Пальчиковая гимнастика семья для детей 4 5 лет в детском саду картотека

Обновлено: 05.07.2024

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.

Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.

Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
Новые кроссовки.

Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.

Вот маленький улей, где
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.

Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.

Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.

Доброе утро,здравствуй, Иван!
Доброе утро,здравствуй, Степан!
Доброе утро,здравствуй, Сергей!
Доброе утро,здравствуй, Матвей!
Доброе утро,здравствуй, Никитушка! Перекрещивают большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.

Вот забор. Пальцы правой руки прижать друг к другу.
В заборе щели. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели. Просунуть большой палец левой руки
Сунул голову Большак между большим и указательным пальцами правой.
Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. Указат.палец левой руки между
Середняк хотел – напрасно! Указат. и средним пальцами правой,
Безымянный – безуспешно! средний палец левой руки между
Хоть один прошёл? Конечно! средним и безымянным пальцами правой,
Щуплый, маленький мизинчик мизинец несколько раз согнуть –
Помощь братьям оказал: разогнуть, потом помахать им.
Из щелей их всех достал. каждый палец по очереди освободить из плена.

Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.
А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке.
Повар леща берет
И опускает в компот. Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья, -средний
В печку кладет варенье. - безымянный
Мешает суп, - мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! Разводят руками.

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.

Цель – Воспитание любви и уважения к своей семье, развитие мелкой и общей моторики дошкольников.

1. Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи.

2. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

3. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

4. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Моя семья

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка Разжимают большой палец

Этот пальчик - бабушка Разжимают указательный палец

Этот пальчик - папочка Разжимают средний палец

Этот пальчик - мамочка Разжимают безымянный палец

Этот пальчик - я. Разжимают мизинец

Вот и вся моя семья энергично сжать руку в кулак несколько раз

Как у нас семья

Большая и веселая хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно

Наша семья

Правая рука сжата в кулак. Левой рукой разжимают пальцы поочередно.

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой Разжимают большой палец

Рядом с папой - наша мама. Разжимают указательный палец

Рядом с мамой – старший брат Разжимают средний палец

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка. Разжимают безымянный палец

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш. Разжимают мизинец

В нашем доме все друзья Дети ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший - это я Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

Это мама Маша, Разжимают безымянный

Это папа Саша, Разжимают средний

Это брат Юра, Разжимают указательный

Это сестра Даша. Разжимают большой

Папа, мама, брат и я Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца

Наша дружная семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем Энергично сжать руку в кулак несколько раз

У меня есть папа Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца

У меня есть мама Разжимают указательные

У меня есть бабушка Разжимают средние

У меня есть дедушка Разжимают безымянные

У меня есть брат, сестра Разжимают мизинцы

А у них есть – я. Хлопают в ладоши

Это вся моя семья. Энергично сжать руку в кулак несколько раз

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их

Вот большой! Разжимаем большие пальцы

А это – средний. Разжимают средние пальцы

Безымянный Разжимают безымянные пальцы

и последний - наш мизинец, малышок! Разжимают мизинцы

Указательный забыли Дети показывают указательный палец

Чтобы пальцы дружно жили, Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху

Будем их соединять и движенья выполнять. Каждый палец руки соединяем поочередно с большим пальцем

Очки живут в очечнике Соединяют средние и большие пальцы в колечки и смотрят через них

Лиса живет в своей норе,

Соединенными ладошками делают волнообразные движения

Живут деревья на горе… Поднимают руки вверх с разведенными пальцами

Он самый лучший: Дети показывают указательный палец

Мама в нём! Обнимают себя за плечи

Наша бабушка идёт Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками

И корзиночку несёт Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек Положить руки на колени

Вяжет деточкам чулочек Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах

Вдруг котята прибежали

Где же, где ж мои клубочки Развести руки в стороны

Как же мне вязать чулочки Выполнять движение «вязание на спицах

Раз, два, три, четыре,

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Мы посуду маме мыли:

Потереть одной ладошкой о другую.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Потереть одной ладошкой о другую.

Только чашку мы разбили,

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали! Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Кто приехал? Пальцы обеих рук сложены вместе.

Мы, мы, мы! Быстро хлопают кончики больших пальцев

Мама, мама, это ты? Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев.

Папа, папа, это ты? Хлопают кончики указательных

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев

Братец, братец, это ты? Хлопают кончики средних пальцев

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев

Ах, сестричка, это ты? Хлопают кончики безымянных

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев

Все мы вместе, да, да, да! Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая да веселая Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно

Два у лавки стоят Загнуть большие пальцы на обеих руках

Два учиться хотят Загнуть указательные пальцы на обеих руках

Два Степана у сметаны объедаются Загнуть средние пальцы

Две Дашки у кашки питаются Загнуть безымянные пальцы

Две Ульки в люльке качаются Загнуть мизинцы

С мамой весело играем, ручкой ушки закрываем хлопаем в ладоши

Ушко раз, ушко два, куда вы спрятались друзья?

закрываем ладошкой одно ушко, затем другое

С мамой весело играем, глазки ручкой закрываем хлопаем в ладоши

Раз - глазок, два - глазок, куда ты спрятался дружок? закрываем ладошкой один глаз, затем второй

С мамой весело играем, ручкой щечки закрываем хлопаем в ладоши

Щечка раз, щечка два, закачалась голова. Прикладываем ладошку к одной щечке, затем к другой и качаем головой

Вот дедушка, вот бабушка, зажимаем по одному пальцы в кулак, начиная с большого

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

Вот вся моя семья! накрыли кулак, другой ладонью

Раз-два, раз-два. Дружная у нас семья хлопаем в ладоши

Раз-два, раз-два, Дружная у нас семья

Утром солнышко встречаем, руки вверх

Работать папу провожаем машем рукой

С мамочкой потом играем, руками фонарики

Вместе книжечку читаем ладони вверх и рядом

Очень вкусненько едим, показываем, как едим

А потом немножко спим сложенные ладошки под голову

Раз-два, раз-два, Дружная у нас семья хлопаем в ладоши

В одном лесу дремучем Покачать руками над головой, как деревья

Жила семья могучая. Сложить ладони над головой в виде крыши

И крыша с трубой темной. Поднять средние пальцы – труба

Плим, плим, плим! Пощелкать пальцами

Моя дружная семья.

Раз уселась на скамейке

пальцы сжаты в кулак

Наша дружная семейка:

Самой первой села мама, разогнуть большой палец

Рядом — строгий наш отец. разогнуть указательный

Следом братец и сестрица. разогнуть средний и безымянный

Ну а мне где поместиться разогнуть мизинец

Вкусные оладьи бабушка пекла,

произвольные движения кистями рук

Всех своих внучат обедать позвала:

Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу. загибаем пальчики

Все за стол садятся дружно, сжимаем кулачки

Ведь давно обедать нужно! разжимаем кулачки, энергичные потряхивания кистями рук

Оладушки вареньем смажем, гладим одну ладошку другой

Было у бабушки десять внучат хлопок, кулачок

Две Акульки в люльке качаются,

поочердно загибают пальчики

Две Аринки на палатях улыбаются,

Два Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

Это чья рубашка – сжимают и разжимают пальчики

Бабушка старалась, шила для Алшеньки делают движения напоминающие шить иглой

Это чей сарафан с белыми ромашками? сжимают и разжимают пальчики

Бабушка старалась, шила для Наташеньки. делают движения напоминающие шить иглой

Три медведя шли домой Дети имитируют ходьбу на месте

Папа был большой – большой Тянут руки вверх

Мама чуть поменьше ростом Наклоняются

А малыш малютка просто Приседают

Очень маленький он был, с погремушками ходил Изображают игру погремушками

Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил

Раз, два, три, четыре хлопаем в ладоши

Кто живёт у нас в квартире? шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять прыжки на месте

Всех могу пересчитать шагаем на месте

Папа, мама, брат, сестра хлопаем в ладоши

Кошка Мурка, два котёнка наклоны туловища вправо, влево

Мой сверчок, щегол и я - повороты туловища вправо, влево

Вот и вся моя семья хлопаем в ладоши

Осенью, весною, летом и зимой хлопки руками

Мы во двор выходим дружною семьёй. маршируют на месте

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку взявшись за руки образуют круг

Мама руки поднимает руки вверх и вниз

Папа бодро приседает приседания

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева руки на пояс, повороты всем корпусом

А я сам бегу трусцой и качаю головой бег на месте и наклоны головой в стороны

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим дружною семьй. маршируют

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку образуют круг

Мама руки поднимает руки вверх и вниз

Папа бодро приседает приседания

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева руки на пояс, повороты всем корпусом

А я сам бегу трусцой и качаю головой бег на месте и наклоны головой в стороны

Что за чудо - деревушка руки в стороны, пожимаем плечами

Зреют яблочки в саду потянуться вверх на носочках

Утки плавают в пруду покружиться вразвалочку

Дед и баба там живут поочердно подпирать щки

Сидят, внуков в гости ждут призывают ладонями к себе

Через речку брошен мостик руки полочкой перед собой

Мы идм с тобою в гости шагаем

Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что "пальчиковая гимнастика" хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.

Картотека пальчиковых игр Картотека пальчиковых игр. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Дружная семейка, За работу, Наши мамы

Дружная семейка
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)

Малыш, Семья, Очки

Малыш
Этот пальчик — дедушка,
(согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их начиная с большого)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.

Семья
Кто приехал?
(пальцы обеих рук сложены вместе)
Мы, мы, мы!
(быстро хлопают кончики больших пальцев)
Мама, мама, это ты?
(хлопают кончики указательных)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопают кончики средних)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Братец, братец, это ты?
(хлопают кончики безымянных)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты?
(хлопают кончики мизинцев)
Да, да, да!
(хлопают кончики больших пальцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопаем в ладоши)

Очки
(большой палец вместе вместе с остальными образуют кольцо)
Бабушка очки надела
(подносим кольцо к глазам)
И внучочка разглядела
(движение рук, имитирующих объятие)

У современных детей: красивые, умеющие всё игрушки, волшебные фломастеры, которые сами рисуют, книги, которые сами себя рассказывают и много ещё всего самого замечательного, но малышу нужно не только наслаждаться жизнью, ему необходимо развиваться. Одним из первых этапов освоения предметного мира является развитие руки и мелкой мускулатуры кисти, и самый простой и доступный метод — пальчиковые игры. Для детей — это игра, сопровождаемая весёлыми, легкозапоминающимися стихами. Пальчиковые игры могут использоваться и как физкультминутка, и как способ переключения на другой вид деятельности, их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать —
Надо вслух назвать. (Имя.)

Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре,
пять —
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка, дедушка и я —
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Читайте также: