Пальчиковая гимнастика части тела в доу

Обновлено: 02.07.2024

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Тема: Наш детский сад, наша группа.

Тема: Осень

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Домашние птицы.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
***
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.

Наши алые цветы
Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают, Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.
Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Подсолнух.
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)

Божьи коровки.
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
Комар.
Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
Насекомые
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.
Паучок.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
А за ним ползут все детки, Действия аналогичны первоначальным
Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове
Пчела.
Прилетела к нам вчера Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек На каждое название насекомого загибают пальчик
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. . Роняют ладони на стол..

Полезный материал для детей, родителей, воспитателей и логопедов.

Поиск по этому блогу

вторник, 13 февраля 2018 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Человек и его тело"

Взрослые и дети, мальчики и девочки - это люди. Их тела устроены по одному принципу, но при этом различаются между собой. Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает. Люди из одной семьи больше похожи друг на друга, чем на других. Близнецы обладают наибольшим сходством.
Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека находятся мягкие части, называемые органами, постоянно занятые работой. Каждый орган имеет особые обязанности и выполняет их, чтобы наше тело нормально работало. Все органы взаимодействуют друг с другом, как детали машины.

4. Назови ласково: голова – головка, колено — … , глаз — … , ухо — … , шея — … , локоть — … , лицо — … , голос — …, ресница — …

6. Образование единственного числа существительных: волосы – один волос, плечи — одно … , глаза – …, уши — … , колени — … , брови — …. щеки — … , ногти — … , ресницы — …

7. Назовите действие: глазами мы смотрим, головой — … , носом — … , ушами — … , ртом — …, руками — …, ногами — … , зубами — …

Пальчиковая гимнастика проводится с малышами в игровой форме.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Бабушка играет с малышом в пальчиковую игру

Игровые движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика в детском саду проводится регулярно

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Схема рецепторов на кистях рук и проекция внутренних органов

Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на работе всего организма

Таблица: задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

  • Развитие координации движений;
  • формирование чувства ритма;
  • развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их.
  • Совершенствование мелкой моторики;
  • формирование способности соотносить слово с действием;
  • развитие внимания и памяти (непроизвольной);
  • обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.).
  • Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок;
  • развитие двигательных способностей кисти;
  • развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

Виды пальчиковых игр

Классификация по технике исполнения пальчиковых игр строится на характере воспроизводимых движений:

    Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.

В этой игре по команде меняется положение кистей рук

В динамических упражнениях пальцами и кистью имитируются движения птиц

По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на 3 вида:

    Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Подвидом считаются игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста.

Дети выполняют движения ладонями и пальчиками под стихотворение про ножки

В пальчиковой игре инсценируется часть сказочного сюжета про репку

К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

Фотогалерея: нетрадиционные пальчиковые игры

Массажные мячики воздействуют на биологически активные точки на ладонях Пальчиковые игры с бросовым материалом вызывают у дошкольников особенный интерес Бельевые прищепки используются как средство стимулирования активных точек на кончиках пальцев С гранёными карандашами рекомендуется играть после занятия по рисованию, чтобы снять напряжение с кистей рук Пальчики занимают положение в соответствии с названным цветом, развивается гибкость и ловкость кистей Дорожку для массажа-игры можно сделать из фетра и пуговиц При помощи щётки ребёнок выполняет самомассаж ладоней и пальцев Бассейн для пальчиковых игр рекомендуется наполнять сыпучими материалами: крупами, мелкими ракушками, бусинами, семечками Пальчиковую игру с каштанами или шишками можно провести во время осенней прогулки Неровная поверхность скорлупы ореха создаёт дополнительное воздействие на рецепторы рук

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Упражнения для кистей рук рекомендуется осваивать с раннего возраста. С детьми до года родитель или педагог занимается индивидуально. Взрослый произносит строчки стихотворения и на каждую выполняет движение за ребёнка.

Женщина и малыш считают пальчики

Педагог раннего развития проводит пальчиковую гимнастику в индивидуальной форме

С воспитанниками первой младшей группы (дети 1,5–3 лет) педагог разучивает упражнения-имитации. Дошкольники пробуют самостоятельно повторить движения, которые показывает воспитатель. В играх воспроизводятся движения, похожие на махи птичьих крыльев, повадки домашних и диких животных. Кисти принимают форму знакомых предметов: замочка, пирамидки, молоточка, фонарика, цветка и др. Воспитатель следит за точностью выполнения движений, поправляет и помогает своим подопечным прямым показом. Разучивать упражнение с малышами стоит отдельно с каждым. Когда движения разобраны и ребята их запомнили, пальчиковая гимнастика проводится в подгруппе. Игры-имитации в качестве быстрой разминки включаются на групповых занятиях во второй младшей и средней группах (до 5 лет).

Педагог показывает, а дети повторяют элемент пальчиковой гимнастики

Даже если упражнение знакомо детям, педагог демонстрирует основные моменты на своём примере

Пальчиковая гимнастика для детей 4–7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) состоит из статических и динамических упражнений. Дети играют активно, новую игру способны разучить на групповом занятии. Старшие дошкольники тренируются в следовании словесным инструкциям воспитателя.

Дети играют в пальчиковый театр

Дети при помощи кистей рук инсценируют сказочную историю

Существует большое количество игровых пальчиковых комплексов с разнообразной тематикой и вспомогательными материалами. Педагог должен учитывать, что дети дошкольного возраста любят повторение, для них это способ усвоения и закрепления изученного. Если наблюдается угасание интереса к знакомым играм, следует поработать с имеющимся материалом. Способы разнообразить пальчиковые игры, мотивировать детей к тренировке:

  • создание сюрпризного момента, игровой проблемной ситуации;
  • привлечение занимательных предметов: колпачков или масочек на пальцы, ширмы, декораций для игры;
  • включение музыкального сопровождения;
  • проведение мастер-класса для младших групп или совместного с родителями досуга.

Использование ролевых масок создаёт мотивацию к разыгрыванию сказки

Использование разнообразных атрибутов для игр привлекает внимание дошкольников и повышает интерес к происходящему.

Таблица: картотека упражнений

Видео: пальчиковая гимнастика для детей 3–5 лет

Видео: пальчиковая гимнастика для малышей

Продолжительность пальчиковой гимнастики

Оптимальная длительность пальчиковой гимнастики — 5 минут. За это время ребята проигрывают несколько упражнений и делают самомассаж. В старших группах на гимнастику допустимо отвести до 10 минут, если ребята будут играть в пальчиковый театр.

Обучение новой пальчиковой игре проводится в медленном темпе, с повтором движений от начала до конца. На первоначальное освоение игры отводится 2–3 минуты.

Таблица: примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Этап занятия Первая младшая группа Средняя группа Подготовительная группа
Приветствие, организационный момент, разминка 1 минута 1 минута 1 минута
Первое задание Разучивание новой игры — 2 минуты Комплекс статических упражнений — 2 минуты Статические упражнения — 1 минута
Второе задание Знакомая игра — 1 минута Динамическая пальчиковая игра — 1 минута Две динамические игры на общую тему — 2 минуты
Третье задание Упражнение с массажными мячиками — 1 минута Динамическая игра — 1 минута Пальчиковый театр — 3–5 минут
Общая длительность гимнастики 5 минут 5 минут 7–9 минут

Видео: занятие по пальчиковой гимнастике с детьми 2,5–3 лет

Дети, сидя в кругу, выполняют пальчиковую гимнастику

Как правило, пальчиковые игры являются отдельным элементом занятия в ДОУ и используются в качестве физкультминутки

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Фотогалерея: пальчиковые игры в картинках

Проектная деятельность в образовательном учреждении предполагает углублённое исследование какой-либо темы или методики. Проект должен быть инновационным — направленным на получение новой информации, быть полезным участникам проекта (детям), руководителю (воспитателю) и его коллегам.

Пальчиковая гимнастика — широкая тема. Для разработки проекта рекомендуется взять одно из направлений развивающей методики. Примеры тем для проектов по пальчиковой гимнастике в детском саду:

Два мальчика выполняют упражнение с карандашами

В рамках проектной деятельности осуществляется практические занятия: ребята занимаются пальчиковой гимнастикой

Педагог подробно описывает методическую основу проектной деятельности, прилагает план работы. В течение реализации проекта фиксирует результаты выполнения упражнений, успехи воспитанников. Рекомендуется делать фотографии и видеозаписи занятий и досуговых мероприятий в рамках проекта.

Модель реализации проекта

Проект по пальчиковым играм раскрывается в теоретическом и практическом видах работы

В документальном сопровождении проекта фиксируются:

  1. Тема проекта, сроки проведения, участники.
  2. Проблема и её актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическая база:
    • методические статьи и монографии по теме;
    • ссылки на практические исследования;
    • опыт коллег.
  5. Перспективный план освоения пальчиковых игр.
  6. График и содержание консультаций/мастер-классов для родителей.
  7. Конспект отчётного мероприятия.
  8. Приложения (дополняются по мере реализации проекта): результаты мониторингов, отчёты об открытых занятиях и т. д.

Мастер-класс для родителей по пальчиковым играм

Реализация проекта по пальчиковым играм подразумевает обязательное привлечение родителей к работе с детьми в заданном направлении

Отчётное мероприятие по проекту имеет форму открытого занятия или досуга. Совместно с музыкальным руководителем воспитатель может подготовить праздник пальчиковых игр. Или это будет спектакль в пальчиковом театре. В качестве гостей приглашаются родители, методисты, коллеги, молодые специалисты и студенты педагогических колледжей/вузов.

В качестве отчётного мероприятия ребята могут подготовить спектакль в пальчиковом театре

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Пальчиковые упражнения считаются одной из эффективнейших методик развития детей. Диагностика уровня речевых и мыслительных способностей состоит из трёхступенчатого мониторинга:

  • уровень умений и навыков детей в начале учебного года (сентябрь);
  • в середине года (январь);
  • в конце учебного года (май-июнь).

Воспитатель отмечает, в какой степени повлияли на результаты диагностики регулярные занятия пальчиковой гимнастикой. Выделяются проблемные воспитанники, для которых необходимо составить индивидуальные планы коррекции: повторить игры, добавить упражнения на определённые группы движений, заменить на упрощённые задания.

Воспитатель анализирует каждую игру: не только качество движений, но и эмоциональное состояние детей

С результатами диагностики интеллектуальных способностей соотносятся показатели диагностики развития мелкой моторики у детей. В соответствии с возрастом воспитанников оценивается их координация движений, качество выполнения тонких движений.

Кроме того, воспитатель оценивает эффективность каждой пальчиковой игры, разучиваемой с детьми. С целью выявления уровня организаторских способностей педагога проводится анализ игры.

Протокол анализа пальчиковой игры:

  1. Соответствие темы и содержания игры интересам и умениям воспитанников.
  2. Степень заинтересованности детей во время игры, привлечение мотивирующего материала (игрушки, картинки, музыка).
  3. Какие задачи были достигнуты в игре.
  4. Оценка деятельности воспитанников:
    • внимательность во время показа движений воспитателем;
    • активность выполнения движений;
    • эмоциональность песенного исполнения (если было);
    • слаженность выполнения движений внутри группы, попадание в ритм.
  5. Завершение игры: эмоции и пожелания детей.
  6. Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры.

Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Читайте также: