Детские общественные объединения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. Статья раскрывает сущность деятельности детских общественных объединений (ДОО), в ней рассмотрены функции и задачи детских общественных объединений, показаны направления деятельности, виды детских общественных объединений; задача статьи: показать сходства и различия видов детских общественных объединений для систематизации знаний с целью выявления особенностей и специфики деятельности детских общественных объединений как педагогической проблемы.

На данный момент в России действует более 427000 молодежных, детских общественных объединений: межрегиональные, общероссийские, региональные, международные, местные, которые призваны к участию в выработке, принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня. Специфика любого детского общественного объединения требует участия в ней взрослых как организаторов, руководителей, координаторов: взрослые и, в частности, муниципальные образования, педагоги призваны выполнять курирующую функцию в объединениях, где дети реализуют свои социальные потребности, интересы, выбирают идеологические ориентиры, критерии оценки собственных поступков, прогнозируют свои жизненные перспективы. Необходимость выявления специфики педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений – одна из приоритетных задач, стоящих перед руководством объединений любого уровня.

Деятельность детских общественных объединений – это целенаправленный процесс совместной деятельности взрослых и детей, через который молодежь сообщает о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия, функционирующий на основе добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Деятельность детских общественных объединений рассматривается в четырех плоскостях: детская (главная основа этой деятельности - детское мировосприятие); социально-педагогическая (в степени реализации позиции общества по отношению к детям); общественная (в степени решения общественных проблем); организационная (наличие структуры, корпоративной культуры, обеспечивающих воспроизводимость, устойчивость этой социальной организации).

Приоритетными задачами типичного детского общественного объединения считается восполнение знаний и навыков в областях, выходящих за пределы общего, дополнительного образования, семейного воспитания; формирование общекультурного стандарта; развитие национального патриотизма, самосознания; воспитание ответственного отношения к окружающим людям, толерантности, гуманизма, активно участвовать в решении социальных проблем.

Различные детские общественные объединения стимулируют социальное развитие ребенка, содействуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, основываясь на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности деятельности.

Основными задачами детского и молодежного общественного объединения являются:

формирование у школьников активной гражданской позиции;

создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;

развитие творческой личности.

Условно ДОО (детские общественные объединения) можно подразделить и по основным целям и видам их деятельности.

Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:

разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);

школьными (ученическими) объединениями;

детскими общественными объединениями, действующими в рамках законодательства на базе школы;

временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.

Детское общественное объединение на современном этапе отличается такими особенностями развития как: яркая потребность в воспитании у детей предприимчивости, расчетливости, практичности; необходимость в формировании электоральной активности у современных 15-16-летних подростков; укрепление в качестве основной ценности здорового образа жизни; формирование устойчивости к отрицательному влиянию СМИ, негативного отношения к употреблению наркотических, токсических веществ; выработка механизмов выявления и поддержки ребят с ярко выраженными лидерскими задатками; организация активной воспитательной работы с детьми по месту жительства; усилия по предотвращению распространения движений, сект и т.п. с различной идеологической окраской [5].

Анализируя деятельность функционирующих и работающих в данный момент детских общественных объединений, можно выделить несколько важных моментов, отражающих их особенности:

Принцип функционирования - команда: проявляется внимание к структуре объединения, к функционалу команды объединения. Объединение имеет работающий актив, правление, каждый член которого несет персональную ответственность за определенную часть работы. В эффективной команде нормально функционирующего детского общественного объединения существуют следующие должности:

- лидер, отвечающий за координацию деятельности, за представление интересов объединения на всех уровнях и руководитель общего проекта, идейный творческий вдохновитель всей команды;

- ответственный за привлечение ресурсов в объединение. Это могут быть как материальные, финансовые, так и стратегические, общественные ресурсы.

- ответственный за формирование положительного общественного мнения об объединении и его деятельности;

- ответственный за формирование и развитие организационной культуры;

- ответственный за взаимодействие объединения с организациями;

- ответственный за работу с потенциальными членами объединения;

Деятельность, главной целью которого выступает создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни. Реализация данной цели происходит посредством включения членов объединения в реальную социально-значимую деятельность.

Все направления деятельности детских общественных объединений можно свести к списку из следующих пунктов:

- формирование и пропаганда среди детей и молодежи идей здорового образа жизни, профилактика употребления наркотических средств, алкоголя, профилактика негативной агрессии молодых людей;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, организация фестивалей, конкурсов, концертов, интеллектуальных игр и игр КВН;

- исследование истории своего края, организация краеведческих экспедиций, изучение национальной и отечественной культуры, истории России, формирование у молодых россиян патриотических чувств, любви к своей Родине;

- защита прав детей и молодежи, отстаивание интересов молодых людей перед государством и обществом;

- милосердие: забота о ветеранах, связь с детскими колониями, организация приютов для бездомных животных, помощь детям-инвалидам и т. п.;

- укрепление физического здоровья детей, культивирование занятий спортом, организация спортивных соревнований и праздников, проведение военно-спортивных игр и лагерей;

- экологическое просвещение населения, пропаганда экологических знаний и соответствующего им образа жизни, проведение экологического мониторинга и организация экологических акций, природоохранная деятельность, разработка и реализация творческих экологических проектов;

3. Организационная культура: разработка принципов и законов деятельности объединения, утверждение символики, отличительных знаков, традиций, обычаев, ритуалов;

4. Ресурсное обеспечение деятельности объединения:

- кадровые: специалисты-профессионалы, добровольцы, собственные и привлеченные;

- методические: программы деятельности, технологии, разработки и т. д.;

- информационные: СМИ и интернет-пространство;

- материально-технические: оборудование, оргтехника, транспорт, помещения, средства связи, реквизит, инвентарь, расходные материалы;

- финансовые; связи: система договоров с различными лицами и организациями, личные связи.

5. Реклама объединения: публикации и выступления в СМИ (в газетах, на радио, телевидении); выпуск собственной газеты; выпуск рекламной информационной продукции; размещение сведений об организации в Интернете; проведение рекламных акций и так далее.

6. Установление контактов с другими организациями;

7. Работа с потенциальными членами объединения;

8. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений – согласно модели педагогического сопровождения А.М. Рудко [6].

Среди проблем, стоящих перед ДОО можно выделить следующие: не выявлены причины и механизм возникновения детских общественных объединений; не определен субъект инициирования, создания ДОО; не определен субъект осуществления педагогического сопровождения ДОО; не обозначены методы стимулирования детского лидерства; не очерчены направления развития детского самоуправления в ДОО детей; не созданы необходимые условия, позволяющие ДОО в достаточной мере реализовать воспитательные функции; не выявлена четкая социальная ниша для ДОО (конкретная для детей, не глобальная - свойственная общественным/государственным институтам).

Как правило, дети, присоединившиеся к такому объединению, обладают сформированной мотивацией, но опять же успех дальнейшей деятельности в ДОО зависит от содержания, целей, средств, методов совместной деятельности участников детского общественного объединения.

Опыт деятельности детских общественных объединений как педагогической проблемы доказывает, что готовность детей к жизни, выполнению социальных ролей формируется в непосредственной связи с субъектами управления этими объединениями – руководителями детских общественных коллективов.

Возможность выбора детских общественных объединений дает любому ребенку школу общественной жизни, содержательно насыщает свободное время детей, формирует интерес.

Социальные отношения отличаются особенной динамикой, которая проявляется в период интенсивного общения детей в общественных объединениях. Но эффективная социализация осуществляется там, где ее участники объединены общей деятельностью по улучшению окружающего мира, жизни.

В основе классификации детских общественных объединений субъектов социального пространства находятся: цель, задачи, ключевая направленность деятельности детских объединений:

- ориентированных преимущественно на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного;

- начальной профессиональной ориентации и подготовки;

- спортивного, туристско-краеведческого движения за здоровый образ жизни;

Детские общественные объединения различаются по взаимосвязям, взаимоотношениям, взаимодействию с:

– государственными структурами: школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами – интернатами, учреждениями культуры, науки и т.д.;

– взрослыми и молодежными общественными объединениями, движениями;

– с частными, коммерческими структурами.

Итак, детское общественное объединение (ДОО) – это способ для молодежи сообщить о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия.

К сильным сторонам ДОО можно отнести: разнообразие возможностей по реализации и защите прав участников объединения; оказания психолого-педагогической поддержки ДОО; широкий воспитательный потенциал игры, игровой технологии. К слабым сторонам относят: формально-правовое самоуправление и чрезвычайное увлечение игровой стороной процесса. Важнейшими элементами эффективного развития воспитательного потенциала ДОО являются: постоянное совершенствование форм деятельности, появление инновационных, расширение сфер взаимодействия с иными ДОО, с социумом, появление новых связей и отношений.

Деятельность детских общественных объединений – это целенаправленный процесс совместной деятельности взрослых и детей, через который молодежь сообщает о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия, функционирующий на основе добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Деятельность детских общественных объединений рассматривается в четырех плоскостях: детская; социально-педагогическая; общественная; организационная.

Основными выявленными особенностями деятельности детских общественных объединений можно считать: принцип функционирования – команда, состоящая из лидера, участников, выполняющих определенные функции; деятельность, главной целью которой выступает создание условий для всестороннего развития ребенка в различных сферах общественной жизни; своеобразная организационная культура, определяющая уникальность объединения; ресурсное обеспечение деятельности объединения; реклама и информационная деятельность по распространению анонсов и результатов работы объединения; необходимость работы с новыми и потенциальными участниками объединения для обновления и омоложения состава объединения, обязательное установление контактов с другими общественными объединениями для обмена опытом и расширения сфер деятельности; эффективное педагогическое сопровождение деятельности детского объединения как необходимое условие развития объединения.

1. Никитина, Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография / Н.Н. Никитина. – М.: Прометей, МГПУ, 2002. – 316 с. 101

2. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. – Вып. 3. – М., 1995. – С. 54–57.

3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. — С. 58—64.

5. Волохов А. В., Кочергин В. Н., Фришман И. И. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007.

6. Рудко А.М. Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений. / Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3

8. Рудко А.М. О процессе сопровождения детских общественных объединений. / Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2011. - №4

Начнём с уже ставших привычными для ушей и глаз заявлений, которыми сейчас так пестрят статьи и выступления.

Вот об этом и предлагаю поразмышлять, вникнуть в суть проблемы и найти пути её решения. Корни же проблемы лежат не на поверхности, а в глубине истории.

Это война качественно нового типа. В ней главная цель – право управлять эволюцией человечества. Это война за полное мировое господство. Агрессором в этой войне стала западная цивилизация, включающая в себя США и Западную Европу. Она агрессивно и насильно навязывает другим народам и цивилизациям свой проект глобализации мира, который основан на обожествлении и всевластии денег, развязывании войны всех против всех за обладание материальными ценностями. Проект глобализации мира по-американски предусматривает ликвидацию всех противостоящих Западу государств, наций и религий, уничтожение духовности и замену в сознании людей всех их святынь и ценностей на фальшивые. На примере Украины Запад продемонстрировал, что в совершенстве овладел информационно-психологическим оружием в виде перепрограммирования сознания людей.

Я – не специалист в области политологии, культурологи, социологии или теологии…Я – учитель-практик, больше 30 лет работаю с детьми. Поэтому говорить я буду о том, чем живу, и что мне болит…

Лет 5 назад я натолкнулась на результаты многолетнего исследования украинских психологов. В ходе цикла наблюдений и тестов ими было сделано неутешительное открытие. В исследуемых группах дети 3-4-х лет в 98% проявляли способности мыслить творчески, нестандартно; к 5-6-му классу общеобразовательной школы этот процент заметно снижался; выпускники школы проявляли эту способность лишь в 30-20%, а к 27-ми годам умение мыслить креативно проявлялась только у 2% респондентов. Педагогический процесс, по мнению учёных, традиционно направлен на выработку у детей и подростков дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. Каждый воспитатель, учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями. Но дети и подростки, подчиняясь инструкциям, находятся в состоянии постоянного напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. И только грамотно организованный учебно-воспитательный процесс даёт возможность каждому ребёнку, приобщаясь к знаниям, одновременно приобщаться к духовным ценностям прошлых и современных поколений.

Давайте вспомним, что в советской школе представлял собой учебно-воспитательный процесс (на деле, а не на бумаге…- систему урочной, внеурочной и внешкольной работы, где через структуру, формы и методы Пионерской организации вторая и третья составляющие этого единого! (подчёркиваю) процесса решали свои задачи и оказывали положительное влияние на первую – урочную. Для примера позволю себе небольшое отступление…

В конце 20-х - в начале 30-х годов ХХ века Пионерская организация, которая базировалась по месту жительства, при фабриках и заводах, была переведена в школу. Мера была вынужденная, так как очень остро стоял вопрос с дисциплиной, посещаемостью уроков и общей успеваемостью. Благодаря пионерской организации в школах проблема была решена положительно в короткие сроки. В моём опыте вожатой, методиста по пионерской работе, завуча школы я неоднократно получала подтверждение, что ЭТО действительно работает на все 100%. Как только ты выводишь детскую организацию (а это высшая форма детского самоуправления - никакие учкомы не идут в сравнение) на третий уровень (т. е. дети не только договорились объединиться для решения какой-то задачи; а потом - не просто выполняют определённые указания наставника, но уже имеют опыт и знания для самостоятельного планирования, выполнения задачи и оценивания результатов своего труда, школьная жизнь начинает регулироваться советами (постоянными и творческими временными, и вопросы посещаемости или опозданий на уроки, дисциплины и порядка снимаются с повестки потому, что каждый является значимой частичкой большого целого, называемого коллективом. А если школа – твой дом, и ты в нём действительно хозяин, делать ПЛОХО просто НЕ ГОДИТСЯ, перед друзьями будет СТЫДНО!

Я далека от идеализирования Пионерской организации, но общаясь с коллегами, с родителями учеников, слышу подтверждение собственным выводам: на сегодняшний день детская общественная организация (ДОО) - лучшая воспитательная система. Вопрос, какую форму избрать и каким содержанием наполнить. Почему? Давайте разберёмся на примере Пионерии и Скаутинга…

Предлагаю вам сравнительную характеристику скаутов и пионеров, которая вытекает из поверхностного анализа уставных документов…Пионер – интернационалист, скаут – националист; пионер – коллективист, скаут – индивидуалист. Иными словами: для скаута важно научиться разжигать костёр быстрее и лучше других, а для пионера важно сложить поленницу дров для того, кто этого не может сделать самостоятельно…

К счастью ситуация не безнадёжна. Мы сумели сберечь главное – истинные ценности остались неизменными. Это честность, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга – Человечность. Да, на нашу долю выпал крутой исторический перелом – становление нового государства, в смысле – нового качества. И как прежде нашим дедам и отцам, нам надо найти силы, проявить волю, чтобы активно включиться в строительство новой жизни, выстроить плацдарм для расширения горизонтов. Сделать это, не изменив подхода к воспитанию наших детей невозможно. Не предложив детям альтернативу тлетворному влиянию прозападных религиозных и светских субкультур и нацистской политики, мы обречены на поражение идеологическими противниками.

- содействие стремлению учащихся к самоорганизации, самореализации и саморазвитию через осуществление многоплановой деятельности в коллективе;

- развитие патриотической инициативы и гражданской ответственности;

- пропаганда общечеловеческих ценностей, здорового образа жизни;

- воспитание интереса к изучению исторического прошлого страны, её культурного наследия;

- содействие занятости детей и подростков в свободное время, участие в общественных патриотических и образовательных движениях, акциях, операциях, смотрах, конкурсах, создание условий для самовыражения членов детских объединений через участие в конкретных социально значимых делах;

- установление сотрудничества с патриотическими клубами, школьными музеями, отрядами поисковиков, Советами ветеранов, общественными организациями, создание условий для реализации творческого потенциала членов детских объединений, развитие их интеллектуальных и физических сил;

- формирование отношений сотрудничества между педагогами и членами детских объединений, работа по укреплению традиций образовательных учреждений;

- создание собственной информационной базы, мультимедийных и печатных материалов, детских научных работ на сайте, посвященном деятельности организации.

Сумев объединить разрозненные на сегодняшний день детские организации, объединения и движения ДНР, мы положили бы начало объединению населения Донбасса.

Но если вопросы авторства меня мало заботят (я всегда легко дарила идеи, а предложенные программы для младших и старших школьников позволили бы поднять воспитательную работу в школах и в микрорайонах по месту жительства на несравнимо иной уровень, что и было целью, то искажение содержания Положения меня, как педагога, обязывает указать на политическую (отнюдь не педагогическую) ошибку. Замечания следующие…

В работе с детьми не может быть мелочей! С детьми надо играть, но играться ими нельзя!

- развитие детей в рамках молодёжной политики…

- объединение с целью воспитания…

- создание условий для реализации творческого потенциала…

- воспитание уважения к закону…

Всё! Цель подменена узкими задачами, при чём далеко не приоритетного уровня… Сравните с первоначальной редакцией:

Цель Пионерской организации - воспитывать добропорядочных граждан своей страны, патриотов, всесторонне развитых, культурных, человечных людей; обеспечивать условия для реализации творческого потенциала каждой личности и получения дополнительного социального опыта посредством работы в коллективе.

Организация воспитывает детей и подростков в духе преданности своей Родине, сознательного отношения к учёбе, труду и общественному достоянию, освоения духовной культуры своего народа и общечеловеческих ценностей.

Детской организацией должны руководить детские Слёт, штабы и советы творческих дел! Конечно же, нужен Координационный Совет, в который войдут представители государственных и общественных структур, ведомств и объединений, имеющих отношение к работе с детьми, чтобы исключить бессистемность воспитательной работы, предложить стратегию и тактику развития детской организации и предоставить организации юридическое и материальное обеспечение. И должен быть Центр поддержки и развития детского общественного движения ДНР, для координации действий по реализации Программ, утверждённых на Республиканском детском слёте. То есть, и Совет, и Центр нужны для вырабатывания программ, квалифицированной поддержки, координации действий и мониторинга результатов деятельности организации, но её руководящим органом может и должен быть Слёт лидеров ДОО, а координаторами реализации программы деятельности ДОО в промежутке между слётами должны быть детские Штабы – республиканский и местные.

Сегодня в Республике вопрос о создании республиканского детского движения остаётся открытым…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Яковлева М.Г.

« Детское общественное объединение

Сегодня, на современном этапе, наше общество нуждается в интеллектуально развитой, социально активной личности, которая сможет организовать себя и свою работу, проявить инициативу, способная преодолеть различные трудности. Возникает вопрос: как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономике, политике и полностью реализовал себя как личность? Я считаю, что приоритетным направлением образования на современном этапе должна выступать подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у них гражданской позиции. А мы, педагоги, должны решать задачи, которые направлены на индивидуализацию и социализацию личности ребенка.

Социализация начинается с семьи, с первых дней жизни маленького человечка: с поступков взрослых, их поведения, с разговоров. Дальше детский сад. Вот и порог школы. Как утверждают психологи, именно в этом возрасте происходит активная адаптация детей к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы гражданского поведения.

Я думаю, что на сегодня, процесс социализации детей старшего дошкольного возраста является одним из важных и ключевых вопросов. Дети моей группы скоро выйдут за порог детского сада и пойдут в школу. Я не могу не думать: как их примут в новом коллективе; найдут ли общий язык с учителями; не замкнуться ли в себе, смогут ли проявить таланты и способности; встретят ли поддержку в лице сверстников? Психологи подтверждают, что в этом возрасте происходит активная адаптация ребенка к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы социального, гражданственного поведения.

Я убеждена, что наиболее эффективно социализация личности ребенка будет протекать в образовательной системе таких детских общественных объединений. В них - дети с большим удовольствием раскроют свои таланты, в них- каждый ребенок сможет приобрести опыт социальных отношений, примерить на себе новые социальные роли, проявить свои организаторские способности, раскрыть творческий потенциал. Все это сформирует у дошкольников организованность, ответственность, инициативу и творчество.

По мнению казахстанского исследователя Д. Лепешева, стремление к объединению, является естественной потребностью детства. Детский сад- первая ступень на пути становления личности подрастающего поколения, которая должна стать стартовой. В настоящее время образование детей младшего возраста испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка. В детских садах и начальной школе отдаётся явное предпочтение обучению в ущерб социально-личностному развитию.

Актуальность такой работы подарила моим детям:

- увлекательную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

- строительство отношений педагогов сада и родителей, которые строились только на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

- реализация дел, имеющих большое значение для окружающих;

- участие в планировании работы детского объединения, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

Разработала проект, целью которого стали создание условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка.

– сплочение детского коллектива;

– развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе;

– создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации.

– развитие коммуникативных навыков.

Работу распланировала и реализовывала в три этапа:

1 Подготовительный: ( выявление интересов детей посредством опроса, проведения разовых мероприятий, изучение методической литературы).

2. Практический: (через беседы, наблюдения, игры, практические занятия, организация и проведение общих дел-акций)

– гуманное отношение, толерантность;

– активность и добровольность;

– ценность личности другого человека.

Спланировала ожидаемые результаты :

- приобретение четких представлений о нормах и правилах, существующих в обществе,

- чувствовать и понимать других людей,

- приобщение к общественным ценностям .

1. Загвязинский М.В., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002. С. 84-88.

2. Лепешев Д. Детское движение Казахстана как общественный институт воспитания граждан нового поколения // Воспитание школьника. – 2006. № 2.

3. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. … д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999. — 460 с.

4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

5. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.(Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение – объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст.15.1.).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% – чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем, детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются законы Российской Федерации "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" (1995). Закон РФ "Об общественных объединениях" (ст.7), определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

1. Совокупность действий и деятельностей всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (области) или территориальной единице (городе, районе)

Сегодня детское движение России представляют:

- международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, - союзы, федерации, лиги, школы, ассоциации и т.д.;

- разнообразные ветви, направления, виды движения – гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юниорское, туристско-краеведческое, движение милосердия и т.д.);

- самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

- социально-ориентированные детские общественные объединения;

- инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы и др.;

- форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения;

- общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Детское общественное объединение это:

- форма социального воспитания детей;

- разумно организованный досуг детей;

- эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта общения;

- мир игры, фантазии, свободы творчества.

Детская организация – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированных на идеалы демократического общества.

Детские общественные организации (ДОО) имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников нормы и правила.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности.

Задачи ДОО – обеспечить адекватность всей работы с детьми новым социально экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа – документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

Закон – общепринятые нормы, которые формируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех (например: Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям, и т.д.).

Лидер организации – личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе (лидер и руководитель – неоднозначные понятия, т.к. 1) лидер выполняет функции регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением; 2) лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно; 3) руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям; действия лидера неформальны).

Принципы устройства и функционирования

детских общественных объединений

- участвующая и поддерживающая функция взрослых;

- возрастающая включенность детей в общественные отношения.

Ритуалы – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

Символика – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию (девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы).

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования.Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО – ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО – ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детских объединений по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций "Юная Россия", детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения – детская организация Москвы "Радуга", Воронежская областная организация, детско-юношеская организация "Искра" и др.; организация республик России – детская общественная организация "Пионеры Башкирии", детская общественная организация Удмуртии "Родники" и др. профильные организации различного уровня – Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, ассоциация детских творческих объединений "Золотая игла" и др.

Цели СПО – ФДО имеют вполне педагогический характер:

- помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

- оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям – членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.

Основными принципами СПО – ФДО являются:

- приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

- уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

- сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

- открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО – ФДО является Ассамблея. СПО – ФДО – прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО – ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: "Детский орден милосердия", "Золотая игла", "Хочу сделать свое дело" (начинающий менеджер), "Древо жизни", "Свой голос", "Игра – дело серьезное", "Мир красотой спасется", "Алые паруса", "От культуры и спорта к здоровому образу жизни", "Школа демократической культуры" (движение юных парламентариев), "Каникулы", "Экология и дети", "Лидер" и др. Всего более 20 программ. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т.п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находят общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имеет определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними (детскими молодежными объединениями). Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.), выделить помещение для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

Вопросы для самоконтроля

2. Опишите воспитательные возможности деятельности, определите требования к ней.

3. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

Литература:

1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. С.56-77.

3. Введение в педагогическую деятельность./ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. С.91-97.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987. С.96-108.

5. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. С.205.

6. Подласый И.В. Педагогика. М., 2001. Книга 2.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000.

8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические системы и технологии. М., 2001.


Что представляют собой детские организации? Помимо неформальных течений молодежи, в стране есть и разнообразные детские учреждения. Как правило, руководство в них осуществляют взрослые люди. Остановимся на данном вопросе подробнее, ведь именно детские организации выполняют важнейшую воспитательную функцию - формируют подрастающее поколение.

как организовать детей

Что такое детское движение

Это объективное движение, которое порождается обществом. У детей в определенном возрасте (в основном в 9-15 лет) появляется желание в общении со сверстниками, осуществлении совместных масштабных проектов. Детские организации создаются на основе Конвенции ООН о правах ребенка. Именно в этом документе провозглашается свобода мирных собраний и ассоциаций в качестве нормы жизни детей.

Научные факты

Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что в последнее время существенно растет социальная активность детей и подростков. Им нужны такие организации, которые бы в полной мере удовлетворяли их интересы, выявляли и развивали способности и таланты. Работа детской организации должна организовываться так, чтобы ребята ощущали уважение, доверие к ним со стороны наставников.

После распада комсомольской и пионерской организации, которая на протяжении нескольких десятилетий выполняла массу воспитательных задач, в нашей стране детские организации стали большой редкостью.

как организуется детский сад

Актуальность проблемы

Психологи убеждены в том, что именно они в настоящее время жизненно необходимы для РФ, так как способствуют вовлечению детей в практическую деятельность, помогают им приобретать первый социальный опыт, являются средством обучения подрастающего поколения некоторым социальным навыкам.

Деятельность детской организации организуется с учетом их индивидуальных способностей и запросов родителей. Такие объединения являются прекрасным способом для формирования у ребенка гражданских качеств, без которых ему сложно будет адаптироваться в демократическом обществе.

Законодательная база

детские образовательные организации

Особенности детских общественных организаций

Они представляют собой самоуправляемые и самодеятельные объединения, которые создаются с целью решения какой-то определенной задачи. Такие организации руководствуются в своей деятельности уставом или иными учредительными документами, отличаются фиксированным количеством членов, четкой структурой.

В нашей стране насчитывается более 200 общественных молодежных объединений и организаций различной направленности. Некоторые из них именуют союзами, лигами, ассоциациями.

На данном этапе развития детские организации стараются найти свое направление, которое было бы наиболее актуальным и рациональным в зависимости от региона.

как организовать малышей

Принципы

Среди них можно упомянуть самоорганизацию, заключающуюся в создании и продвижении объединений снизу. Многие программы, создаваемые в детских садах и образовательных учреждениях, отличаются поисковым характером, отражают результаты коллективного и самодеятельного творчества педагогов-энтузиастов. Среди основных функций, которые выполняют общественные объединения, отмечают:

  • вовлечение личности в общественные отношения, социализация подрастающего поколения;
  • продумывание жизнедеятельности, которая бы удовлетворяла в полном объеме запросам детей и родителей (законных представителей), соответствовала нравственно-эмоциональному состоянию, возрастным особенностям;
  • защиту свобод и прав личности от негативных воздействий социальной среды;
  • изменение разных влияний на личность, ее поведение (помощь в социально-нравственном становлении).

Среди отличительных параметров таких организаций можно выделить демократичность, добровольность, открытость. Они используют в своей работе кадровую, финансовую, техническую поддержку иных государственных учреждений.

Именно поэтому в такие объединения стремятся попасть дети. И детские организации, и образовательные учреждения, на базе которых они функционируют, заинтересованы в том, чтобы подрастающее поколение было максимально вовлечено в творческую деятельность различной направленности.

Управление самодеятельным детским объединением не предполагает жестких рамок. Периодически в руководстве могут быть разные члены, акцент делают на сотрудничество между всеми участниками организации.

зачем нужны детские организации

Особенности работы

Вовлечение подрастающего поколения в общественную деятельность должно осуществляться с раннего возраста. Именно поэтому организация детского сада с определенным уклоном (направлением деятельности) стало привычным явлением в нашей стране. В некоторых ДОУ есть даже волонтерские отряды. Малыши помогают взрослым ухаживать за растениями в живом уголке, оформлять творческие выставки.

дети и детские организации

Подведем итоги

В современной России существенно изменилось отношение к творческой деятельности детей и подростков. Появляются новые организации, которые способствуют формированию гражданственности в подрастающем поколении. Детское движение рассматривается в качестве совокупности действий разных организаций, которые есть в регионе либо территориальной единице (районе, городе). В России сегодня оно представлено международными, федеральными, региональными, межрегиональными детскими организациями, которые существенно отличаются друг от друга по направлениям, формам, видам.

В частности, выделяются следующие приоритеты деятельности: ориентированная на отдельную личность, социально значимая, гражданская, экологическая, туристическая, краеведческая, юноармейская. Последнее направление деятельности является одним из самым популярных. В России создано масштабное движение юных патриотов, которые уважительно относятся к своей стране, гордятся ее традициями, изучают исторические корни.

Читайте также: