Ознакомление детей с художественной литературой в доу 2я младшая

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель: Молодцы ребята, вы внимательно слушали сказку.
Понравилась вам сказка?
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Воспитатель: Присаживаемся на стульчики (посадка)
Ребята, наша гостья лисичка хочет проверить, внимательно ли вы слушали сказку? Сейчас мы узнаем:
• Как называлась сказка?
• Что нашла лисичка на дорожке?
• Что было дальше?
• Кого отдал мужик за скалочку?
• Что сделала лиса с курочкой?
• Кого отдал мужик лисе за курочку?
• Что сделала лиса с уточкой?
• Кого отдал мужик лисе вместо девочки?
• Как была наказана лиса за обман?
• Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
• Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
• Чему нас учит эта сказка?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Лисичке понравилось, как вы внимательно слушали сказку и отвечали на вопросы. Лисичка предлагает немного поиграть. Вам нужно вспомнить, каких животных и птиц получила в деревне лисичка и какие у этих животных звуки:
Курочка (ко-ко-ко)
Уточка (кря-кря)
Собачка (Гав-гав)
Воспитатель: понравилась вам игра? Как называлась сказка, которую мы читали? Что вам понравилось?
Воспитатель: Лисичка говорит нам спасибо за то, что пригласили её послушать с нами сказку и разъяснили ей, что хитрить и обманывать плохо. Ей понравилось у вас в гостях. Давайте попрощаемся с лисичкой и пригласим её к себе в гости ещё.
Дети прощаются с лисичкой.

Методическая рекомендация. Ознакомление с произведениями художественной литературы во второй младшей группе.

«Ребёнок – не сосуд, который надо наполнить,

Младших дошкольников приучают слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, воспитывают умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью 3-4 вопросов воспитателя, выразительно читать небольшие по объему стихотворения. Такие разнообразные формы работы над литературным произведением способствует более глубокому эмоциональному восприятию его детьми.

Известно, что использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей, включить их в активную деятельность. Вот почему занятия с младшими дошкольниками лучше начинать с демонстрации игрушек, предметов, иллюстраций. В тех случаях, когда показ нецелесообразен, детям сообщают, что познакомят их с новой интересной книжкой: сказкой (рассказом, стихотворением, называть жанр стихотворения обязательно.

Воспитатель неоднократно возвращается к произведению, зачитывая (рассказывая) отрывки, наиболее ценные в информативном и языковом отношениях. Это помогает детям глубже прочувствовать содержание, художественное своеобразие произведения.

Задачи по развитию риторических умений и навыков:

Развивать устную речь. Умение высказываться сложноподчинёнными предложениями.

Побудить совершенствовать собственную речь, диалоговую и монологическую.

Формировать умение использовать звуковые средства выразительности собственной речи.

Развивать умения использовать интонационные средства выразительности речи при пересказе и чтении художественного произведения. Развитие умения передавать содержание произведения используя пространственную модель.

Развитие умения анализировать текст, его логику (определять вид текста, о ком, о чём говориться в произведении, и отношение к прочитанному.)

Развитие умения понимать основную мысль художестве6нного произведения.

Развивать действия наглядного моделирования.

Способствовать становлению когнитивных процессов. Наполнению их вербальным (знаковым) материалом, развитие знакового мышления.

Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Способствовать усвоению социальных норм поведения.

Методы и приёмы :

Игровая мотивация, посредством моделирования воображаемой ситуации. Перевод реального плана в условно- игровой, при помощи образно- символистических средств (волшебные бантики, превращения в героев произведений и т. д.)

Совместная игровая деятельность с детьми с использованием средств познавательных задач.

Включение различных ориентировочных действий: обследование, сравнение, соотношение и т. д.

Положительная оценка результата, стимулирование на дальнейшую деятельность.

Эмоционально- образное стимулирование, побуждение к сопереживанию.

Обращение к личному опыту детей, беседы, рассказывание.

Образец эмоционально- образной речи, выразительное чтение, рассказывание изучаемого произведения.

Вопросы, сравнения, обобщения.

Совместный рассказ, подсказ- напоминание.

Беседа о прочитанном, услышанном, закрепление целостности восприятия литературного произведения.

Закрепление приобретаемых знаний, умений и навыков в различных видах художественной деятельности.

Словесные указания, поощрения.

Словарная работа, направленная на обогащения словаря и введения новых слов в активную речь.

Объяснения, вопросы, создание и решение проблемных ситуаций, активизация мышления и воображения.

Демонстрация наглядного материала.

Подбор игр и упражнений, направленных на закрепление пройденного материала.

Оценка речевой деятельности. Планирование последующей работы.

Усложнение материала в зависимости от усвоения предыдущего. Введение различных игровых действий ведущих к усвоению нового материала.

Использование данных методов и приёмов одно из важнейших условий реализации моей работы.

Влияние художественной литературы на правильное отношение ребёнка к окружающей действительности целиком и полностью оправданно.

Именно через художественную литературу мы учим видеть детей красоту окружающего мира, знакомим с человеческими взаимоотношениями, учим выделять закономерности природных явлений, формируем основы базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, предоставляем равные возможности для творческой деятельности, способствуем полноценному развитию личности. Маленький ребёнок живёт по своим психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют специфические особенности.

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы интеллекта, мышления, воображения, развиваются творческие способности. Происходит это не само собой, а под влиянием окружающей среды, развитием общения со взрослыми и сверстниками, развитием его чувственной сферы. Не случайно психологи называют дошкольный возраст сказочным, а активное творческое восприятие художественных произведений признаётся равным игре. Речь - один из ведущих компонентов психического и личностного развития ребёнка. В процессе развития речи у детей появляется интерес к звучащему красивому слову. Согласитесь, это не простая задача и самое трудное – сделать так, чтобы знакомство с художественной литературой стало интересным, увлекательным делом, ведь по принуждению никто ещё не становился лучше. Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

3. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.

4. Ф. А. Сохин. Развитие речи детей дошкольного возраста рассказыванию – М. ,1979г.

5 .В. В. Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 3-4лет. М. ,1987г.

6. Гербова В. В., "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

В перспективном плане подробно описаны занятия (тема, цели, материал для занятия и подготовительная работа) на каждый месяц.

ВложениеРазмер
perspektivnyy_plan_2_ml._gr.docx 29.21 КБ

Предварительный просмотр:

по ознакомлению с художественной литературой

во II младшей группе

Цель: - развивать у детей способность слушать литературные произведения;

  • учить отвечать на вопросы;
  • обогащать словарный запас.

Материал: в корзинке — картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свекла. Предварительная работа:

Цель: - продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; - помочь усвоить содержание стихотворения с помощью фланелеграфа.

Материал: фланелеграф, облака с контуром человечков, слоников, верблюдиков, солнце. Предварительная работа:

наблюдение за облачком, небом, на что похожи облака.

Цель: - побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании;

Материал: настольный театр, теремок. Предварительная работа:

рассматривание теремка, игрушек-персонажей.

Цель: - познакомить детей со сказкой С. Маршака;

  • побуждать их осознавать и запоминать
    сюжет, персонажей;
  • интонационно воспроизводить
    голоса героев;
  • учить отвечать на вопросы.

Материал: игрушки - мышка, мышонок, жаба, утка и др. (по содержанию).

Цель: - продолжать знакомить детей с жанром стихотворения. - помочь усвоить содержание стихотворения;

- побуждать детей выразительно *■ проговаривать отдельные строки текста.

Материал: картинка с изображением кораблика, фигурки мышек. Предварительная работа:

рассмотреть кораблик; поиграть с ним; посадить в него мышек.

Цель: - развивать у детей способность слушать литературные произведения;

  • побуждать их эмоционально
    реагировать на содержание текста;
  • учить интонационно воспроизводить
    голоса героев;
  • учить отвечать на вопросы.

Материал: сказка (книга) с иллюстрациями, цветные карандаши.

Цель:- развивать у детей способность слушать литературные произведения;

  • побуждать их эмоционально
    реагировать на содержание текста;
  • учить интонационно воспроизводить
    голоса героев;
  • учить отвечать на вопросы.

Материал: сказка (книга) с иллюстрациями, цветные карандаши.

Цель:- побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение;

Материал: пять котят, вырезанных из бумаги. Предварительная работа:

наблюдение за животным котенком.

Цель:- побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

  • участвовать в рассказывании;
  • воспитывать интонационную
    выразительность речи;
  • развивать творческую активность детей.

Материал: иллюстрации по содержанию сказки.

Цель:- продолжать учить детей

слушать стихотворный текст,

осознавая его содержание;

- отвечать на вопросы

2-х, 3-х словными предложениями.

Материал: книжка с иллюстрациями, цветные карандаши.

14. Стихи о новогодней елке (в сокращении)

Цель:- побуждать детей активно включаться в чтение стихотворения (договаривание фраз) - расширять словарный запас детей.

Материал: цветные карандаши. Предварительная работа:

беседа о новогоднем празднике, рассматривание елки.

15. Разноцветные загадки

Цель:- познакомить детей с формой устного народного творчества - загадками; - учить детей отгадывать загадки, улавливая в них подсказки.

Материал: картинки с изображением помидора, елки, морковки, цыпленка, снежинки и колокольчика (цветок).

Предварительная работа: беседа о загадках, представить самые простые.

Цель:- дать возможность детям понять содержание сказки без показа;

  • учить отвечать на вопросы
    по содержанию сказки;
  • обогащать словарь детей
    (короб, гостинцы, крылечко, пенек).

Материал: игрушки -персонажи сказки; цветные карандаши. Предварительная работа:

рассказывание сказки в сопровождении показа настольного театра.

Цель: -побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворное произведение, осознавать текст, содержание; - вызвать желание запоминать отдельные фразы и выразительно читать их.

Материал: книга с иллюстрациями, цветные карандаши. Предварительная работа:

беседа о чистоте, порядке о гигиенических процедурах, мыло, полотенце, мочалка.

Цель:- продолжать учить детей внимательно слушать стихотворный текст;

  • отвечать на вопросы;
  • обогащать словарь детей.

Материал: цветные карандаши Предварительная работа:

игра с солнечным зайчиком

Цель:- учить детей воспринимать стихотворный текст, понимать его содержание;

  • отвечать на вопросы;
  • побуждать проговаривать
    выразительно отдельные фразы,
    фрагменты;
  • воспитывать заботливое отношение
    к близким людям.

Материал: книга с иллюстрациями; цветные карандаши. Предварительная работа:

беседа о мамином празднике, о мамах.

23. Стихи о бабушках

Цель:- учить детей эмоционально воспринимать читаемый взрослым текст, понимать его содержание;

  • отвечать на вопросы;
  • побуждать проговаривать выразительно
    фразы, фрагменты стихотворения;
  • воспитывать заботливое отношение
    к близким людям.

цветные карандаши Предварительная работа:

беседа о бабушках, рассказы детей о своих бабушках.

Цель:- познакомить детей с содержанием новой сказки;

  • помочь понять ее смысл;
  • расширять словарный запас.

Материал: сказка с

Цель: -учить детей воспринимать читаемый взрослым текст и понимать его содержание без показа;

  • отвечать на вопросы;
  • воспитывать заботливое отношение
    к животным.

наблюдение за щенком или собакой.

Цель:- продолжать формировать умение детей слушать читаемый взрослым текст, понимать его содержание;

  • отвечать на вопросы 2-х,3-х словными
    предложениями;
  • обогащать словарь детей;
  • воспитывать внимательное и заботливое
    отношение к животным и птицам.

Цель:- познакомить детей с содержанием сказки;

  • учить точно отвечать на вопросы;
  • интонационно воспроизводить
    голоса героев;

- расширять словарный запас детей.

Материал: книга с

иллюстрациями, цветные карандаши. Предварительная работа:

рассматривание картины - озеро, словарная работа: лисица, ястреб.

Материал: книга с иллюстрациями сказки, цветные карандаши. Предварительная работа:

рассматривание картинок с образами медведей. обратить внимание на особенности телосложения, их передвижения.

Цель:- познакомить детей с содержанием рассказов;

  • учить точно отвечать на вопросы;
  • закрепить знания о цвете;
  • обогащение словаря детей.
    (гусеница, покраснели от холода, поливать)

Материал: гусеница, цветные карандаши. Предварительная работа:

наблюдение за гусеницей, эксперименты с теплой, холодной водой.

Цель:- побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание;

  • отвечать на простые вопросы;
  • учить проговаривать отдельные фразы,
    фрагменты стиха.

Материал: картинка с изображением лягушки и ее избушки

32. С. Прокофьева

Цель:- продолжать учить слушать читаемый текст, понимать его содержание;

  • отвечать на вопросы;
  • воспитывать бережное отношение
    к природе, трудолюбие;
  • формировать понятия:
    старше-моложе, большой-маленький

Материал: рисунки с изображением дубов; цветные карандаши. Предварительная работа:

наблюдение за деревьями (выше-ниже, старше-моложе)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Материал подобран по методике Ушаковой О.С.


Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте.


Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п.

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе

Детям 3-4 лет необходимо читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Необходимо воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать г.

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе

Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год .

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.

Тип проекта: Творческий

Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.

Задачи проекта:

  1. Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
  2. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
  3. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений.
  4. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.

Участники проекта:

  1. Воспитанники 2 младшей группы.
  2. Воспитатели.
  3. Родители детей.

На сколько рассчитан проект:

С сентября по май.

Формы работы с детьми:

  1. Организация чтения русских литературных произведений.
  2. Театрализованный показ литературных произведений.
  3. Заучивание наизусть доступных литературных произведений.
  4. Самостоятельная деятельность ребёнка. Игры.
  5. Экскурсии в Петровскую библиотеку.
  6. Музыкальные праздники и развлечения.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей по текущим вопросам.
  2. Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
  3. Совместное изготовление игрушек и пособий по организации предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Методическая литература:

Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия);

2. Организация предметно-пространственной среды. Набор музыкальных инструментов:

Плоскостной настольный театр;

Плакаты с сюжетами сказок;

Уголок художественной литературы;

Уголок художественного творчества;

Выставка детских работ;

Картинки с изображением пейзажа русской природы;

Костюмерная с зеркалом;

детские балалайки, шумовые инструменты.

- видеомагнитофон, диски с записями сказок:

- музыкальный центр (фонограммы).

Методическое сопровождение проекта

  1. Составление программы работы.
  2. Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
  3. Консультативный материал для родителей (в приложении)
  4. Подборка произведений русского фольклора и сказки:

Ожидаемые результаты:

- Использование русских сказок и фольклорных произведений в активной речи детей.

- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

читать детям

Использование художественной литературы на занятиях в детском саду — мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному — это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

Девочка рассматривает книгу в детском саду

Чтение художественной литературы развивает образное мышление

Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.

В.А. Сухомлинский

Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

  • вырабатывание полного представления о мире;
  • развитие навыков разговорной речи;
  • продолжение знакомства с художественным словом;
  • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
  • развитие восприятия художественных образов;
  • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
  • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

Ребёнок читает книгу на улице

Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

Папа читает малышу

Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

Занятие можно составить следующим образом:

Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

Чтение книги с ребёнком

Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)

В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.

Читайте также: