Памятка по здоровьесбережению в школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов

Кириллова Татьяна Александровна

Памятками могут воспользоваться учителя на­чальных классов и классные руководители для проведения уро­ков здоровья, бесед, классных часов, внеклассных мероприятий. Может быть полезно педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, воспитателям группы продленного дня, реализующим здоровьесберегающие технологии.

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Опасный лед

Соблюдение правил поведения на зимней реке - залог ва­шей безопасности.

Не всякий, вставая на замерзшую поверхность водоема, вспомнит о правилах собственной безопасности при нахожде­нии на льду.

Первый лед, как правило, непрочен, да и устоявшийся таит в себе опасностей не меньше, поэтому необходимо усвоить, что выходить на лед можно лишь там, где произведено его обследо­вание и безопасные места определены для переходов и катаний.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

При переходе водоема по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с по­мощью палки. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.

Категорически запрещается проверять прочность льда уда­рами ног.

1. Во время движения по льду следует обращать внимание на его поверхность, обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо прояв­лять в местах, где быстрое течение, родники, где выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи, вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий или ведется заготовка льда.

Безопасным для перехода пешехода является лед с зеленова­тым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметров.

1. При переходе по льду необходимо следовать друг за дру­гом на расстоянии 5-6 метров и быть готовым оказать немед­ленную помощь идущему впереди.

Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.

2. Пользоваться площадками для катания на коньках на во­доемах разрешается только после тщательной проверки прочно­сти льда. Толщина льда должна быть не менее 12 сантиметров, а при массовом катании - не менее 25 сантиметров.

3. При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо его взять на одно плечо.

Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.

4. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами.

Каждому рыболову рекомендуется иметь с собой спасатель­ное средство в виде шнура длиной 13-15 метров, на одном кон­це которого закреплен груз весом 400-500 граммов, на другом - изготовлена петля.

Неукоснительное соблюдение правил поведения на льду - залог вашей безопасности!

Друзья Мойдодыра

1. Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись домой, нужно тщательно вымыть их с мылом.

2. Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а по­том - еще раз, выйдя из него.

3. Не забывайте мыть руки перед едой.

4. Мойте руки после еды, особенно если пальцы запачканы чем-то липким или жирным, иначе вы оставите следы на стенах, мебели, одежде.

5. Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

Что за летний отдых без купания? Тоска, да и только. Осо­бенно , когда солнышко припекает, а прохладная вода пруда или речки, озера или моря так и манит, так и приглашает окунуться.

Прежде всего, спроси у взрослых, стоит ли вообще ку­паться в этом озере (реке, пруду) - достаточно ли чистая там вода. А то еще подхватишь какую-нибудь инфекцию и бу­дешь лечиться все оставшееся лето.

Никогда не купайся в одиночку в незнакомом месте. Впро­чем, в знакомом тоже. И никогда не заплывай один далеко от берега - только с друзьями, которые плавают не хуже тебя. Мало ли что. Да и скучно одному, правда? А вообще запомни, что безопаснее всего купаться в зоне, огороженной буйками или поплавками. Поверь, их не просто так устанавливают.

В холодную воду заходи медленно , особенно если это пер­вое твое купание в этом сезоне, иначе может свести ногу, или голова закружится.

Не ныряй и не прыгай с обрыва в воду, если ты не уверен, что дно чистое. Сначала поплавай, а еще лучше - узнай у ме­стных ребят, нет ли под водой затопленных бревен или армату­ры - ржавых железок, о которые можно пораниться.

Не купайся в реке, по которой плавают катера или суда. Или по крайней мере держись от них подальше. Волна от катера может накрыть тебя с головой - весьма сомнительное и небезо­пасное удовольствие. А если ты подплывешь слишком близко к судну, тебя может затянуть под винты.

Если ты плохо плаваешь, держись поближе к берегу. Так, чтобы в любой момент можно было коснуться ногами дна. И не поддавайся на уговоры друзей, плавающих лучше тебя. Им - забава, а ты рискуешь наглотаться воды. Только учишься плавать? Тогда не заходи глубже, чем по пояс.

Устал плавать? Отдохни. От перенапряжения могут на­чаться судороги. И не старайся установить рекорд по плаванию. Мирового рекорда тебе все равно не побить, а риск не нужен.

Наконец, последнее: не купайся подолгу. Какой бы теплой ни казалась вода, переохладиться и заболеть - проще простого.

Спасите люди, я тону!

Практически все, кто когда-либо тонул, - и дети, и взрос­лые, - были твердо уверены, что уж с ними-то ничего подобного никогда не случится. Почему? А потому. Не может такого быть - и все тут. Ведь они так здорово умеют плавать! Кстати, по стати­стике чаще всего тонут как раз хорошие пловцы. Хорошие - и потому самонадеянные.

Но разве можно тонуть и при этом вспоминать какие-то там рекомендации?

Очень даже можно! Хорошо усвоенное правило само всплы­вет в голове и поможет всплыть тебе. Особенно главное правило:

НЕ ПОДДАВАЙСЯ ПАНИКЕ!

Не стой на обрывистом берегу или на краю причала. Что? Уж ты-то ни за что не упадешь? А ты внимательно прочел все, что было написано выше? Вот так-то.

Если ты начал тонуть, не барахтайся, а перевернись на спину, выплюни воду и сделай глубокий вдох. Успокойся, от­дохни, лежа на спине, - вода удержит тебя, не сомневайся! От­дохнул? Вот теперь можно медленно и спокойно доплыть до бе­рега. Или, если нужно, позвать на помощь.

А если ногу свело? Тогда погрузись на секунду с головой, выпрямив ногу, сильно потяни на себя ступню за большой палец.

Никогда не зови на помощь в шутку - в другой раз, когда помощь действительно понадобится, все подумают, что ты опять шутишь.

Не шали в воде. Не окунай друзей с головой и не ставь им подножки. Если ты подплывешь к приятелю под водой и резко дернешь его за ноги, а он в этот момент как раз делает вдох - приятель может захлебнуться.

А ВДРУГ КТО-ТО НАЧНЕТ ТОНУТЬ РЯДОМ С ТОБОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если ты не умеешь плавать, не бросайся на помощь. Как

бы не пришлось спасать двоих. Запомни, что спасти утопающе­го может только тот, кто сам неплохо плавает.

Брось утопающему спасательный круг, надувную игрушку или матрас. Мяч тоже плавает, но его трудно поймать. Но за­частую ничего такого под рукой не оказывается. В таком случае позови взрослых. А если и их нет поблизости, и уж тем более - спасательной станции? Выходит, вся надежда на тебя.

Подплыви к утопающему и схвати его за волосы. Почему именно за волосы? А так надежнее и безопаснее для тебя само­го. Тонущий человек обычно не очень хорошо соображает. Ух­ватившись за твои руки или плечи, он может утянуть тебя под воду. Поэтому лучше хватать за волосы и плыть к такому месту, где можно будет встать на ноги и вынести пострадавшего на бе­рег. Плыви на боку (это удобнее) и следи за тем, чтобы подбо­родок пострадавшего оставался под водой.

Если пострадавший успел наглотаться воды или потерял сознание (а это значит, что наверняка наглотался), нужно сразу же удалить воду из его легких. Для этого надо перевер­нуть его лицом вниз, подложить что-нибудь под живот (подой­дет и твое собственное колено) и сильно сжать грудную клетку. Если после этого пострадавший не начнет дышать, придется ему сделать искусственное дыхание. Для этого прежде всего надо освободить пострадавшего, а потом, зажав ему пальцами нос, сделать глубокий вздох, прижать свои губы к его рту и выдохнуть воздух ему в рот. Затем слегка надавить ему на грудную клетку, чтобы воздух вышел обратно и получился бы выдох, и так до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать.



Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

    — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климатна уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В документах “Приоритетные направления развития образования в России” и городской целевой Программе “Развитие образования в городе Москве в 2012-2016 гг. Столичное образование” особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни. Гимназия № 1579 занимается вопросами здоровьесбережения более 10 лет, реализуя разработанную Программу здоровья.

Реализация любой программы начинается в первую очередь с мотивации учителей. Учитель должен понять суть программы и овладеть основными формами ее реализации. Организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения детей – первоочередная задача каждого учителя. Для гимназического образования характерны повышенные учебные нагрузки, поэтому профилактика переутомления на уроках и его негативного последствия для здоровья детей особенно важна.

Красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы здоровьесбережения детей:

  • учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
  • учет состояния здоровья детей данного класса;
  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).

Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: “Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает”.. Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния их здоровья.

В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, учитель должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровье сберегающие элементы.

Для эмоциональной разрядки подойдет шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение или песенка. Например,

Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье.
Береги здоровье с молоду.
Счастливый чувствует себя на седьмом небе.

“Не пренебрегай здоровьем своего тела”.
“Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день”. Заповеди Пифагора.
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” – М. Ломоносов
“Учить можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” – А. Франс
“Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения” –
Т. Эдисон.
“Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные” – Штифель
“Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы” – Д.Писарев
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели” – А. Маркушевич.

“Берегите воду – она нужна как воздух!”
“Предо мной вы все равны – все способны и умны”.

Песня Владимира Высоцкого:

“Если хилый, сразу – в гроб.
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте люди обтирание”

Шуточная песня из кинофильма:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!

При подготовке к урокам учителю необходимо в первую очередь изучить требования СанПиН 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2011 г. № 189).

Рекомендации по учету индивидуальных психофизиологических особенностей можно найти в методическом пособии “Технологии обучения, способствующие укреплению здоровья детей в современной школе”. В книге Н.К. Смирнова “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” подробно описываются здоровьесберегающие элементы, которые следует использовать на уроке.

В качестве примера такой организации урока, в ходе которой используются элементы здоровьесбережения, приводим разработку урока по теме “Проценты”.

Тема урока: “Решение задач на проценты”.

1. Образовательная цель для шестиклассников: научить решать задачи по теме “Проценты”.
2. Воспитательная цель: воспитывать навыки делового сотрудничества, умение красиво оформлять решение задач.
3. Развивающая цель: умение анализировать, делать выводы, умение применить изученный материал на практике.

Этап 0. Организационный момент. Время – 2 мин.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Методы и формы деятельности учителя.
– проверить наличие учебников,
– проверить наличие калькуляторов,
– проверить гигиенические условия в классе.

Виды деятельности учащихся. Учащиеся готовятся к уроку.

Приемы здоровьесбережения: проверить гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, освещенность класса и т.д.

Этап 1. Постановка целей урока. Время – 1 мин.

Цель этапа: мотивация учащихся на изучение нового материала.

Виды деятельности учащихся. Запись темы в тетрадь.

Приемы здоровьесбережения: мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.

Этап 2. Повторение материала предыдущих уроков. Время – 5 мин.

Цель этапа: подготовка к основному этапу занятий.

Методы и формы деятельности учителя. Аудиовизуальный метод (сочетание словесного и наглядного).

На экране мультимедийной установки презентация.

1. Определение обыкновенной дроби.

Числитель 2 (взяли).

Знаменатель 3 (разделили).


Черту дроби понимают как знак деления. = 2 : 3

2. Процент это сотая часть числа.

1% = 0,01; 5% = 0,05; 1,7% = 0,017

Чтобы проценты записать в виде обыкновенной дроби, надо число процентов разделить на 100 и отбросить знак %.

Примеры: 150% = 1,5; 100% =1; 20% = 0,2.

Чтобы выразить обыкновенную дробь в процентах, надо умножить ее на 100 и приписать знак %.

Примеры: 0.75 100% = 75 %; 0,08 100% = 8 %.

Виды деятельности учащихся. Умение слушать объяснение учителя

Приемы здоровьесбережения:
– технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями;
– выработка внешней мотивации учащихся: радость от активности во время фронтальной работы.

Этап 3. Выполнение упражнений на повторенный материал. Время – 7 мин.

Цель этапа: актуализация опорных знаний и умений.

Методы и формы деятельности учителя. Коллективный контроль и самоконтроль знаний.

Работа в рабочих тетрадях. Задание: выразить данные числа в виде процентов и записать данное количество процентов в виде обыкновенной дроби.

1 . Вырази в процентах числа:

0,11 = _____%; 0,02= _____%; 5 = _____%; 0,2 = _____%; 0,086 = _____%; 1,71 = _____%;

0,376 = _____%; 4,502 = _____%; 3,5 = _____%; 2,042 = _____%.

2. Представь в виде десятичных дробей:

300 % = _____; 25 % = _____; 10 % = _____; 42 % = _____; 16 % = _____; 121 % = _____;

13,8 % = _____; 230 %= _____; 8,4 % = _____; 0,2 % = _____.

Виды деятельности учащихся. Дети проверяют свою работу сами по готовым ответам и выставляют карандашом оценку.

1. Вырази в процентах числа:

0,11 = 11%; 0,02= 2%; 5 = 500%; 0,2 = 20%; 0,086 = 8,6%; 1,71 = 171%;
0,376 = 37,6%; 4,502 = 450,2%; 3,5 = 350%; 2,042 = 204,2%.

2. Представь в виде десятичных дробей:

300 % = 3; 25 % = 0,25; 10 % = 0,1; 42 % = 0,42; 16 % = 0,16; 121 % = 1,21;
13,8 % = 0,138; 230 %= 2,3; 8,4 % = 0,084; 0,2 % = 0,002..

Приемы здоровьесбережения:
– дифференциация заданий;
– создание ситуации успеха.

Физкультминутка. Упражнения для снятия статического напряжения. Время – 2 мин.

Цель этапа: снятие статического напряжения.

Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.

1. Исходное положение: руки вдоль туловища, свободны. Делаем вращение корпусом влево и вправо, перемещая руки сначала на пояс, затем за спину, на плечи, на шею, вверх.

2. Поворот. Коснуться сзади стоящей парты.

3. Подбородок прижимаем к груди, плечи во внутрь, а затем постепенно отводим плечи назад, поднимая голову.

Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений

Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения в теле.

Этап 4. Объяснение нового материала. Время – 6 мин.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Методы и формы деятельности учителя. Контроль умения детей слушать учителя.

Привлекаем детей к активной мыслительной деятельности.

Три типа задач на проценты:
– нахождение процента от числа;
– нахождение числа по его части;
– какую часть одно число составляет от другого.

При решении задач на проценты применяют следующие правила:

1).Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на эту дробь. Примеры: Найти 5% от 26. Найти 2/5 от 15.

2). Чтобы найти число по его части, надо разделить эту часть на соответствующую ей дробь. Пример: 2/5 числа равны 10. Найти число.

3). Чтобы найти, какую часть одно число составляет от другого, надо числа поделить и ответ выразить в процентах, т.е. умножить на 100 и приписать знак процента.

Пример. Какую часть составляют 16 “хорошистов” от 25 учащихся класса? (16:25) 100% = 64%

Виды деятельности учащихся. Выработка умения слушать, умения управлять своим вниманием.

Приемы здоровьесбережения:
– учитель следит за осанкой детей;
– выработка внутренней мотивации: стремления узнать новое;
– контроль правильного оформления записей в тетрадях.

Этап 5. Первичная проверка понимания нового материала. Время – 5 мин.

Цель этапа: выработка умений по применению знаний и рациональных способов решения.

Методы и формы деятельности учителя. Самостоятельное решение задач с опорой на доску.

Решение задачи на доске и в тетрадях.

1. В нашем классе 1 группу здоровья имеют 30% всех учащихся класса, 2 группу – 50% и 3 группу – 20%. Сколько учащихся составляют каждую группу, если в классе 30 учеников?

2. Калорийность школьных горячих завтраков составляет 20 % дневного суточного рациона учащихся. Каков суточный рацион учащегося, если завтрак составляет 500 ккал?

3. Величины суточных энергетических трат школьников в зависимости от их возраста и учебной нагрузки таковы:
– пятиклассники – 2300 ккал в сутки,
– старшеклассники – 3000 ккал в сутки,
– в дни с уроками физической культуры или субботниками – 3400 ккал в сутки.

На сколько процентов энергозатраты старшеклассников больше, чем у пятиклассников?

На сколько процентов повышаются энергозатраты детей во время занятий спортом и физическим трудом?

Виды деятельности учащихся. Контроль выполнения работы по алгоритму.

Приемы здоровьесбережения:
– учитель следит за правильной посадкой детей во время письма, чередованием поз ребенка в зависимости от вида работы;
– учитель после выполнения задач со здоровьесберегаюшим содержанием делает вывод о необходимости для каждого человека здорового образа жизни;
– учитель не должен забывать о внешней мотивации учащихся через похвалу и поддержку.

Этап 6. Показ диафильма “Умные проценты” и обсуждение его. Время – 5 мин.

Цель этапа: в увлекательной форме привести учащихся к осмыслению важнейшего понятия темы процентов.

Методы и формы деятельности учителя. Создание проблемной ситуации. Фронтальная работа. Вызвать детей на диалог. Анализ ситуации. Поиск путей решения.

Показ диафильма “Умные проценты”.

Обсуждаем диафильм. Подчеркиваем, что очень важно понимать от чего берется данное нам количество процентов.

На экране – правильное решение задачи.

Первая цена самолета – 100 бананов, это 100%

Повысилась на 10 %, т. е. стала 110%,

Новая цена – 100 1,1 = 110 (бананов) это 100%.

Понизилась на 10 %, т. е. стала 90%.

Новейшая цена – 110 0,9 = 99 (бананов).

Виды деятельности учащихся. Учащиеся вступают в диалог.

Приемы здоровьесбережения: технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями.

Физкультминутка. Упражнения для снятия напряжения глаз. Время – 1 мин.

1. Ладошки потерли друг о друга на уровне солнечного сплетения и прикладываем к закрытым глазам на одну минутку.

2. Смотрим вверх, влево, вниз, вправо.

Смотрим в верхний угол и на переносицу.

Смотрим в нижний угол и на кончик носа.

Смотрим вперед и на кончик носа.

Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.

Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений

Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения глаз.

Этап 7. Закрепление знаний, полученных на уроке. Время – 10 мин.

Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, обучение работе в группе.

Методы и формы деятельности учителя. Метод интеллектуального стимулирования (выполнение творческого практического задания). Форма: практическая работа в группах.

Задание: Нам нужно составить анализ посещаемости учащихся для школьного мониторинга по программе “Здоровье” (нужно заранее на ксероксе сделать копии страницы №86 “Сводная ведомость учета посещаемости” классных журналов различных классов).

Выпишем из классных журналов следующие данные:
– количество учащихся в классе
– количество учащихся, которые болели,
– количество не болевших учащихся,
– количество дней в триместре,
– количество пропущенных дней,
– количество дней, пропущенных по болезни.

Теперь ответим на вопросы:
– какую часть всех детей составляют не болевшие дети?
– сколько процентов составляют дети, которые болели в триместре?
– сколько процентов триместра составляют все пропущенные дни?
– сколько процентов триместра составляют дни, пропущенные по болезни?

Проверка работы групп.

Виды деятельности учащихся.

Практическая самостоятельная работа в группах, для организации которой одна пара учащихся пересаживается ко второй паре учащихся, развернув при этом свои стулья.

Приемы здоровьесбережения:
– смена позы и перемещение детей за общий стол приводит к снятию статического напряжения и способствует профилактике гиподинамии;
– учитель подчеркивает практическую значимость работы, которую предстоит выполнять ученикам;
– работа в группах – это деловое сотрудничество учащихся. Между группами устанавливается небольшое соперничество, которое стимулирует необходимое достижение результата.

Этап 8. Подведение итогов урока. Время – 1 мин.

Цель этапа: подведение итогов урока.

Методы и формы деятельности учителя.

– Учитель задает вопросы: что изучали? чему научились?
– выставление оценок,
– запись домашнего задания. Можно предложить учащимся написать сочинение по теме “Проценты в нашей жизни”.

Виды деятельности учащихся. Учащиеся подают дневник для выставления оценок.

Приемы здоровьесбережения: выработка внешней мотивации через выставление оценок, похвалу.

Благополучно закончив урок, вспомним еще раз все приемы здоровьесбережения, которые мы можем использовать в своей педагогической деятельности.

Приемы здоровьесбережения на уроках:
– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.);
– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. -наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;
– правильное применение ТСО;
– поза учащихся за партой – наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;
– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);
– спокойное завершение урока.

Приложения к статье:

2. Таблица, в которой отражена научно-методическая работа за последнее десятилетие по проблеме здоровьесбережения учащихся.

Разделитель

Приоритетное направление работы школы – формирование здоровой личности.


Задачи школы по здоровьесбережению:

  • развитие здоровьесберегающего пространства школы;
  • пропаганда здорового образа жизни и формирование стойкого убеждения в личной ответственности учащихся, их родителей и педагогов за состояние здоровья;
  • обучение приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры;
  • привлечение максимального количества учащихся различных медицинских групп к занятиям в спортивных и оздоровительных секциях;
  • переход на раздельное обучение мальчиков и девочек в среднем и старшем звене как основу для развития духовно-нравственного здоровья учащихся;
  • совершенствование нормативно – правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

В соответствии с принципами государственной политики РФ в области образования МБОУ СОШ №28 г. Белгорода на протяжении последних 5 лет обеспечивает достижение качества учебного процесса без ущерба здоровью школьников. Физическое здоровье детей – один из объективных показателей, характеризующих развитие детей, интеллектуальное, духовно-нравственное, поэтому предыдущая программа развития школы главной целью ставила формирование личности ученика, способной к самореализации, осознанно относящейся к своему здоровью как ценности и основе будущей семейной жизни.

В течение 5 лет были реализованы следующие задачи:

  • укрепление ресурсной базы школы через создание условий для эффективного развития каждого ученика;
  • совершенствование системы управления школой, формирование творчески работающего коллектива учителей – единомышленников;
  • организация УВП на основе принципов здоровьесберегающей педагогики, гендерного подхода.
  • Воплощая основную идею развития школы о создании условий для самореализации личности ребенка, нами были предприняты попытки изменения материально-технической базы школы (за 5 лет она кардинально изменилась) с точки здоровьесберегающего функционирования (отремонтированы кабинеты и рекреации в соответствии с нормами СанПинов, реорганизована медицинская служба,открыт диагностический центр, оборудована и переоснащена столовая).

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий способствует сохранению психосоматического здоровья школьников, поэтому в течение 5 лет педагогами были освоены такие технологии, как технология критического мышления, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, групповые и коллективные технологии.

Данные психофизиологических исследований (анализ функционального состояния организма) показали, что при раздельном обучении напряженность у детей к концу учебной недели намного ниже, что немаловажно для сохранения здоровья.

Разделитель

Достижения МБОУ СОШ № 28 города Белгорода:

Разделитель

Практика реализации здоровьесберегающих технологий

Разделитель

Организационно-методический раздел

Разделитель

Двигательная активность – залог здоровья школьников!

Современные школьники являются очень занятыми людьми. Несколько уроков, кружки, дополнительные занятия. Сколько необходимо двигаться ученику и как найти время для дополнительной активности?

Сколько двигаются современные школьники?

Заведующий отделом ЛФК Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков считает, что с первого по одиннадцатый класс физическая активность ребенка падает почти наполовину.

До 82–85 процентов дневного времени большинство школьников находится в статическом положении — сидя.

Рабочий день школьника может достигать половины суток: 6–8 часов в школе, не менее 4 часов за уроками и еще 2 — на дополнительные занятия. Если учитывать, что ребенку требуется не менее 10 часов на полноценный сон, то времени для движения у него совсем не остается.

Даже у младших школьников подвижные игры занимают только 16 – 19 процентов времени. А на уроки физкультуры приходится всего 1–3 процента дневного времени 2–3 раза в неделю.

Сколько нужно двигаться школьнику?

Всемирная организация здравоохранения считает, что ребенок школьного возраста должен двигаться не менее 60 минут в день. При этом физическая нагрузка должна варьироваться от средней до высокой.

Например, час активной игры в баскетбол или катания на велосипеде – это минимум физической нагрузки для растущего организма.

Необходимую нагрузку также дадут два часа, пройденных быстрым шагом или потраченных на помощь в уборке квартиры или своей комнаты.

Хорошим мотиватором для повышения двигательной активности школьника может стать шагомер.

Шагомер: зачем он и какая польза?

Шагомер представляет собой прибор для автоматического подсчета шагов, которые делает человек. Одним из главных законов здорового образа жизни является следующий: каждый день нам необходимо тратить энергии не меньше, чем мы получаем ее с едой.

В современном мире, в котором мы стараемся прилагать минимум усилий и тратить меньше времени на максимум дел, соблюдать данное правило очень трудно.

Самой естественной физической нагрузкой является ходьба. Одни ходят больше, а другие меньше. Физиологи заявляют, что это самый органичный для человека вид спорта. Здесь вам ни стресса (как при беге), ни чрезмерных физических нагрузок (силовые виды спорта), ни даже травм.

Оптимальным способом борьбы с гиподинамией является физическая нагрузка. Японские ученные считают, что для получения отличной физической формы нужно проходить не менее 10 тысяч шагов в день.

Вся градация выглядит следующим образом:
— менее 5000 шагов – это малоподвижный образ жизни;
— 5000-7500 шагов – более-менее подвижный;
— 7500-10000 – подвижный образ жизни;
— 10000-12500 шагов – рекомендуемый образ жизни;
— более 12500 шагов – очень подвижный.

Как рассчитать количество шагов, которые мы делаем в течение дня?

Разумеется, можно самому, но поверьте, это мало кому удается. Очень сложно быть все время сосредоточенным на подсчете. Таким образом, лучше доверить все специальному прибору – шагомеру.

Шагомер представляет собой приспособление, которое автоматически подсчитывает шаги человека. Работа шагомера основана на определении колебаний человеческого тела при ходьбе.

Секретное оружие президентов

Первый шагомер был изобретен Томасом Джефферсоном (третьим президентом США) в 19 веке. Это было устройство, которое считало шаги при помощи металлического рычага и магнита, который приводится в движение шарнирами при каждом плавном подъеме руки. Советский шагомер применялся для подсвета шагов в ходе спортивных тренировок или военно-строевых подготовок. Прибор работал наподобие старинных часов. Несложный механизм состоял из качающегося груза, пружины и колеса, который заводил и перемещал стрелку.

Сегодня на смену механических шагомеров пришли электронные устройства. Прибор подсчитывает шаги следующим образом: число шагов умножается на длину шага. Таким образом, многое зависит как от самого шагомера, так и от походки человека, неровности местности и прочих условий.

Шагомер безжалостно выводит количество сделанных в течение дня шагов. И здесь становится понятно, что в действительности то «огромное расстояние, которое мы преодолели сегодня, не покрывает даже третьей части от рекомендуемой нормы. И получается гиподинамия!

Показания шагомера подталкивают нас действовать, а именно - начать ходить.

Читайте также: