Ознакомление детей с народными промыслами в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

Приобщение старших дошкольников к искусству России

через ознакомление с народными промыслами

Квашниной Ольги Анатольевны

воспитателя МДОУ Некоузского

детского сада общеразвивающего

Хантова Мария Викторовна,

преподаватель ГОАУ СПО ЯО

Рыбинского педагогического колледжа

Глава I . Теоретические аспекты вопроса приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами ……………………………………………………………………………5

1.1.Декоративно – прикладное искусство России и его значение в развитии личности дошкольника…………………………………..…………………..5

1.2. Программа приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами…………………………….12

Глава II . Методические подходы к ознакомлению старших дошкольников с народными промыслами для приобщения к искусству России ………………………………………………………………………………….15

2.1. Особенности организации работы с детьми…………………………15

2.2. Реализация рабочей программы………………………………………16

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Цель: создание и апробация рабочей программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами.

Изучить особенности народных промыслов России.

Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.

Реализовать программу и выявить результативность проведенной работы.

Базой для проведения работы стала подготовительная группа МДОУ Некоузского детского сада общеразвивающего вида № 2.

Практическая значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Глава I . Теоретические аспекты вопроса приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами

Декоративно – прикладное искусство России и его значение в развитии личности дошкольника

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы, но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства.

Ведущая творческая идея народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Виды народных промыслов

Хохломская роспись по дереву. Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная расписная посуда, которая изготавливалась из липы или березы.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый [4].

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Вывод по параграфу.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.

Консультация для воспитателей включает в себя информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями.

ВложениеРазмер
В данная статья указывает на необходимость приобщения детей дошкольного возраста к культуре русского народа и родного края 27.9 КБ
konsultatsiya_dlya_vospitateley_oznakomlenie_doshkolnikov_s_narodnymi_promyslami_russkogo_naroda_i_rodnogo_kraya.docx 27.9 КБ
konsultatsiya_dlya_vospitateley_oznakomlenie_doshkolnikov_s_narodnymi_promyslami_russkogo_naroda_i_rodnogo_kraya.docx 27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

Консультация для воспитателей

Воспитатель: Лукина О.А.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то,

На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.

Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.

Народные промыслы нашего города невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего края, демонстрирует художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его истории.

В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как рождаются картины, как расписывают свои изделия художники, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор елецких кружев, как расцветают яркие цветы на вышивке и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами. Богат наш край и музеями, где можно дети могут не только услышать рассказ об искусстве, но и наглядно увидеть работы наших елецких мастеров, изделия старинных елецких фабрик.

Для работы по проблеме творческого развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, определены несколько целей :

- развитие творческих способностей детей,

- создание условий для развития творчества,

- организация сотворчества детей и педагогов,

- проявление своей фантазии, изобразительности,

- воспитание творчески активной личности.

Достижение этих целей возможно при решении таких задач , как:

- привитие интереса и любви к народным промыслам;

- восстановление связи поколений;

- развитие стремления к достижению высокого совершенства и завершенности в работе;

- изучение народных промыслов;

- создание условий для развития и сотворчества детей и взрослых.

Выстраивание модели образовательного процесса ведется в нескольких направлениях:

1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме;

2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год;

3. Организация предметно-развивающей среды в группе;

4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.

6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.

Во время эксперимента в работе с детьми широко используются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, лоза, гуашевые краски, цветные мелки, пастель.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.

Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.

Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию . Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета . Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской “избе” дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

При разработке циклов образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.








Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: с 15 апреля по 29 апреля

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несёт в себе особое историческое, эстетическое, национально психологическое и нравственное содержание, особенно необходимое детям на этапе становления их личности.

Дать дошкольникам представления о русских народных промыслах. Развивать познавательный интерес, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре предметному искусству.

  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством;
  • Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
  • Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
  • Воспитывать навыки художественного творчества детей;
  • Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных
  • мастеров.
  • Расширить свои познания в многообразии и в особенностях декоративно – прикладного искусства;
  • Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Привлечь родителей к изучению исторического и культурного наследия России.

Ожидаемые результаты проекта

1. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

2. Развитие творческого воображения и творческого мышления;

3. Активизировать словарь по данной теме.

1. Углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;

2. Формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Ожидаемые результаты проекта

1. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

2. Развитие творческого воображения и творческого мышления;

3. Активизировать словарь по данной теме.

1. Углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;

2. Формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

1 этап – подготовительный

1.Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

2.Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3.Подготовка материалов для творческой деятельности детей.

2 этап – основной

рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);

- Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.

3 этап – заключительный

1.Выставка детских работ;

2.Презентация проекта родителям;

3.Выставка народного творчества.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно – прикладному искусству у детей появилось желание ещё больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом, темы декоративно – прикладного искусства стала очень интересна и многогранна, она помогла развить не только творческую личность но и помогает воспитывать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

В результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей темой декоративно – прикладного искусства и народных мастеров России. В следствии чего они стали активными участниками проекта.

Читайте также: