Ознакомление с профессиями в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Календарь профессиональных праздников.
12 января - День работника прокуратуры Российской Федерации
13 января - День российской печати
8 февраля - Международный день стоматолога
11 марта - День охранника
15 марта -День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-
коммунального хозяйства
19 марта - День моряка-подводника
23 марта - День работников гидрометеорологической службы России
12 апреля - День космонавтики
30 апреля - День пожарной охраны
7 мая - День радио, праздник работников всех отраслей связи
17 мая - День дворника
24 мая - День кадрового работника
26 мая - День российского предпринимательства
27 мая - Общероссийский день библиотек
28 мая - День пограничника
31 мая - День химика, День российской адвокатуры
5 июня - День эколога
21июня - День медицинского работника
30 июня - День экономиста
3 июля - День ГАИ (ГИБДД МВД РФ)
12 июля - День рыбака, День российской почты
19 июля - День металлурга
2 августа - День железнодорожника, День Воздушно-десантных войск
8 августа - День физкультурника
9 августа - День строителя
16 августа - День Воздушного Флота России
27 августа - День российского кино
30 августа - День шахтёра
13 сентября - День программиста, день танкиста
20 сентября - День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности
27 сентября - День машиностроителя, День воспитателя
5 октября - День учителя
20 октября - День военного связиста, День повара
23 октября - День работников рекламы
25 октября - День автомобилиста
1 ноября - День менеджера
5 ноября - День военного разведчика
3 декабря - День юриста
27 декабря - День спасателя

В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Наряду с известными появляются и новые профессии. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

Ознакомление дошкольников с миром профессий - важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Однако за последние годы появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате у детей отмечается недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и побывал на работе у мамы или папы, он так и не смог понять сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Исходя из актуальности темы, для работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых мною была поставлена цель и сформулированы задачи.

Цель: формирование понимания важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Задачи :

1. Углублять и расширять знания детей о профессиях, о взаимосвязи различных видов труда; дать конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

2. Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда, обращая внимание на развитие научно-технической сферы и технику безопасности при выполнении различных видов работ.

3. Формировать представления детей о роли современной техники.

4. Расширять представления детей о труде взрослых и учить переносить приобретённое знание в свою деятельность.

5. Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования.

Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала прогрессивному развитию личности дошкольников и их поведения, а также позволила мне как педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Я старалась создать такие условия, чтобы процесс ознакомления с трудом взрослых стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий вошло и обогащение детей знаниями о реалиях окружающегомира: о предметах, явлениях, событиях, кроме того, дети получили знания о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляла специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным материалом.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволила: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками старалась использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность дошкольников. Формировала у детей представление о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, использовала дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, наряду с традиционными формами работы, использовала нетрадиционные.

Расскажу об одной из них – это виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, ребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронные экскурсии в работе со старшими дошкольниками позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка

Далее речь пойдёт об игровой технологии.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

- творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра;

- дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

- подвижная (сюжетная, несюжетная);

- народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение ребенок может стать шофером, пожарным, врачом.

В работе по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых широко использовала педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:

1)четко поставленной целью обучения;

2) соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

С большим удовольствием мои дошколята знакомились с профессиями взрослых через театрализованную игру, в которой обыгрывали сюжеты из литературных источников. Особую радость доставили детям театрализованные представления, где они являлись и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволила задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.


Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходило через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества.

В процессе наблюдений внимание старших дошкольников концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно повлияло на поведение детей, их отношение к людям труда.

Ещё один неоспоримый плюс - проведение работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых в форме наблюдений и экскурсий способствовало взаимодействию с семьями воспитанников.


Неслучайно важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.

Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное - живое общение с мамой или папой, вызывают неподдельный интерес дошкольников. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, фотоальбомы, которые подарили детям средней группы. Привлекали родителей к проектной деятельности. Родители помогали организовывать экскурсии к себе на работу, чтобы помочь детям сформировать чёткое представление о своей профессии.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод проектов хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.

- Кем работают родители, и что ты знаешь об их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?


В процессе работы над изучаемой темой воспитанники принимали участие в разнообразных развлечениях и досугах, где с удовольствием примеряли на себя роль актёра, музыканта, певца, танцора, спортсмена. А при подготовке к этим мероприятиям роль художника по костюмам, художника-декоратора, гримёра, костюмера, парикмахера, помощника режиссёра, оказывая тем самым помощь воспитателю и обогащая свой жизненный опыт.


Много времени было уделено самостоятельной деятельности детей :

-продуктивным видам детской деятельности (оформлению альбомов, изготовлению атрибутов к играм, рисованию, аппликации, конструированию, выполнению коллажей и плакатов);

-выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

В самостоятельной деятельности дети закрепляли и расширяли приобретенные знания о профессиях.


В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых.

Они знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по существенным признакам, называют профессионально важные качества представителей разных профессий, выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, эмоционально-положительно относятся к трудовой деятельности и труду в целом, демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту.

Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении.

Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы мои воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.


Ознакомление детей среднего и старшего дошкольного возраста с предложением Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями с использованием игровых технологий Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в образовательной области социально – коммуникативное развитие ставит задачу: Формирование.

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является активным периодом.

Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами В современном мире проблема социализации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги часто задаются вопросом,.

Автор: Смирнова Екатерина Александровна

Населенный пункт: Костромская область, с. Гнездниково

Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом,

далеко не каждому суждено открыть порох,

но поэтом, художником в своем труде должен стать каждый.

В.А.Сухомлинский

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важных задач нашего общества.

Раньше в старые времена профессий было мало. Есть такая детская считалочка: "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?"

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

По словам педагога-новатора А. С. Макаренко: "Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания, не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным".

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.
  • Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
  • Подвижная (сюжетная, несюжетная)
  • Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

  • углубить практические знания воспитанников;
  • выявить интересы и склонности воспитанников;
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
  • различные виды игр;
  • наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
  • чтение художественной литературы;
  • трудовая деятельность;
  • экспериментальная деятельность;
  • решение проблемных задач и ситуаций;
  • развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
  • театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в
  • различных ситуациях, имитационные упражнения);
  • изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

  • творческое моделирование и проектирование;
  • разработка и составление алгоритмов;
  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
  • виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Я решаю задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим с детьми наблюдения, экскурсии, встречаемся с людьми интересных и редких профессий, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Мной были организованы наблюдения за работой дворника - по сезонам. В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

Отсюда возможно обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.

Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить?

Конечно, - родители! Но мама и папа - это не профессии. Многие мамы и папы делают дома очень большую работу. Но профессией эта работа не считается. Другое дело, если мама или папа - повар, продавец, машинист тепловозов или пекарь. Поэтому, дети решили дома поближе познакомиться с профессиями своих родителей. В результате ознакомления с профессией, детьми и родителями совместно были сделаны книжки-самоделки "Профессия моей мамы (моего папы)", которые дети представили на ярмарке профессий в детском саду.

Такие представления о профессиях позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

-адаптированность материала возрасту.
*Систематичность и последовательность:
- постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
*Наглядность:
- учет особенностей мышления.
*Динамичность:
- интеграция в разные виды деятельности
Предпрофильное развитие детей в нашем детском саду осуществляется по трем направлениям:
1. Ознакомление с миром профессий,
2. Труд и самообслуживание,
3. Самостоятельная практикоориентированная деятельность детей.
Для ознакомления детей с профессиями мы выбрали 3 популярных ( артист, продавец, пожарный) и 3 непопулярных (кулинар, библиотекарь, моряк).
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы:
1. Экскурсии и ответный визит специалистов в детский сад.
2. Беседы с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.
3. Чтение и обыгрывание стихов, рассказов о профессиях
4. Дидактические и Сюжетно Ролевые игры
5. Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий
6. Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.
7. Создание музея профессий.
8. Непосредственная образовательная деятельность
9. Совместная деятельность с детьми
10. Самостоятельная деятельность детей
11. Взаимодействие с семьей •
12. Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях •
13. Составление рассказов по картинам.
Мы ожидали получить следующие результаты :
1. Сформированность у детей представлений о мире профессий.
2. Сформированность ранних профориентационных склонностей.
3. Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.
4. Появление новых слов в активном и расширение пассивного словарях.
5. Развитие творческих способностей
В результате проведённой работы, мы увидели, что та система НОД и формы работы, которые были подобранны, показали свою эффективность. Мы не можем предполагать, выберут ли они эти профессии в будущем, но мы постарались развивать интерес к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения и сформировать умения детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.
На творческом совете, решили продолжать работу по данной проблеме, так как увидели в этом заинтересованность родителей, детей и самих педагогов.

Методическая разработка по ознакомлению

старших дошкольников с различными видами труда и творчества

Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.

Познакомить детей с профессиями своих родителей, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы.

Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.

Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

В данном пособии представлен опыт работы по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых на специально организованных занятиях в соответствии с базовой образовательной программой. Объем знаний, их интеллектуализация и научная направленность реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а за счет введения интегративных тем, что способствует развитию познавательного интереса детей, созданию условий для расширения и углубления их знаний, умений и опыта. Конспекты занятий, разработаны для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание представленных конспектов содержат достаточный объем информации, необходимый для качественного усвоения знаний об окружающем, о профессиях взрослых детьми старшего дошкольного возраста, раннему выявлению и развитию предпрофессиональных интересов, склонностей дошкольников. В занятия включены дидактические игры на закрепление знаний детей о профессиях взрослых, подобраны стихи современных авторов, песенный репертуар о людях труда. В методическую разработку вошли 6 конспектов занятий , на которых дети знакомятся с профессиями, орудиями труда, трудовыми процессами, продуктами труда, взаимосвязью в работе людей разных профессий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для воспитателей

Новые подходы к организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Воспитатель МБДОУ д/с №1

Г. Бикин Хабаровского края

«Любовь ребенка к людям труда-

В. А. Сухомлинский

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

Нетрадиционные формы:

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) . Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:

(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)

-Материал для труда

-Польза труда для общества

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Для решения этих задач необходимо иметь:

-перспективный план по ознакомлению детей с профессиями,

-наглядный и методический материал,

-информация о самых востребованных профессиях.

Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.

Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.

Создание сюжетно-ролевых игр, по изучаемым профессиям.

Экскурсии, беседы, праздники, занятии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, театрализованные представления, конструирование, макетирование, коллекционирование.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

Краснощекова Н.В . Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Потапова Т.В . Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.

Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;

Читайте также: