глаголь в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи.

Например: Я читал правило.

Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи.

Например: Я буду читать правило.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени . В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени , так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.

Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.

Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса – л -. Этот суффикс образует форму слова, поэтому в основу не включается.

Форма прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл.

Начальная форма глагола и форма прошедшеговремени имеют одинаковую основу. Эта основа так и называется – форма прошедшего времени(начальной формы). К основе прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма; прибавляется суффикс -л- - образуется форма прошедшего времени.

В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, стояло, стояли.

Написание безударных суффиксов – е-, -и-, -а-, -я- перед – ть в начальной форме нужно запомнить , а в случаях затруднений проверять по словарю.

Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени с помощью глагола быть в личной форме: буду делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает.

Глаголы в форме настоящего времени могут называть действия, которые совершаются постоянно, всегда.

Например: Волга впадает в Каспийское море.

В предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле. Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения . Например: Мне подарили собаку.

Если о действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного наклонения.

Например: Подарили бы мне собаку.

Если в предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного наклонения .

Например: Подарите мне собаку!

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам . Глаголы в форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Глаголы в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы: поехал бы, отдыхала бы, ныряли бы.

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса – и- :

Уберу – убери , сниму – сними

Или без суффикса:

Бросим – брось, сядем – сядь.

Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по числам : говори – говорите, иди – идите.

Глагол в форме наклонения в предложении всегда является сказуемым.

Например: вспомнил о встрече, помогала подруге.

Вид и спряжение глагола – это его постоянные признаки. Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, род – непостоянные, изменяемые.


Данная презентация обобщает знания по теме "Глагол". Является хорошим помощником учителю и учащимся в объяснении и закреплении материала.

Содержимое разработки

Северо – Казахстанская область

Кировская средняя школа

Учитель начальных классов

Лисневская Н. В.

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?

и им подобные, называются глаголами.

  • В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:

Попалась мне на крючок маленькая рыбка.

Весёлый чиж сидит на ветке.

НЕ с глаголами пишется раздельно:

  • Не хочуесть кашу.
  • Онне чувствовалхолода.
  • НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,

Глаголы изменяются по числам. В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица. Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы: что делаю? - сплю; что делаешь? - спишь; что делает? - спит; что сделаю? - посплю; что сделаешь? - поспишь; что сделает? - поспит; что буду делать? - буду спать; что будешь делать? - будешь спать; что будет делать? - будет спать; что делал? - спал; что делала? - спала; что делало? - спало; что сделал? - поспал; что сделала? - поспала; что сделало? - поспало.

Глаголы изменяются по числам.

  • В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:

что делаю? - сплю;

что делаешь? - спишь;

что делает? - спит;

что сделаю? - посплю;

что сделаешь? - поспишь;

что сделает? - поспит;

что буду делать? - буду спать;

что будешь делать? - будешь спать;

что будет делать? - будет спать;

что делал? - спал;

что делала? - спала;

что делало? - спало;

что сделал? - поспал;

что сделала? - поспала;

что сделало? - поспало.

Глаголы изменяются по числам. Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц. Глаголы множественного числа отвечают на вопросы: что делаем? - отдыхаем; что делаете? - отдыхаете; что делают? - отдыхают; что сделают? - отдохнут; что сделаем? - отдохнём; что сделаете? - отдохнёте; что будем делать? - будем отдыхать; что будете делать? - будете отдыхать; что будут делать? - будут отдыхать; что делали? - отдыхали; что сделали? - отдохнули.

Глаголы изменяются по числам.

  • Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
  • Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:

что делаем? - отдыхаем;

что делаете? - отдыхаете;

что делают? - отдыхают;

что сделают? - отдохнут;

что сделаем? - отдохнём;

что сделаете? - отдохнёте;

что будем делать? - будем отдыхать;

что будете делать? - будете отдыхать;

что будут делать? - будут отдыхать;

что делали? - отдыхали;

что сделали? - отдохнули.

 Глаголы изменяются по временам (всего времён три - настоящее, прошедшее и будущее). Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы: что делаю? - учу; что делаешь? - учишь; что делает? - учит; что делаем? - учим; что делаете? - учите; что делают? - учат.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три - настоящее, прошедшее и будущее).

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:

  • что делал? - косил;
  • что делала? - косила;
  • что делало? - косило;
  • что делали? - косили;
  • что сделал? - скосил;
  • что cделала? - cкосила;
  • что сделало? - скосило;
  • что сделали? - скосили.
  • Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс - л-.

Солнце ещё не взош л о.

Птицы ещё не пе л и.

Кругом стоя л а тишина .

 Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы: что сделаю? - спою; что сделаешь? - споёшь; что сделает? - споёт; что сделаем? - споём; что сделаете? - споёте; что сделают? - споют; что буду делать? - буду петь; что будешь делать? - будешь петь; что будет делать? - будет петь; что будем делать? - будем петь; что будете делать? - будете петь; что будут делать? - будут петь.

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:

Неопределённая форма глагола

  • Неопределённая форма - это начальная форма глагола.
  • Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
  • В неопределённой форме глаголы оканчиваются на - ть, -ти:

Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.

Пора идти в школу.

ж.р. м . р.

Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.

Солнце скрылось за горой.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
  • Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.

Личные окончания глаголов

  • В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
  • Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .

Настоящее время

1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю

2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь

3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит

1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им

2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите

3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов Будущее время Единственное число: 1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у 2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь 3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит Множественное число: 1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им 2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите 3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Личные окончания глаголов

Будущее время

1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у

2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь

3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит

1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им

2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите

3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Мягкий знак в глаголах Мягкий знак пишется: - в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь. - во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь. Мягкий знак не пишется: - в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?): Он заботится. Она учится. Ребята тренируются. Они готовятся к соревнованиям.

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак пишется:

  • - в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
  • - во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.

Мягкий знак не пишется:

  • - в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):

Он заботится.

Она учится.

Ребята тренируются.

Они готовятся к соревнованиям.

Спряжение глаголов Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах. Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ): рубить, строить, молотить, любить и др. Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать ( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть ( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов

  • Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
  • Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
  • Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):

рубить, строить, молотить, любить и др.

  • Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать

( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть

( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др. Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко. Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица). Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). За рекой слыш ит ся песня. Конь вырвется - догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

Спряжение глаголов

  • Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
  • Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
  • Гаснетвечер, даль синеет, прячется за лес солнышко.
  • Одно дело делаешь, другого не порть(Пословица).

НЕ с глаголами пишется раздельно!

не навидеть

не годовать

не волить

не доумевать

Весёлое правило НЕ с глаголом пиши раздельно, Например, не хотел, не знал. Только помни об исключениях : НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

Весёлое правило

Например, не хотел, не знал.

Только помни об исключениях :

НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

 обозначает часть обозначает действие предмета речи состояние предмета изменяется изменяется по числам по временам изменяется имеет отвечает на вопросы по родам вид что делать? что сделать?

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

ВИД ГЛАГОЛА: совершенный вид ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? несовершенный вид ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ВИД ГЛАГОЛА:

Глагол

-неопределённая форма глагола

-лицо (настоящее и будущее время)

-род (прошедшее время)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ I спряжение II спряжение - У – Ю - У - ЕШЬ - ИШЬ - ЕТ - ИТ - ЕМ - ИМ - ЕТЕ - ИТЕ - УТ - ЮТ - АТ - ЯТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

I спряжение II спряжение

- УТ - ЮТ - АТ - ЯТ




Глаголы – исключения II спряжения Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть, Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть, Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть, На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть. Будешь ты меня вертеть.

Глаголы – исключения II спряжения

Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,

Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть

Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,

На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.

Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить), но и состояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

Как определить вид глагола

Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? – это глагол несовершенного вида.

Если глагол отвечает на вопросы что сделать? Что сделал? что сделает? – это глагол совершенного вида.

Например: прочитал - что сделал? Глагол совершенного вида.

Рисовал – что делал? Глагол несовершенного вида.

Глаголы не употребляются с предлогами. У глаголов есть только приставки.

Частица не с глаголами пишется раздельно, ( не выучил, не сказал, не пел) кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.

Вид глагола – это его обязательный постоянный признак. Глаголы несовершенного и совершенного вида – это разные слова с разными значениями: читает – прочитал; дочитывает – дочитал.

В русском языке есть глаголы несовершенного и совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол имеет следующие формы:

начальную – говорить, писать, везти, беречь;

личные - говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят.

Глагол имеет начальную форму. Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, ти, чь : бежать, ходить, нести, беречь, жечь.

Начальная форма глаголов не изменяется (у неё нет окончания).

В начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать?

Суффиксы –ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, так как они образуют не новое слово, а начальную форму.

Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в личной форме указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают, ты выполняешь.

К глаголам в личной форме можно подставить местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Личные формы образуются с помощью окончаний: я говорю, ты говоришь, он она оно говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят.

Суффиксы –ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются.

Глаголы могут употребляться в форме единственного и множественного числа: я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку – печёшь.

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Если глагол употреблён в форме 3 лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают?, что сделает? что сделают?), на конце пишется -тся – волнуется, улыбаются.

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме. Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов брить, стелить); на -ать (гнать, дышать, держать, слышать) на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

К 1 спряжению относятся все остальные глаголы.

Как определить спряжение глагола

Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол оканчивается не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Например: стира[и]шь – окончание безударное; начальная форма стирать; оканчивается на –ать, не исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стираешь.

Вер[и]шь – окончание безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

В русском языке есть два разноспрягаемых глагола – хотеть, бежать. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1 и 2 спряжения. Вот как они спрягаются:

Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.

Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется. По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё. Например: стрижём, печём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

Глаголы изменяются по временам.

Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

Например: Я читаю правило.

Глаголь в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи.

Например: Я читал правило.

Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи.

Например: Я буду читать правило.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени . В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.

Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.

Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса –л-. Этот суффикс образует форму слова, поэтому в основу не включается.

Форма прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл.

Начальная форма глагола и форма прошедшеговремени имеют одинаковую основу. Эта основа так и называется – форма прошедшего времени(начальной формы). К основе прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма; прибавляется суффикс -л- - образуется форма прошедшего времени.

В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, стояло, стояли.

Написание безударных суффиксов –е-, -и-, -а-, -я- перед –ть в начальной форме нужно запомнить, а в случаях затруднений проверять по словарю.

Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени с помощью глагола быть в личной форме: буду делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает.

Глаголы в форме настоящего времени могут называть действия, которые совершаются постоянно, всегда.

Например: Волга впадает в Каспийское море.

В предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле. Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения. Например: Мне подарили собаку.

Если о действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного наклонения.

Например: Подарили бы мне собаку.

Если в предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного наклонения.

Например: Подарите мне собаку!

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам. Глаголы в форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Глаголы в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы: поехал бы, отдыхала бы, ныряли бы.

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса –и-:

Уберу – убери , сниму – сними

Или без суффикса:

Бросим – брось, сядем – сядь.

Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по числам: говори – говорите, иди – идите.

Глагол в форме наклонения в предложении всегда является сказуемым.

Например: вспомнил о встрече, помогала подруге.

Вид и спряжение глагола – это его постоянные признаки. Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, род – непостоянные, изменяемые.

Порядок морфологического разбора глагола

Укажи часть речи.

Запиши глагол в начальной форме.

Укажи постоянные признаки – вид и спряжение глагола.

Укажи непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.

Определи, каким членом предложения является глагол.

Пример В конце февраля сильнее пригревает солнышко.

Пост . призн. – несов. в., 1 спр.

Непост. призн.: изъявит.накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

В предложении является сказуемым: солнышко (что делает?) пригревает.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: